Курс лекций по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 09:17, курс лекций

Описание работы

Работа содержит полный курс лекций по предмету "Политологии".

Файлы: 7 файлов

Власть.doc

— 110.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Государство.doc

— 1.02 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Полит. партии и полит. сис-ы.Группы интересов.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Финансирование    партий

     Демократизм партийной системы, количество партий в стране, их политический облик, характер взаимоотношений и влияние во многом зависят от системы их финансирования. Финансы, материальные средства необходимы для покрытия расходов партий на штатный  персонал,содержание организации, работу с общественностью и гражданами, ведение избирательных кампаний. Финансирование партий включает поступления :

а)                     от частных лиц (членские взносы, пожертвования, бесплатное или льготное предоставление техники, помещений, услуг);

б)                     от экономической деятельности партий ( предпринимательская деятельность, сдача в аренду помещений, получение  процентов по вкладам);

в)                    из государственного (общественного) бюджета. Практически во всех странах Запада реальное финансирование партий осуществляется за счет членских взносов, частных пожертвований и государственных субсидий, хотя доля каждого из этих источников в партийных бюджетах существенно различается: например, в Великобритании и США преобладают частные пожертвования, в Испании, Аргентине,ФРГ - государственные субсидии.

     В странах Запада существуют ограничения  в размерах частных пожертвований, хотя очень часто их удается обходить. Как правило, большую долю частных  пожертвований собирают правые партии, в то время как левые рассчитывают преимущественно на членские взносы и государственные субсидии. Государственная поддержка оказывается в различных формах. Это могут быть денежные суммы, которые партия расходует по своему усмотрению; целевые средства, предназначенные для политико-просветительской работы, поддержки партийной прессы, избирательных кампаний; бесплатное предоставление зданий, средств массовой агитации, времени на телеэкране и в радиоэфире, льготы на почтовую пропаганду. Государственное финансирование партий направлено на выравнивание их шансов в конкурентной борьбе за власть, предотвращение их зависимости от крупного капитала, ограничение возможностей подкупа и различного рода закулисных финансовых махинаций. Оно повышает « прозрачность» финансовой жизни партий и в значительной мере характеризует демократизм партийной системы в целом.

Партийные   системы

     Партийная     система - это объединение взаимозависимых  партий, стремящихся к завоеванию, удержанию и осуществлению власти.

В странах современного мира сложились разные партийные  системы. Их формирование определяется определенными факторами. Нет партийной  системы, которая бы не была отображением   классовой   структуры общества. Американский политолог Л.Этстайн  называет многопартийную систему с одной господствующей партией, модифицированную однопартийную систему, систему « два плюс одна партия », крайнюю многопартийную систему и стабильную многопартийную систему.

     Если  к многопартийной системе с одной  господствующей партией он относит Мексику, а модифицированную однопартийную систему видит в США, то партийная система « два плюс одна партия » существует в Великобритании, Канаде, Австрии. Крайняя многопартийная система действует во Франции. Итальянский политолог Дж.Сартори выделяет семь партийных систем в современном мире:

Однопартийные;

С партией, которая осуществляет гегемонию;

С доминирующей партией;

Двухпартийные;

Ограниченного плюрализма;

Крайнего (поляризованного) плюрализма;

Атомизированная.

     Однопартийная — характерна авторитарным и тоталитарным режимам, когда управление осуществляется одной партией.Ей характерно конституционное закрепление руководящей роли одной партии, запрещение образования других партий. Партийная система с партией - гегемоном характеризуется пассивным положение одной партии при отсутствии реальной партийной конкуренции. Другие партии имеют организационную автономию, но признают руководящую роль правящей партии. Партийная система с доминирующей партией предполагает существование нескольких партий, одна из которых продолжительное время побеждает на выборах и единолично формирует правительство.

     Двухпартийная система характеризуется доминированием двух сильных партий, одна из которых  осуществляет власть, а другая -в  оппозиции. Классическими примерами являются республиканская и демократическая партии США, консервативная и лейбористская партии Великобритании.

     Партийная система ограниченного плюрализма характеризуется существованием трех - пяти партий, из которых ни одна не может самостоятельно образовать коалицию, поэтому партии вынуждены идти на компромисс относительно формирования правительства согласно количеству выборных мандатов.

     Партийная система крайнего ( поляризованного) плюрализма предполагает борьбу между  шестью и больше партиями. При наличии большого количества партий, они образуют блоки или коалиции на время предвыборной кампании. Атомизированная партийная система характеризуется наличием большого количества маловлиятельных и малочисленных партий. Такая система действует в переходных к демократии обществах. Правительство формируется на пропорциональной основе.

     В   политической истории выделятся  четыре партийных систем:

     1. буржуазно- демократическая;

     2. фашистская;

     3. авторитарная;

     4. социалистическая.

     Буржуазно-демократическая  партийная система предполагает формирование различных партийных соглашений. Наиболее важные из них:

     1. многопартийное соглашение, означающее, что ни одна из партий, входящих в парламент, не в состоянии самостоятельно руководить.

     2. двухпартийное соглашение ( существуют две сильные партии, каждая из которых способна взять власть и самостоятельно ее осуществлять,одна из партий завоевывает безусловное большинство в парламенте,другая становится оппозиционной).

     3. двухпартийное модифицированное соглашение (существуют две сильные партии, способные сформировать правительство, но ни одна из них не имеет преобладающего большинства в парламенте ,и, чтобы сформировать правительство, должна войти в коалицию с третьей партией - более слабой, но постоянно присутствующей в парламенте).

     4. двухблоковое соглашение (в борьбе за власть соперничают два блока, партии, выступающие вне блоков, не играют существенной политической роли).

     5. система   доминирования ( одна из партий самостоятельно осуществляет власть непрерывно в течение более 25 лет).

     Фашистская  партийная система не существует в настоящее время. Она скомпроментировала себя опытом итальянского и немецкого  нацизма. В фашистской партийной  системе :

     1.существует  только одна легальная партия - фашистская, остальные распущены;

     2. партия стоит над государством, играет доминирующую роль;

     3. аппарат партии тесно связан с аппаратом государства;

     4. партия и государство организуются на принципах иерархического подчинения вождю;

     5. возникновение фашистской партийной системы является результатом кризиса демократических методов осуществления власти буржуазией.

     Авторитарная  партийная система часто отождествляется  с фашистской, однако между ними существуют весьма серьезные различия. В авторитарной системе:

     1. доминирующим фактором является  государство;

     2. правящая партия - широкое общественное движение, организующее массовую поддержку политике правительства;

     3. партия формируется вторично, ее создает руководство государства с целью расширения базы управления;

     4. элита партии не является элитой политической власти;

     5. допустимо существование других  партий, но они ограничены в своих действиях.

     Социалистическая  партийная система реально сформировалась после второй мировой войны. Однопартийность  в СССР не является априорно принятым решением, но результатом стечения таких исторических обстоятельств, как борьба за перевес в Советах депутатов, контрреволюция и интервенция, решение множества проблем, связанных с экономическим выживанием молодой советской республики. Социалистическая партийная система, называемая также системой партии-гегемона, имеет следующие признаки:

1. все партии признают ведущую роль коммунистической партии в политической системе общества;

2. все партии ставят перед собой как высшую цель строительство социализма;

3. только коммунистическая партия действует в среде крупнопромышленного рабочего класса;

4. союзнические партии сохраняют полную организационную автономию

Партии и партийные  системы отражают динамику общественных интересов, ценностей и идеалов. Поэтому они эволюционируют в  ходе развития общества и политических систем. В последние годы многие исследователи говорят о кризисе существующих партийных систем. Кризисные явления в партийных системах проявляются в росте их критики со стороны граждан. Многие осуждают их за олигархизацию, бюрократизацию, видят в них инструмент отчуждения граждан от непосредственного участия в политике, блокирования развития форм прямой демократии. Эти и другие подобные тенденции одни исследователи трактуют как преддверие заката партий, другие же - как временное явление.

Политическая  жизнь Украины характеризуется  нестабильностью и своеобразностью. Достаточно динамичная ситуация и в  партийной жизни: образовываются новые  партии, распадаются существующие, возникают неожиданные блоки  и коалиции. Правовые основы деятельности партий закреплены в нашей стране в ст.36 Конституции Украины и Законе Украины « О политических партиях в Украине ».

     Несмотря  на   численность ( насчитывается  около 120 партий , членами которых  являются 2% взрослого населения) и  широту политического спектра, партии Украины не стали центрами, аккумулирующими потенциал общества, не стали настоящим элементом системы власти. Ни одна из партий не имеет массовой поддержки населения и не доминирует на политической сцене.

В Украине еще  не сложилась устойчивая партийная систем а. Становлению сильных партий не способствовала и позиция верхних эшелонов власти, которым выгодно было иметь дело с раздробленной оппозицией. Исполнительная власть сознательно проводила политику «департизации», чтобы не допустить большого влияния политических партий на население. Причины слабости украинских партий кроются и в самих партиях. Обилие партий, носящих во многом искусственный характер, обусловлено не отличием программ, а амбициями их лидеров. Такие партии заботит больше не реализация интересов электорального слоя, а « голый интерес власти ». Сами партии в своей деятельности допускают много просчетов и прямых нарушений действующего законодательства. Многие лидеры, с чьими именами связаны партии в умах электората, просто скомпрометировали себя. Партии зачастую представляют не интересы населения, а свои властные амбиции и поэтому не имеют устойчивой связи с различными слоями населения. У большинства заявивших о себе партиях отсутствует сложившаяся социальная база, что объясняется несложившейся структурой украинского общества, слабостью среднего класса, ростом нищих и маргиналов. У большинства партий нет идеологии, привлекательной для широких слоев населения, такой идеологии, которая бы не только пассивно разделялась, но и побуждала к активным действиям. В партиях присутствует дефицит ярких и достойных политических лидеров, которые заставили бы поверить себе как политикам, заботящимся об общенациональных , а не только освоекорыстных интересах. Подавляющее число новых партийных лидеров являются дилетантами, политический опыт которых не превышает десятка лет. Неудивительно, что эти люди, выходя на первые роли, вносят в политику наряду с ценным интеллектуальным багажом существенный элемент дилетантизма. Во многих партиях отсутсвуют необходимые организационные навыки, нет региональных структур, отсутствует умение сплачиваться ради защиты собственных интересов.

     Политические   движения

     Политические  движения могут быть начальной стадией  создания массовой партии. Движение не имеет свойственной для партии организации, однородной и комплексной программы деятельности, четких принципов руководства. Как правило, формируется его основная цель, определяемая с помощью самых общих понятий, таких как справедливость, свобода, морально-политические принципы, охрана окружающей среды и т. д., что позволяет объединять в нем даже существенно отличающиеся друг от друга общественные группы.

Полит. элита.doc

— 105.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Политология как наука.doc

— 80.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Становление и развитие политологии как науки.doc

— 175.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тоталитаризм.doc

— 54.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Курс лекций по "Политологии"