Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 14:51, дипломная работа
Актуальность темы. Доля людей пожилого возраста в современном мире постепенно растет. В этих условиях социальная забота о престарелых людях, ориентированная в основном на малоимущих и одиноких, получила новый импульс к развитию. В развитых странах по этим проблемам сформировался ряд новых концепций, совершенствуется деятельность инфраструктур, ориентированная на улучшение социального статуса человека в обществе.
Существующая тенденция постоянного возрастания доли пожилых людей, практически во всех развитых станах, обусловлена успехами здравоохранения. Взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей, которая сегодня в развитых странах приблизилась к 80 годам, а для женского населения превысила этот показатель.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Старость как социальная проблема………………..... 7
1.1. Сущность и содержание проблемы старения населения………….………7
1.2. Социальные проблемы лиц пожилого возраста ………………………… 13
1.3. Проблемы социального обслуживания пожилых людей
в КЧР…………………………………………………………….………………16
Глава II. социальная ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ пожилых людеЙ В РОССИИ И КЧР……...................................................................... 21
2.1. Основные направления и механизмы реализации государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения………….21
2.2. Социальное обслуживание пожилых людей: становление, формы, принципы……………………………………………………………………….. 31
2.3. Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста государственными учреждениями социального обслуживания населения Карачаево-Черкесской Республики………….………………………………....41
ГЛАВА III. Проблемы реализации социальных программ в отношении граждан старшего поколения в КЧР и рекомендации по их совершенствованию……………………………………………………..………49
3.1. Республиканские целевые программы…………………………………….49
3.2.Рекомендации по совершенствованию работы с пожилыми людьми в КЧР………………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 62
ПРИМЕЧАНИЯ………………………………………………………………… 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
2. Приоритеты государственной
социальной политики в
Республике, цели, задачи, целевые показатели Госпрограммы
С учетом задач, поставленных в Посланиях Президента Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, а также важнейших решений, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, целью Госпрограммы является повышение уровня и качества жизни пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и других социально незащищенных категорий граждан, проживающих на территории Карачаево-Черкесской Республики.
В рамках Госпрограммы определены следующие стратегические направления:
- меры социальной поддержки отдельных категорий граждан;
- социальная поддержка семьи и детей;
- развитие сети учреждений
- социальная поддержка граждан
пожилого возраста Карачаево-
- улучшение условий и охраны труда работников;
- поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций;
- обеспечение равных
- создание «доступной среды» для людей с ограниченными возможностями.
Стратегическое направление «Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан» включает мероприятия по реализации принятых публичных обязательств, в том числе по осуществлению денежных выплат, предоставлению натуральных льгот, предоставлению проезда на общественном пассажирском автомобильном транспорте, по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и т.д.
Стратегическое направление «Социальная поддержка семьи и детей» включает мероприятия по работе с семьями, профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, улучшению демографических процессов в Карачаево-Черкесской Республике, в частности, путем поддержки многодетных семей и семей, где один иди оба родителя являются инвалидами, осуществления единовременных и регулярных денежных выплат (пособия, компенсационные выплаты и.т.д.), организации отдыха и оздоровления.
Стратегическое направление «Улучшение условий и охраны труда работников в Карачаево-Черкесской Республики» включает мероприятия по созданию условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Стратегическое направление «Социальное поддержка граждан пожилого возраста Карачаево-Черкесской Республики» включает комплекс мероприятий, направленных на улучшение социального положения пожилых людей, повышение уровня жизни их адаптацию в современных условиях, создание благоприятных условий для активного участия в жизни общества.
Стратегическое направление «Доступная среда» на 2014-2015 годы в Карачаево-Черкесской Республике» включает комплекс мероприятий, направленных на обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Карачаево-Черкесской Республике, повышение доступности реабилитационных услуг.
Стратегическое направление «Развитие сети учреждений социального обслуживания населения Карачаево-Черкесской Республики» предусматривает мероприятия, направленные на сохранение кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессии, повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 1100% от средней заработной платы по Карачаево-Черкесской Республики, развитие новых форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, семей с детьми, приоритетное развитие, как социально и экономически более эффективных, надомных и полустационарных форм предоставления социальных услуг, укрепление материально-технической базы учреждений, приведение в соответствие учреждений социального обслуживания населения требованиям пожарной безопасности.
Стратегическое направление «Обеспечение равных возможностей, социальная поддержка, социальное сопровождение, интеграция в общество и реабилитация инвалидов по зрению на 2014-2020 годы» включает комплекс мероприятий, направленных на полноценную комплексную реабилитацию и социальную интеграцию в общество инвалидов по зрению, повышение их уровня жизни.
Указанные стратегические направления Госпрограммы, направленные на достижение основных целей Госпрограммы, требуют решения следующих основных задач:
- обеспечение социальной защиты отдельных категорий граждан;
- повышение качества жизни
- социальная поддержка граждан пожилого возраста;
- реализация государственной семейной политики, социальная поддержка семьи и детей,
профилактика семейного неблагополучия;
- обеспечение безопасных
- приведение в соответствие
с требованиями пожарной
- повышение роли сектора
- создание условий в снижение
профессиональных рисков
создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей, обеспечение потребностей семей с детьми в социальной поддержке.
Оценка достижения целей Госпрограммы производится посредством следующих индикаторов и показателей:
1. Удельный вес малоимущих
Данный показатель позволяет количественно оценить конечные общественно значимые результаты реализации Госпрограммы с позиций обеспечения роста материального благосостояния населения, снижения уровня бедности посредством представления мер социальной поддержки, направленных на обеспечение доходов граждан. Показатель определяется на основе данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Карачаево-Черкесской Республике о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов путем их соизмерения с величиной прожиточного минимума.
Введение данного показателя в качестве целевого предполагает, что мероприятия как Госпрограммы в целом, так и входящих в ее состав нормативно-правовых актов, должны ориентироваться на необходимость и, в конечном счете, способствовать снижению уровня бедности населения в республике на основе социальной поддержки граждан.
Прогнозируемое снижение данного показателя будет обеспечиваться за счет реализации в рамках Госпрограммы мероприятий, обеспечивающих последовательное расширение, в том числе в рамках совершенствования федерального и регионального законодательства, адресного подхода, основанного на оценке нуждаемости, как при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, так и при организации социального обслуживания населения и социальной поддержки семьи и детей.
Показатель рассчитывается по формуле:
В/А*100%, где:
В - численность малоимущих граждан, имеющих низкий уровень индивидуального дохода, получивших в отчетном году денежные выплаты и компенсации (регулярные, разовые), человек;
А - общая численность малоимущих граждан в Карачаево-Черкесской Республике, обратившихся за год за получением мер социальной поддержки, человек.
2. Доля граждан, получивших социальные
услуги в учреждениях
Показатель позволяет оценивать результаты реализации мероприятий по удовлетворению потребностей населения в социальных услугах, предоставляемых пожилым гражданам, инвалидам, семьям с детьми, лицам без определенного места жительства и занятий, учреждениями социального обслуживания населения.
Источники исходных данных – отчеты о деятельности учреждений социального обслуживания населения Карачаево-Черкесской Республики.
Реализация Госпрограммы в целом, в сочетании с положительной динамикой экономического развития, прежде всего, с увеличением занятости и доходов экономически активного населения, будет способствовать повышению уровня и качества жизни населения, снижению бедности, сокращению дифференциации населения по уровню доходов.
Значения целевых показателей (индикаторов) приведены в приложении 1 Госпрограммы.
Каждый целевой индикатор выступает обобщающим показателем по определенной подпрограмме. В рамках каждой подпрограммы имеются дополнительные показатели, которые оценивают исполнение задачи и эффективность мероприятий подпрограммы.
Сроки реализации Госпрограммы – 2014-2020 годы
ПОДПРОГРАММА 5
«Социальная поддержка граждан пожилого возраста
в Карачаево-Черкесской Республике на 2014-2020 годы»
государственной программы «Социальная защита населения в
Карачаево-Черкесской Республике на 2014-2020 годы»
(далее – Подпрограмма 5)
4.5.1.ПАСПОРТ Подпрограммы 5
Наименование Подпрограммы 5 |
Социальная поддержка граждан пожилого возраста в Карачаево-Черкесской Республике на 2014-2020 годы |
Ответственный исполнитель Подпрограммы 5 |
Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики |
Соисполнители Подпрограммы 5 |
Министерство здравоохранения Карачаево-Черкесской
Республики; Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики; Министерство культуры Карачаево-Черкесской Республики; Министерство Карачаево-Черкесской Республики по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати;
|
Цель Подпрограммы 5 |
Формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых граждан, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества
|
Задачи Подпрограммы 5 |
Расширение диапазона и объемов адресной социальной помощи и повышение качества оказываемых им медико-социальных услуг; улучшение медицинского обслуживания ветеранов войны и инвалидов; расширение сети и совершенствование деятельности учреждений и служб, предоставляющих ветеранам, пожилым гражданам и инвалидам комплекс жизненно важных социально ориентированных услуг (многопрофильные центры социального обслуживания с отделениями дневного пребывания, социальными столовыми, отделениями социального и медико-социального обслуживания на дому, отделениями бытовых услуг, мобильные социальные службы, клубы по интересам для пожилых граждан); разработка новых форм социального обслуживания пожилых граждан с учетом масштабов и темпов старения населения, создание условий для внедрения экономически обоснованных моделей и приближения уровня социального обслуживания к потребностям общества; содействие повышению уровня социальной адаптации пожилых людей и инвалидов, упрочению социальных связей в сочетании с расширением их социокультурных контактов; содействие процессу социальной интеграции пожилых граждан с привлечением учреждений социальной сферы, общественных объединений; реализация мероприятий по оптимизации социокультурной среды жизнедеятельности пожилых граждан и инвалидов, дальнейшая поддержка деятельности общественных объединений ветеранов и инвалидов; проведение исследований по приоритетным проблемам социальной защиты и поддержки ветеранов войны, труда, пожилых граждан. |
Целевые индикаторы и показатели результатов и эффективности Подпрограммы 5 |
Улучшение социального положения ветеранов, пожилых за счет расширения спектра предоставляемой социальной поддержки, льгот и услуг указанной категории граждан, охват социальными услугами не менее 90% пожилых людей из числа выявленных граждан, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании; создание пункта продажи современных средств и предметов ухода за пожилыми гражданами на базе республиканского государственного учреждения «Дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа» в г. Черкесске; организация мобильных бригад для обеспечения социальными и социально-бытовыми услугами жителей сельских районов республики и оснащение их автотранспортом; создание учреждений социального обслуживания в целях предоставления пожилым гражданам жизненно важных услуг (открытие отделений социально-медицинского обслуживания на дому, срочной социальной помощи, социальной столовой, продолжение строительства 2-ой очереди республиканского государственного учреждения «Дом - интернат общего типа для престарелых и инвалидов» в г. Черкесске, создание психоневрологического дома-интерната); расширение внутренней инфраструктуры действующих стационарных учреждений социального обслуживания для пожилых граждан и инвалидов, обеспечение норм площади спален не менее 6 кв. метров на 1 человека; обеспечение мероприятий по пожарной безопасности и антитеррористической защищенности в республиканских учреждениях стационарного социального обслуживания; повышение уровня социальной адаптации пожилых граждан, упрочение социальных связей; усиление координации деятельности исполнительных органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, заинтересованных организаций и общественных объединений по предоставлению пожилым гражданам социальных услуг, помощи и поддержки |
Этапы и сроки реализации Подпрограммы 5 |
2014-2020 |
Финансовое обеспечение Подпрограммы 5 |
Источник финансирования Подпрограммы - средства республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики. Общий объем финансирования Подпрограммы – 430 650,0 тыс. рублей. По годам: 2014 год – 72 950,0 тыс. рублей 2015 год - 70 950,0 тыс. рублей 2016 год – 57 350,0 тыс. рублей 2017 год – 57 350,0 тыс. рублей 2018 год - 57 350,0 тыс. рублей 2019 год - 57 350,0 тыс. рублей 2020 год - 57 350,0 - тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты Подпрограммы 5 |
Охват социальными услугами не менее 90% пожилых результаты Программы людей из числа выявленных граждан, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании; обеспечение услугами пункта продажи современных средств и предметов ухода за пожилыми гражданами не менее 1000 человек в год; создание мобильных бригад в 10 сельских районах республики в целях предоставления социальных и социально-бытовых услуг их жителям; открытие при РГБУ «Центр социального обслуживания населения» отделений социально-медицинского обслуживания на дому, срочной социальной помощи, клубов «компьютерной грамотности», социальной столовой обеспечит предоставление пожилым гражданам жизненно важных услуг; ввод в действие 2-ой очереди республиканского государственного учреждения «Дом-интернат общего типа» в г. Черкесске позволит обеспечить стационарным социальным обслуживанием к 2020 году 274 граждан пожилого возраста; создание в 2015 - 2020 гг. дома-интерната психоневрологического типа на 50 чел./мест позволит обеспечить имеющуюся потребность |
4.5.2. Цели, задачи и целевые показатели подпрограммы; основные мероприятия
Основной целью Программы является создание условий для повышения качества жизни ветеранов войны, труда, боевых действий, пожилых граждан на основе развития сети социальных учреждений и совершенствования их деятельности, обеспечение доступности социально-медицинской помощи, культурно-досуговых и иных услуг, внедрение новых форм социального обслуживания, содействие активному участию ветеранов, пожилых граждан в жизни общества.
В рамках Подпрограммы предусматривается решение следующих задач:
расширение диапазона и объемов адресной социальной помощи и повышение качества оказываемых им медико-социальных услуг;
улучшение медицинского обслуживания ветеранов войны и инвалидов;
расширение сети и совершенствование деятельности учреждений и служб, предоставляющих ветеранам, пожилым гражданам и инвалидам комплекс жизненно важных социально ориентированных услуг (многопрофильные центры социального обслуживания с отделениями дневного пребывания, социальными столовыми, отделениями социального и медико-социального обслуживания на дому, отделениями бытовых услуг, мобильные социальные службы, клубы по интересам для пожилых граждан);
разработка новых форм социального обслуживания пожилых граждан с учетом масштабов и темпов старения населения, создание условий для внедрения экономически обоснованных моделей и приближения уровня социального обслуживания к потребностям общества;
содействие повышению уровня социальной адаптации пожилых людей и инвалидов, упрочению социальных связей в сочетании с расширением их социокультурных контактов;
содействие процессу социальной интеграции пожилых граждан с привлечением учреждений социальной сферы, общественных объединений;
реализация мероприятий по оптимизации социокультурной среды жизнедеятельности пожилых граждан и инвалидов, дальнейшая поддержка деятельности общественных объединений ветеранов и инвалидов;
проведение исследований по приоритетным проблемам социальной защиты и поддержки ветеранов войны, труда, пожилых граждан.
Целевыми индикаторами Подпрограммы являются:
улучшение социального положения ветеранов, пожилых за счет расширения спектра предоставляемой социальной поддержки, льгот и услуг указанной категории граждан, охват социальными услугами не менее 90% пожилых людей из числа выявленных граждан, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании;
Информация о работе Социальная политика и программы в интересах пожилых людей в КЧР