Отчет оп практике направления подготовки «Конфликтология» (ОДО)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:40, отчет по практике

Описание работы

Курукина Полина Алексеевна с 17.12.2012 по 08.02.2013 года проходила преддипломную практику в Институте социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра Российской академии наук.
В период прохождения преддипломной практики Курукина Полина Алексеевна показала себя ответственной студенткой, к заданиям относилась добросовестно, все поручения выполняла качественно в четко установленные сроки.

Файлы: 1 файл

мой отчет.doc

— 669.50 Кб (Скачать файл)

Исходя из этого, можно сделать вывод о формировании особой стратегии терроризма, которая носит информационно-коммуникативный характер, отличающий ее от каких-либо иных повстанческих или диверсионных стратегий и тактик. Посредством подобной стратегии террористические организации демонстрируют свою способность воздействовать на органы государственной власти. Достигаемый эффект в значительной степени зависит:

- от возможностей  и особенностей функционирования  в конкретном обществе каналов  коммуникации;

- от характера  появляющихся в средствах массовой  информации сообщений;

- от способности  средств массовой информации (СМИ)  представить случившееся как  сенсацию.

Серьезную опасность  представляет стремление международных  террористических организаций использовать СМИ в качестве инструмента достижения своих преступных целей. У современного террора полем боя становится телеэкран и Интернет. И не случайно в своих акциях террористы прежде всего требуют не деньги, а ставят политические условия, требуют телекамеру и тележурналистов. Цель - воздействие на общество, чтобы уже оно предъявляло ультиматум

своим лидерам.

Развитие трансграничных электронных СМИ существенно  расширяет возможности международных  террористических организаций по манипулированию  массовым сознанием. Такое манипулирование  избирает «мишенью» население и  нацелено на изменение его сознания и политического поведения в выгодную для террористов сторону. При этом знание террористами принципов и особенностей функционирования обыденных форм политического сознания, наряду с низким образовательным и культурным уровнем большей части населения, а, подчас, толерантность к экстремистским идеям, приводят к тому, что манипулируемые часто не осознают, что их мировоззрение, идеалы, ценности, потребности и традиции во многом находятся под влиянием антиобщественных интересов тех, кто стремится к господству над духовным миром.

Современный информационный арсенал террористов насчитывает  сотни приемов манипулирования  с использованием СМИ, каналов межличностной, личностно-групповой и межгрупповой коммуникации. Информационнотеррористическая  деятельность все чаще приобретает скрытый, изощренный, заказной и долговременный характер, хорошо обеспечивается материально, ее способы и методы постоянно оттачиваются и совершенствуются от одного террористического акта к другому.

Особую озабоченность  вызывает возможность использования террористами новых и нетрадиционных информационных технологий для оказания скрытого информационно-манипулятивного воздействия на сознание и деятельность людей. Так, в частности, отличительной особенностью реализации информационно-коммуникативной стратегии терроризма является активное использование возможностей глобальной сети Интернет.

Относительная дешевизна, простота и доступность  современных средств информации позволяют террористам проводить  свои преступные акции, находясь на значительно «безопасном» расстоянии от объекта терроризма, оставаться довольно длительное время безнаказанными. При этом наносится значительный материальный и моральный ущерб обществу, государству, личности.

Как показывает практика Интернет, электронная почта, системы цифровой телефонной радиосвязи обеспечивают экстремистам не только более широкие возможности для взаимодействия и пропаганды своих идей, но также для ведения информационных войн. Свидетельством тому является появление нового вида информационного противоборства, получившей название «сетевая война»

(netwar). В части,  касающейся террористической деятельности, ее могут вести небольшие группы  специально подготовленных кибертеррористов  и даже одиночки, географически  отдаленные друг от друга, но  тайно общающиеся между собой в «сетевом» формате1.

Вышеперечисленные обстоятельства, с одной стороны, свидетельствуют, что наблюдаемое  в последнее время усиление влияния  информационных технологий практически  на все сферы человеческой деятельности, особенно на те, которые непосредственно связаны с реализацией жизненно важных интересов личности, общества и государства, а с другой стороны, - выдвигают задачу противодействия информационным угрозам национальной безопасности в целом и информационным террористическим угрозам в частности в разряд важных направлений новой политики национальной безопасности России, провозглашенной в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

Современные реалии подтверждает, что противодействие  информационным угрозам национальной безопасности России является одним из наименее разработанных направлений внутренней и внешней политики, определяющих деятельность субъектов обеспечения национальной безопасности. Как в среде ученых, так и среди практических специалистов в сфере национальной безопасности, понятия «информационная угроза» и «угрозы информационной безопасности» часто смешиваются или расцениваются как тождественные. Однако реалии современного информационного пространства и «информационных войн» последних десятилетий показывают, что данные угрозы не являются однопорядковыми, поскольку различны по своей природе, по характеру, по целям, по объектам воздействия, а имеющаяся неопределенность и расплывчатость представлений об этих угрозах национальной безопасности сказывается на эффективности информационного противоборства, формировании и реализации новой поли-

1 Теоретической  основой такой деятельности является  концепция «сопротивление без  руководства», лидера американской  радикальной организации «Крайние  правые» Л. Бим. Согласно этой концепции все члены группы («ячейки-фантомы») действуют независимо друг от друга и никогда не обращаются в центральную штаб-квартиру или к лидерам за указаниями. Предполагается, что они сами обязаны знать, что и как делать реагирую на конкретные события. Информационную же подпитку они получают через анонимно распространяемые электронные бюллетени и страницы в Интернете. Указанная форма организации, получившая название networking помогает экстремистам находить союзников, реализовывать свое влияние, а также осуществлять управление проводимыми операциями. - Прим. авт.

тики национальной безопасности в сфере противодействия  информационным угрозам.

Более того, такие  понятия как «противодействие», «борьба», «противоборство», «война», применительно к категориям «информация», «информационная сфера», «информационная безопасность», вплоть до настоящего времени не получили четкой структурной и терминологической определенности. В частности, в официальных источниках сущность и содержание информационного противодействия, например, терроризму не определены.

На практике же информационный аспект борьбы с  терроризмом предполагает в большей  степени реализацию технических  и информационных мер и мероприятий, как правило, лишь защитного характера. Реализация активных мер противодействия информационным угрозам национальной безопасности Российской Федерации в официальных документах не предусматривается.

В частности, в  Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года прямо  указывается лишь на угрозы информационной безопасности, которые предотвращаются за счет совершенствования безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем критически важных объектов инфраструктуры и объектов повышенной опасности в Российской Федерации, повышения уровня защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем, создания единой системы информационно-телекоммуникационной поддержки нужд системы обеспечения национальной безопасности. Что неизмеримо сужает круг угроз национальной безопасности в информационной сфере до угроз технико-технологического порядка.

В Доктрине информационной безопасности, утвержденной Президентом  Российской Федерации 9 сентября 2000 года № Пр-1895 данное направление предполагает только лишь предотвращение несанкционированного доступа «... к информации международных правоохранительных организаций, ведущих борьбу с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом...».

В Федеральном  законе Российской Федерации от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» информационное противодействие предполагается только лишь в рамках статьи 11, определяющей правовой режим контртеррористической операции. Так, пункт 3 данной статьи определяет, что на период проведения контртеррористической операции допускается . «ведение

контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по кана-

лам телекоммуникационных систем, а также осуществление  поиска на каналах электрической  связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов .».

Таким образом, информационная деятельность правоохранительных органов и органов безопасности по противодействию терроризму предполагается только после совершения теракта и не предусматривает активных предупредительных мер, а информационное воздействие со стороны террористов носит наступательный характер. В этом, на наш взгляд, состоит уязвимость существующий в Российской Федерации системы противодействия не только информационным террористическим угрозам.

Таким образом, терминологическая неопределенность в подходах к определению места  и влияния информационных угроз  на национальную безопасность России, имеющаяся односторонность в подходах к решению задач противодействия информационным угрозам, предопределяют необходимость специальных научных исследований указанного явления. При анализе информационных угроз, наряду с основными положениями политической науки и общей теории безопасности, приемлемы структурно-логические подходы, использованные в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года - официального документа, определяющего политику государства в сфере безопасности.

Исходя из вышеизложенного, представляется, что противодействие информационным террористическим угрозам целесообразно рассматривать как комплекс политических, психологических, культурных, организационноправовых и специальных мероприятий информационного характера, направленных на подрыв информационных ресурсов и подавление сетей террористических организаций, блокирование и дезавуирование информационных террористических акций на всех этапах подготовки и осуществления террористической деятельности. При этом должны осуществляться мероприятия, предполагающие надежную защиту и эффективное использование собственных информационных ресурсов в целях сохранения качественных характеристик национальной информационно-культурной среды.

В содержательном аспекте противодействие, например, информационным террористическим угрозам предполагает реализацию комплекса мер, основными из которых являются:

- противодействие  идеологии терроризма, сепаратизма,  национализма, религиозного экстремизма;

- информационное  обеспечение контртеррористической деятельности через средства массовой информации и другие информационные каналы;

- прогнозирование  террористической угрозы, источников  ее формирования и развития, а  также условий реализации;

- поиск, сбор, добывание и анализ оперативной  информации о действиях террористических организаций и их пособников;

- организация  информационного взаимодействия  между субъектами контртеррористической  деятельности и надежное обеспечение  защиты оперативной информации;

- информационная  работа с местным населением, формирование бдительности, морально-психологической устойчивости, сплоченности, дисциплинированности и личной ответственности;

- обучение населения  правилам поведения в условиях  возрастания террористической угрозы, в случаях террористических акций,  своевременная первая помощь, материальная и моральная поддержка лиц, пострадавших от террористов;

- информационное  воздействие на сознание террористов,  их пособников, организаторов и  вдохновителей, на международные  террористические организации;

- создание организационных, правовых, научных, технических, кадровых, финансовых и других благоприятных условий для эффективного информационного обеспечения контртеррористической деятельности.

Противодействие информационным угрозам национальной безопасности России в целом предполагает реализацию комплекса мер как наступательного, так и защитного характера. Активное противодействие информационным угрозам должно быть направлено на заблаговременное выявление и предупреждение угроз. Это может достигаться путем проведения мероприятий по выявлению планов, целей, сил и средств террористических организаций и преднамеренное осуществление контрмероприятий в информационном пространстве, используемом деструктивными (в первую очередь, террористическими) структурами.

Опыт подобного  рода противодействия накоплен в Российской Федерации с период проведения контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе 1999-2009 годов, в ходе последующей стабилизации внутриполитической

ситуации в  ряде субъектов Российской Федерации  Южного федерального округа, в период осуществления операции по принуждению к миру Грузии в ходе «пятидневной войны» в августе 2008 года.

Результаты анализа  существующей практики и тенденций  развития противодействия информационным террористическим угрозам в России и за рубежом свидетельствуют о многообразии подходов к их предотвращению и нейтрализации. Эффективное решение такого рода задач, прямо не предусматривается Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, вместе с тем, среди источников угроз безопасности, перечисленных в Стратегии, в той или иной сфере неизбежно присутствуют те, которые непосредственно создают угрозы личности, обществу и государству в политической, ценностнодуховной и мировоззренческой сфере, что диктует необходимость новых комплексных, системных подходов к исследованию явления «информационные угрозы национальной безопасности».

 
 
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/protivodeystvie-informatsionnym-terroristicheskim-ugrozam-kak-vazhnoe-napravlenie-politiki-natsionalnoy-bezopasnosti-rossii#ixzz2ImeibOld

Информация о работе Отчет оп практике направления подготовки «Конфликтология» (ОДО)