Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 03:43, дипломная работа
Цель дипломного проекта состоит в разработке концепции совершенствования системы информационно–аналитического обеспечения администрации муниципального образования «Хабаровский район»– первого и наиболее важного этапа работ по совершенствованию этой системы.
Исходя из поставленной цели проводимого исследования, необходимо решить взаимосвязанный комплекс задач, позволяющих построить информационную систему на основе реально существующих и взаимодействующих процессов всех структурных подразделений.
Задачами исследования являются:
- анализ теоретико-методологических основ создания информационных систем, поддерживающих административно-управленческую деятельность органов муниципальной власти;
- изучение современных взглядов на проблему создания и совершенствования систем информационно-аналитического обеспечения органов власти и местного самоуправления;
- анализ современного состояния нормативно–правовой базы информатизации муниципальных образований в Российской Федерации;
- анализ современного состояния системы информационно-аналитического обеспечения;
- разработка концепции совершенствования системы информационно–аналитического обеспечения администрации муниципального образования «Хабаровский район».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
4
1 СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………....
9
1.1 Информационное обеспечение, его состав и роль в управлении………...
9
1.2 Современные взгляды на проблему создания и совершенствования
информационных систем организаций………………………….…………
19
2 НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ………………………………………………………
25
2.1 Современное состояние нормативно-правовой базы информационных технологий в Российской Федерации…………..…………..……………..
25
2.2 Государственная информационная политика – создание Единого
информационного пространства……………………………….…………..
33
3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХАБАРОВСКИЙ РАЙОН»
39
3.1 Общая характеристика администрации муниципального образования «Хабаровский район» ………………………………………………………
39
3.2 Анализ системы информационного обеспечения администрации муниципального образования «Хабаровский район»…………………………..
48
4 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХАБАРОВСКИЙ РАЙОН»..
4.1 Концепция совершенствования системы информационного
обеспечения деятельности администрации муниципального
образования «Хабаровский район» ………………………………………
4.2 Мероприятия по совершенствованию системы информационного
обеспечения деятельности администрации муниципального
образования «Хабаровский район»……………………………………...
4.3 Оценка эффективности от внедрения концепции и мероприятий по
совершенствованию системы информационного обеспечения
деятельности администрации муниципального образования
«Хабаровский район»……………………………………………………..
55
55
67
71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…….
74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…
79
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..……
86
Проведенный анализ показывает, что администрацией муниципального образования недостаточно уделяется внимания вопросам информационного обеспечения управленческой деятельности. Так, в администрации отсутствует специальное структурное подразделение, которое занималось бы вопросами информатизации, наличие одной штатной единицы – специалист I категории по вопросам информатизации (системный администратор), в комитете по экономике администрации района явно недостаточно для осуществления всех мероприятий по информационному и программному обеспечению отделов и подразделений администрации района. Отсутствует какая-либо Концепция или Программа информатизации муниципального района. Недостаточно уделяется внимания кадровым вопросам. Отсутствуют специалисты, имеющие среднее и высшее образование по информационно- коммуникационным специальностям. Сказывается нехватка финансовых средств.
Администрации муниципального образования с целью информирования граждан о ходе и условиях реализации краевых программ и национальных проектов необходимо создание официального сайта администрации и общественных пунктов доступа к сети Интернет.
4 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХАБАРОВСКИЙ
РАЙОН»..
4.1 Концепция совершенствования системы информационного
обеспечения деятельности администрации муниципального
образования «Хабаровский
район»
Анализ многочисленных АИС различных муниципальных образований, приведенный в списке использованных источников и литературы, показал:
-все
АИС муниципальных образований
являются собственными
-отсутствует возможность интеграции этих АИС в федеральные системы "Электронное правительство" и "Электронный муниципалитет".
Всероссийским
научно-исследовательским
В настоящее время в Российской Федерации ведутся интенсивные работы по интеграции территориальных информационных систем, в том числе территориальных информационных систем муниципальных образований: разработка нормативно-правового обеспечения ТИС на федеральном уровне, типовых компонентов ТИС и т.д.
Несомненно,
что в перспективе все
Муниципальному образованию «Хабаровский район» рекомендуется руководствоваться разработками ВНИИПВТИ.
ТИС
МО предназначена для
ТИС МО создается на базе программно-методического продукта “Комплекс МО” и представляет собой систему взаимодействующих автоматизированных информационных систем (АИС-ов), развернутых в различных органах власти. Эти функциональные АИС-ы и средства передачи данных являются нормативно-обеспеченными, сертифицированными, защищенными от несанкционированного доступа, интегрированными программно-техническими комплексами.
ТИС МО состоит из ряда функциональных АИС-ов, территориально разнесенных и связанных единой средой передачи данных. Отдельная АИС, установленная в каком - либо органе власти и управления, является узлом ТИС МО. ТИС МО представляет собой сеть информационных узлов, которые развернуты в административных органах территории. Все информационные узлы могут быть связаны между собой через локальные сети, через модемные каналы (электронная почта) или осуществлять обмен данными на дискетах. В результате информационные узлы образуют Интегрированную Территориальную Информационную Систему.
Органы государственной власти и управления, в которых развернуты
узлы ТИС, могут иметь разную ведомственную принадлежность, но, входя в состав ТИС, каждый из них имеет возможность корпоративного использования всех данных, собираемых и обрабатываемых другими структурами власти и управления, охваченными системой. Права доступа к данным регулируются действующими нормативными документами и распоряжениями администрации и настраиваются при вводе системы или в процессе ее эксплуатации. Системная архитектура ТИС сформирована таким образом, что обеспечивается распределенное хранение и использование данных, реализуемое на основе стандартных телекоммуникационных сетей, включая коммутируемые или выделенные телефонные каналы (электронная почта). Пример схемы варианта АИС муниципального образования, приводится на рисунке 4.1.
Рисунок
4.1 – Схема АИС муниципального образования
Первичная информация хранится и накапливается в тех местах, где проводятся первичные операции – прием документов, учет, регистрация, для которых в дальнейшем можно использовать термин “первичные административные операции”. Для взаимного обеспечения информацией и для поддержки принятия решений Администрации, между разными подразделениями (узлами системы) идет передача пообъектной или сводной информации. При этом как исходные объемы первичных информационных ресурсов, так и потоки данных являются относительно небольшими и полностью “вписываются” в возможности дешевых, массовых и широко используемых компьютерных систем и систем телекоммуникаций.
ТИС муниципального образования, созданная на основе продукта “Комплекс МО” решает две основные группы задач.
Первая – автоматизация первичных административных операций при работе с населением или юридическими лицами – регистрация, лицензирование, начисления, оформления, прием заявлений, контроль исполнения поручений и т.д. В результате повышается производительность работы низовых органов власти и управления, повышается корректность и достоверность вносимых данных. При этом параллельно с автоматизацией работы сотрудников аппарата управления, осуществляющих первичные операции формируются компьютерные базы данных по всем информационным ресурсам (ИР) территории.
Вторая – информационная поддержка принятия решений руководителем и обеспечение всех аспектов социально-экономического управления и устойчивого развития муниципального образования на основе анализа и обработки всех первичных информационных ресурсов.
Важно отметить, что именно полная автоматизация первичных административных операций создает мотивацию и делает целесообразным формирование и ведение единой системы информационных ресурсов, используемых для поддержки принятия решений в области комплексного социально -экономического управления территорией.
Группу
наиболее массовых и формализованных
задач по исполнению первичных регистрационно-
-
повышение достоверности при
оформлении документов и
- повышение качества работы за счет информационно-справочной поддержки со стороны информационной системы;
-
сокращение нагрузки на
-
повышение производительности
-
автоматизация операций по
-
формирование действенной
Функциональные АИС ТИС-МО показаны в Приложении Б.
Деятельность некоторых из перечисленных в Приложении Б систем четко регламентирована федеральным законодательством. К таким системам относятся АИС ЗАГС, АИС ПВС, АИС Земельного кадастра, АИС “Муниципальная статистика”, АИС для похозяйственного учета. Для таких задач созданы информационные системы. Необходимо лишь выполнить работы по адаптации в части формирования адресного пространства, ввода названий учреждений, формирования реестра объектов учета или конвертации уже существующих баз данных из ранее эксплуатировавшихся систем в новую оболочку и т.д.
Функциональные
модули представляют собой базы
данных и массивы служебной
Функциональные модули выполнены в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность административного органа. В соответствии с принципами ИПД-технологии информационные ресурсы, с которыми работают разные функциональные модули, автоматически сопрягаются между собой, в том числе и на территориальной сети узлов.
Для
совершенствования
- АИС «Делопроизводство». Предназначена для автоматизации административной деятельности муниципальных учреждений и представляет собой совокупность связанных по сети рабочих мест руководителей и сотрудников подразделений.
Позволяет:
-
учитывать входящие документы,
формировать архив с
-
автоматизировать оформление, учет
и архивацию исходящей
-
автоматизировать
-
вести кадровый учет
- вести учет подразделений в учреждении, их функции, кадровый состав, формировать рабочие планы подразделений на основе рабочих планов сотрудников, контролировать исполнение рабочих программ подразделений, контролировать прохождение документов;
-
вести учет расходов и
-
вести учет материальных
- автоматизировать формирование сводных данных для анализа эффективности административной деятельности всего учреждения, его подразделений и сотрудников.
Эта система легко интегрируется с другими блоками административных АИС. Система имеет развитые возможности по справочно-информационному сопровождению.
Система стыкуется с реестром физических лиц и реестром юридических лиц муниципального образования. Это позволяет четко персонифицировать поступающие обращения и заявления, определять как часто и по каким вопросам конкретный гражданин или юр.лицо уже обращались в администрацию, какие уже принимались решения.
- АИС ЗАГС. Автоматизированная Информационная Система органов записи актов гражданского состояния (АИС ЗАГС) служит для автоматизации всех операций, выполняемых работниками органов ЗАГС. АИС ЗАГС может использоваться как в территориальном органе ЗАГС (районный отдел ЗАГС), так и в подчиненных органах, уполномоченных осуществлять регистрацию актов гражданского состояния (сельские - поселковые бюро ЗАГС, сельские администрации, т.д.). Система выполнена в соответствии с требованиями Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ “Об актах гражданского состояния” и действующим порядком оформления справок, извещений, списков, установленным нормативными актами, которые в частности определяют набор форм документов, передаваемых ОЗАГС в Налоговую инспекцию, в отделы статистики, в отдел соцзащиты и др.