Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 19:49, дипломная работа
Целью настоящего исследования является изучение института молодежных избирательных комиссий, исследование их роли в избирательной системе Российской Федерации на примере субъекта Российской Федерации, и разработка предложения по повышению статуса и активности молодежных избирательных комиссий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
• Исследовать понятие избирательной комиссии в Российской Федерации;
• Проанализировать систему избирательных комиссий в Российской Федерации;
• Изучить и раскрыть основные полномочия избирательной комиссии;
• Исследовать взаимодействие избирательных комиссий с молодежными избирательными комиссиями;
• Исследовать понятие молодежной избирательной комиссии;
• Изучить порядок создания молодежных избирательных комиссий и их основные полномочия в Чувашской Республике;
• Проанализировать опыт работы молодежной избирательной комиссии при Московской районной территориальной избирательной комиссии г. Чебоксары;
• Выявить актуальные вопросы организации деятельности молодежных избирательных комиссий Чувашской Республике и разработать предложения по повышению статуса и активности молодежных избирательных комиссий.
Изменился порядок формирования и окружных избирательных комиссий. Еще одним новшеством тех лет стало провозглашение принципа гласности их работы. Но о принципе независимости избирательных органов от местной администрации пока речи не шло. Независимость избирательных комиссий, как я уже отмечал, была провозглашена только в 1993 году Указом Президента России и подтверждена в 1994 году Законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". В 1995 году из 15 членов ЦИК России 5 было назначено Государственной Думой из числа кандидатур, предложенных депутатскими фракциями, 5 — Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, и 5 – Президентом страны. Такая процедура формирования сохранена до настоящего времени.
Избирательные комиссии субъектов Федерации формируются на паритетных началах законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов, по предложениям общественных объединений, представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, службы, работы, учебы. Причем кандидатуры, предложенные политическими партиями, имеют приоритет перед остальными. Другой механизм, через который реализуется принцип независимости избирательных органов от местной администрации, их работа на постоянной основе. С 1994 года так действовала не только ЦИК России, но и избирательные комиссии субъектов Федерации.
Следующее качественное изменение системы избирательных комиссий (кстати, и введение самого понятия "система избирательных комиссий") произошло в 1997 году. Основными субъектами, предлагающими кандидатов в состав избирательных комиссий, провозглашаются избирательные объединения, имеющие фракции в действующей Государственной Думе, а также в законодательном органе государственной власти региона. Собрания избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства теперь лишались права предлагать свои кандидатуры для назначения в состав региональных и окружных избирательных комиссий. Это право передавалось предыдущим составам комиссий, что обеспечивало преемственность в их работе.
С 1997 года вводится и ограничение для государственных служащих, которых в составе избирательной комиссии теперь не может быть более одной трети.
В 2002 году очередное изменение законодательства усилило независимость системы избирательных комиссий от местных администраций благодаря усилению роли вышестоящих избирательных комиссий в формировании нижестоящих. Региональные органы государственной власти, формирующие избирательные комиссии субъектов Федерации, обязаны назначить в их состав хотя бы по одному члену комиссии по предложению центральной избирательной комиссии России. Центральная избирательная комиссия России также предлагает кандидата для избрания его председателем избирательной комиссии субъекта Федерации.
Тенденция к усилению независимости проявляется и при формировании избирательных комиссий более низкого звена. Так, территориальные избирательные комиссии формируются теперь комиссиями субъектов Федерации. Их председатели также назначаются комиссиями субъектов Федерации.
Формирование участковых
В настоящий момент можно констатировать: система избирательных комиссий как независимых коллегиальных органов в России сформировалась и на профессиональной основе занимается проведением выборов и референдумов, а также решает широкий спектр задач, сопутствующих избирательному процессу. Создан и постоянно уточняется единый Регистр избирателей, участников референдумов.
Впоследствии было установлено, что центральная избирательная комиссия России формируют Президент России, Совет Федерации РФ и Государственная Дума РФ, которые назначают, но пять членов ЦИК России. Избирательные комиссии субъектов РФ на паритетных началах формируют представительная и исполнительная власти субъекта РФ, аналогичным образом формируются избирательные комиссии муниципальных образований. Территориальные избирательные комиссии, окружные избирательные комиссии и участковые избирательные комиссии формируются вышестоящими избирательными комиссиями.
Четкое законодательное разграничение функций избирательных комиссий позволяет проведение любых выборов в сжатые сроки при гласном и открытом контроле со стороны общества.
В настоящее время при проведении федеральных выборов избирательные комиссии образуют следующую систему: центральная избирательная комиссия- избирательная комиссия субъекта – территориальная избирательная комиссия – участковая избирательная комиссия. При проведении иных выборов она изменяется. При проведении выборов могут быть образованы окружные избирательные комиссии, а в случае проведения выборов в органы местного самоуправления могут создаваться избирательные комиссии муниципальных образований.
Развитие системы
Вычленение системных характеристик избирательных комиссий и их оформление в рамках специального федерального закона о системе и функционировании избирательных комиссий в Российской Федерации (по аналогии с Федеральным законом «О политических партиях»)4, сохранение действующего правового формата при внесении существенных внутрисистемных изменений, прежде всего в отношении избирательных комиссий муниципального образования, в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Создание системы постоянно действующих избирательных комиссий - в этой связи возможно установление либо единого срока полномочий для всех избирательных комиссий в Российской Федерации, приравненного, например, к сроку полномочий депутатов Государственной Думы (президента), либо единого срока полномочий, но разведенного по временным отрезкам для различных звеньев избирательных комиссий (сначала формируется центральная избирательная комиссия России, на следующий год – избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, затем – территориальная избирательная комиссия (избирательная комиссия муниципального образования), затем – окружная, участковая избирательная комиссия). Не исключается при этом и переход к такой модели, при которой территориальная избирательная комиссия не являются постоянно действующими избирательными комиссиями, а системные администраторы их аппарата являются уполномоченными представителями информационного центра избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
Целесообразно обратить внимание на побочный сегмент системы избирательных комиссий в Российской Федерации - так называемые временные избирательные комиссии (с ограниченным сроком полномочий). Речь идет, в частности, о временных избирательных комиссиях (при расформировании постоянных комиссий, при проведении первых выборов), а также о «зарубежных избирательных комиссиях», с точки зрения обеспечения полноты законодательного регулирования их статуса и других компонентов участия в избирательном процессе.
Избирательные комиссии работают, как известно, не только в период избирательной кампании, но и в межвыборный период. В этой связи перечень функций, объем полномочий и характер их деятельности должен быть подвергнут тщательному анализу на предмет выявления и сохранения как системообразующих функций, так и наделения комиссий новыми, связанными прежде всего с необходимостью максимального приближения избирательного процесса к избирателям, повышения доверия к выборам, формирования новых контактов с институтами гражданского общества.
Переход к полностью пропорциональной избирательной системе на федеральном уровне, а также начавшийся переход на региональном и даже на муниципальном уровне предполагает на этой основе изменение, возможно частичное, порядка формирования состава избирательных комиссий и не должен сводиться к его формированию исключительно на партийной основе (как это сделано в отношении назначения наблюдателей).
За 20 лет существования современной избирательной системы России комиссии накопили огромный опыт организации и проведения выборов, совершенствования избирательного процесса, повышения правового уровня граждан страны.
29 сентября 2014 года исполняется 21 год
со дня формирования
В соответствии со статьей 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии:
Изменения законодательства о выборах, в том числе статуса комиссий, показали, что избирательная система в России отнюдь не является закостенелым механизмом. Напротив, она постоянно совершенствуется, отражая не только специфику современных реалий политической и экономической жизни государства, но и традиции, культуру российского народа, а также богатый мировой опыт. Избирательная практика за эти годы со всей убедительностью продемонстрировала свой динамизм и многообразие, став, на мой взгляд, одной из лучших в Европе. Она также сформировала русло, в котором стабильно и демократично протекает сегодня политическая жизнь в стране.
Рассмотрим основные полномочия Центральной избирательной комиссии России, установленные в п. 7 ст. 22 указанного Федерального закона: 1) осуществление контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации; 2) организация разработки нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, контроль за их соблюдением; 3) обеспечение реализации федеральных целевых программ, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий и других организаторов выборов; 4) осуществление мер по организации системы финансирования выборов, единого порядка распределения эфирного времени на телевидении и радио между кандидатами, установления итогов голосования и определения результатов выборов; 5) оказание правовой, методической, организационно-технической помощи нижестоящим избирательным комиссиям; 6) установление нормативов изготовления избирательного бюллетеня, списка избирателей и других избирательных документов; 7) организация государственной системы регистрации (учета) избирателей; 8) издание инструкций по вопросам единообразного применения указанного Федерального закона и другие.
Следует отметить, что перечисленные полномочия Центральная избирательная комиссия России осуществляет совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации.
Особо хотелось бы обратить внимание на норму Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которой центральная избирательная комиссия России вправе давать заключения о соответствии законов субъектов Российской Федерации этому Федеральному закону. Она практически реализует пункт «а» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации5, на основании которого в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится обеспечение соответствия конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Таким образом, еще раз подчеркивается федеративная природа системы избирательных комиссий в Российской Федерации и указывается один из возможных путей обеспечения конституционных положений о разграничении предметов ведения и полномочий исключительно правовыми мерами.
Конкретные полномочия избирательных комиссий по подготовке и проведению федеральных, региональных или муниципальных выборов закреплены в соответствующих законах, и задача избирательных комиссий как правоприменительных органов - четко следовать букве и духу закона. Рассмотрим на примере правоприменительной деятельности избирательных комиссий по проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва основные полномочия центральной избирательной комиссии России, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий.