Внутренние функции государства и государственно правовые формы их осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 00:33, реферат

Описание работы

Любое государство с разной степенью активности, оно постоянно действует, ибо пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению. В данной работе государство и рассматривается с его функциональной, деятельностной стороны. Функциональный подход, во-первых, помогает глубже усвоить само понятие государства, увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества; во-вторых, дает возможность научно очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных исторических условиях; в-третьих, служит целям совершенствования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управления.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основные внутренние функции российского государства. 5
Глава 2. Формы осуществления функций государства. 9
Заключение. 12
Литература. 15

Файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 32.34 Кб (Скачать файл)

 

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Тверской филиал

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Студентки 3 курса  юридического факультета

Группы № 334 специальность «Юриспруденция»

Замбровской  Карины Сергеевны

 

Учебная дисциплина Теория государства и права

Тема: «Внутренние функции государства и государственно

             правовые формы их осуществления»

 

 

 

 

 

 

 

Оценка   __________________                                                                                                   Преподаватель:

к.ю.н., доц. Вереницын В.В.     

«___» _______________2012г.            

 

 

 

 

 

Тверь

2012

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Основные внутренние функции российского  государства. 5

Глава 2. Формы  осуществления функций государства. 9

Заключение. 12

Литература. 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Любое государство с разной степенью активности, оно постоянно действует, ибо пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению. В данной работе государство и рассматривается с его функциональной, деятельностной стороны. Функциональный подход, во-первых, помогает глубже усвоить само понятие государства, увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества; во-вторых, дает возможность научно очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных исторических условиях; в-третьих, служит целям совершенствования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управления.

Функции государства –  это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач.

1.Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере — в экономике, политике, охране природы и др.

2. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве — его сущность. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.

3. Выполняя свои функции,  государство тем самым решает  стоящие перед ним задачи по  управлению обществом, а его  деятельность приобретает практическую  направленность.

4. Функции государства  — понятие управленческое. Они  конкретизируют цели государственного  управления на каждом историческом  этапе развития общества.

5. Реализуются функции  в определенных (преимущественно  правовых) формах и особыми, характерными  для государственной власти методами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основные внутренние функции российского  государства.

По направленности функции  государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние — на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.

Среди внутренних можно выделить блок охранительных функций —  охраны существующих форм собственности, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны природы и окружающей среды, налогообложения, экономическую, социально-культурную и другие функции.

Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения  правопорядка – это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Данное направление деятельности современного российского государства должно быть связано с более надёжным гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с укреплением законности и правопорядка, с усилением борьбы с коррупцией, взяточничеством, беспределом криминала.

Экономическая функция государства  заключается в выработке и  государственной координации основных направлений экономической политики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества эта функция может  проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в  экономическую сферу, о методах  государственного управления экономическими отношениями. Если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в  условиях рыночных отношений – прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д. Сейчас данная функция в современной России в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д.

Функция налогообложения  выступает самостоятельной основной функцией современного российского  государства, ибо налог всё больше становится главным методом новой  системы управления, универсальным  регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической и т.п. Думается, далеко не случайно создана целая система государственных  органов, призванных эту функцию  осуществлять (налоговые инспекции  и т.п.), принимается специальное  законодательство (НК РФ и другие нормативные  акты в сфере налогового законодательства).

Функция социальной защиты есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для общества и  социальную защищённость личности. Это  наиболее злободневная ныне функция  государства, которая выражается в  комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальной поддержке. Прежде всего речь идёт об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться – инвалиды, пенсионеры, студенты и др. Кроме того, государство, выполняя данную функцию, призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт, связь и т.п.

Экологическая функция –  это новое развивающееся направление  деятельности современного российского  государства, связанное с обострением  экологической ситуации в мире и  в стране. Она выражается в разработке природоохранного законодательства, с  помощью чего государство устанавливает  правовой режим природопользования, берёт на себя обязательства пред своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д.

Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный  уровень граждан, свойственный цивилизованному  обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Сегодня её содержание составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и прочее, хотя и осуществляемая в явно недостаточном объёме. (см. схему 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 1



 




 


 






и другие

 

 

 

 

Глава 2. Формы осуществления функций  государства.

Формы осуществления функций  государства – это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются  его функции.

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства — правотворческую, правоприменительную и правоохранительную.

Правовые формы деятельности государства определены Конституцией РФ, федеральным законодательством  и законодательством субъектов  Федерации, другими нормоустанавливающими актами. К правовым формам относятся:

  1. Правотворческая – деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства;
  2. Правоприменительная – деятельность по реализации нормативных актов путём принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;
  3. Правоохранительная – деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.

Прокомментируем названные  формы на примере осуществления  экологической функции современного российского государства. Так, первоначально  законодательные органы должны принять  соответствующую нормативную правовую базу (Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в ред. от 22 августа 2004 года и др.). Затем создаются и действуют соответствующие государственные органы – Министерство природных ресурсов РФ (МПР России), Федеральная служба России по надзору в сфере природопользования и т.д., органы власти субъектов Федерации (поскольку природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов). (см. схема 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 2


 









 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В формулировании определенной цели государства проявляется его  социальное назначение. Для ее достижения нужно решить конкретные задачи, что  в свою очередь обусловлено осуществлением соответствующих функций.

Постановка перед государством и обществом определенных задач  порождает необходимость осуществления  соответствующих функций, так как  вне реализации функций государства  его задачи останутся неосуществленными. Функции государства – это  не его задачи, хотя и связаны  с ними и даже напрямую зависят  от них. Однако при всей своей значимости задачи не являются первоосновой для  развития государства и его функций, так как они сами происходят из экономических и политических потребностей общества, определяются закономерностями его развития и зависят от национально  – исторической и иной специфики  каждого государства.

Любые государства, находящиеся  на одном этапе развития, имеют  одинаково звучащие функции, хотя отличия  в их содержании, а тем более  в формах и, особенно в методах  реализации могут быть довольно сильными. При этом следует понимать, что  каждому этапу соответствуют  «свои» функции, совершенно несхожие с  функциями других этапов развития, и что с переходом государства  на новый этап происходит полная или  частичная замена его функций: появляются новые функции, большая часть  существующих трансформируется и наполняется  иным содержанием.

Функции государства историчны. Они меняются на разных этапах развития общества, а также в зависимости  от изменений его социально-политического  строя. В тоталитарных обществах, например, в число основных направлений  деятельности государства включаются функция подавления сопротивления  классовых, национальных и иных противников  и культурно-воспитательная функция, обеспечивающая господство единой идеологии. В социалистических обществах с  их плановой экономикой появляется хозяйственно-организаторская  функция и функция охраны социалистической собственности.

Сказанное подтверждает вывод: в функциях государства раскрывается его политическая природа, которая  в свою очередь выражает характер породившего его общества.

Следует указать и на новые  направления в решении вопросов о функциях государства. Высказываются  идеи, что все функции, о которых  говорилось выше, фактически не характерны именно для государства, поскольку  в их решении заинтересовано все  общество. Все это представляет собой  цели (или задачи) общества в целом. Для государства же характерны те функции, которые вытекают из его  основной сущности — осуществления  политической власти. В таком случае государство имеет три основные функции: законодательную, исполнительную и судебную, которым соответствуют  три основные ветви власти

Информация о работе Внутренние функции государства и государственно правовые формы их осуществления