Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:40, отчет по практике
Курукина Полина Алексеевна с 17.12.2012 по 08.02.2013 года проходила преддипломную практику в Институте социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра Российской академии наук.
В период прохождения преддипломной практики Курукина Полина Алексеевна показала себя ответственной студенткой, к заданиям относилась добросовестно, все поручения выполняла качественно в четко установленные сроки.
Так, мы сталкиваемся с процессом преобразования «культуры субъекта».
Под «культурой субъекта» мы понимаем единую целостность, в которую входят образ мышления, менталитет, ценностные ориентиры, духовно-нравственные принципы, поведенческие и деятельностные установки, генетический потенциал человека:
- создание искусственной языковой среды (осмысление роли интегрирующего фактора языка глобализации);
- формирование
социально-психологической
- формирование
структуры потребностей
- контроль над популяцией человечества путем генетических манипуляций, под лозунгом улучшения наследственности;
- контроль в
сферах принятия решений,
Создание искусственной языковой среды (осмысление роли интегрирующего фактора языка глобализации). Язык - хранилище накапливаемого исторического и познавательного опыта народа, его традиций, ценностей, его связанных между собой образов прошлого, настоящего, будущего. Язык является не только хранилищем своего собственного культурного кода, но и посредством носителей языка - проводником «чужих» культурных кодов. Экономические, политические, духовно-культурные, идеологические тенденции мирового развития (особенно в процессе нарастающей глобализации) усиливают взаимопроникновение, замену или поглощение одного культурного кода другим. В этой связи интегрирующий фактор языка в процессе глобализации претендует на доминирующую роль, выполняя свою историческую миссию по формированию глобальной культуры. Поэтому по отношению к национально обусловленным факторам и функциям языка, таким как фактор этнической идентичности, фактор единения народа, носителя этнокультурных норм, фактор социализации личности и, наконец, способа существования этноса или конкретного человека, интегрирующий фактор становится «надфактором», целью которого в идеальном смысле является - вобрать в язык глобализации все достояния наций, а в исторической перспективе - объединить человечество.
Важно отметить, что жизнеспособность этноса, народа, страны, «здоровье» нации, её воспитательные идеалы, духовно-нравственный, морально-этический облик общества, его достоинство и самоуважение зависят от моральной и психологической устойчивости к интегрирующему фактору.
Что касается «угрозы для малых народов», то, как полагает Д. Уволен, возглавляющий Фонд защиты подвергающихся опасности языков (Endangered Language Fund), наибольшую угрозу малым языкам представляет не «международный язык», а региональные языки, которые, скорее всего, могут заменить национальным меньшинствам их родные языки. Всё это говорит о том, что сохранение языкового многообразия мира может быть достигнуто не запретительными мерами, противодействующими экспансии английского языка, а изменением дискриминационной по отношению к языкам национальных меньшинств политикой5.
На всем протяжении
истории происходило
Сегодня в условиях глобализации унификация ценностей, формирование общего стандарта поведения имеют место быть, однако унификация происходит помимо экспансии английского языка. Она отвечает реалиям нашего времени, результатам исторического развития. Унификация сопровождается и подкрепляется «экстраполяцией либерально-демократических ценностей на все регионы без исключения. Это значит, что политические, экономические, правовые и т.д. системы всех стран мира становятся идентичными, и взаимозависимость стран достигает небывалых масштабов. До сих пор народы и культуры никогда не были так зависимы друг от друга. Проблемы, возникающие в любой точке мира, моментально отражаются на остальном мире. Процесс глобализации и гомогенизации приводит к созданию единого мирового сообщества, в котором формируются единые нормы, институты и культурные ценности». Однако и экстраполяция либерально-демократических ценностей не является причиной, движущей силой процесса унификации.
Глобализация исторически объективно проистекает из разносторонней деятельности множества людей, которые преследуют свои личные и групповые интересы. И непосредственным стимулом является технико-технологическое объединение народных хозяйств разных стран в единое мировое хозяйство человечества. В этом смысле, унификация обусловлена, прежде всего, технологической гомогенизацией: технологической эволюцией, эволюцией труда, унификацией производимых благ, модернизацией, диктующей определенный универсальный образ жизни, который исключает иные формы бытия человека и который «распределяет время препровождения человека» в этой жизни. Происходит гонка потребления материальных благ, которые имеют свойство обновляться до бесконечности и обладают сиюминутной доступностью.
Мир «сжимается». Время ускоряется, «многие обычаи, церемонии, ритуалы, формы поведения, которые в прошлом придавали человечеству его фольклорное и этнографическое разнообразие, постепенно исчезают, на первый план выходят потребительский, инстинктивный образ жизни, функциональность взаимоотношений. В этом смысле культурная самобытность, если можно так сказать, засыпает. В этой связи унификация не может быть обусловлена экономической, политической, правовой гомогенизацией, поскольку распространение правовых и иных норм не усваивается не эволюционировавшими в технологическом смысле обществами. Эти нормы наталкиваются на сопротивление самобытности, на привычный образ жизни, ценности того или иного народа.
Таким образом, язык глобализации - это отнюдь не английский или какой-либо другой язык. Как средство международного общения, английский язык является лишь «проводником» «языка» общечеловеческого развития, прогресса, преимущественно технологического. «Язык глобализации», посредством своего «проводника» (точнее их прочный и долговременный «союз») обладает интегрирующей функцией, вбирает в себя все достижения наций, унифицирует их в некую модель, через которую меняется образ жизни, поведение, утрачиваются обычаи, а вместе с ними засыпают целые народы.
5 Харчевка А.С. Глобализация культуры: Мифы и реальность // www.bsuir.unibel.bv/rn/l2 100229 1 48745. doc.
Каждый человек открывает окно в окружающий мир с помощью средств массовой информации, включающих телевидение, радио и прессу, которые во многом формируют его взгляды. Любые события, любой деятель существуют лишь постольку, поскольку они представлены в средствах массовой информации. которые дают оперативную информацию о том, что произошло в любом уголке земного шара. Развитие средств сообщения и взрыв массовой информации во многом удовлетворяют познавательные притязания человека, но, с другой стороны, отчуждают его от мира природы, животных других людей, да и от самого себя.
Человек живёт в мощном информационном поле, затрагивающем все стороны его жизни. Он всё чаще познаёт естественную среду и социальное окружение не посредством живого включения в окружающий мир, активного контакта с ним, а благодаря вторичному общению с журналами и телевидением, интернетом. Отсюда познавательный процесс часто оказывается плоскостным, схематизированным, выполненным с помощью посторонней, часто узко направленной позиции. Средства массовой информации, увеличивающие доступ к информации, одновременно направляют получаемые знания в определённые идеологизированные действия. Идеологические фильтры с помощью радио, телевидения и т.д. не допускают вмешательства самой аудитории; если вы начинаете бурно реагировать на услышанное или увиденное, то вы рискуете упустить часть того, что видите или слышите. Пассивность - это логика данной технологии. Чтобы с вами говорили, вы должны молчать. Средства массовой информации развивают идею развоплощённого зрителя, пассивного очевидца, усиливает модели молчания людей, которые формировались в театрах, концертных залах прошлого века.
М. Кастельс характеризует
новую структуру общества, как
информационный капитализм, который
был бы невозможен без современных
информационных технологий. Ядром этого
информационного капитализма
Во-первых, образовывается разрыв между странами информационно-технологически развитыми и отстающими в этом отношении, что в свою очередь приводит к нарастанию напряжённости в мире в силу информационно-идеологического давления.
Во-вторых, под влиянием новых технологий растут темпы социальных и экономических трансформаций. Таким образом, формируется новая глобальная информационная среда, которая порождает новые сложные проблемы.
Информационные технологии определяют уровень развития не только производительных сил общества, но и самого человека. «Информационный человек» - это не любой человек, работающий на компьютере, включая Интернет, а человек, включённый в компьютер, который не представляет, что он вынужден обслуживать информационные потоки в ущерб собственному развитию как полноценной личности. Человек в системе информационного общества строит свои отношения с миром и другими людьми через компьютерное опосредование, утрачивая потребность, а затем и способность к непосредственным контактам.
Э. Фромм отмечал, что сами по себе достижения науки и техники - не хороши и не плохи, всё зависит от их применения. «Компьютеры должны стать функциональной частью жизненно ориентированной социальной системы, а не раковой опухолью, начинающей разрушать систему и, в конце концов, убивающей её. Машины или компьютеры должны стать средствами для осуществления целей, установленных разумом и волей человека.»6. В самом деле, получение и усвоение информации являются важными средствами развития личности. Новые способы обработки и передачи информации с помощью компьютеров - колоссальное достижение человеческого разума. Но и это достижение, подобно многим другим, неоднозначно: оно может послужить совершенствованию лич-
6 Фромм Э. Революция надежды / / Фромм Э. Психоанализ и этика. Спб.: Ювента, 2004. С. 292.
ности и посодействовать упрочению гуманизма, а может укрепить отчуждающую тенденцию, подчинив человека новой социальной силе.
В новом мире,
пронизанном информационными
Современное социокультурное поле социума и личности оказалось в условиях развития информационных и телекоммуникационных технологий наиболее восприимчивым к изменениям. Это объяснимо с приспособлением индивидуального сознания к результатам технологической революции. Компьютерные, телекоммуникационные технологии, делая более доступным для человека блага цивилизации, нивелируют его мнимую свободу тем, все больше превращаются в инструмент информационной, политической, духовной экспансии. Человек в информационном обществе становится одним из программно-аппаратных средств киберпространства, воздействующих на его подсознание, внутреннее пространство личности, что дает широкие возможности для целенаправленного манипулирования. Сеть может рассматриваться как активный психоделик, способный перекоммутировать массовое сознание. Особой формой сетевой несвободы как структурной, так и электронной, представляет развитие информационных метатехнологий, делающих пользователя зависимым от разработчика (владельца); сетевой компьютер, электронный рынок, электронные деньги, глобальные системы связи, находятся в одних руках и позволяющие контролировать сообщения; корпоративные системы управления, ориентированные на систему ценностей страны разработчика технологии (в основном СМИ) рефлективного управления и формирования массового сознания, вплоть до информационной войны. Таким образом, важнейшей составляющей глобализации, на современном этапе, является использование инновационных информационных технологий, в частности электронной сети, в развитии и функционировании. Поэтому глобализацию общества следует также рассматривать как процесс, который развивается также за счёт, изменения информационных технологий. Явление информационного общества отражает объективную тенденцию нового витка эволюции цивилизации, связанного с появлением новых информационных и телекоммуникационных технологий, новых потребностей и нового образа жизни.
Глобализация ставит каждую страну и каждого человека в новое положение. В условиях глобализации гражданин перестает быть участником исторического процесса и превращается в отстраненного наблюдателя, при этом, однако, возникает иллюзия причастности даже в том случае, когда фиктивность причастности становится очевидной. Человек не узнает себя в них, не может «развернуть» в них свою энергию, стремления, интересы. Благодаря тому, что сегодня пространство и время сжимаются, а границы между странами исчезают, люди вступают в более глубокие, интенсивные и непосредственные связи, чем когда-либо. Но мало кто задумывается над тем, что новая связь «дальних означает ослабление ближних связей, отчужденность от туземной среды. Растущая отстраненность глобализирующихся групп от национальной среды, их государственная не-подотчетность, поляризация глобального мира меньшинства и жизненного мира большинства представляет собой вызов, на который пока что нет ответа»7.
Информация о работе Отчет оп практике направления подготовки «Конфликтология» (ОДО)