Совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения деятельности органов местного самоуправления (на примере администр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 03:43, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта состоит в разработке концепции совершенствования системы информационно–аналитического обеспечения администрации муниципального образования «Хабаровский район»– первого и наиболее важного этапа работ по совершенствованию этой системы.

Исходя из поставленной цели проводимого исследования, необходимо решить взаимосвязанный комплекс задач, позволяющих построить информационную систему на основе реально существующих и взаимодействующих процессов всех структурных подразделений.

Задачами исследования являются:

- анализ теоретико-методологических основ создания информационных систем, поддерживающих административно-управленческую деятельность органов муниципальной власти;

- изучение современных взглядов на проблему создания и совершенствования систем информационно-аналитического обеспечения органов власти и местного самоуправления;

- анализ современного состояния нормативно–правовой базы информатизации муниципальных образований в Российской Федерации;

- анализ современного состояния системы информационно-аналитического обеспечения;

- разработка концепции совершенствования системы информационно–аналитического обеспечения администрации муниципального образования «Хабаровский район».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
4

1 СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………....


9

1.1 Информационное обеспечение, его состав и роль в управлении………...
9

1.2 Современные взгляды на проблему создания и совершенствования

информационных систем организаций………………………….…………


19

2 НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ

ИНФОРМАТИЗАЦИИ………………………………………………………


25

2.1 Современное состояние нормативно-правовой базы информационных технологий в Российской Федерации…………..…………..……………..


25

2.2 Государственная информационная политика – создание Единого

информационного пространства……………………………….…………..


33

3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХАБАРОВСКИЙ РАЙОН»




39

3.1 Общая характеристика администрации муниципального образования «Хабаровский район» ………………………………………………………


39

3.2 Анализ системы информационного обеспечения администрации муниципального образования «Хабаровский район»…………………………..


48

4 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХАБАРОВСКИЙ РАЙОН»..

4.1 Концепция совершенствования системы информационного

обеспечения деятельности администрации муниципального

образования «Хабаровский район» ………………………………………

4.2 Мероприятия по совершенствованию системы информационного

обеспечения деятельности администрации муниципального

образования «Хабаровский район»……………………………………...

4.3 Оценка эффективности от внедрения концепции и мероприятий по

совершенствованию системы информационного обеспечения

деятельности администрации муниципального образования

«Хабаровский район»……………………………………………………..




55







55



67







71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…….
74

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…
79

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..……
86

Файлы: 1 файл

Дипломный проект.doc

— 534.50 Кб (Скачать файл)

     АИС ЗАГС, разработана как составная часть Территориальной Информационной Системы (ТИС) административного управления, где участвует в формировании и корпоративном использовании единого Реестра Физических Лиц (РФЛ) совместно Паспортно-визовой Службой УВД и паспортными столами ЖЭК.  При этом для оформления актовых записей АИС ЗАГС использует все имеющиеся сведения о персоналиях из РФЛ, что уменьшает объем вводимой информации, повышает достоверность данных.

     В АИС ЗАГС имеются широкие возможности  обмена данными с другими системами ТИС, в том числе с территориальным отделом ЗАГС или подчиненными органами ЗАГС с помощью дискет или по модемным каналам.

     Особенностью этой системы является то, что все данные о человеке: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства, сведения о документе, удостоверяющем личность, однажды вносятся в учетную карточку жителя, которая выполняет функции справочника и могут многократно использоваться в разных актовых записях (о рождении, о браке, о разводе, о смерти), связанных с этим человеком. В процессе работы, данные в учетной карточке можно дополнять или уточнять. Соответственно при заполнении актовой записи через экранную форму, данные о персоналиях берутся из компьютера, что значительно сокращает объем информации, вводимой с клавиатуры.- АИС регистрации пребывания граждан. Автоматизированная Информационная Система регистрации пребывания граждан (паспортные столы ЖЭК или органы паспортно-визовой службы). Служит для автоматизации всех операций, выполняемых в связи с регистрацией пребывания граждан в органах, уполномоченных осуществлять регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства.

      Система выполнена  в соответствии с требованиями Инструкции к Приказу МВД России № 393 от 23 октября 1995 г. “О применении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации” и действующим порядком оформления документов.

     АРМ регистрации  паспортов позволяет пользователям  заносить в базу данных и хранить сведения о всех документах, удостоверяющих личность выданных конкретному лицу, фиксировать поступившие в их отношении запросы и факты уничтожения документов.

     АИС предоставляет пользователям возможность  создавать перечень лиц и перечень паспортов, находящихся в розыске. Эти списки доступны для просмотра и редактирования. При вставке в БД новой персоналии, ее можно проверить по списку лиц, находящихся в розыске, а предъявленный документ – по списку паспортов. Если персоналия или паспорт числятся в списке разыскиваемых, выдается соответствующее сообщение.

     - Комплекс учета населения: АИС ЗАГС, АИС ПВС ЖЭК, АИС ПВС УВД и АИС Администратора РФЛ формируют комплекс РФЛ, обеспечивающий поддержание актуализированного реестра жителей района. За основу взят реестр жителей для ГАС «Выборы». В процессе работы ЗАГС этот реестр пополняется сведениями о родившихся и умерших. При подключении  данных о регистрации прибытия – убытия населения этот реестр будет актуализироваться со 100% полнотой. Для актуализации РФЛ все новые сведения за текущий день из ЗАГС и ПВС УВД  передаются по электронной почте на сервер РФЛ в администрации города. Там происходит обновление единого РФЛ и формируется общее обновление реестров, которые передаются всем службам, которые его используют. То есть все обновления, сформированные на разнесенных по территории узлах системы, объединяются и передаются каждому узлу для последующего использования. 

     Для этого на рабочих местах паспортисток в ЖЭК-ах (ПТО) устанавливается АИС ПВС, которые позволят выполнять все необходимые операции по оформлению листков прибытия – убытия, по подготовке справок, выписок из лицевого счета, по подготовке списков и т.д.

     - Учет жилого фонда. Комплекс учета жилого фонда образуют следующие информационные блоки: “Малоэтажный жилой фонд”, “Многоэтажные жилые дома”, “Жилые помещения”, “Нежилые помещения”, “Нежилые здания (сооружения)”,  Эти блоки данных входят в подсистему АИС “Учета жилого и нежилого фонда” .(АИС УЖиНФ )

     АИС УЖиНФ содержит реестры всех жилых  и нежилых зданий и помещений.

     Сведения  об изменениях в РФЛ автоматически  переносятся в данные о жильцах  квартир и домов. Сведения о сделках  с нежилым фондом (аренда) поступают  из отдела по управлению имуществом. Система  автоматизирует работы по оформлению договоров на предоставление коммунальных услуг с арендаторами муниципального имущества.

     Система учета жилого фонда может быть скомплексирована как единый функциональный модуль, с помощью которого может вестись паспортный учет граждан, могут вестись лицевые счета жилья, производиться расчет коммунальных платежей с учетом льгот граждан, осуществляться прием  поступающих платежей. Структура операций  АРМ учета жилого – нежилого фонда в ЖЭУ и структура операций АРМ по автоматизации начисления и учета жилищных субсидий приведена в приложении Б.

     - Регистрация и  учет земельных  участков. Автоматизированная информационная система Кадастрового учета земель – АИС “Земля” служит для автоматизации операций по документообороту, по формированию реестра земельных участков и реестра прав на участки, выполняемых работниками органов кадастрового учета.

     - АИС Сельской (Поселковой) администрации. АИС Сельского Административного Округа (САО) является интегрированной системой для учета субъектов и объектов для небольших административных образований. Система служит для использования в сельских (поселковых) административных округах, на территории которых находятся сельские подворья, многоквартирные дома, садовые товарищества или дачные участки.

     АИС САО служит для автоматизации  всего комплекса операций, выполняемых работниками сельских или поселковых администраций.

     Учет  объектов недвижимости ведется для  индивидуальных сельских домов (коттеджей), садовых домиков, хозяйственных  построек, гаражей, “ракушек”, а также для квартир в многоквартирных домах. При этом описывается сам объект учета и права физических лиц на него. Дополнительно система АИС САО может доукомплектовываться модулем для работы с электронной картой (планом) территории округа и позволяет просматривать информацию об объектах территории, отображенных на карте.

     - АИС "Управление  муниципальным имуществом". АИС КУМИ служит для автоматизации работ по оформлению регистрации, по учету Постановлений – Распоряжений, по учету переписки, по учету поступления  средств  и по формированию сводок по использованию  муниципального имущества.

     - АИС Муниципальная  статистика. АИС “Муниципальная статистика” служит для автоматизации ввода данных статистической отчетности, которые поступают от предприятий муниципального образования, для передачи этих данных в базу данных экономических показателей. Также возможно создать и использовать конвертор для формирования и передачи данных в краевой комитет Статистики в формате краевой системы.

     Для упрощения ввода данных при заполнении форм используется база данных реестра юридических лиц, из которой в форму автоматически переносятся  данные о реквизитах юридического лица. АИС “Муниципальная статистика” также содержит АРМ для контроля поступления отчетности о предприятий. Этот АРМ содержит перечень предприятий, подающих формы статистической отчетности ежемесячно, ежеквартально и ежегодно и при поступлении соответствующего документа в системе делается отметка. В результате можно в любой момент получить данные о тех предприятиях, которые сдали  формы статистической отчетности, о тех, кто не сдал, а также сведения о состоянии работ по заполнению компьютерных баз данных.

     - АИС Комплекса  социально - экономического  анализа. АИС Комплекса социально - экономического анализа создается по исходным данным отдела экономики и служит для обеспечения анализа данных первичной статистической отчетности в произвольных срезах информации. Этот комплекс служит для оценки состояния социально-экономического развития муниципального образования в целом и для разработки прогнозов социального и экономического развития.

     Комплекс  социально-экономического анализа  также позволяет оценивать финансовое состояние предприятий и устанавливать неудовлетворительные структуры баланса, используя методические положения, утвержденные распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) о 12.08.94 № 31-р. Эта методика позволяет определять факт неудовлетворительной структуры баланса предприятия, проводить анализ и оценку реальных возможностей восстановления платежеспособных предприятий, анализировать связь между неплатежеспособностью предприятия и задолженностью государства перед ним, проводить анализ финансового состояния неплатежеспособного предприятия.

     - АИС Бюджетного  комплекса. В основе АИС лежит учет налогооблагаемой базы, процедуры формирования доходов - расходов по статьям бюджета (разделы и подразделы) и учет движения средств. Фиксируются поступления: основание поступления, от какого юридического или физического лица, и расходы: по какой статье, назначение, основание (договор или распоряжение), кто получатель, сумма. При заключении договоров на выполнение работ или услуг, учитывается исполнитель, содержание работ, основание проведения работ, этапы договора, платежи по этапам и реквизиты платежных документов, результаты исполнения этапов договора в целом.

     В результате АИС “Управление бюджетом”  сосредотачивается на формировании полной учетной базы, определяющей поступления в бюджет и расходы бюджета, а также на учете назначений, содержания затрат из бюджета и на учете документов, являющихся основанием для этих затрат. Система позволяет проводить анализ расходов бюджета по любому разрезу - по юридическим лицам, по статьям бюджета, по назначениям расходов, по тематическим группам. АИС “Управление бюджетом” может быть построена как многоуровневая система.

     В системе содержатся справочники  по бюджетному классификатору, по формулировкам  статей и назначений бюджетных расходов. Также имеются функциональные возможности для подсчета общего баланса по различным разделам - подразделам бюджета. Все эти функциональные возможности позволяет облегчить и автоматизировать процедуру составления и согласования бюджета.

     - АИС экологии и  природопользования. Система функционирует как один из узлов ТИС муниципального (районного, городского) уровня.

     Система позволяет автоматизировать начисление экологических платежей для предприятий и контролировать их поступления, выявлять должников и неплательщиков. Позволяет систематизировать и упорядочивать данные всех экологических проверок, формировать бюджет органа охраны окружающей среды и контролировать его исполнение, включая автоматизацию перерасчета поступающих платежей в муниципальный бюджет и в бюджет вышестоящего комитета. Система также позволяет автоматизировать подготовку всех документов, необходимых для оформления результатов экологических проверок, для начисления текущих платежей предприятий для оформления “экологического паспорта” предприятия, анализировать экологическую обстановку на территории муниципального образования, используя все массивы данных о загрязнителях. 

    4.2 Мероприятия по  совершенствованию  системы

         информационного обеспечения деятельности администрации

         муниципального образования «Хабаровский район» 

     Успех от использования информационных систем для поддержки  деятельности органов государственной власти и управления зависит не только от рациональности решений, реализованных в программно-техническом комплексе, но в большей степени от порядка организации работ по внедрению проекта и от взаимодействия органов на уровне местного самоуправления. На  территории муниципального образования «Хабаровский район» уже имеется опыт использования отдельных АРМ-ов. Имеются базы данных. Имеются реализованные решения в области создания среды передачи данных. При этом на территории уровень информатизации сильно неоднороден. Недостает специалистов по обслуживанию техники и систем. Когда на территории уже пройден начальный этап информатизации, всегда остро встает задача интеграции данных и реализации принципов корпоративной ТИС для всех органов  власти и управления. 

     Эта задача может решиться следующим  способом. Это постепенное замещение используемых АРМ-ов на системы из состава пакета "Комплекс-МО" при полном сохранении ранее введенных баз данных. При этом интеграция данных и реализация всех требований к ТИС со стороны органов власти и управления будет обеспечена естественным образом в силу свойств этого пакета и используемых технологий.

     Стоимость внедрения проекта определяется как совокупные затраты всех участников проекта по всем формам расходов и  существенно зависит от выбранной схемы внедрения и результатов, ожидаемых потребителем. Чем больший круг функциональных подсистем охватывается первой очередью внедрения проекта, тем ниже его эквивалентная стоимость. Факторами снижения относительной стоимости выступают оптовая поставка программно–технических средств, снижение расходов на организационное обеспечение и обучение, возможность тиражирования единого общепринятого решения по организации системы, использование единой тиражируемой документации, возможности централизованного обучения.

     Стоимость проекта складывается из стоимости  входящих частей, которыми являются компоненты программного обеспечения, работы и услуги:

     - из стоимости программного обеспечения  (ПО), включающего стоимость ПО базиса, стоимость вспомогательного ПО, и, возможно, стоимость инструментария;

Информация о работе Совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения деятельности органов местного самоуправления (на примере администр