Молодежные избирательные комиссии и их роль в избирательной системе Российской Федерации (на примере Чувашской Республики)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 19:49, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является изучение института молодежных избирательных комиссий, исследование их роли в избирательной системе Российской Федерации на примере субъекта Российской Федерации, и разработка предложения по повышению статуса и активности молодежных избирательных комиссий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
• Исследовать понятие избирательной комиссии в Российской Федерации;
• Проанализировать систему избирательных комиссий в Российской Федерации;
• Изучить и раскрыть основные полномочия избирательной комиссии;
• Исследовать взаимодействие избирательных комиссий с молодежными избирательными комиссиями;
• Исследовать понятие молодежной избирательной комиссии;
• Изучить порядок создания молодежных избирательных комиссий и их основные полномочия в Чувашской Республике;
• Проанализировать опыт работы молодежной избирательной комиссии при Московской районной территориальной избирательной комиссии г. Чебоксары;
• Выявить актуальные вопросы организации деятельности молодежных избирательных комиссий Чувашской Республике и разработать предложения по повышению статуса и активности молодежных избирательных комиссий.

Файлы: 1 файл

Курицына_дипл.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

При проведении указанных выборов центральная избирательная комиссия России в соответствии со ст. 24 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»6 выполняет следующие основные действия: регистрирует избирательные блоки, федеральные списки кандидатов и доверенных лиц, устанавливает форму избирательных бюллетеней и других избирательных документов, утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования по федеральному избирательному округу, распределяет средства, выделенные из федерального бюджета на финансовое обеспечение выборов, контролирует их целевое использование, устанавливает единый порядок обработки итогов голосования и определения результатов выборов и т. д. Кроме того, центральная избирательная комиссия России рассматривает жалобы и заявления на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним мотивированные решения.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации координируют деятельность избирательных комиссий на своей территории, обеспечивают взаимодействие центральной избирательной комиссии  России с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют контроль за соблюдением избирательных прав граждан, рассматривают жалобы и заявления на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимают по ним мотивированные решения, распределяют между окружными (территориальными) избирательными комиссиями денежные средства, выделенные на организацию и проведение выборов, решают другие вопросы.

При проведении выборов депутатов Государственной Думы окружные избирательные комиссии, основной функциональной обязанностью которых является определение результатов голосования по одномандатному избирательному округу, координируют деятельность территориальных и участковых избирательных комиссий, рассматривают жалобы и заявления на их решения и действия (бездействие) и принимают по ним мотивированные решения, распределяют денежные средства между территориальными избирательными комиссиями, регистрируют кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, утверждают текст избирательного бюллетеня для голосования по одномандатному избирательному округу, устанавливают и публикуют итоги голосования и результаты выборов по одномандатному избирательному округу.

Территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии, основной задачей которых является координация деятельности участковых избирательных комиссий, распределяют денежные средства между этими комиссиями, организуют доставку им избирательных бюллетеней и иных документов, устанавливают итоги голосования на своей территории и передают протоколы об итогах голосования в окружную избирательную комиссию, а также рассматривают жалобы на решения и действия (бездействие) участковых комиссий и принимают по ним мотивированные решения.

Участковые избирательные комиссии, обеспечивающие организацию голосования на избирательном участке и установление итогов голосования, составляют списки избирателей по избирательному участку и проводят ознакомление с ним избирателей, обеспечивают подготовку помещения для голосования, стационарных и переносных ящиков для голосования и другого оборудования, организуют на избирательном участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование, производят подсчет голосов избирателей, устанавливают итоги голосования на избирательном участке, рассматривают жалобы и заявления на нарушения закона о выборах и принимают по ним мотивированные решения.

Перечисленные основные полномочия системы избирательных комиссий позволяют более предметно оценить роль и место каждого звена этой системы, проследить их взаимосвязь друг с другом и с иными участниками избирательного процесса. Из этого перечня полномочий избирательных комиссий видно, что их правоприменительная деятельность подчинена основной задаче - обеспечению избирательных прав граждан и безусловной достоверности волеизъявления избирателей.

Полномочия комиссии по выборам Президента и по выборам в Государственную Думу и практика их реализации во многом сходны, хотя определённые отличия определяются особенностями избирательной системы. Эти полномочия можно условно разбить на восемь групп: 1) по руководству нижестоящими комиссиями, 2) по контролю за соблюдением избирательных прав граждан и избирательного законодательства, 3) по регистрации избирательных блоков, инициативных групп, кандидатов, списков кандидатов, уполномоченных представителей, доверенных лиц, 4) по информированию избирателей и по обеспечению условий предвыборной агитации, 5) по вопросам избирательной документации (включая утверждение форм избирательных документов), 6) по распределению бюджетных средств и финансовому контролю, 7) по определению результатов федеральных выборов, 8) по назначению повторного голосования, повторных выборов, дополнительных выборов (а также по назначению выборов, если они не будут назначены уполномоченным органом).

Центральная избирательная комиссия  России контролирует соблюдение избирательных прав граждан и их права на участие в референдуме, рассматривает в административном порядке жалобы граждан, избирательных объединений и блоков, инициативных групп на решения, действия, бездействие избирательных комиссий. На центральную избирательную комиссию России возложены также некоторые полномочия по развитию избирательной системы Российской Федерации, не связанные с конкретными выборами и референдумами. Она обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правового обучения избирателей, профессиональной подготовкой организаторов выборов, а также изданием печатной продукции. Федеральные целевые программы, связанные с развитием ГАС «Выборы», обучением избирателей и организаторов выборов, в настоящее время превратились в постоянные направления деятельности. Центральная избирательная комиссия России совместно с избирательными комиссиями субъектов России, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учёта) избирателей, участников референдума. Комиссия осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем.

 Исходя из полномочий ЦИК  России можно определить следующие  её функции: 1) организация федеральных  выборов, 2) организация референдума  Российской Федерации, 3) контроль  за соблюдением избирательных  прав граждан и права на  участие в референдуме, 4) содействие развитию избирательной системы России.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом, иными федеральными законами.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации составляет пять лет. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. При этом от одного депутатского объединения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации может быть назначено не более одного представителя. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации.

 Законом определены место  и компетенция каждого из звеньев  избирательной системы. Центральная  избирательная комиссия в этой  системе играет особую роль, заключающуюся  в руководстве разноуровневыми избирательными комиссиями в соответствии с законодательством о выборах. Это и позволяет избирательным органам действовать слаженно. Как известно, руководство означает довольно жесткое воздействие на руководителя, однако здесь нет места мерам дисциплинарного или административного воздействия.

Таким образом, можно сказать, что избирательные органы выполняют целый ряд функций, присущих только им и никаким другим органам в государстве. Такая функциональная обособленность избирательных органов, образующих, как правило, единую систему, показывает, что вряд ли избирательные органы можно отнести с достаточной долей уверенности к исполнительной, законодательной или судебной ветви власти.

Подводя итог, скажем, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации создана и предназначена для проведения выборов в федеральные органы государственной власти, предусмотренные Конституцией и избираемых гражданами, то есть федеральных выборов. В настоящее время такими органами являются Президент Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Ввиду организационного сходства избирательного и референдумного процесса на центральную избирательную комиссию  России возложены также полномочия по организации референдума Российской Федерации. Однако сфера компетенции центральной избирательной комиссии  России не ограничена только организацией федеральных выборов и референдумов. Ее контрольные полномочия распространяются на все выборы, проводимые в России. На центральную избирательную комиссию России возложены также некоторые полномочия по развитию избирательной системы.

Следует заметить, что важнейшим направлением взаимодействия избирательных комиссий с молодежными избирательными комиссиями является правовое обучение и повышение правовой культуры молодых избирателей.

Правовое обучение и повышение правовой культуры молодых избирателей предполагает получение правовых знаний в области избирательного права и законодательства о выборах и референдумах. Эта цель достигается как в результате общего правового просвещения, так и специального обучения избирательному праву. Кроме того, правовое просвещение решает задачу осознанной вовлеченности и участия в избирательном процессе молодых избирателей.

Государственные инвестиции в политическое воспитание – это вложение средств в укрепление политического режима. Они наиболее эффективны, так как исправление аномального политического и электорального поведения требует гораздо больших финансовых и организационных затрат.7

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с правовым обучением избирателей, изданием необходимой печатной продукции. Взаимодействие с общественными и молодежными организациями по вопросам повышения правовой культуры избирателей и содействие общественным и молодежным организациям в их участии в мероприятиях, проводимых центральной избирательной комиссией России, является постоянным направлением деятельности центральной избирательной комиссии России.

Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 228 была одобрена Федеральная целевая программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации (далее - Федеральная программа)8, включавшая перечень программных мероприятий на период с 1995 по 1999 год.

Начиная с  2000 года деятельность центральной избирательной комиссии России и созданного для реализации Федеральной программы Российского центра обучения избирательным технологиям при центральной избирательной комиссии России в этой области строилась в соответствии с планами мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Российской Федерации и ежегодными сводными планами мероприятий по повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов. Значительное место в этой деятельности занимала и занимает работа с молодыми гражданами Российской Федерации в возрасте от 18 до 35 лет.

28 декабря 2007 года было принято  постановление ЦИК России N 83/666-5 "О проведении Дня молодого избирателя"9, в соответствии с которым была определена дата проведения ежегодных мероприятий для молодых избирателей - третье воскресенье февраля.

Избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации принимаются соответствующие региональные программы повышения правовой культуры избирателей и обучения организаторов выборов, в реализации которых активно участвуют территориальные избирательные комиссии, избирательные комиссии муниципальных образований.

Вместе с тем обзор практики указанной работы позволяет выявить ряд проблем, связанных с недостатками в организационных и содержательных параметрах сложившейся системы повышения правовой культуры молодых избирателей, в том числе: действующая система охватывает ограниченный круг участников; система не предоставляет возможности оперативного изменения учебных программ, доступных для широкого круга пользователей учебно-методических материалов, в том числе с использованием современных информационных технологий; система использует методики, не всегда позволяющие в необходимом формате и объеме доносить необходимую информацию до избирателей; система не использует в полной мере свои просветительские и информационные возможности и не направлена на их развитие.

Кроме того, в ходе федеральных выборов 2011-2012 годов возник ряд новых общественных организаций и движений, иногда использующих неправомерные способы общественного контроля за выборами в стране.

В целях активизации деятельности молодежных избирательных комиссий при территориальных избирательных комиссиях Чувашской Республики по информированию, повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей, в соответствии с подпунктом "в" пункта 10 статьи 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики провела конкурс среди молодежных избирательных комиссий при территориальных избирательных комиссиях Чувашской Республики на лучшую организацию работы по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей в 2013 году10.

Информация о работе Молодежные избирательные комиссии и их роль в избирательной системе Российской Федерации (на примере Чувашской Республики)