Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 03:43, дипломная работа
Цель дипломного проекта состоит в разработке концепции совершенствования системы информационно–аналитического обеспечения администрации муниципального образования «Хабаровский район»– первого и наиболее важного этапа работ по совершенствованию этой системы.
Исходя из поставленной цели проводимого исследования, необходимо решить взаимосвязанный комплекс задач, позволяющих построить информационную систему на основе реально существующих и взаимодействующих процессов всех структурных подразделений.
Задачами исследования являются:
- анализ теоретико-методологических основ создания информационных систем, поддерживающих административно-управленческую деятельность органов муниципальной власти;
- изучение современных взглядов на проблему создания и совершенствования систем информационно-аналитического обеспечения органов власти и местного самоуправления;
- анализ современного состояния нормативно–правовой базы информатизации муниципальных образований в Российской Федерации;
- анализ современного состояния системы информационно-аналитического обеспечения;
- разработка концепции совершенствования системы информационно–аналитического обеспечения администрации муниципального образования «Хабаровский район».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
4
1 СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………....
9
1.1 Информационное обеспечение, его состав и роль в управлении………...
9
1.2 Современные взгляды на проблему создания и совершенствования
информационных систем организаций………………………….…………
19
2 НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ………………………………………………………
25
2.1 Современное состояние нормативно-правовой базы информационных технологий в Российской Федерации…………..…………..……………..
25
2.2 Государственная информационная политика – создание Единого
информационного пространства……………………………….…………..
33
3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХАБАРОВСКИЙ РАЙОН»
39
3.1 Общая характеристика администрации муниципального образования «Хабаровский район» ………………………………………………………
39
3.2 Анализ системы информационного обеспечения администрации муниципального образования «Хабаровский район»…………………………..
48
4 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХАБАРОВСКИЙ РАЙОН»..
4.1 Концепция совершенствования системы информационного
обеспечения деятельности администрации муниципального
образования «Хабаровский район» ………………………………………
4.2 Мероприятия по совершенствованию системы информационного
обеспечения деятельности администрации муниципального
образования «Хабаровский район»……………………………………...
4.3 Оценка эффективности от внедрения концепции и мероприятий по
совершенствованию системы информационного обеспечения
деятельности администрации муниципального образования
«Хабаровский район»……………………………………………………..
55
55
67
71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…….
74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…
79
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..……
86
Федеральный
закон «Об информационных основах
деятельности органов местного самоуправления»
позволит разрешить проблемные ситуации,
возникающие при создании на территории
первичных информационных ресурсов для
органов государственной власти и органов
местного самоуправления. Однако наряду
с разработкой такого закона необходимо
провести гармонизацию действующей нормативной
правовой базы в сфере информатизации
и создания государственных информационных
ресурсов с целью обеспечения интересов
органов местного самоуправления в получении
доступа к конкретным видам информационных
ресурсов федеральных и региональных
органов исполнительной и законодательной
власти.
Как и всякая политика, информационная политика представляет собой особую деятельность по достижению социально значимых целей.
Государственная политика формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов должна осуществляться с учетом интересов федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов федерации, органов местного управления, юридических и физических лиц. Она должна учитывать возможности международного сотрудничества в сфере информационных технологий, продуктов и услуг, реальные возможности отечественной информационной индустрии в условиях рыночной экономики29.
Государственная политика в области информационных ресурсов должна предусматривать решение следующих задач:
-
обеспечение условий,
-
создание всех необходимых
-
установление порядка
-
интеграцию информационных
- обеспечение совместимости и взаимодействия систем информатизации на базе современных информационных технологий, международных стандартов, общероссийской системы классификации и кодирования информации;
-
определение государственных
-
определения государственных
-
эффективное использование
-
создание эффективной системы
сертификации информационных
- повышение уровня информационной грамотности;
-
расширение и укрепление
- обеспечение полноты, точности, достоверности и своевременности представления информации организациям и гражданам, независимо от их территориального размещения;
-
обеспечение комплексной
Государственная
политика совершенствования
Государство должно обеспечить максимально быстрое развитие всех систем связи, прежде всего телекоммуникационной, на основе прогрессивной информационной технологии. Развитие современных систем связи – оптоволоконной, спутниковой, радиорелейной, и т.д. – необходимое условие совершенствования государственного управления, развития рыночных структур, нормальной кредитно-финансовой системы и т.д. В условиях огромных размерах территории России наличие хороших систем связи является первым условием экономического развития. Создание телексной системы, электронной почты и т.д. могло бы позволить с минимальными потерями решить огромное количество транспортных, энергетических, управленческих и других проблем31.
Центр тяжести в российской информационной политике смещается в сферу региональной информационной политики. Это смещение имеет глубокие социальные, политические, экономические и исторические основания.
Информационная политика в целом, как система отдельных политик не может формироваться в отрыве от социально-экономической стратегии. Если стратегия общества предполагает его быструю модернизацию, защиту прав человека, создание современной и развитой экономики, то формирование информационных политик должно строиться при несомненном приоритете информационной политики, ориентированной на удовлетворение реальных потребностей регионов и проживающих там людей32.
Единое
информационное пространство представляет
собой совокупность баз и банков данных,
технологий их ведения и использования,
информационно-
Целями формирования и развития единого информационного пространства России являются:
- обеспечение прав граждан на информацию, провозглашенных Конституцией Российской Федерации;
-
предоставление возможности
-
повышение деловой и
Современное
состояние информационного
Для координации усилий всех органов государственный власти при решении проблемы формирования и развития единого информационного пространства России необходимо разработать комплекс организационных мероприятий, который должен предусматривать установление порядка определения основных показателей и этапов формирования и развития единого информационного пространства, очередность разработки законодательных актов и нормативных документов, в том числе стандартов, определяющих функции и правила взаимодействия субъектов этого пространства, стимулирующих физических и юридических лиц на активное формирование и использование информационных ресурсов35.
Формирование
информационного пространства России
в интересах органов государственной
власти должно быть направлено на объединение
и развитие существующих информационно-аналитических
ресурсов, предназначенных для обеспечения
их эффективной управленческой деятельности.
Основу информационного пространства
органов государственной власти должны
составлять информационно-
Таким образом, законодательное обеспечение формирования и развития единого информационного пространства (информационное законодательство), должно регулировать весь комплекс общественных отношений, связанных с информацией, ее производством, распространением и использованием.
Цели, задачи и принципы законодательного обеспечения, формирования и развития единого информационного пространства изложены в утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.04.1993 № 477 "Концепции правовой информатизации России"37.
Международный опыт подтверждает актуальность проблем информационной безопасности для обеспечения национальной безопасности любого государства38. Информационное взаимодействие субъектов в едином информационном пространстве наряду с правовым обеспечением требует принятия организационных и технических мер защиты информации.
Общероссийским инструментом, обеспечивающим учет государственных информационных ресурсов, должен стать государственный информационный регистр, в котором будут представлены описания информационных массивов, баз данных и других видов информационных ресурсов, создаваемых за счет бюджета. Использование Государственного информационного регистра позволит существенно снизить затраты на создание и поддержание государственных информационных ресурсов.
С целью координации работ по формированию и развитию единого информационного пространства необходимо создать федеральный и региональные центры информатизации. Эти центры могут также выполнять на соответствующем уровне функции государственного информационного регистра и проводить работы по информационно-справочному обслуживанию юридических и физических лиц, сертификации систем и их элементов, лицензированию информационной деятельности. Общие затраты на формирование и развитие единого информационного пространства России будут складываться из затрат на программы развития отдельных направлений и составляющих этого пространства39.
Необходима
разработка процедуры финансирования
по отдельным направлениям развития
единого информационного
3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ХАБАРОВСКИЙ РАЙОН»
3.1 Общая характеристика администрации муниципального
образования «Хабаровский
район»
В соответствии с законодательством Российской Федерации исполнительно - распорядительным органом управления в муниципальном образовании является администрация муниципального образования «Хабаровский район». Структура администрации муниципального образования устанавливается главой района и утверждается Собранием депутатов.
Местное самоуправление в городских округах, муниципальных районах, городских и сельских поселениях осуществляется через выборные представительные органы местного самоуправления (городские Думы, собрание представителей), глав местного самоуправления (глава городского округа, муниципального района, городского и сельского поселения, мэр, староста), а также непосредственно путем местных референдумов, собраний, сходов граждан, иные формы, не противоречащие Конституции РФ, федеральным законам, законам субъекта федерации.
Выборные представительные органы местного самоуправления утверждают местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, принимают свой Устав, осуществляют контроль за деятельностью главы местного самоуправления и обладают иными полномочиями в соответствии с федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», уставами муниципальных образований.