Молодежные избирательные комиссии и их роль в избирательной системе Российской Федерации (на примере Чувашской Республики)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 19:49, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является изучение института молодежных избирательных комиссий, исследование их роли в избирательной системе Российской Федерации на примере субъекта Российской Федерации, и разработка предложения по повышению статуса и активности молодежных избирательных комиссий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
• Исследовать понятие избирательной комиссии в Российской Федерации;
• Проанализировать систему избирательных комиссий в Российской Федерации;
• Изучить и раскрыть основные полномочия избирательной комиссии;
• Исследовать взаимодействие избирательных комиссий с молодежными избирательными комиссиями;
• Исследовать понятие молодежной избирательной комиссии;
• Изучить порядок создания молодежных избирательных комиссий и их основные полномочия в Чувашской Республике;
• Проанализировать опыт работы молодежной избирательной комиссии при Московской районной территориальной избирательной комиссии г. Чебоксары;
• Выявить актуальные вопросы организации деятельности молодежных избирательных комиссий Чувашской Республике и разработать предложения по повышению статуса и активности молодежных избирательных комиссий.

Файлы: 1 файл

Курицына_дипл.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

Секретарь Молодежной избирательной комиссии:

а) организует подготовку заседаний Молодежной избирательной комиссии, вносимых на ее рассмотрение материалов, ведет протоколы заседаний Комиссии;

б) осуществляет ведение делопроизводства в Комиссии;

в) подписывает решения Молодежной избирательной комиссии;

г) выполняет поручения председателя Комиссии.

Члены Молодежной избирательной комиссии:

а) вносят свои предложения для включения в план работы Комиссии;

б) участвуют в подготовке решений Комиссии;

в) участвуют в подготовке и реализации мероприятий Комиссии;

г) выполняют поручения председателя Комиссии.

Статус члена Молодежной избирательной комиссии. Член Молодежной избирательной комиссии обязан присутствовать на всех заседаниях Комиссии. Члены Молодежной избирательной комиссии:

а) заблаговременно извещаются о заседаниях Молодежной избирательной комиссии секретарем Комиссии;

б) вправе выступать на заседании Молодежной избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;

в) вправе задавать другим участникам заседания Молодежной избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

г) вправе знакомиться с документами и материалами, непосредственно связанными с работой Молодежной избирательной комиссии.

д) вправе обжаловать действия (бездействие) Молодежной избирательной комиссии в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики.

Полномочия члена Молодежной избирательной комиссии могут быть прекращены решением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики досрочно:

- при подаче членом Комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;

- по предложению председателя Молодежной избирательной комиссии в случае невыполнения решений Комиссии либо в случае невозможности работы в составе Комиссии;

- по достижении членом Комиссии возраста 35 лет.

Порядок принятия Молодежной избирательной комиссией решений. По вопросам, входящим в ее компетенцию, Молодежная избирательная комиссия может принимать решения. Решения Молодежной избирательной комиссии принимаются на заседании Молодежной избирательной комиссии большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии. При принятии Молодежной избирательной комиссией решений в случае равного числа голосов «за» и «против» голос председателя Комиссии является решающим. Решения Молодежной избирательной комиссии принимаются открытым голосованием. На заседании Молодежной избирательной комиссии ведется протокол. Решения и протоколы заседаний Молодежной избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем Комиссии. Решения Молодежной избирательной комиссии вступают в силу со дня их принятия. Члены Молодежной избирательной комиссии, не согласные с решением Комиссии, вправе изложить в письменной форме особое мнение, отражаемое в протоколе Молодежной избирательной комиссии и прилагаемое к ее решению, в связи с которым это мнение изложено. 

Расформирование Молодежной избирательной комиссии осуществляется по решению Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики.

Таким образом, молодежные избирательные комиссии в Чувашской Республике занимается организацией выборов, в том числе и выборов в молодёжные парламентские структуры региона, правовым просвещением, работает над повышением электоральной активности. Молодежная среда не стоит на месте. Новое поколение проявляет большой интерес к общественно - политической жизни. В свою очередь, молодежные избирательные комиссии способны на качественном уровне обучать молодых людей современной политической культуре, основам меняющегося избирательного законодательств.

 

2.4. Опыт молодежной избирательной  комиссии при Московской районной территориальной избирательной комиссии г. Чебоксары

 

Молодежная избирательная комиссия  в Московском районе г. Чебоксары  функционирует четвертый год. В соответствии с пунктом 1 о Молодежной избирательной комиссии при Московской районной города Чебоксары  территориальной избирательной комиссии13, МИК является постоянно действующим совещательным и консультативным органом. В качестве основных целей его функционирования определены следующие цели: содействия территориальной избирательной комиссии в работе по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей, обучению организаторов выборов и референдумов на территории Московского района города Чебоксары, а также в целях подготовки и проведения выборов в Молодежный представительный орган Московского района города Чебоксары.

За 2010-2013 годы молодежной избирательной комиссией при Московской районной города Чебоксары  территориальной избирательной комиссии  были организованы и проведены важные мероприятия. В частности, два года подряд   выступили организаторами выборов Председателя студенческого совета Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,  на котором члены молодежной избирательной комиссии готовили и обеспечивали проведение импровизированной избирательной кампании по выборам Председателя студенческого совета, в соответствии с действующим избирательным законодательством.

Кроме того, представителями МИК  были организованы и проведены  деловые игры со студентами ВУЗов и СУЗов Московского района на тему «Выборы завтра»,  были предложены  блиц-вопросы на знание теории о выборах, что такое избирательное право, какие системы выборов существуют, также были  ситуационные задачи и в завершении творческий конкурс. Участники и победители которого были отмечены памятными призами.

В рамках мероприятий, посвященных 20-летию избирательной системы России  молодежная избирательная комиссия провела районный конкурс «Лучший уголок избирателя», где приняло участие 8 учебных заведений.

Члены МИК приняли активное участие в организации выборов Сената, в рамках Межрегионального молодежного образовательного форума «МолГород-2013» Молгорда- 2013. Для проведения голосования был образован избирательный участок. В избирательный бюллетень было включено 12 кандидатов. Предстояло избрать семь Сенаторов МолГорода.  На выходе с избирательного участка центром политических и маркетинговых исследований Социс-М проводился опрос – exit poll. Данные опроса практически совпали с итогами голосования, что является свидетельством объективности выборов.

Важнейшим итогом деятельности МИК является создание Памятки молодому кандидату, разработка которой потребовала от членов комиссии приложения немалых усилий. Памятка, содержащая подробное описание всех необходимых действий кандидатов в ходе предстоящих избирательных кампаний на муниципальном уровне, была размещена в открытом доступе в сети Интернет.

У Молодежной избирательной комиссии специфическая сфера деятельности, то есть не просто работа с молодежью, а работа, направленная на повышение ее электоральной активности. Благодаря этому все проводимые мероприятия имеют адресный характер и конкретную цель.

Молодежная избирательная комиссия - важный элемент системы молодежного самоуправления Чувашской республики. На мой взгляд, в изменившихся политических условиях ее роль будет только укрепляться. Убеждена, что Молодежная избирательная комиссия Чувашской Республики  должна и может сосредоточиться на оказании методической и правовой помощи молодым кандидатам в органы местного самоуправления. Кроме этого, считаю целесообразным налаживание комплексной работы по привлечению молодежи в качестве наблюдателей на различных выборах.

Повышение правовой культуры молодёжи в современной России является главной задачей молодёжной политики. Для выполнения этой задачи создан институт молодежных избирательных комиссий. Он повышает правовую культуру молодёжи посредством проведения различных мероприятий. Проводить эти мероприятия необходимо, так как другие организации, способны, но не желают повышать правовую культуру молодого электората. На данном этапе развития Россия столкнулась с очень большой проблемой - нежеланием молодых людей посещать выборы. Благодаря МИК решить эту проблему представляется вполне реальным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Актуальные вопросы организации деятельности молодежных избирательных комиссий в России и пути их решения

 

В последние годы акцент все более смещается на необходимость организации работы, в которой молодежь будет принимать непосредственное участие. Для решения этой проблемы формируются разнообразные структуры и механизмы, позволяющие молодому поколению решать собственные проблемы, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, а, в конечном счете, и участвовать в управлении делами государства в целом.

Одним из наиболее значимых проблем, на наш взгляд, является следующее.

Важнейшей проблемой определения правового статуса молодежных избирательных комиссии является отсутствие на федеральном уровне рамочного закона, который определил бы основные формы организации молодежных избирательных комиссий, полномочия, принципы осуществления деятельности, права, обязанности и ответственность молодежных избирательных комиссий, а также их членов. При этом помимо принятия федерального закона представляется целесообразным рекомендовать субъектам Российской Федерации принять собственные  региональные  законы,  которые  урегулировали  бы  данные  вопросы  применительно  к  каждому отдельному субъекту Российской Федерации.

От молодежных избирательных комиссий следует ожидать многого, потому что, в первую очередь, это один из возможных способов влияния на деятельность органов центральной избирательной комиссии, а так же воспитание молодежи и подготовка резерва кадров будущих членов избирательных комиссий различного уровня и просто примерных граждан своего государства.

— далее следуют сложности, возникающие при составлении списков молодых избирателей.

Ведь, например, студенты зачастую зарегистрированы в одном месте, а учатся в другом. Также есть большие трудности с привлечением к участию в выборах отдельных молодежных групп, например, работающей молодежи или безработных.

В процессе накопления опыта проведения выборов человечество прошло через множество различных проб и ошибок в составлении списков избирателей. Ведь, к примеру, использование не лучшего способа составления списка может привести к получению каждым избирателем не одного голоса, а нескольких. Это, в свою очередь, может быть использовано для фальсификаций. А другая ошибка – это наоборот – невключение в списки избирателей, имеющих право голоса. Но если на обычных, «взрослых» выборах нам понятно кто является избирателем (это сформулировано в Конституции каждого государства), то при проведении выборов в молодежный парламент даже этот термин – «избиратель» — требует существенной проработки.

Один из вариантов решения проблемы при составлении списков – взаимодействие молодежных избирательных комиссий с предприятиями, на которых в дальнейшем организуются избирательные участки и проводится голосование. Но это далеко не лучшая форма, ведь если руководство предприятия не изъявляет желания участвовать в проведении молодежных выборов, его в это действо вряд ли удастся не вовлечь.

Идеальным явилось бы проведение голосования, используя списки избирателей, которые имеются у избирательных комиссий. Как известно в системе ГАС «Выборы» есть сведения о гражданах, начиная с 14 лет. Однако мы не имеем на это права, ведь речь здесь идет о персональных данных.

Их использование регламентируется федеральным законодательством (в частности, федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»14), Указом Президента России «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»15, а также нормативно-правовыми актами Центральной избирательной комиссии России (в частности, постановлением «О перечне персональных данных и иной конфеденциальной информации, обрабатываемой в комплексах средств автоматизации ГАС «Выборы», и организации доступа к этим сведениям»).

Передавая эту информацию третьим лицам избирательная комиссия совершала бы правонарушение, которое карается по закону. Следовательно, как бы это ни удобно это было, работать с паспортными данными никакая молодежная комиссия не сможет.

Другой путь – заявки предприятий о проведении на их территории выборов. Но если не вовлечь в эту работу взрослую комиссию, работать с предприятиями будет очень сложно. Но если количество потенциальных участников выборов не будет приближаться хотя бы к половине от всех молодых избирателей, такие выборы сложно считать легитимными.

Если говорить в целом, то в мире существует всего два способа составления списков:

1. Автоматический. Именно он применяется в нашей стране. Его суть – в автоматическом включении в список гражданина, достигшего определенного возраста, по одному, т.н. преимущественному месту регистрации.

2. Заявительный. Он используется, в частности, в США, где человек регистрируется в качестве избирателя по месту нахождения любого из объектов недвижимости. Это связано с тем, что у него есть интересы в этом избирательном округе. Конечно, за этим прячется своеобразный имущественный ценз, но сам принцип заявительного метода (при определенном домысливании в вашем уважаемом собрании) в будущем, наверное, мог бы рассматриваться как перспективный вариант. Например, можно предусмотреть регистрацию молодых избирателей на специальном сайте, а в дальнейшем их голосование на нем же.

С этой проблемой тесно связана и еще одна – сложность в определении метода голосования.

Опыт работы молодежных избирательных комиссий в Чувашской Республике свидетельствует, что многие из указанных трудностей решаемы, например, за счет использования новых информационных технологий.

Эти технологии в настоящее время уже достаточно широко используются на молодежных выборах. С одной стороны, они удобны и понятны молодежи, как наиболее продвинутой части пользователей современных средств связи. А с другой, позволяют с минимальными финансовыми и организационными затратами проводить выборы и максимально быстро подсчитывать результаты голосования. В качестве примера могу привести голосование при помощи SMS-сообщений (эта технология, в частности, применялась на выборах Ростовского городского совета молодежи), а также через Интернет.

Информация о работе Молодежные избирательные комиссии и их роль в избирательной системе Российской Федерации (на примере Чувашской Республики)