Совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения деятельности органов местного самоуправления (на примере администр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 03:43, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта состоит в разработке концепции совершенствования системы информационно–аналитического обеспечения администрации муниципального образования «Хабаровский район»– первого и наиболее важного этапа работ по совершенствованию этой системы.

Исходя из поставленной цели проводимого исследования, необходимо решить взаимосвязанный комплекс задач, позволяющих построить информационную систему на основе реально существующих и взаимодействующих процессов всех структурных подразделений.

Задачами исследования являются:

- анализ теоретико-методологических основ создания информационных систем, поддерживающих административно-управленческую деятельность органов муниципальной власти;

- изучение современных взглядов на проблему создания и совершенствования систем информационно-аналитического обеспечения органов власти и местного самоуправления;

- анализ современного состояния нормативно–правовой базы информатизации муниципальных образований в Российской Федерации;

- анализ современного состояния системы информационно-аналитического обеспечения;

- разработка концепции совершенствования системы информационно–аналитического обеспечения администрации муниципального образования «Хабаровский район».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
4

1 СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………....


9

1.1 Информационное обеспечение, его состав и роль в управлении………...
9

1.2 Современные взгляды на проблему создания и совершенствования

информационных систем организаций………………………….…………


19

2 НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ

ИНФОРМАТИЗАЦИИ………………………………………………………


25

2.1 Современное состояние нормативно-правовой базы информационных технологий в Российской Федерации…………..…………..……………..


25

2.2 Государственная информационная политика – создание Единого

информационного пространства……………………………….…………..


33

3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХАБАРОВСКИЙ РАЙОН»




39

3.1 Общая характеристика администрации муниципального образования «Хабаровский район» ………………………………………………………


39

3.2 Анализ системы информационного обеспечения администрации муниципального образования «Хабаровский район»…………………………..


48

4 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХАБАРОВСКИЙ РАЙОН»..

4.1 Концепция совершенствования системы информационного

обеспечения деятельности администрации муниципального

образования «Хабаровский район» ………………………………………

4.2 Мероприятия по совершенствованию системы информационного

обеспечения деятельности администрации муниципального

образования «Хабаровский район»……………………………………...

4.3 Оценка эффективности от внедрения концепции и мероприятий по

совершенствованию системы информационного обеспечения

деятельности администрации муниципального образования

«Хабаровский район»……………………………………………………..




55







55



67







71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…….
74

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…
79

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..……
86

Файлы: 1 файл

Дипломный проект.doc

— 534.50 Кб (Скачать файл)

      В России сейчас реализуется Федеральная  целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)" (далее именуется - Программа), над которой работает ряд государственных структур.

      Программа должна обеспечить формирование нормативной  правовой базы в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, сформировать условия для подключения к открытым информационным системам (в том числе, посредством сети Интернет), а также обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения ИКТ.13

      Программа рассчитана на период с 2002 по 2010 гг. Реализация должна происходить поэтапно: первый этап (2002 год) – формирование "институциональных предпосылок к реализации мероприятий программы"; второй (2003-2004 гг.) – "организационные мероприятия по расширению и развитию проектов по интерактивному взаимодействию органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами", формирование "единой телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, центров общественного доступа к информационным сетям"; третий (2005-2010 гг.) – "создание предпосылок для массового распространения информационных технологий в экономике, а также для полной реализации прав граждан на доступ к информации и экономическую деятельность на основе использования информационных технологий".

      В Программе провозглашен революционный  принцип снижения доли бумажных документов до 35%. Этот эффект должен быть достигнут за счет интеграции разрозненных ресурсов в единую межведомственную систему, унификации и стандартизации документооборота.  Выполнение программы позволит создать условия для построения в Российской Федерации эффективной сбалансированной экономики, ориентированной на внутреннее потребление и экспорт информационных технологий и услуг.

      Разработчики  Программы рассчитывают к 2010 году создать  “электронное правительство”, которое будет общаться с гражданами в интерактивном режиме.

      Приоритетным  направлением автоматизации является создание единых информационных потоков и баз данных управления. В этот процесс должны быть вовлечены все ветви власти – исполнительная, законодательная, региональная, судебная.

      "Электронное  правительство" – главная задача  властей в едином сетевом пространстве и основа всех моделей государственного управления XXI века.

     1.2 Современные взгляды  на проблему создания  и  

           совершенствования информационных систем организаций

 

      С проблемой интеграции и создания интегрированной информационной системы (ИИС) сталкиваются все организации: и те, которые имеют уже достаточно большой опыт автоматизации, и вновь создаваемые, где информационное обеспечение организуется «с нуля». В целом варианты достижения интеграции информационной системы зависят от следующих исходных условий: наличия достаточной технической базы и определенного опыта использования различных видов автоматизированных рабочих мест (АРМ).

      В том случае, когда задачу интеграции информационной системы приходится решать в условиях уже существующей автоматизированных систем управления (АСУ), возможны следующие варианты: создание на основе имеющихся массивов информации единого банка данных, интегрирующего все базы и файлы. Несколько иной выглядит ситуация, если интеграция осуществляется на базе автономных комплексов и подсистем, обеспечение которых не унифицировано, т.е. которые программно и информационно несовместимы. Например, в них используются различные системы классификации и кодирования, различные структуры данных, средства программного и технического обеспечения, что характерно для условий стихийной автоматизации. Чем больше перечисленных факторов присутствуют, тем сложнее процесс интеграции информационной системы. В этом случае необходимы перестройка информационных массивов, их перевод в структуру и язык единой системы

      В случае создания новой ИИС возможны также различные варианты: например, создание ее в виде централизованного  банка данных или обособленных, но информационно взаимосвязанных подсистем на базе распределенных банков данных. При этом необходимо реализовать 2 уровня подсистем: на нижнем – функциональные подсистемы, каждая из которых основана на принципах интеграции и унификации проектных решений в части информационного, программного и технического обеспечения; на верхнем – информационная подсистема, интегрирующая все нижние подсистемы в единую систему14.

      При проектировании ИИС необходимы серьезные  предварительные исследования, что  требует участия высококвалифицированных специалистов и сопряжено со значительными затратами труда и времени. Разработка информационного и программного обеспечения таких систем, ориентированных на широкий круг приложений, значительно дороже, чем АРМ. Однако гибкость и универсальность этих средств значительно упрощает процесс дальнейшего внедрения, эксплуатации и развития ИИС, т.е. первоначальная стоимость окупается на последующих этапах ее существования.

      Вместе  с тем, длительные сроки разработки проекта, его высокая стоимость, отсутствие специалистов, могут сделать этот вариант недоступным. Более рационально обратиться к компромиссному варианту, когда производится предварительное обследование объекта с целью определения общей концепции создания системы, а сама разработка начинается с локальных подсистем и комплексов задач, которые, ориентированы на дальнейшую интеграцию в единую систему поэтапно, с внедрением отдельных частей.

      Информационная  система организации представляет собой многоуровневую автоматизированную систему управления, обеспечивающую наиболее эффективное решение задач планирования, производства, реализации товаров и услуг. Интеграцию здесь можно определить как способ организации отдельных компонентов в единую систему, обеспечивающую их согласованное и целенаправленное совместное взаимодействие и высокую эффективность функционирования всей системы15.

      Выделенные  информационные подсистемы обязательно существуют в организациях в традиционном или автоматизированном виде и одна из наиболее сложных задач – координация их функционирования, которую можно эффективно решить только в рамках интегрированной системы. При этом исключаются дублирование, потери информации, обеспечиваются наиболее быстрый ее оборот, преобразование и поиск.

      Для создания систем, ориентированных на принятие решений, используются различные технологии, влияющие в свою очередь, на уровень интеграции. Среди них можно выделить:

     - Электронную систему обработки  данных (ЭСОД), предназначенную для  решения хорошо структурированных  задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы решения. Система работает в этом случае в автоматическом режиме с минимальным участием человека. Применяется на уровне оперативного управления - информационной системе бухгалтерского учета, АРМ. Главная задача системы - первичная обработка информации.

     - АСУ, использующие СУБД, которые  позволяют осуществлять поиск  и обработку входящей информации. Выходная информация выдается в виде ответов на вопросы пользователя и управленческих отчетов. Система не предназначена для чисто автоматического режима, все решения принимает человек. Она является примером системы, осуществляющей информационную поддержку управленческих решений, и применяется на нижних уровнях управления для выполнения хорошо структурированных задач.

     - Системы поддержки принятия решений  (СППР) работают в режиме диалога  и используются для решения  плохо структурированных задач, для них характерны - неполнота входящих данных, отсутствие четких целей. Участие человека в работе системы велико - он выбирает альтернативу. Помимо запросно-ответной системы, созданной на базе СУБД, СППР включает в себя базу моделей и систему управления этой базой, а также системы управления диалогом. СППР ориентированы на информационную поддержку деятельности конкретного человека, решающие специфические задачи.

     - Система  автоматизации  офиса  (САО)  используется  для  целей  автоматизации офисных работ (включая текстовые редакторы, графику, издательские системы и др.), а также для поддержания связей и обмена информацией между сотрудниками офиса, т.е. включает коммуникационные средства типа электронной почты, факса, телеконференций и т.д. САО участвует в информационной поддержке принятия решений. Основное внимание в системе уделено обмену информацией и связи, оперативности.

     - Экспертная  система  (ЭС)  основывается  на  моделировании  процессов принятия решений человеком-экспертом при помощи компьютера и разработок в области искусственного интеллекта. ЭС основана не только на использовании данных и информации, но и знаний.

     - Нейросетевые  компьютерные  системы  – новый  вид  информационной технологии, основанный на методах искусственного интеллекта. Такая система обладает возможностями обобщения, абстракции, основанных на имеющихся массивах данных о ранее прошедших процессах и их последствиях, что позволяет решать задачи прогнозирования.

      Сложность и многообразие подходов к построению информационной системы свидетельствует о трудности решаемой задачи, необходимости создания определенных предпосылок, в том числе технических, организационных, программных и др., но в первую очередь выдвигается проблема концептуального проектирования такой системы на основе   глубокого и подробного анализа информационных потребностей организации и профессионального использования информационных технологий16.

      Так же необходимо рассмотреть и программы  защиты информации. В настоящее время  информационная безопасность – это  наиважнейший компонент национальной безопасности, аспект государственного управления. И этот аспект необходимо рассматривать в контексте наведения порядка в органах власти всех уровней.

      Эффективность обеспечения информационной безопасности в России во многом определяется легитимизацией термина «информационное обеспечение государственного управления», его законодательным и содержательным закреплением17.

      Важнейшее поле деятельности в решении вопроса  информационной безопасности – это  наведение порядка в управлении, правильная организации работ, постановка планирования, эффективные технологии поддержки управленческих решений, информационное обеспечение руководителей.

      Для обработки информации создаются  корпоративные информационные системы. С их внедрением осваиваются новые современные технологии организации процессов. Однако процесс развития происходит более медленными тепами, чем хотелось бы.

      Практически отсутствуют технологии принятия управленческих решений. Нет целенаправленной аналитической и прогнозной работы, не осознана необходимость поддержки автоматизированных информационных систем при выработке проектов решений. В большинстве органов власти нет схемы подготовки и принятия оперативных решений, особенно в чрезвычайных случаях. До аналитических обследований дело практически не доходит. Слабо осуществляется информационная поддержка принятия управленческих решений. Органы власти не разграничивают научно-аналитические работы, выполняемые по целевым федеральным программам. Многие органы власти не имеют подведомственные научных или научно-производственных центров18.

      В органах местного самоуправления компьютерную технику используют пока больше для подготовки документов и просмотра справок, а также пересылки сообщений по электронной почте, какая либо общая система принятия решений по вопросам информатизации отсутствует. Чаще используется «прецедентный метод компьютеризации»: на отдельном рабочем месте возникает потребность в компьютере – формируется заявка – заявка идет к руководству – руководитель принимает решение. Об экспертизе проектных решений (что, как известно, является залогом качества и снижения стоимости решений) речь почти нигде не идет. Отсутствует, какая либо нормативная и методическая база по формированию информационно-технологических служб.

      Комплексно  вопросы информационной безопасности в органах МСУ нигде не решаются. Только в малом числе органов МСУ существует отдел защиты информации. Однако  используются системы контроля доступа, системы охранной сигнализации. Используются преимущественно три способа защиты информации: разграничения доступа, антивирусной защиты, резервного копирования. Системы криптозащиты практически не используются. Некоторые органы МСУ планируют мероприятия по совершенствованию комплекса системы обеспечения информационной безопасности, разработку политики этого вопроса19.

      В целом же можно отметить явную  тенденцию развития информатизации в органах МСУ.

 

       2 нормативноЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ

      ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 

    2.1 Современное состояние  нормативной правовой  базы  

          информационных технологий в Российской Федерации

      Законодательство  Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов.

Информация о работе Совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения деятельности органов местного самоуправления (на примере администр