Отчет оп практике направления подготовки «Конфликтология» (ОДО)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:40, отчет по практике

Описание работы

Курукина Полина Алексеевна с 17.12.2012 по 08.02.2013 года проходила преддипломную практику в Институте социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра Российской академии наук.
В период прохождения преддипломной практики Курукина Полина Алексеевна показала себя ответственной студенткой, к заданиям относилась добросовестно, все поручения выполняла качественно в четко установленные сроки.

Файлы: 1 файл

мой отчет.doc

— 669.50 Кб (Скачать файл)

технический

университет

Ключевые слова: Информационное общество, глобализация, компьютерный человек, нравственность, сознание, отчуждение, культура, цивилизация.

гражданской авиации

Информационно-коммуникационные инновации, характерные для сегодняшнего общества, существенно и качественно  изменяют современный мир и самого человека. Ослабление роли географических пространств и ограничений, которые налагаются ими, существенно детерминированы развитием и внедрением информационно-коммуникационных инноваций в жизнедеятельность общества. Новые подходы к рассмотрению мира как единой целостной системы определяются трансформацией систем связи, цифровых технологий в единую мировую систему коммуникаций. В результате такого теоретического осмысления возрастающего единства мира явилась концепция глобализации.

Информационная  революция на пороге III тысячелетия привнесла огромный пласт новых знаний, которые существенно расширили границы нашего познания и меняют социальный облик человечества.

Г. Киссинджер, описывая состояние международной системы, в период становления информационного  общества, считал, что никогда ранее составные части мирового порядка, их способность взаимодействовать и цели не изменялись так быстро, так глубоко и так глобально. Современные достижения в области развития информационных и коммуникационных технологий способствуют формированию совершенно новых экономических, социальных и культурных отношений в жизни людей, которые описываются единым понятием «глобальное информационное общество.

Само понятие  «информационное общество» появилось  в начале 6о-х годов XX века. Практически одновременно исследователи динамики развития наукоемких производств в США и Японии Ф. Махлуп и Е. Масуда обращают внимание на влияние информационных процессов на общественные явления. В работе «Производство и применение знания в США» американский экономист Ф. Махлупом употребил термин «информационное общество» - понятие это заменило до этого используемый термин «постиндустриальное общество». Ф. Махлуп был одним из первых, кто исследовал информационный сектор экономики на примере США. В современной философии и других социальных науках понятие «информационное общество» быстро развивается в качестве концепции нового социального порядка, существенно отличающегося по своим характеристикам от предыдущего. Первоначально утверждается понятие «посткапиталистического» - «постиндустриального общества», в границах которого в отраслях экономики начинает преобладать производство и распространение знания, и, соответственно, появляется новая отрасль - информационная экономика. Быстрое развитие последней обусловливает ее контроль за сферой бизнеса и государства. Выделяются организационные основы этого

контроля, в применении к социальной структуре означающие возникновение класса ме-ритократии. Производство информации и коммуникация становятся централизованным процессом. В конечном счёте основным ресурсом нового постиндустриального порядка определяют информацию. Одна из наиболее интересных и разработанных философских концепций информационного общества принадлежит известному японскому ученому Е. Масуде, стремящемуся осмыслить грядущую эволюцию социума. Основные принципы композиции грядущего общества, представленной в его книге «Информационное общество как постиндустриальное общество», следующие: основой нового общества будет являться компьютерная технология, с её фундаментальной функцией замещать либо усиливать умственный труд человека; информационная революция будет быстро превращаться в новую производительную силу и сделает возможным массовое производство когнитивной, систематизированной информации, технологии и знания; потенциальным рынком станет «граница познанного», возрастет возможность решения проблем и развитие сотрудничества; ведущей отраслью экономики станет интеллектуальное производство, продукция которого будет аккумулироваться, а аккумулированная информация станет распространяться через синергетическое производство и долевое использование. В новом информационном обществе основным субъектом социальной активности станет «свободное общество», а политической системой будет являться «демократия участия»; основной целью в новом обществе будет реализация «ценности времени». Е. Масуда предлагает новую, целостную и привлекательную своей гуманностью утопию XXI в., им самим названную «Компьютопией», которая заключает в себе параметры: преследование и реализация ценностей времени; свобода решения и равенство возможностей; расцвет различных свободных сообществ; синергетическая взаимосвязь в обществе; функциональные объединения, свободные от сверхуправляющей власти. Новое общество потенциально будет обладать возможностью достигнуть идеальной формы общественных отношений, поскольку будет функционировать на основе синергетической рациональности, которая и заменит принцип свободной конкуренции индустриального общества.

В это же время  Маршал Маклюэн говорит о том, что технологические, экономические и политические силы начинают превращать мир в единую «мировую деревню». Основания его выводов заключались в том, что электронные средства связи и сокращение расстояния, транспортные средства уже настолько хорошо связали нас, что люди во всём мире находятся в таких тесных контактах друг с другом, какие прежде были возможны только между односельчанами. Он считает, что глобальные перемены стали настолько всеобщими и всепроникающими, что мы являемся свидетелями созидания новой глобальной культуры, в развитии которой на всей Земле человечество начинает формировать одинаковые ценности и устремления, которые в качестве основы имеют одинаковый опыт.

В девяностые годы XX столетия теоретические концепции  приводят к формированию конкретных социально-политических программам, нацеленных на реализацию идеи «информационного общества». С 1994 г. страны-члены ЕЭС договариваются о переходе к такому информационному обществу, о чём говорит принятый Европейской комиссией в 1995 г. «Форум информационного, общества», на котором центральное место занимал вопрос о становлении информационного общества и роли средств массовой коммуникации в нём. Основными задачами и целями форума были сформулированы следующие проблемы:

1) выяснение  природы социальных и виртуальных  ценностей в «виртуальном сообществе»;

2) определение  влияния информационных технологий  на государство, культуру, образование,  искусство, религию и другие  социальные институты;

3) выделение  специфики виртуальной реальности, формируемой Интернетом, и её  влияние на мир.

Следующий, 1996 г. ознаменовался подготовкой и  принятием Европейской комиссией  документа «Работа и жизнь  в информационном обществе». Здесь  основное внимание уделялось следующим  проблемам:

а) влиянию информационных технологий на развитие человека и  общества,

б) связям между  региональными и национальными  школами в ЕС,

в) распространению  европейских образовательных методик  с использованием сети.

В результате получало рельефное очертание представление  об информационном обществе как состоянии  развития общественных и производительных отношений, с помощью которых основная часть валового продукта производится на основе создания и продажи наукоемких технологий, информационных продуктов (результатов интеллектуального труда граждан), отмечается, что общество можно считать информационным, если:

1) любой индивид  в любой точке страны и в  любое время может на основе  автоматизированного доступа и  систем связи получить любую  необходимую информацию;

2) в обществе  производится, функционирует и доступна  современная информационная технология;

3) имеются развитые  инфраструктуры, обеспечивающие создание  необходимых национальных информационных  ресурсов;

4) происходит  процесс ускоренной автоматизации  и роботизации всех сфер производства  и управления;

5) в структуре  занятости преобладают специалисты, связанные со сферой информационной деятельности и услуг.

Таким образом, под информационным обществом понимается социально-техноло-гическая характеристика состояния общества в отдельно взятых странах, отражающая результат процесса информатизации. В перспективе всё более полной и всесторонней информатизации предполагается появление в XXI веке информатизационной цивилизации в глобальном масштабе.

По мнению Э. Тоффлера, общество которое придёт на смену индустриальному, сложившемуся в развитых странах, будет иметь принципиально иной характер. «Это в одно и то же время и в высшей степени технически развитая, и антииндустриальная цивилизация ... она несет с собой новый кодекс поведения и выводит нас за пределы концентрации энергии, денежных средств и власти»1.

Новый этап теоретического осмысления концепции информационного  общества можно выделить в работах  представителей французской социологической  школы, в частности, в работах  С. Нора, А. Минка, М. Постера. Появление  этой концепции связано с явлением глобальной информатизации, что не могло не затронуть многие аспекты жизни стран Запада, вступивших на информационный путь развития. Представители этой школы утверждают, что информационная революция, охватывая все сферы социальной деятельности человека, дает возможность каждому осознать коллективные ограничения, приводит к появлению общества совершенного планирования, где центр получает от каждой подсистемы достоверную информацию о локальных предпочтениях, в соответствии с которыми разрабатывается общая программа действий. Формируется единое информационное единство всей человеческой цивилизации, где реализован свободный доступ каждого человека ко всем информационным ресурсам. Превалирующими становятся гуманистические принципы управления обществом, основанные на прозрачности власти, всеобщем доступе к информации, демократичности принятия общественных решений. Сущность информации - коммуникационная, базовая концепция нового информационного общества - социально-культурная. При этом наблюдаются и негативные тенденции: излишнее («зомбирующее») влияние на общество средств массовой информации (особенно рекламы); нежелательное вмешательство в частную жизнь людей и организаций на базе информационных технологий (например, так называемое «хакерство» через Интернет); сложность адаптации к среде информационного общества; опасность разрыва между «информационной элитой» (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и простыми потребителями. Французская социальная школа впервые обратилась к интерпретации проблем культуры в постиндустриальном обществе в отличие от концепции Д. Белла, делающей упор на экономические вопросы. В его в теории технологического развития рассматриваются три стадии общественного развития: 1) аграрное общество; 2) индустриальное общество; з) постиндустриальное или информационное общество. Такая стадийность основана на таком уровне технологии производства и оказания услуг, который определяет эффективность производства, собственно быт и стиль жизни общества. Любое современное общество живет за счёт социально-

1 Баталов Э.Л.  О книге Э. Тоффлера «Третья  волна» // США - экономика, политика, идеология. 1982, №7. С.85.

инновационного  контроля над изменениями, и пытается предвидеть будущее, осуществляя планирование. Здесь любопытен исторический подход, который определяет сущность нового общества через изменения, происходящие в обществе настоящем, что выделяет и подчеркивает именно те признаки, которые будут отличать «послереволюционное» общество от современного.

Современные средства связи технологизируют интеллектуальную деятельность. Возникает система пантехнологического свойства,- в условиях этой системы технологи-зация интеллектуальной деятельности меняет культуру в целом; информационные системы превратились в основу всех современных технологий. Информационные системы обрели статус интеллектуального инструмента решения технологических, юридических, теоретических задач; пантехнология превратилась в технологическую базу информационной цивилизации. То, что информационная сфера начинает иметь возрастающее значение мы находим в теориях «knowledgeable society» (Р. Лейна), «knowledge-value society» (Т. Сакайи), «программируемого общества» (А. Турена), в которых каждый индивид ставится в зависимость от неизвестного программиста. Человек становится запрограммированным во всех сферах с помощью современных технологий. Мы смело можем говорить о том, что единство информационных процессов предполагает единство всего мира. Постиндустриальное общество, считает А. Турен, это то общество, в котором все элементы экономической системы обращаются действиями общества само на себя. Эти действия не всегда принимают форму сознательной воли, воплощенной в личности или даже группе людей. Поэтому такое общество должно называться программируемым обществом, ибо обозначает его способность создавать модели управления производством, организацией, распределением и потреблением, поэтому оно появляется на операциональном уровне не в результате естественных законов или специфических культурных характеристик, а скорее как результат производства, благодаря действию общества само на себя, его собственным системам социального действия. Этот термин представляет собой усиленный вариант «информационного общества». Данную концепцию можно определить как третий этап теоретического осмысления проблемы информационного общества. В пространстве knowledge -based society научное знание превратилось в ценнейшую форму информации, само общество изменило свою технологическую основу под влиянием научного знания. Традиционное материальное производство, не ориентированное на новейшие научные и технологические знания, обнаружило не конкурентоспособность. Сами же информационные технологии как базисные технологии информационного общества являются технологиями, обладающими рядом функций: социогенной, культурогенной, гносеогенной. Что касается гносеогенной функции информационных технологий, ее статус и значимость в условиях информационного общества, реализующего программы «интеллектуальных компьютеров», в том, что совокупность информационных сетей позволяет осуществлять операции, обеспечивающие прирост новых знаний. Общество знания (Knowledge-based society) в концептуальной интерпретации может быть представлено как общество, обладающее рядом признаков:

Информация о работе Отчет оп практике направления подготовки «Конфликтология» (ОДО)