Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:40, отчет по практике
Курукина Полина Алексеевна с 17.12.2012 по 08.02.2013 года проходила преддипломную практику в Институте социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра Российской академии наук.
В период прохождения преддипломной практики Курукина Полина Алексеевна показала себя ответственной студенткой, к заданиям относилась добросовестно, все поручения выполняла качественно в четко установленные сроки.
Исходя из этого,
можно сделать вывод о
- от возможностей
и особенностей
- от характера
появляющихся в средствах
- от способности средств массовой информации (СМИ) представить случившееся как сенсацию.
Серьезную опасность представляет стремление международных террористических организаций использовать СМИ в качестве инструмента достижения своих преступных целей. У современного террора полем боя становится телеэкран и Интернет. И не случайно в своих акциях террористы прежде всего требуют не деньги, а ставят политические условия, требуют телекамеру и тележурналистов. Цель - воздействие на общество, чтобы уже оно предъявляло ультиматум
своим лидерам.
Развитие трансграничных
электронных СМИ существенно
расширяет возможности
Современный информационный
арсенал террористов
Особую озабоченность вызывает возможность использования террористами новых и нетрадиционных информационных технологий для оказания скрытого информационно-манипулятивного воздействия на сознание и деятельность людей. Так, в частности, отличительной особенностью реализации информационно-коммуникативной стратегии терроризма является активное использование возможностей глобальной сети Интернет.
Относительная
дешевизна, простота и доступность
современных средств информации
позволяют террористам
Как показывает практика Интернет, электронная почта, системы цифровой телефонной радиосвязи обеспечивают экстремистам не только более широкие возможности для взаимодействия и пропаганды своих идей, но также для ведения информационных войн. Свидетельством тому является появление нового вида информационного противоборства, получившей название «сетевая война»
(netwar). В части,
касающейся террористической
Вышеперечисленные обстоятельства, с одной стороны, свидетельствуют, что наблюдаемое в последнее время усиление влияния информационных технологий практически на все сферы человеческой деятельности, особенно на те, которые непосредственно связаны с реализацией жизненно важных интересов личности, общества и государства, а с другой стороны, - выдвигают задачу противодействия информационным угрозам национальной безопасности в целом и информационным террористическим угрозам в частности в разряд важных направлений новой политики национальной безопасности России, провозглашенной в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
Современные реалии подтверждает, что противодействие информационным угрозам национальной безопасности России является одним из наименее разработанных направлений внутренней и внешней политики, определяющих деятельность субъектов обеспечения национальной безопасности. Как в среде ученых, так и среди практических специалистов в сфере национальной безопасности, понятия «информационная угроза» и «угрозы информационной безопасности» часто смешиваются или расцениваются как тождественные. Однако реалии современного информационного пространства и «информационных войн» последних десятилетий показывают, что данные угрозы не являются однопорядковыми, поскольку различны по своей природе, по характеру, по целям, по объектам воздействия, а имеющаяся неопределенность и расплывчатость представлений об этих угрозах национальной безопасности сказывается на эффективности информационного противоборства, формировании и реализации новой поли-
1 Теоретической
основой такой деятельности
тики национальной безопасности в сфере противодействия информационным угрозам.
Более того, такие понятия как «противодействие», «борьба», «противоборство», «война», применительно к категориям «информация», «информационная сфера», «информационная безопасность», вплоть до настоящего времени не получили четкой структурной и терминологической определенности. В частности, в официальных источниках сущность и содержание информационного противодействия, например, терроризму не определены.
На практике же информационный аспект борьбы с терроризмом предполагает в большей степени реализацию технических и информационных мер и мероприятий, как правило, лишь защитного характера. Реализация активных мер противодействия информационным угрозам национальной безопасности Российской Федерации в официальных документах не предусматривается.
В частности, в
Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации до 2020 года прямо
указывается лишь на угрозы информационной безопасности,
которые предотвращаются за счет совершенствования
безопасности функционирования информационных
и телекоммуникационных систем критически
важных объектов инфраструктуры и объектов
повышенной опасности в Российской Федерации,
повышения уровня защищенности корпоративных
и индивидуальных информационных систем,
создания единой системы информационно-
В Доктрине информационной безопасности, утвержденной Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 года № Пр-1895 данное направление предполагает только лишь предотвращение несанкционированного доступа «... к информации международных правоохранительных организаций, ведущих борьбу с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом...».
В Федеральном законе Российской Федерации от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» информационное противодействие предполагается только лишь в рамках статьи 11, определяющей правовой режим контртеррористической операции. Так, пункт 3 данной статьи определяет, что на период проведения контртеррористической операции допускается . «ведение
контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по кана-
лам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов .».
Таким образом, информационная деятельность правоохранительных органов и органов безопасности по противодействию терроризму предполагается только после совершения теракта и не предусматривает активных предупредительных мер, а информационное воздействие со стороны террористов носит наступательный характер. В этом, на наш взгляд, состоит уязвимость существующий в Российской Федерации системы противодействия не только информационным террористическим угрозам.
Таким образом,
терминологическая
Исходя из вышеизложенного, представляется, что противодействие информационным террористическим угрозам целесообразно рассматривать как комплекс политических, психологических, культурных, организационноправовых и специальных мероприятий информационного характера, направленных на подрыв информационных ресурсов и подавление сетей террористических организаций, блокирование и дезавуирование информационных террористических акций на всех этапах подготовки и осуществления террористической деятельности. При этом должны осуществляться мероприятия, предполагающие надежную защиту и эффективное использование собственных информационных ресурсов в целях сохранения качественных характеристик национальной информационно-культурной среды.
В содержательном аспекте противодействие, например, информационным террористическим угрозам предполагает реализацию комплекса мер, основными из которых являются:
- противодействие идеологии терроризма, сепаратизма, национализма, религиозного экстремизма;
- информационное
обеспечение
- прогнозирование террористической угрозы, источников ее формирования и развития, а также условий реализации;
- поиск, сбор,
добывание и анализ
- организация
информационного
- информационная работа с местным населением, формирование бдительности, морально-психологической устойчивости, сплоченности, дисциплинированности и личной ответственности;
- обучение населения
правилам поведения в условиях
возрастания террористической
- информационное
воздействие на сознание
- создание организационных, прав
Противодействие информационным угрозам национальной безопасности России в целом предполагает реализацию комплекса мер как наступательного, так и защитного характера. Активное противодействие информационным угрозам должно быть направлено на заблаговременное выявление и предупреждение угроз. Это может достигаться путем проведения мероприятий по выявлению планов, целей, сил и средств террористических организаций и преднамеренное осуществление контрмероприятий в информационном пространстве, используемом деструктивными (в первую очередь, террористическими) структурами.
Опыт подобного рода противодействия накоплен в Российской Федерации с период проведения контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе 1999-2009 годов, в ходе последующей стабилизации внутриполитической
ситуации в ряде субъектов Российской Федерации Южного федерального округа, в период осуществления операции по принуждению к миру Грузии в ходе «пятидневной войны» в августе 2008 года.
Результаты анализа существующей практики и тенденций развития противодействия информационным террористическим угрозам в России и за рубежом свидетельствуют о многообразии подходов к их предотвращению и нейтрализации. Эффективное решение такого рода задач, прямо не предусматривается Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, вместе с тем, среди источников угроз безопасности, перечисленных в Стратегии, в той или иной сфере неизбежно присутствуют те, которые непосредственно создают угрозы личности, обществу и государству в политической, ценностнодуховной и мировоззренческой сфере, что диктует необходимость новых комплексных, системных подходов к исследованию явления «информационные угрозы национальной безопасности».
Научная библиотека КиберЛенинка: http://
Информация о работе Отчет оп практике направления подготовки «Конфликтология» (ОДО)