Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 19:49, дипломная работа
Целью настоящего исследования является изучение института молодежных избирательных комиссий, исследование их роли в избирательной системе Российской Федерации на примере субъекта Российской Федерации, и разработка предложения по повышению статуса и активности молодежных избирательных комиссий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
• Исследовать понятие избирательной комиссии в Российской Федерации;
• Проанализировать систему избирательных комиссий в Российской Федерации;
• Изучить и раскрыть основные полномочия избирательной комиссии;
• Исследовать взаимодействие избирательных комиссий с молодежными избирательными комиссиями;
• Исследовать понятие молодежной избирательной комиссии;
• Изучить порядок создания молодежных избирательных комиссий и их основные полномочия в Чувашской Республике;
• Проанализировать опыт работы молодежной избирательной комиссии при Московской районной территориальной избирательной комиссии г. Чебоксары;
• Выявить актуальные вопросы организации деятельности молодежных избирательных комиссий Чувашской Республике и разработать предложения по повышению статуса и активности молодежных избирательных комиссий.
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в узком смысле представляет собой юридически закрепленную систему её прав и обязанностей, в широком смысле – место в системе публичной власти.
Избирательные комиссии – коллегиальные органы, формируемые в соответствии с избирательным законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов и референдумов. Основные законодательные характеристики статуса ЦИК России, установленные Федеральным законом об основных гарантиях, следующие: это – независимый коллегиальный федеральный государственный орган, организующий подготовку и проведение федеральных выборов и референдумов, действующий на постоянной основе и являющийся юридическим лицом.
Комиссия обладает всеми признаками, которыми теория государства и права характеризует государственный орган: она образована и действует в установленном законом порядке, выполняет государственные функции (реализация народовластия, защита прав граждан), наделена компетенцией и властными полномочиями, занимает место в системе органов государства (хотя и несколько неопределённое), финансируется государством.
Центральная избирательная комиссия России является коллегиальным органом, её численность – 15 членов с правом решающего голоса. Комиссия принимает решения по основным вопросам своей компетенции на заседаниях, большинством от установленной численности либо от числа присутствующих членов (в зависимости от характера вопроса), они, как правило, оформляются правовыми актами (постановлениями). Основные полномочия Комиссии не могут быть никому делегированы.
Центральная избирательная комиссия России в пределах своей компетенции независима от органов государственной власти (Президента, законодательных и исполнительных органов, судов, других государственных органов) и органов местного самоуправления, но при этом обязана соблюдать Конституцию Российской Федерации, исполнять федеральные законы, выполнять судебные решения. Комиссия не связана решениями политических партий и иных общественных объединений. Комиссия обладает организационной и функциональной самостоятельностью, подчиняется только федеральному закону, не подотчетна другим органам (за исключением финансовой отчётности), не несёт перед ними политической ответственности.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе, она работает как в период федеральных избирательных кампаний (а также кампании референдума), так и в межвыборный период. Комиссия является юридическим лицом – федеральным государственным учреждением, некоммерческой организацией. Официальное сокращенное наименование – ЦИК России.
Действующая Конституция Российской Федерации не содержит раздела о выборах и референдумах, поэтому не приходится говорить о конституционно-правовом статусе центральной избирательной комиссии России. Отсутствие соответствующих положений в Конституции многие исследователи оценивают как конституционно-правовой пробел и указывают на необходимость внесения соответствующих дополнений в Конституцию. Однако отмечаются и положительные стороны: отсутствие детальной конституционной регламентации институтов непосредственной демократии побудило законодателя развивать избирательное и референдумное законодательство.
Комиссия формируется посоставно на четырехлетний срок, хотя она не привязана к конкретному созыву Государственной Думы. Комиссия может быть расформирована в исключительных случаях (срыв выборов или референдума, неисполнение судебного решения). Верховным Судом России по заявлению группы членов Совета Федерации либо депутатов Государственной Думы, численностью не менее одной трети от состава палаты. Расформирование Комиссии – мера юридической, публично-правовой ответственности этого органа. Член Комиссии не может быть привлечён к уголовной ответственности, а также к административной ответственности в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Российской Федерации. Центральная избирательная комиссия России избирает из своего состава Председателя, заместителя Председателя и секретаря, их полномочия определены регламентом комиссии. Аппарат комиссии осуществляет организационное, информационно-аналитическое, финансовое, документационное, издательское, материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспечение деятельности комиссии. Вообще, аппарат – рабочий орган единоличного или коллегиального государственного органа (как правило, наделённого властными полномочиями), обеспечивающий его деятельность и укомплектованный государственными служащими. Контрольно-ревизионная служба – постоянно действующий орган финансового контроля при комиссии, осуществляющая контроль за расходованием бюджетных средств избирательными комиссиями и за соблюдением законодательства при финансировании избирательных кампаний кандидатов, и возглавляемая заместителем председателя комиссии. При комиссии действуют совещательные и консультативные органы, не имеющие самостоятельного правового статуса: советы, комиссии, рабочие группы, состоящие из членов комиссии, работников аппарата, учёных, специалистов государственных и иных органов и учреждений. Научно-методический совет осуществляет научно-методическое обеспечение деятельности комиссии, разрабатывает концепцию развития избирательной системы, программы научных исследований, меры по совершенствованию правовых механизмов, разрабатывает и оценивает законопроекты. Рабочие группы создаются для выполнения конкретных задач – проверки представляемых документов, рассмотрения обращений, контроля за соблюдением правил предвыборной агитации, контроля за работой ГАС «Выборы», разработки законопроектов. При комиссии действуют следующие государственные учреждения – Федеральный центр информатизации и Российский центр обучения избирательным технологиям. Официальный печатный орган и публикатор правовых актов комиссии – журнал «Вестник Центральной избирательной комиссии России.
Территориальные избирательные комиссии формируются в соответствии с административным делением субъекта Российской Федерации. Это административные районы, городские поселения. Количество членов территориальной комиссии – от пяти до девяти, срок полномочий – 4 года. Правом предложения кандидатур в состав комиссии имеют политические партии, представительные органы муниципальных образований, собрания избирателей по месту жительства, службы, работы, учебы, а также общественные организации, имеющие право участвовать в выборах. То есть территориальная комиссия – это постоянно действующая избирательная комиссия. Территориальную комиссию формирует избирательная комиссия субъекта Российской Федерации. При этом кандидатуры от политических партий, представленных в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и законодательном органе субъекта Российской Федерации, являются обязательными к назначению.
Участковые
избирательные комиссии
Окружные избирательные
Избирательная комиссия муницип
Таким образом, избирательная комиссия – это коллегиальный государственный орган власти, не относящийся ни к одной из ветвей власти, независимого в пределах своей компетенции от органов государственной власти и органов местного самоуправления, взаимодействующий с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, на основе разделения полномочий, предусмотренных законодательством субъекта Российской Федерации и нормативными договорами, осуществляющего на территории своей юрисдикции руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Федерации, оказывающего содействие избирательным комиссиям при проведении выборов представительных органов местного самоуправления, глав и иных выборных должностных лиц муниципальных образований.
Избирательная система России в ее современном виде начала складываться только в ходе выборов Федерального Собрания в декабре 1993 года.
На этот государственный орган были возложены полномочия по подготовке и проведению выборов в Государственную Думу и Совет Федерации. Одновременно ЦИК России проводила всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации. И с этого момента — неизменная в основных своих чертах — избирательная система действует уже 21 год.
Избирательные органы - комиссии "по делам о выборах", как их тогда называли, появились в нашей стране в 1905 году. Согласно "Высочайше утвержденному Положению о выборах в Государственную Думу", формировались губернские и уездные по делам о выборах комиссии, а также участковые комиссии. А вот центрального избирательного органа, аналогичного современной центральной избирательной комиссии россии, до революции в России не существовало вовсе. Губернские и уездные комиссии формировались на основании совместных распоряжений министра внутренних дел и министра юстиции. Состояли они из представителей губернской и уездной администрации, а также судебной власти. А председатель и два члена участковой избирательной комиссии назначались лично городским головой. Занять эти должности могли лица, обладающие правом участвовать в выборах. После Февраля 1917 года для проведения выборов в Учредительное собрание были образованы Всероссийская, окружные, сто личные, уездные и городские по делам о вы борах комиссии, а также и участковые комиссии. Всероссийская по делам о выборах в Учредительное собрание комиссия образовывалась не при Министерстве внутренних дел, а при Временном правительстве. Это был первый общероссийский избирательный орган, и члены его, как и следовало из самого ее названия, назначались Временным правительством. Способ формирования остальных комиссий стал чуть более демократичным, чем при царе. Однако на практике они все еще сохраняли сильную зависимость от административных органов соответствующего уровня.
Советская власть предпочла сохранить административный способ формирования избирательных комиссий. В 1925 году для проведения выборов в Советы были сформированы центральные избирательные комиссии РСФСР, областные и районные избирательные комиссии. Некоторое время существовала также центральные избирательные комиссии СССР. Избирательные комиссии тогда создавались на период проведения выборов Советами. Им же они и подчинялись в своей деятельности, перед ними отчитывались. Практически в неизменном виде созданная тогда избирательная система просуществовала до 1988 года.
А в конце 80-х годов XX века в СССР были проведены конституционные реформы, которые существенным образом перестроили отечественную избирательную систему. Теперь Центральная избирательная комиссия СССР (а в России и ЦИК РСФСР) - и это было главное новшество стала постоянно действующей. Устанавливался пятилетний срок ее полномочий. Изменился и сам порядок формирования избирательных комиссий. Центральная избирательная комиссия по выборам народных депутатов СССР образовывалась Верховным Советом СССР - с учетом предложений высших органов государственной власти союзных республик, а также предложений общесоюзных органов общественных организаций.