Политическая доктрина фашизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 21:35, реферат

Описание работы

В 20-х и 30-х годах ХХ века в Европе возникло политическое движение нового типа. Какое-то время казалось, что фашизм, с его всемогущими вождями и воинственным национализмом, непобедим.
На первый взгляд, итогом I мировой войны (1914 – 1918) стал триумф демократии. Империи старой Европы рухнули, на смену им пришли парламентские республики.

Содержание работы

Введение.
Поступь фашизма. Философия фашизма.
Политическая и социальная доктрина.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Политическая доктрина фашизма (История социально-правовых учений).docx

— 75.34 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Южно-Российский государственный технический университет

(Новочеркасский  политехнический институт)

 

 

Шахтинский институт (филиал) ГОУ ВПО ЮРГТУ (НПИ)

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по курсу «ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

Тема: «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА ФАШИЗМА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила

Студентка З. 1-9

Алиева Ж. И.

 

Работу принял препод.

Кузьменко Н. Ф.

 

 

 

 

 

 

Шахты. 2009г.

Содержание.

Введение.

    1. Поступь фашизма. Философия фашизма.
    2. Политическая и социальная доктрина.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

Введение.

В 20-х и 30-х годах ХХ века в Европе возникло политическое движение нового типа. Какое-то время казалось, что фашизм, с его всемогущими вождями и воинственным национализмом, непобедим.

На первый взгляд, итогом I мировой войны (1914 – 1918) стал триумф демократии. Империи старой Европы рухнули, на смену им пришли парламентские республики. Но тяжелые последствия войны, а затем и всеобщий кризис, в 1929 году на несколько лет парализовавший мировую экономику, вывели на арену совершенно иные силы. Одной из них был коммунизм, первой победой которого стала Октябрьская революция 1917 года в России, а конечной целью – установление всемирной «диктатуры пролетариата» (рабочего класса); другой был фашизм.

При всем своем яростном антикоммунизме, фашизм был направлен и против демократии. Все фашистские государства являлись диктатурами, управляемыми одной, не терпящей никакой оппозиции партией, во главе которой стоял один, всемогущий и неустанно прославляемый лидер.

Поэтому тема моей работы называется «Политическая доктрина фашизма». А цель – найти и изучить нужный материал по данной теме.

 

Поступь фашизма. Философия фашизма.

Сила фашизма. Фашисты брали власть и удерживали её, мобилизуя поддержку масс путем умелого использования всех современных средств организации и пропаганды. Людям внушали, что государство (нация) – превыше всего, что главные ценности – это послушание и самопожертвование,   а война – высшее испытание величия народа. Характерно, что в насквозь военизированном фашистском государстве форму носили все – не только военные и полиция, но и рядовые члены партии и подчиненных ей молодежных организаций.

Чернорубашечники. Слово «фашизм» используется как общий термин для схожих политических движений, имевших в разных странах разные названия. Само слово было придумано итальянским экс-социалистом Бенито Муссолини, который в 1919 году организовал из бывших фронтовиков полувоенные дружины, позднее назвавшие себя фашисткой партией (от «fascio» - связка, объединение).

В своем продвижении к власти фашизм использовал неудовлетворенность итальянцев исходом войны: хотя Италия воевала на стороне победителей, она получила немногое из того, на что рассчитывала. Напуганному послевоенным хаосом обывателю фашисты в их черной форме, беспрепятственно марширующие по центральным улицам, казались силой, способной вернуть порядок.

Игра на страхе. Это было важным моментом политики фашистов, которым никогда не удавалось получить большинство на свободных выборах; однако они весьма преуспели в пропаганде своей несокрушимости и игре на страхе перед коммунизмом. Муссолини первым показал, как это делается, во время своего знаменитого «похода на Рим» в мае 1921 года – массовой демонстрации силы, а по сути блефа, тем не менее, давшего правым повод назначить его премьер-министром коалиционного правительства.

Постепенно подавив всякую оппозицию, Муссолини в 1928 году провозгласил себя II Duce (вождем) с неограниченными полномочиями в однопартийном государстве. Многих европейцев в то время впечатляло то, как «дуче» восстановил порядок и внушил итальянцам чувство гордости и целеустремленности, хотя отчасти это было иллюзией, возникшей в результате запрета на свободу слова.

Такой же иллюзией был образ Италии как великой державы, созданный эффектными пропагандистскими шоу и бесспорно неординарной личностью самого Муссолини. На деле Италия была довольно бедной страной, по которой к тому же больно ударила в 1929 году Великая депрессия. Чтобы отвлечь внимание народа от внутренних неурядиц, Муссолини в середине 30-х годов вторгается в Абиссинию (Эфиопию) и оккупирует ее, подавив ожесточенное сопротивление местного населения, затем аннексирует Албанию и, наконец, делает свой самый пагубный шаг – становиться союзником нацистской Германии во II мировой войне.

Нацистская (национал-социалистическая) партия была создана по образцу партии Муссолини и пришла к власти в Германии (1933) аналогичным путем. От итальянских единомышленников, однако, нацистов отличал фанатичный расизм. Под предводительством своего лидера (фюрера) Адольфа Гитлера Германия в конце 30-х годов становиться на путь безудержной экспансии, приведший ко II мировой войне и, в конце концов, к разгрому фашизма.

Философия фашизма. Как всякая цельная политическая концепция, фашизм есть одновременно действие и мысль: действие, которому присуща доктрина, и доктрина, которая, возникнув на основе данной системы исторических сил, включается в последнюю и затем действует качестве внутренней силы.

Поэтому эта концепция имеет форму, соответствующую обстоятельствам места и времени, но вместе с тем обладает идейным содержанием, возвышающим ее до значения истины в истории высшей мысли.

Нельзя действовать духовно на внешний мир в области велений человеческой воли, без понимания преходящей и частичной реальности, подлежащей воздействию, и реальности вечной и универсальной, в коей первая имеет свое бытие и жизнь.

Чтобы знать людей нужно знать человека, а чтобы знать человека, нужно знать реальность и ее законы. Не существует понятия государства, которое, в основе, не было бы понятием жизни. Это есть философия или интуиция, идейная система, развивающаяся в логическую конструкцию или выражающаяся в видении или в вере, но это всегда, по крайней мере, в возможности, органичное учение о мире.

Духовное понятие жизни. Таким образом, фашизм не понять во многих его практических проявлениях, как партийную организацию, как воспитательную систему, как дисциплину, если не рассматривать его в свете общего понимания жизни, т.е. понимания духовного.

Мир для фашизма есть мир не только материальный, манифестирующий себя лишь внешне, в котором человек, являющийся независимым индивидом, отдельным от всех других, руководится естественным законом, инстинктивно влекущим его к эгоистической жизни и минутному наслаждению.

Для фашизма человек это индивид, единый с нацией, Отечеством, подчиняющийся моральному закону, связующему индивидов через традицию, историческую миссию, и парализующему жизненный инстинкт, ограниченный кругом мимолетного наслаждения, чтобы в сознании долга создать высшую жизнь, свободную от границ времени и пространства. В этой жизни индивид путем самоотрицания, жертвы частными интересами, даже подвигом смерти осуществляет чисто духовное бытие, в чем и заключается его человеческая ценность.

Позитивное понятие жизни как борьбы.  Итак, фашизм есть духовная концепция, возникшая также из общей реакции века против ослабляющего материалистического позитивизма 19-го века. Концепция антипозитивистская, но положительная; не скептическая, не агностическая, не пессимистичная, не пассивно оптимистическая, каковыми являются вообще доктрины (все негативные), полагающие центр жизни вне человека, который может и должен свей свободной волей творить свой мир.

Фашизм желает человека активного, со всей энергией отдающегося действию мужественно сознающего предстоящие ему трудности и готового их побороть. Он понимает жизнь, как борьбу, помня, что человеку следует завоевать себе достойную жизнь, создавая, прежде всего из себя самого орудие (физическое, моральное, интеллектуальное) для ее устроения. Это верно как для отдельного человека, так и для нации и для человечества вообще.

Отсюда высокая оценка культуры во всех ее формах (искусство, религия, наука) и величайшее значение воспитания. Отсюда же основная ценность труда, которым человек побеждает природу и создает собственный мир (экономический, политический, моральный, интеллектуальный).

Моральное понятие жизни. Это положительное понимание жизни есть, очевидно, понимание этическое. Оно объемлет всю реальность, а не только человека, властвующего над ней. Нет действия не подчиненного моральной оценке; нет ничего в мире, что могло бы быть лишено своей моральной ценности. Поэтому фашист представляет себе жизнь серьезной, суровой, религиозной, полностью включенной в мир моральных и духовных сил. Фашист презирает "удобную жизнь".

Религиозное понятие жизни. Фашизм концепция религиозная; в ней человек рассматривается в его имманентном отношении к высшему закону, к объективной Воле, которая превышает отдельного индивида, делает его сознательным участником духовного общения. Кто в религиозной политике фашистского режима останавливается на чисто оппортунистических соображениях, тот не понял, что фашизм, будучи системой правительства, также и прежде всего, есть система мысли.

Этическое и реалистическое понятие жизни. Фашизм концепция историческая, в которой человек рассматривается исключительно, как активный участник духовного процесса в семейной и социальной группе, в нации и в истории, где сотрудничают все нации. Отсюда огромное значение традиции в воспоминаниях, языке, обычаях, правилах социальной жизни.

Вне истории человек ничто. Поэтому фашизм выступает против всех индивидуалистических на материалистической базе абстракций 19-го века; он против всех утопий и якобинских новшеств. Он не верит в возможность "счастья" на земле, как это было в устремлениях экономической литературы 18-го века, и поэтому он отвергает все телеологические учения, согласно которым в известный период истории возможно окончательное устроение человеческого рода. Последнее равносильно проставлению себя вне истории и жизни, являющейся непрерывным течением и развитием.

Политически фашизм стремится быть реалистической доктриной; практически он желает разрешить только задачи, которые ставит сама история, намечающая или предсказывающая их решение. Чтобы действовать среди людей, как и в природе, нужно вникнуть в реальный процесс и овладеть действующими силами.

Анитииндивидуализм и свобода. Фашистская концепция государства антииндивидуалистична; фашизм признает индивида, поскольку он совпадает с государством, представляющем универсальное сознание и волю человека в его историческом существовании.

Фашизм против классического либерализма, возникшего из необходимости реакции против абсолютизма и счерпавшего свою задачу, когда государство превратилось в народное сознание и волю. Либерализм отрицал государство в интересах отдельного индивида; фашизм утверждает государство, как истинную реальность индивида.

Если свобода должна быть неотъемлемым свойством реального человека, а не абстрактной марионетки, как его представлял себе индивидуалистический либерализм, то фашизм за свободу. Он за единственную свободу, которая может быть серьезным фактом, именно за свободу государства и свободу индивида в государстве. И это потому, что для фашиста все в государстве и ничто человеческое или духовное не существует и тем более не имеет ценности вне государства. В этом смысле фашизм тоталитарен и фашистское государство, как синтез и единство всех ценностей, истолковывает и развивает всю народную жизнь, а также усиливает ее ритм.

Антисоциализм и корпоративизм. Вне государства нет индивида, нет и групп (политических партий, обществ, профсоюзов, классов). Поэтому фашизм против социализма, который историческое развитие сводит к борьбе классов и не признает государственного единства, сливающего классы в единую экономическую и моральную реальность; равным образом фашизм против классового синдикализма.

Но в пределах правящего государства фашизм признает реальные требования, из которых берут начало социалистическое и профсоюзное движения, и реализует их в корпоративной системе интересов, согласованных в единстве государства.

Демократия и нация. Индивиды составляют: классы соответственно категориям интересов, профсоюзы - соответственно различным, объединенным общим интересом сферам экономической деятельности, но прежде и главнее всего они составляют государство. Последнее не является числом в виде суммы индивидов, образующих большинство народа. Поэтому фашизм против демократии, приравнивающей народ к большинству, и снижающей его до уровня многих.

Но он сам является настоящей формой демократии, если народ понимать, как должно, качественно, а не количественно, т.е. как наиболее мощную, моральную, истинную и последовательную идею. Эта идея осуществляется в народе через сознание и волю немногих, даже одного, и, как идеал, стремится осуществить в сознании и воле всех.

Именно тех, кто сообразно этнической природе и истории, образует нацию, будучи направляемы единым сознанием и волей по одной линии развития и духовного склада.

Нация не есть раса, или определенная географическая местность, но длящаяся в истории группа, т.е. множество, объединенное одной идеей, каковая есть воля к существованию и господству, т.е. самосознание, следовательно, и личность.

Информация о работе Политическая доктрина фашизма