Молодежные избирательные комиссии и их роль в избирательной системе Российской Федерации (на примере Чувашской Республики)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 19:49, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является изучение института молодежных избирательных комиссий, исследование их роли в избирательной системе Российской Федерации на примере субъекта Российской Федерации, и разработка предложения по повышению статуса и активности молодежных избирательных комиссий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
• Исследовать понятие избирательной комиссии в Российской Федерации;
• Проанализировать систему избирательных комиссий в Российской Федерации;
• Изучить и раскрыть основные полномочия избирательной комиссии;
• Исследовать взаимодействие избирательных комиссий с молодежными избирательными комиссиями;
• Исследовать понятие молодежной избирательной комиссии;
• Изучить порядок создания молодежных избирательных комиссий и их основные полномочия в Чувашской Республике;
• Проанализировать опыт работы молодежной избирательной комиссии при Московской районной территориальной избирательной комиссии г. Чебоксары;
• Выявить актуальные вопросы организации деятельности молодежных избирательных комиссий Чувашской Республике и разработать предложения по повышению статуса и активности молодежных избирательных комиссий.

Файлы: 1 файл

Курицына_дипл.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства

  и государственной службы 

при Президенте Российской Федерации»

 

Чебоксарский филиал РАНХиГС

 

 

Факультет «Управление и экономика»

Специальность «Государственное и муниципальное управление»

Специализация «Региональное управление»

Выпускающая кафедра: кафедра публичного администрирования

 

 

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

на тему:

«Молодежные избирательные комиссии и их роль в избирательной системе Российской Федерации (на примере Чувашской Республики)»

 

 

Автор работы:

студент 5 курса

очной формы обучения

Курицына Татьяна Витальевна

Подпись____________________

 

Руководитель работы:

Канд. юр. наук, доцент

Кузьмин Михаил Александрович

Подпись ____________________

 

Заведующий выпускающей кафедрой:

Канд. соц. наук, доцент

Мирошниченко Оксана Николаевна

Подпись ___________________

 

 

Чебоксары 2014

Введение

 

Актуальность темы исследования.

Сегодня одной из важнейших задач в области государственной политики становится привлечение молодежи к участию в таких кардинальных процессах, как формирование гражданского общества и строительство правового государства. Через несколько лет именно молодежь будет определять облик России в целом. Как будет жить наша страна, кто будет ею управлять, будет ли и дальше продолжен курс по активной поддержке социальных и экономических преобразований? Ответы на эти вопросы во многом зависят от активной гражданской позиции молодых избирателей. В силу объективных причин молодые люди в некоторых случаях попадают под влияние негативных элементов, зачастую носящих откровенно противозаконный характер (например, всякого рода авантюры, связанные с проведением избирательных кампаний). Государство, осознавая необходимость работы в направлении развития молодежи, повышении уровня её правовой и электоральной культуры, различными способами и средствами создает необходимые для этого условия. Значительным шагом в данном направлении стало создание общественных консультативно-совещательных структур молодежи и развитие молодежных избирательных комиссий.

Молодежные избирательные комиссии являются достаточно молодым институтом в избирательном праве России. Решение о создании молодежных избирательных комиссий приняла Общественная молодежная палата при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в 2010 году.

Их роль в современной избирательной системе весьма значима. Особую значимость приобретает подготовка молодых специалистов для избирательной системы. Молодежные избирательные комиссии, создаваемые при избирательных комиссиях различного уровня, являются источником кадрового резерва для избирательной системы.

В настоящее время необходимость создания и реального функционирования молодежных избирательных комиссий продиктована российской действительностью.

Однако сегодня нет единого нормативного акта на федеральном уровне, регламентирующего статус молодежных избирательных комиссий в России. Данная проблематика в научно-теоретическом плане сегодня практически не исследована. Весьма ограничен круг научной литературы по данной теме.  Этим подчеркивается актуальность темы исследования.

Целью настоящего исследования является изучение института молодежных избирательных комиссий, исследование их роли в избирательной системе Российской Федерации на примере субъекта Российской Федерации, и разработка предложения по повышению статуса и активности молодежных избирательных комиссий.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

  • Исследовать понятие избирательной комиссии в Российской Федерации;
  • Проанализировать систему избирательных комиссий в Российской Федерации;
  • Изучить и раскрыть основные полномочия избирательной комиссии;
  • Исследовать взаимодействие избирательных комиссий с молодежными избирательными комиссиями;
  • Исследовать понятие молодежной избирательной комиссии;
  • Изучить порядок создания молодежных избирательных комиссий и их основные полномочия в Чувашской Республике;
  • Проанализировать опыт работы молодежной избирательной комиссии при Московской районной территориальной избирательной комиссии г. Чебоксары;
  • Выявить актуальные вопросы организации деятельности молодежных избирательных комиссий Чувашской Республике и разработать предложения по повышению статуса и активности молодежных избирательных комиссий.

Объектом настоящего исследования являются общественные отношений, связанные с организацией и деятельностью избирательных комиссий, функционированием в избирательной системе молодежных избирательных комиссий.

Предмет исследования являются законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие избирательные отношения, вопросы создания и деятельности избирательных комиссий,  их полномочия, а также вопросы организации и функционирования в избирательной системе молодежных избирательных комиссий, анализ практики их работы.

Избирательный процесс является сегодня объектом пристального изучения специалистов в различных областях научного знания. В частности, в работах Анохина М.Г., Гунеля М., Гуторовой В.Л., Веденеева Ю.А., Емельянова H.A., Лейпхарта А., Лесникова Г.П., Шабо Ж.Л., в диссертациях Болховитиной Т.С., Мартынова С.А., Тер-Газаряна A.B., Устинова Д.Ю. проанализированы место и роль выборов в системе демократической власти, в формировании и функционировании политических институтов.

Вопросам избирательной системы и избирательного права посвящена достаточно обширная юридическая литература. Эти вопросы рассматривались как в трудах дореволюционных исследователей, так и в советский период. Реформированию российской избирательной системы в последнее десятилетие посвящены труды А. С.Автономова, Ю. А. Веденеева, В. И. Васильева, А. А. Вешнякова, Е. К. Глушко, А. В. Зиновьева, А. В. Иванченко, А. Е. Постникова, Л. Г. Алехичевой, В. В. Мокеева, М. С. Матейковича, А. И. Ковлера, В. И. Лысенко, Н. А. Михалевой, Б. А. Страшуна, Ю. А. Юдина и др. Этими учеными исследовались различные аспекты избирательного законодательства, в том числе статуса избирательных комиссий.

Методологической основой служат различные методы научного познания. Это, прежде всего, общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него специальные и частнонаучные методы: системный, формально-юридический, нормативно-интерпретационный, лингвистический, конкретно-социологический, технико-юридический и другие. В процессе исследования были использованы такие общелогические методы как анализ, синтез, обобщение.

Нормативную базу выпускной квалификационной работы составили, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»,  иные федеральные законы и подзаконные акты, законы субъектов Российской Федерации, уставы и иные муниципальные правовые акты.

Эмпирическую базу исследования составляют правоприменительная практика Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики, опыт работы молодежной избирательной комиссии при Московской районной территориальной избирательной комиссии г. Чебоксары.

Практическая значимость заключается в том, что содержащиеся в работе выводы и положения могут быть использованы при совершенствовании деятельности молодежной избирательной комиссии.

 Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и отражает его логику.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав,  заключения, библиографического списка, нормативных источников и двух приложений.

 

Глава 1. Теоретико-правовые аспекты деятельности

избирательной комиссии в России

 

    1. Понятие избирательной комиссии в России

 

С начала 90-х годов ХХ века именно избирательные комиссии не только выступили инициаторами, но и развернули самостоятельную активную деятельность по распространению среди граждан правовых знаний как основы формирования правовых ориентаций, убеждений и ценностей. В 1995 году  по  инициативе  Центральной  избирательной  комиссии  России  Президент  РФ  подписал  Указ «О Федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации».1  Главной целью ее реализации явилось повышение уровня доверия граждан к институту выборов, обеспечение активного и осознанного участия избирателей в них. Программа предусматривала проведение как долгосрочных, так и оперативных мероприятий образовательного, информационного, организационного характера, направленных на создание разнообразных полномасштабных форм правового просвещения и обучения всех участников избирательного процесса в России.

В течение 1990-х годов в большинстве субъектов Российской Федерации были приняты подобные  региональные  программы  (комплексы  мер)  по  повышению  правовой  культуры  избирателей и обучению организаторов выборов, созданы координационные советы по их реализации, начали применяться  разнообразные  формы  организации  правового  обучения  участников  избирательного процесса.

Сегодня, правовое просвещение избирателей является неотъемлемой частью деятельности избирательных комиссий всех уровней и закрепляется за ними законодательно.2

Избирательные комиссии смогли объединить усилия и ресурсы местных администраций, органов образования и культуры, отделов по работе с молодежью, органов общественных организаций, государственных и муниципальных средств массовой информации. То есть, комиссии в решении такой государственно значимой задачи, как формирование правовой культуры как важнейшего фактора осознанного участия граждан в общественной жизни своей страны, в преобразованиях, осуществляемых в настоящее время, по сути стали координирующими центрами.

Избирательные комиссии (комиссии по делам о выборах) впервые в отечественной истории появились в 1905 году, они формировались на губернском и уездном уровнях. Ограниченная (дуалистическая) монархия, установившаяся после 1905 года, просуществовала немногим более десяти лет, и в 1917 году пала. Власть перешла к Временному Правительству, которое, стремясь к скорейшему выходу из кризиса, готовило выборы в Учредительное Собрание. Производство выборов возлагалось на Всероссийскую, окружные, столичные, уездные и городские по делам о выборах в Учредительное Собрание комиссии. Всероссийская по делам о выборах в Учредительное Собрание Комиссия при Временном Правительстве была первым общероссийским избирательным органом – прообразом современной ЦИК России, её значение было обусловлено проведением прямых выборов по пропорциональной системе. Однако созванное уже после победы Октябрьской революции Учредительное Собрание было распущено, дореволюционные институты власти вскоре были расформированы.

В 1925 году для проведения выборов в Советы сформированы ЦИК РСФСР, областные и районные избирательные комиссии, несколько лет действовала ЦИК СССР. В конце 1930-х годов избирательная система в основном сложилась. ЦИК по выборам в Верховный Совет РСФСР, окружные и участковые избирательные комиссии формировались Советами на период выборов и были им подотчётны. Избирательная система просуществовала практически без изменений до 1988 года.

Конституционные реформы, начатые в  конце 1980-х годов, затронули в первую очередь избирательную систему. Сформирована двухступенчатая система представительных органов (Съезд народных депутатов – Верховный Совет), а порядок выдвижения кандидатов изменен таким образом, что выборы депутатов (начиная с 1989 года) стали альтернативными. В 1988 году была сформирована ЦИК по выборам народных депутатов СССР, а в 1989 году – ЦИК по выборам народных депутатов РСФСР с пятилетним сроком полномочий. Впоследствии на неё были возложены полномочия по проведению референдумов СССР и РСФСР в 1991 году, выборов Президента РСФСР в 1991 году, референдума РФ в 1993 году. Режим деятельности ЦИК приближался к постоянному, а её значение увеличивалось при переходе к альтернативным выборам, а позднее – в связи с проведением референдумов, выборов Президента РФ и парламентских выборов по смешанной системе.

В сентябре 1993 года Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин, стремясь преодолеть затяжной конституционный кризис и форсировать конституционную реформу, распускает и упраздняет Съезд народных депутатов и Верховный Совет Российской Федерации и назначает на 12 декабря выборы в Государственную Думу. Вскоре Президент формирует Центральную избирательную комиссию по выборам в Государственную Думу, а впоследствии возлагает на неё полномочия по проведению выборов в Совет Федерации и всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации. 12 декабря 1993 года состоялись выборы в Федеральное Собрание и принята Конституция Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации» Комиссия стала работать на постоянной основе, еще некоторое время и в прежнем составе.

В 1994 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», закрепивший постоянный статус Центральной избирательной комиссии РФ и избирательных комиссий субъектов РФ, и установивший порядок их формирования, близкий к современному, а в начале 1995 года сформирован второй состав ЦИК России. С принятием в 1997 году Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»  статус ЦИК России принципиально не изменился, равно как и после принятия в 2002 году его новой редакции (далее – Федеральный закон об основных гарантиях) с середины 1990-х годов ЦИК России активно включается в организационную работу (создается ГАС «Выборы»), разрабатывает серию законов о выборах, неоднократно проводит парламентские и президентские выборы, включает в сферу своего контроля региональные и местные выборы и референдумы, принимает на себя обязанности по рассмотрению жалоб и защите избирательных прав граждан. Тенденция усиления, увеличения значения ЦИК России связано с увеличением роли выборов в жизни общества и государства связана с увеличением значения выборов в жизни государства и общества, усилением демократических начал в избирательном праве.

Информация о работе Молодежные избирательные комиссии и их роль в избирательной системе Российской Федерации (на примере Чувашской Республики)