Отчет оп практике направления подготовки «Конфликтология» (ОДО)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:40, отчет по практике

Описание работы

Курукина Полина Алексеевна с 17.12.2012 по 08.02.2013 года проходила преддипломную практику в Институте социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра Российской академии наук.
В период прохождения преддипломной практики Курукина Полина Алексеевна показала себя ответственной студенткой, к заданиям относилась добросовестно, все поручения выполняла качественно в четко установленные сроки.

Файлы: 1 файл

мой отчет.doc

— 669.50 Кб (Скачать файл)

1) свободный  автоматизированный доступ к  любой информации и знаниям, необходимым для жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;

2) доступность  (индивиду, группе, организации) современных  информационных технологий;

3) существование  развитых инфраструктур, обеспечивающих  создание национальных информационных ресурсов. Общество, относящееся к разряду информационных, само является производителем необходимых информационных ресурсов, в том числе научных. В полном смысле информационным обществом может быть названо лишь то общество, которое не только обладает высоким уровнем информационных технологий и в силу этого конкурентоспособно на мировом информационном рынке, которое не только насыщено компьютерами во всех сферах (быт, производство, управление), но которое само производит необходимую информацию;

4) ускоренная автоматизация и роботизация сфер производства и управления;

5) радикальная  трансформация социальных структур, вызывающая рост объема сферы  информационной деятельности и  услуг. Причём осуществляется  рост числа работающих в сфере  информационной деятельности: он должен создавать не менее 50% общего числа занятых.

Таким образом, можно репрезентировать эволюцию концепций  информационного общества от идей постиндустриализма (Д. Белла, О. Тоффлера, А. Турена и др.), акцентирующих внимание на экономическом  анализе нового общества, через традиции французской критической социологии, рассматривающих технологические и социальные аспекты информационного общества до современных исследований общества знания (Knowledge-based Society), приобретающих социально-философскую направленность.

Появление компьютера и соединение его с телекоммуникационными  сетями резко меняет всю модель цивилизационного развития. Это является основой информационной революции, которая по значимости и  влиянию находится в одном  ряду с агрокультурной и промышленной революциями. Информационная революция приводит к резкому возрастанию интенсивности протекания всех процессов, происходящих в современном мире. Глобальное информационное пространство становится необходимым фундаментом и условием движения капитала, людей и новых технологий. Поэтому общественное и индивидуальное бытие приобретает новое измерение. Общество, которое обладает новой информационной технологией, становится иным, нежели общество, которое не обладает таковой.

Современный мир, в котором мы живем, кардинально отличается от прежних форм общественного бытия, характерных как для традиционной, так и для индустриальной эпох. За время жизни современного поколения произошли изменения, которые сделали иными весь ход социального времени, привычных действий, отношений, череду образов и событий. Эти изменения коснулись самой организации физического пространства бытия и антропологических оснований поведения многих людей.

Развитие системы  дорог и судоходства привело  в своё время к становлению  мирового торгового рынка. Появление радио, телефона и других средств коммуникации в первой половине XX в. сделало возможным развитие транснациональной индустриальной экономики и индустриального общества. Залогом успешного развития современной экономики и общества стали телекоммуникации.

Складывающаяся  цивилизация является постиндустриальной. При ней общество, оставаясь техногенным  и технотронным, всё более становится информационным, а информация служит важнейшим условием интенсификации общественного производства и повышения его эффективности.

Появление информационного  общества как новой формы социальной организации является закономерным результатом развития и становления  новых информационных технологий, обновленной  коммуникации, инновационных отраслей экономики и нормоценностной регуляции общественных отношений, новых форм быта, труда и отдыха, все более связанных с растущей интеллектуализацией производства и общества в целом.

М.Д. Рашкофф  подчёркивает, что «Прошли те времена, когда социальный статус человека измерялся расстоянием, которое он должен был пройти, чтобы увидеть дым соседского бивачного костра. Единственная среда, в которой наша цивилизация ещё может расширяться, наш единственный настоящий фронтир — это эфир, иными словами, медиа. Непрерывно расширяющиеся медиа стали настоящей средой обитания — пространством, таким же реальным и, по всей видимости, незамкнутым, каким был земной шар пятьсот лет назад. Это новое пространство называется ионосферой»2.

Специалисты активно  изучают проблемы, связанные с  процессами информатизации и компьютеризации общества, формированием его телекоммуникационной инфраструктуры. В центре внимания оказываются вопросы адаптации общества к новым условиям, динамики социальной структуры, характера мобильности, стратификации, трансформации систем производства и потребления, организационных реформ и изменений образования, инноваций в социализации и ресоциализации личности, преобразований в системе социального контроля и мониторинга, трансформации культурных феноменов, находящихся под влиянием информатизации. Значительное место занимают проблемы информационной безопасности, интеллектуальной собственности, а также виртуализации современной жизни.

2 Рашкофф, Д.  Медиавирус. Как поп-культура тайно  воздействует на наше сознание / Д. Рашкофф. М.: Ультра. Культура, 2003. С. 5-6.

Глобальный по существу процесс информатизации регулируется и самоорганизуется на всех нижестоящих  уровнях: национальном, региональном, локальном. Региональный аспект информатизации общества может выражаться в соответствии с тенденцией местной информатизации к более масштабным национальным и глобальным критериям. Интенсивный процесс технологических изменений в производственной сфере общества связан с проблемой адаптации людей к новым условиям жизнедеятельности. Он обусловлен проблемами смены мировоззренческих представлений и установок, занятости населения, развития демократии и равенства, увеличением сложности и высокой стоимостью современных технологий, разрывом между «компьютеризированной» молодежью и пожилым поколением, некомпетентным и несведущим в технических новшествах, и т. д.

Информатизация  социума привносит новые векторы  общественного развития, изменяет ход  социального времени, его интенсивность, плотность, характер и структуру. Одновременно происходит изменение строения социального пространства, которое перестает быть прерывистым, обретает характер дискретности. В нём осуществляются процессы изменения статусной структуры общественного бытия.

Информатизация  производит коренные изменения в  образовательной деятельности, предъявляя к ее содержанию и форме новые требования. Всякая профессиональная подготовка дополняется знанием компьютерных технологий, обязательностью владения ими и их применением для самых различных целей.

Таким образом, в современном обществе воспроизводится новая логика социальной жизни, которая конституируется по законам и формам не существовавших ранее моделей общественных отношений, в рамках которых изменяется роль всех ресурсов развития. На первое место выдвигаются интеллектуальные ресурсы, оттесняя и снижая роль природных и иных ресурсов в структуре развития. Однако подобное снижение не беспредельно, а всегда ограничено некоторыми параметрами возможного соотношения.

Всякие изменения  подобного масштаба были бы невозможны, если бы не изменялся антропологический фактор общественного бытия. Человек компьютерной эпохи -это специалист, не только владеющий персональным компьютером и активно использующий коммуникации информационного общества, но и реализующий свою собственную активность, профессиональную функциональность на языке и в духе компьютерных технологий; Наконец, организационный потенциал общества коренным образом изменяет конфигурацию, всё более выстраивая способ самоопределяющихся компактных и динамических общественных структур.

Развитие и  совершенствование информационной деятельности - это ответная реакция общества на потребность в разделении научного труда в условиях «информационного кризиса» и роста потерь информационных ресурсов, это путь повышения эффективности научных и других социальных коммуникаций. Данная деятельность выполняет функции обращения научной продукции в обществе, она способствует ускорению продвижения научных результатов в самой науке (от разработок к производству) в сферы образования и управления,

Технологическим базисом информационного общества являются высокие технологии. Все они характеризуются большой капиталоемкостью и наукоемкостью. При этом ключевая роль принадлежит собственности на результаты интеллектуальной деятельности.

Развернутый, интенсивный  процесс технологических изменений влияет на адаптацию людей к новым условиям жизнедеятельности, которая выражается не только в умении ориентироваться в информационном пространстве, но и в профессиональной самореализации и компетентности, социальной востребованности и занятости. Не менее важной является и проблема становления гражданского общества, связанная с вопросами демократии и равенства, функционированием рынка товаров и услуг (в том числе образовательных), характеризующихся увеличением сложности технических систем и их стоимости, с формированием элит и совершенствованием коммуникационного пространства социума.

Что же определяет новое открытое информационное общество? Доминирующие функции и процессы в обществе, в условиях информационной эры, все больше оказываются организованными  по принципу сетей. По мнению ряда исследователей (М. Кастельс, М. Делягин, А. Давыдов и др.), происходит становление «общества сетевых структур».

По нашему мнению, «общество сетевых структур» - это  макроструктурирование мирового порядка, которое происходит под действием таких факторов, как развитие глобальных средств массовой информации, транснациональных корпораций, глобальной сети Интернет. Сетевые структуры отличает гибкость, значительная неподконтрольность и непубличность действий, игнорирование традиционных институтов власти. Они способны неограниченно расширятся путем включения «новых узлов», если те, в свою очередь, готовы к коммуникации, к использованию различных информационных кодов (например, ценности). Сети как «институты» способствуют развитию целого ряда областей: сферы экономики, труда, политики, образования и др.

К сетям подсоединены «рубильники», которые позволяют  переключаться с одной сети на другую (например, когда речь идёт о  переходе под контроль финансовых структур той или иной империи средств информации, влияющих на политические процессы). Они выступают в качестве орудий осуществления власти. Кто управляет таким «рубильником», тот и обладает властью.

Понятие «власть» уже не поддаётся определению  в традиционном смысле. Власть возвышается  над законом. Фактически мы сталкиваемся с новым типом мирового управления - обезличенной транснациональной системой, которая состоит из многочисленных транснациональных корпораций, над многообразием которых восседает безликий обобщенный капиталист, сотканный из финансовых потоков, управляемых электронными сетями». Таким образом, глобальные монополии «делят и переделывают мир по-своему», что приводит к фрагментации деятельности - новому мировому разделению труда. Каждая страна, таким образом, находится в своей «технологической нише», от которой зависит степень её влиятельности (в экономическом и политическом смысле).

Как отмечает М.Г. Делягин, - «влиять на сознание оказалось  значительно более эффективно, (в  том числе, в узко коммерческом смысле слова), чем на традиционные материалы»3. Влияние, формирование индивидуального или массового сознания означает, по сути, внедрение в него определенного стандарта, образа, системы (технологического принципа): стандарта поведения, образа мышления, системы ценностей -определённого культурного кода. Умело разработанный стандарт всегда наделен мотивирующими свойствами, привлекательным имиджем, смыслом. Его внедрение эффективно и состоялось тогда, когда человек позиционирует и идентифицирует себя как личность, как член общества с тем или иным стандартом поведения. Культура глубже, фундаментальней, нежели, допустим, политика или экономика. «Исторически сложившиеся культуры национальных и социальных общностей, - пишет Г.Г. Дилигенский, - представляют собой главный источник, из которого личность черпает жизненные смыслы, образующее основу ее самосознания, выстраивающие иерархию ее ценностей и норм, духовное содержание ее бытия. Человеку, утратившему свои культурные корни, грозит психологическая дезориентация, утрата внутренних правил, регулирующих и упорядочивающих его стремления и цели, ... массовая культура приобретает во всем мире гомогенный характер...»4. Поэтому преобразование культуры (образа мышления, поведенческого стандарта, системы ценностей) в свою очередь дает фундаментальные, глубокие и практически необратимые результаты, поскольку преобразуется и формируется само сознание.

М. Кастельс справедливо  утверждает, что институты и организации  гражданского общества, которые строились  вокруг демократического государства, вокруг социального контракта между капиталом и трудом, превратились в пустые скорлупки. В связи с открывающимися возможностями человек сети имеет больше возможности стать частью глобализирующегося мира, соотносить себя с глобальными трансформациями, получать информацию о том, что происходит в мире, устанавливать необходимые для работы и жизни контакты с любым другим человеком сети, независимо от того, в какой стране мира он живёт. Следовательно, человек в таком обществе по своим возможностям и характеру мышления, а возможно и мировоззрения, отличается от человека, не являющегося частью сети. Несмотря на то, что современные технические средства, достижения меди-

3 См.: Делягин  М.Г. Практика глобализации: игры  и правила новой эпохи. М:  ИНФРА-М, 2000. С. 103.

4 Дилигенский Г.Г. Глобализация в человеческом измерении // Мировая экономика и международные отношения. 2002, № 7. С. 7.

цины на их основе, методы генной инженерии, способны избавить от болезней, уже проявились и всё  больше набирают силу негативные тенденции  информационного общества:

1) неадекватность  адаптации человека к такому  обществу;

2) возможность  разрыва между «информационной  элитой» и простыми потребителями;

3) подавляющее  влияние на человека средств  массовой информации (особенно рекламы);

4) вмешательство  на базе информационных технологий в частную жизнь людей и организаций.

Под средством  массовой коммуникации понимается некоторое  сообщение, применение которого означает выявление собственно информационного  аспекта управленческого воздействия  непосредственно самих средств массовой информации как таковых. Человек стал жить в знаково-символическом мире, который во многом определяет его поведение. Создаётся ситуация, когда не только он сам создаёт знаки и символы, но и в некотором смысле знаки и символы формируют его. Такой процесс приводит к смешению реального и виртуального, действительного и вымышленного. Всё это предполагает, что посредством общения формируется сама среда общения, которая оказывает формирующее воздействие на людей, т.е. формирует нас, таким образом, что мы, в свою очередь, сами формируем её, оставаясь в пределах, задаваемых ею.

Нельзя не согласиться  с убеждениями некоторых исследователей, которые утверждают, что создание «единого экономического и информационного  пространства», «открытого общества», «мирового рынка», все это эвфемизмы, дымовая завеса. «На самом деле речь идет о построении всемирного государства с единым правительством и единой армией, общими для всех финансами, законами и культурой».

Информация о работе Отчет оп практике направления подготовки «Конфликтология» (ОДО)