Молодежные избирательные комиссии и их роль в избирательной системе Российской Федерации (на примере Чувашской Республики)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 19:49, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является изучение института молодежных избирательных комиссий, исследование их роли в избирательной системе Российской Федерации на примере субъекта Российской Федерации, и разработка предложения по повышению статуса и активности молодежных избирательных комиссий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
• Исследовать понятие избирательной комиссии в Российской Федерации;
• Проанализировать систему избирательных комиссий в Российской Федерации;
• Изучить и раскрыть основные полномочия избирательной комиссии;
• Исследовать взаимодействие избирательных комиссий с молодежными избирательными комиссиями;
• Исследовать понятие молодежной избирательной комиссии;
• Изучить порядок создания молодежных избирательных комиссий и их основные полномочия в Чувашской Республике;
• Проанализировать опыт работы молодежной избирательной комиссии при Московской районной территориальной избирательной комиссии г. Чебоксары;
• Выявить актуальные вопросы организации деятельности молодежных избирательных комиссий Чувашской Республике и разработать предложения по повышению статуса и активности молодежных избирательных комиссий.

Файлы: 1 файл

Курицына_дипл.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

В самой системе молодежных избирательных комиссий  как явлении есть существенные проблемы, как и в реализации любой формы самоуправления. Специфика организационно-правовых форм, как создания, так и функционирования органов молодежного самоуправления, как раз и порождает существенные дополнительные проблемы, специфические для молодежного самоуправления. Можно выделить такие основные проблемы, как ограниченное финансирование, а также существенно меньшую представительность.

Также в среде членов  молодежной избирательной комиссии в большей степени присутствует популизм, в связи с тем, что молодежь не в полной степени осознает соотношение обещаний и финансовой основы их реализации, что каждое обещаемое благо должно подкрепляться денежными средствами. Дополнительно одной из важнейших проблем функционирования  органов  молодежного  самоуправления  является  отсутствие  собственных,  принадлежащих только им полномочий.

Однако перечисленные недостатки вовсе не свидетельствует о неэффективности явления молодежного самоуправления, потому что основной его задачей является воспитание молодежи, кадрового резерва, и оно решает данную задачу.

Отношение молодых людей к органам государственной власти в значительной мере зависит от их электорального поведения. Участие в выборах – важнейший фактор, характеризующий гражданскую позицию и политическую культуру молодого человека.

Можно выделить три основные причины, определяющие отсутствие у молодежи устойчивых и серьезных мотивов для участия в выборах.

Первая причина: молодые люди еще не ощущают и не знают цены свободы и демократии, так как они не испытали на себе запретов и ограничений, не отстаивали право жить в условиях демократического общества.

Вторая причина: политические партии только начинают широкомасштабную работу по привлечению молодежи к управлению государством. Так в Государственной Думе Российской Федерации из 450 депутатов только 11 депутатов в возрасте до 30 лет. В 29 субъектах Российской Федерации в парламентах нет ни одного представителя молодежи до 30 лет.

Третья  – формирование гражданской позиции. Это не только проблема социализации молодежи, но и проблемы устойчивости традиций в семье, в обществе, в государстве. Поэтому повышение правовой и электоральной культуры молодежи по праву является, сегодня одним из приоритетных направлений реализации системы мер молодежной политики.

Важнейшей задачей современной молодежной политики является повышение электоральной активности молодежи.

Молодежное самоуправление является одной из форм работы по выявлению, обучению и продвижению перспективных молодых социально активных лидеров. В связи с этим, развитие молодежного самоуправления также направлено не только на создание кадрового резерва для органов государственной власти и местного самоуправления, избирательных комиссий, но и для осознания молодежью своей значимости в принятии участия в управлении делами государства не только теоретически, но и практически, при помощи баллотирования в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления всех уровней.

Таким  образом,  развитие  системы молодежных избирательных комиссий  на  муниципальном  уровне представляется важнейшей задачей государственной и муниципальной молодежной политики, в решении которой должны быть задействованы не только региональные и местные органы власти, но и молодежные общественные объединения, средние и высшие учебные заведения, различные организации и предприятия, являющиеся местом работы представителей молодежи.

Молодежные избирательные комиссии уже созданы в большинстве субъектов Российской Федерации. Они являются консультативными, коллегиальными, совещательными органами, основной целью которых является обеспечение участия молодежи в политической жизни, учет мнения молодежи по особо важным вопросам, связанным с реализацией интересов молодежи.

Для решения данных проблем предлагаем:

  1. Разработать и принять Федеральный  закон «О молодежных избирательных комиссиях в Российской Федерации» либо внести  в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» статью о молодежных избирательных комиссиях.
  2. В целях совершенствования статуса молодежных избирательных комиссий предлагается председателя данной комиссии  не назначать решением избирательной комиссии (например, территориальной или Центральной избирательной комиссии субъекта Федерации) на должность, а избирать членами молодежной избирательной комиссии из своего состава.
  3. В целях обеспечения стабильности кадрового состава молодежных избирательных комиссий предлагается увеличить срок их полномочий с 2 до 5 лет, а также расширить состав комиссий до 14 человек.
  4. Предлагаем избирательным комиссиям в Чувашской Республике проводить мониторинг участия молодежных организаций в выборах различного уровня, в том числе и в выборах в органы местного самоуправления и размещать результаты данных исследований на собственных сайтах.
  5. Предлагаем разработать программы по дистанционному обучению молодых членов молодежных избирательных комиссий, наблюдателей из числа активистов молодежных объединений.

Кроме того, на первый план выходит решение следующих задач:

    • правовое просвещение молодежи, устранение правового нигилизма в молодежной среде;
    • повышение уровня гражданской ответственности, осознанного и ответственного социального поведения;
    • повышение уровня электоральной активности в молодежной среде через повышение статуса понятия "обязанность гражданина".
    • повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень юридической грамотности;
    • создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;
    • внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.

Таким образом, в ходе исследования были выявлены основные проблемы организации деятельности молодежных избирательных комиссий и предложены пути их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении можно отметить, что молодежные избирательные комиссии являются достаточно молодым институтом в избирательном праве России. Решение о создании молодежных избирательных комиссий приняла Общественная молодежная палата при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в 2010 году.

Их роль в современной избирательной системе весьма значима. Это обусловлено рядом обстоятельств.

Особую значимость приобретает подготовка молодых специалистов для избирательной системы. Молодежные избирательные комиссии, создаваемые при избирательных комиссиях различного уровня, являются источником кадрового резерва для избирательной системы.

В настоящее время необходимость создания и реального функционирования молодежных избирательных комиссий продиктована российской действительностью: регулярные изменения избирательного законодательства порождают необходимость разъяснения норм права среди молодежи, снижение уровня ее электоральной активности требует новых подходов в работе с молодежью.

Повышение правовой культуры молодёжи в современной России является главной задачей молодёжной политики. Для выполнения этой задачи созданы молодежные избирательные комиссии. Их деятельность направлена на повышение правовой культуры молодых избирателей посредством проведения различных мероприятий. Проводить эти мероприятия необходимо, так как другие организации, способны, но не желают повышать правовую культуру молодого электората. На данном этапе развития Россия столкнулась с очень большой проблемой - нежеланием молодых людей посещать выборы. Благодаря молодежной избирательной комиссии решить эту проблему представляется вполне реальным.

Избирательные комиссии — независимые коллегиальные органы, формируемые в соответствии с избирательным законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня. Избирательная система в России отнюдь не является закостенелым механизмом, напротив, она постоянно совершенствуется, отражая не только специфику современных реалий политической и экономической жизни государства, но и традиции, культуру российского народа, а также богатый мировой опыт.

Молодежная избирательная комиссия - важный элемент системы молодежного самоуправления Чувашской Республики. На мой взгляд, в изменившихся политических условиях ее роль будет только укрепляться. Молодежная среда не стоит на месте. Новое поколение проявляет большой интерес к общественно - политической жизни. В свою очередь, молодежные избирательные комиссии способны на качественном уровне обучать молодых людей современной политической культуре, основам меняющегося избирательного законодательства. 

Молодежная избирательная комиссия в Чувашской  Республике появилась в 2011 году. За эти годы сложилась определенная система, которая успела подтянуть в свои ряды наиболее активную молодежь в Чувашии. Члены МИК проводят образовательные мероприятия с молодыми и будущими избирателями, организуют выборы в школах и вузах, активно участвуют в ярких событиях жизни молодежи Чувашской Республики. Убеждена, что Молодежная избирательная комиссия Чувашской Республики  должна и может сосредоточиться на оказании методической и правовой помощи молодым кандидатам в органы местного самоуправления. Кроме этого, считаю целесообразным налаживание комплексной работы по привлечению молодежи в качестве наблюдателей на различных выборах.

Безусловно,  только  исторический  опыт  развития  молодежных избирательных комиссий покажет  его реальную значимость и роль  в развитии избирательной системы Российской Федерации.  Можно  утверждать,  что  органы  молодежных избирательных комиссий  уже  сейчас  помогают решать проблемы молодого поколения и формируют социально активных молодых людей для гражданского общества. Очевидно, что только ответственная и социально активная молодежь может стать гарантом гражданского общества и демократического государства в России. Только участвуя в процессе становления  и  самоопределения  молодежи, через  понимание  молодежи как субъекта  молодежной политики, возможно появление в России нового поколения граждан, ответственных за себя и свою страну. В этом плане развитие молодежных избирательных комиссий  представляется как нельзя своевременным. Органы молодежных избирательных комиссий  стали  действенным  механизмом  повышения  правовой  культуры молодежи.  В  современном  обществе  только  такие  формы  взаимодействия  молодежи  и  власти могут быть эффективными, которые позволяют услышать каждого активного молодого человека.

Таким образом, молодежные избирательные комиссии, несмотря на то, что созданы несколько лет назад, сегодня играют важную роль  в современной избирательной системе, могут стать надежной кадровой основой для избирательных комиссий в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 26.01.2009. – N  4. – ст. 445.

  1. О референдуме Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г № 5 – ФКЗ: по состоянию на 24.04.2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2004.- № 27.- Ст. 2710.
  2. О Правительстве Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ: по состоянию на 7.05.2013 г. // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1997.- № 51.- Ст. 5712.
  3. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: федеральный закон  от 26.11.1996 г. № 138-ФЗ: ред. ФЗ от 12.07.06 № 107-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 49. Ст. 5497.
  4. О выборах Президента Российской Федерации: федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ: ред. от 02.05.2012 // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 171.
  5. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ: ред. от 02.05.2012 // Собрание законодательства РФ. 2005. № 21. Ст. 1919.
  6. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ: ред. от 05.04.2013 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
  7. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 303. Ст. 134.
  8. О политических партиях: федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95 – ФЗ: по состоянию на 5.04.2013 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 29. Ст. 2935.
  9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ: по состоянию на 21 декабря 2013 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст.3822.
  10. О Федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации: указ Президента РФ от 28.02.1995 г. № 228 // Собрание законодательства РФ. 1995. №10. Ст. 862.
  11. Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 [ред. № 1111 от 23.09.2005] // Российская газета. 1997. № 51.
  12. О Федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации: указ Президента РФ от 28.02.1995 г. № 228 // Собрание законодательства РФ. 1995. №10. Ст. 862.
  13. О Регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации: постановление Центральной избирательной комиссии России от 28.06.1995 № 7/46-II: ред. от 23.03.2011 // Вестник Центризбиркома РФ. 2011. № 2.
  14. О проведении дня молодого избирателя: постановление Центральной избирательной комиссии России от 28.12.2007 г. № 83/666-5 // Вестник Центризбиркома РФ. 2008. № 4.
  15. О порядке формирования резерва составов участковых комиссий и назначении нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий: постановление Центральной избирательной комиссии России от 5 декабря 2012 г. №152/1137-6 // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2012. №12. С. 55–70.
  16. О конкурсе среди молодежных избирательных комиссий при территориальных избирательных комиссиях Чувашской Республики на лучшую организацию работы по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей в 2013 году: постановление Центральной избирательной комиссии Чувашии от 6 марта 2013 г. № 62/423 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.chuvash.izbirkom.ru.
  17. Постановление Центральной избирательной комиссии  Чувашской Республики от 9.12.2010 года № 72/485-IV [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.pravo.ru/document/view/29869103/30773070/.
  1. Конституция Чувашской Республики (ред. от 02.10.2012): принята Государственным Советом Чувашской Республики 30.11.2000 // Собрание законодательства Чувашской Республики. – 2000. – N 11-12. – ст. 442.

  1. О выборах депутатов в органы местного самоуправления: закон Чувашской Республики // Советская Чувашия. 1993. 15 дек. С. 2-5.
  2. О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики: закон Чувашской Республики. // Советская Чувашия. 1993. 14 дек. С. 2-3.
  3. О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики: закон Чувашской Республики. // Советская Чувашия. 1998. 7 апреля, С. 2-5.
  4. Положение о молодежной избирательной комиссии при московской районной территориальной избирательной комиссии: решение Московской районной города Чебоксары  территориальной избирательной комиссии от   28  января 2011 года № 2/2  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: gov.cap.ru/home/258/2013/fonderkina/voor/.
  5. Авдеенкова, М. Д. Современные избирательные системы / М. Д. Авдеенкова, Ю. С. Дмитриев // Выборы. Законодательство и технологии, 2013. № 7–8. С. 54–59.
  6. Арутюнова, А. Б. Избирательная система как самостоятельный институт избирательного права / А. Б. Арутюнова // Современное право, 2010. № 4. С. 23-27.
  7. Борисов, И. Б. Гамма демократии: современная пропорциональная избирательная система Российской Федерации / И. Б. Борисов. – М. : Европа, 2011. С. 109.
  8. Васильев, В. И. Комментарии к Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы / В. И. Васильев, А. Е. Постников. М. : Юристъ, 2010. С. 104.
  9. Веденеев, Ю. А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации / А. Ю. Веденеев // Журнал российского права, 2013. № 6. С. 47-57.
  10. Вешняков, А. А. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" / А. А. Вешняков. М.: НОРМА, 2003. с. 896.
  11. Горбачев, А. А. Манипулирование политическим сознание в современной России / А. А. Горбачев // Материалы докладов студентов, аспирантов и преподавателей пятой межвузовской научно-практической конференции молодых ученых по актуальным вопросам  менеджмента и бизнеса. М., 2013. С. 151-156.
  12. Ивлев, Л. Г. Отечественная избирательная система доказала свою состоятельность / Л. Г. Ивлев  // Журн. о выборах, 2012. № 2. С. 21-24.
  13. Ищенко А.Е. Выбираю в первый раз: Молодому избирателю об основах российского избирательного права и избирательного процесса / А. Е. Ищенко, Е. П. Ищенко. М.: РЦОИТ, 2011. С. 25
  14. Липсет, С. М. Третьего пути не существует. (Перспективы левых движений) / С. М. Липсет // Политические исследования. 2012.  № 5. с. 15 – 32.
  15. Мельвиль, Н. М. Электоральное поведение. / Н. М. Мельвиль. СПб: Дрофа, 2011. 298 с.
  16. Нудненко, П. В. К вопросу об определении понятия избирательной системы // Конституционное и муниципальное право / П. В. Нудненко. М., 2008. № 5. с. 23-27.
  17. Попов, В. Г. Электоральная активность и отношение избирателей к выборам./ В. Г. Попов // ЧиновникЪ. 2008, № 107 (47). С. 114—117.
  18. Ромашов, Р. А. Правовая культура молодежи и правовой нигилизм в молодежной среде / Р. А. Ромашов // История государства и права, 2006. № 2.  С. 2—8.
  19. Рябчиков, Р. В. Факторы, оказывающие влияние на электоральное поведение граждан, в свете общепризнанных избирательных стандартов / Р. В. Рябчиков // Международная межвузовская научно-практическая конференция студентов и аспирантов. Традиции и новации в системе современного российского права. Сборник тезисов. М.: Изд-во МГЮА, 2008. С. 83—84.
  20. Садовникова, Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации. 7-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2012. 431С.
  21. Усманов, Б. Ф. Эффективность избирательного процесса: конструирование будущего /Б. Ф. Усманов// Социологические исследования, 2012. №8. С.53-60.
  22. Хрусталев, Е. Н. Избирательный процесс в России: Понятие и стадии / Е. Н. Хрусталев // Изв. вузов. Правоведение, 2012. N 2. С.32-35.
  23. Шумилов, А. В. Особенности электорального процесса в Чувашской Республике / А. В. Шумилов // Научные труды национального института бизнеса. Выпуск 1. М.: Национальный институт бизнеса, 2011. С. 343-353. 
  24. Юсов, С. В. Организационно - правовые основы создания и деятельности молодежных парламентов в Российской Федерации / С. В. Юсов // М.:РЦОИТ: Крона, 2013. С. 146.
  25. www.cikrf.ru - Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
  26. www.chuvash.izbirkom.ru - Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики
  27. http://gov.cap.ru/Default.aspx?gov_id=258 - Сайт Московского района г. Чебоксары

Информация о работе Молодежные избирательные комиссии и их роль в избирательной системе Российской Федерации (на примере Чувашской Республики)