Совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения деятельности органов местного самоуправления (на примере администр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 03:43, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта состоит в разработке концепции совершенствования системы информационно–аналитического обеспечения администрации муниципального образования «Хабаровский район»– первого и наиболее важного этапа работ по совершенствованию этой системы.

Исходя из поставленной цели проводимого исследования, необходимо решить взаимосвязанный комплекс задач, позволяющих построить информационную систему на основе реально существующих и взаимодействующих процессов всех структурных подразделений.

Задачами исследования являются:

- анализ теоретико-методологических основ создания информационных систем, поддерживающих административно-управленческую деятельность органов муниципальной власти;

- изучение современных взглядов на проблему создания и совершенствования систем информационно-аналитического обеспечения органов власти и местного самоуправления;

- анализ современного состояния нормативно–правовой базы информатизации муниципальных образований в Российской Федерации;

- анализ современного состояния системы информационно-аналитического обеспечения;

- разработка концепции совершенствования системы информационно–аналитического обеспечения администрации муниципального образования «Хабаровский район».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
4

1 СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………....


9

1.1 Информационное обеспечение, его состав и роль в управлении………...
9

1.2 Современные взгляды на проблему создания и совершенствования

информационных систем организаций………………………….…………


19

2 НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ

ИНФОРМАТИЗАЦИИ………………………………………………………


25

2.1 Современное состояние нормативно-правовой базы информационных технологий в Российской Федерации…………..…………..……………..


25

2.2 Государственная информационная политика – создание Единого

информационного пространства……………………………….…………..


33

3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХАБАРОВСКИЙ РАЙОН»




39

3.1 Общая характеристика администрации муниципального образования «Хабаровский район» ………………………………………………………


39

3.2 Анализ системы информационного обеспечения администрации муниципального образования «Хабаровский район»…………………………..


48

4 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХАБАРОВСКИЙ РАЙОН»..

4.1 Концепция совершенствования системы информационного

обеспечения деятельности администрации муниципального

образования «Хабаровский район» ………………………………………

4.2 Мероприятия по совершенствованию системы информационного

обеспечения деятельности администрации муниципального

образования «Хабаровский район»……………………………………...

4.3 Оценка эффективности от внедрения концепции и мероприятий по

совершенствованию системы информационного обеспечения

деятельности администрации муниципального образования

«Хабаровский район»……………………………………………………..




55







55



67







71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…….
74

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…
79

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..……
86

Файлы: 1 файл

Дипломный проект.doc

— 534.50 Кб (Скачать файл)

      В России социальная и политическая перестройка, формирование рыночной экономики объективно привели к необходимости существенного изменения информационных отношений в обществе. Несмотря на значительное расширение в последнее время рынка информационных услуг и продуктов, информационное обеспечение органов государственного управления, хозяйствующих субъектов и граждан остается на низком уровне20.

      Возможность доступа к информации, как правило, ограничивается ее ведомственной принадлежностью  и обусловлена зачастую должностным  положением и социальным статусом потребителя. Не решена проблема доступа к территориально удаленным информационным ресурсам.

      Информационное  законодательство Российской Федерации  представляет собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в информационной сфере21.

      Фундаментом законодательства в сфере информации и информатизации является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием в декабре 1993 г. Конституция определила основные права и обязанности субъектов в сфере информационных отношений, базирующиеся на свободе личности и презумпции открытости информации.

      Это, в частности, норма, обязывающая  органы государственной власти и  органы местного самоуправления, их должностных  лиц обеспечить каждому возможность ознакомится с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом22, а также норма, возлагающая на должностных лиц ответственность в соответствии с федеральным законом за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей23.

      Основой законодательства о формировании и  использовании информационных ресурсов является базовый Федеральный закон от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»24. Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

      - осуществлении права на поиск,  получение, передачу, производство  и распространение информации;

      - применении информационных технологий;

      - обеспечении защиты информации.

     Правовое  регулирование отношений, возникающих  в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

     - свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

     - установление ограничений доступа  к информации только федеральными законами;

     - открытость информации о деятельности  государственных органов и органов  местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

     - равноправие языков народов Российской  Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

     - обеспечение безопасности Российской  Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

     - достоверность информации и своевременность  ее предоставления;

     - неприкосновенность частной жизни,  недопустимость сбора, хранения, использования и распространения  информации о частной жизни лица без его согласия;

     - недопустимость установления нормативными  правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими.

     Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»25 определяет требования к созданию государственных информационных систем.

      В стране действует базовый  Закон  Российской Федерации от 21.07.93 г. № 5485-1 «О государственной тайне». В этом законе определены порядок отнесения сведений к государственной тайне и ответственность лиц за ее разглашение. В этом же законе определяется состав организационных и технических мер, направленных на предотвращение утечки сведений, составляющих государственную тайну.

      Формирование  конкретных видов информационных ресурсов регулируется рядом видовых федеральных законов, к которым в первую очередь следует отнести:

     - Федеральный закон от 29.12.94 № 78-ФЗ  «О библиотечном деле»;

     - Федеральный закон от 20.02.95 № 24-ФЗ  «Об обязательном экземпляре документов»;

     - Основы законодательства Российской  Федерации от 07.07.93 № 5341-1 «Об архивном фонде Российской Федерации и архивах»;

     - «Патентный закон Российской  Федерации» от 23.09.92 № 3517-1;

     - Закон Российской Федерации от 10.06.93 № 5154-1 «О стандартизации».

      Во  всех этих законах детально представлены нормы, касающиеся порядка формирования соответствующих видов информационных ресурсов.

     Доктрина  информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации от 09.09.2000 № Пр-189526, относит задачи совершенствования нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, включая механизм реализации прав граждан на получение информации и доступ к ней, к числу основных задач по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации.

      Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области информатизации Постановлением Правительства РФ от 28.03.2000 N 265 «Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации» определено Министерство Российской Федерации по связи и информатизации.

      Работы  последних десятилетий по улучшению  информационного обеспечения органов государственной власти и управления сосредоточивались главным образом на создании технических средств, соответствующих автоматизированных систем и сетей, предназначенных для передачи и обработки информации. Однако, несмотря на определенное продвижение работ по автоматизации информационных процессов, нужной специалистам и гражданам информации по-прежнему остро не хватает.

      Информатизация  органов государственной власти до сих пор ориентирована на повышение эффективности собственной деятельности, что привело к созданию значительного числа ведомственных (отраслевых) автоматизированных (локальных и территориальных) информационно-управляющих систем, предназначавшихся, как правило, для удовлетворения информационных потребностей ограниченного круга пользователей. Внедрение новых информационных технологий не давало ожидаемого эффекта. Необходимо формирование единого информационного пространства России, которое позволит существенно повысить эффективность функционирования всех ветвей власти за счет повышения уровня информационной поддержки их деятельности, использование всей накопленной информации для решения комплексных проблем управления обществом.

      При всех недостатках, информационно-управляющие  системы органов государственной  власти могут служить основой, которая обеспечит формирование государственных информационных ресурсов.

      Работы  по информатизации Хабаровского края были начаты в 1994 году. Постановлением Хабаровской краевой Думы № 61 от 28.07.1994 года был принят документ «О концепции информатизации Хабаровского края», в котором были изложены основные принципы и цели комплексной информатизации Хабаровского края, основные направления информатизации и первоочередные задачи (документ опубликован не был).

      В настоящее время информационно-коммуникационный комплекс Хабаровского края находится в процессе развития. Создается нормативно-правовая база, информационные технологии внедряются во все сферы общественной жизни и экономики края.

      Создан  совет по внедрению информационных и коммуникационных технологий при Губернаторе Хабаровского края.

      Для того, чтобы объединить усилия всех органов государственной власти края, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и граждан на территории края в области информатизации региона, Правительством Хабаровского края принято постановление № 75-пр от 25.10.2004 года «О состоянии и перспективах развития средств массовых коммуникаций и информационно-коммуникационных технологий в Хабаровском крае»27. Данным постановлением была утверждена концепция развития средств массовых коммуникаций, ИКТ в Хабаровском крае на 2005-2008 годы, перечень первоочередных мероприятий по развитию средств ИКТ в крае на 2005-2008 годы, а также положение о краевом государственном заказе на информационное обеспечение жителей края.

      Учитывая  общественную значимость информатизации социального блока, Правительством Хабаровского края принято постановление № 107-пр от 05.09.2005 года «Об основных направлениях развития информационно-коммуникационных технологий на 2006-2008 годы в социальной сфере Хабаровского края»28.

      Данным  постановлением утверждены основные направления  развития ИКТ социального блока:

      - информатизация сферы социальной  защиты населения Хабаровского  края;

      - информатизация образования;

      - телемедицина;

      - информатизация учреждений культуры.

      К правовым проблемам, возникающим при  использовании муниципальных информационных ресурсов, относится отсутствие законодательной регламентации по следующим вопросам:

     - обязанности органов местного  самоуправления по предоставлению  муниципальных информационных ресурсов органам государственной власти, юридическим лицам, общественным и политическим объединениям и гражданам;

     - порядок использования муниципальных  информационных ресурсов, порядок  и условия предоставления их  пользователям;

     - состав информации, подлежащей защите в составе муниципальных информационных ресурсов, режимы защиты и органы, ответственные за ее обеспечение;

     - обязанности органов местного  самоуправления по созданию общедоступных информационных ресурсов;

     - порядок определения перечня  информационных услуг, оказываемых на основе муниципальных информационных ресурсов и компенсации расходов на их осуществление.

      Решение важнейших правовых проблем формирования и использования муниципальных информационных ресурсов должно осуществляться на базе специального федерального закона, регламентирующего информационные основы деятельности органов местного самоуправления.

      Разработка  Федерального закона «Об информационных основах деятельности органов местного самоуправления» необходима по следующим причинам:

     - информация становится важнейшим интеллектуальным ресурсом, сравнимым с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, необходимыми для принятия обоснованных решений по социально-экономическому развитию территории;

     - оценка состояния информатизации  органов местного самоуправления показывает, что настоятельной необходимостью является координация работ по развитию информатизации территорий на единой методической основе с применением согласованных и апробированных в опорных зонах прогрессивных информационных технологий с их последующим тиражированием в другие муниципальные образования с целью сокращения затрат и повышения качества создаваемых информационных систем;

     - создание территориальных информационных  систем, территориальных информационных ресурсов для органов управления муниципальным образованием должно осуществляться в рамках единого информационного пространства субъекта Российской Федерации, в составе региональной информационно-телекоммуникационной системы, так как субъект Российской Федерации и муниципальные образования составляют единый социально-экономический комплекс;

     - на территории муниципального  образования находятся территориальные органы субъекта Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют сбор первичной информации для своих целей; на территории сталкиваются интересы органов управления федерального, регионального и муниципального уровней, муниципальные информационные ресурсы должны органично взаимодействовать с государственными информационными ресурсами и обеспечивать создание единого информационного пространства России на основе федерального законодательства и других нормативных правовых актов.

Информация о работе Совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения деятельности органов местного самоуправления (на примере администр