Политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 14:42, дипломная работа

Описание работы

Исследование политических режимов, динамики их развития в современном мире является одной из важнейших функций науки, имеет не только большую теоретическую, но и практическую значимость. Роль политического режима в жизнедеятельности любой страны исключительно велика. Исторический опыт показывает, что значительное изменение, а тем более радикальная смена политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно круто меняют всю внешнюю и внутреннюю политику государства. Политический режим весьма подвижен и динамичен.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………..………..3
ГЛАВА 1 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ…………….…...6
1.1 Понятие режима и его место в системе категорий науки …...……...6
1.2. Виды политических режимов ......………….……….……..………..16
ГЛАВА 2 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ РОССИИ…………….…….…..…….34
2.1 Переходный режим современного Российского государства .…….34
2.2 Демократия в России: проблемы и перспективы развития …..…….42
Заключение …………………………………………………………….………...59
Список использованных источников……………………………………………61

Файлы: 1 файл

Политический режим.doc

— 390.00 Кб (Скачать файл)

Тоталитаризм был вызван к жизни новыми идеологиями ХХ в., качественно отличающимися от либеральных и демократических доктрин прошлого. Идеология  тоталитарной культуры, которая апеллирует не столько к разуму, сколько к эмоциям, стремясь принудить людей поверить в истинность господствующей идеологической доктрины, справедливость её лозунгов и догм26.

Тоталитаризм – одно из опорных понятий в науке. Это определённая социальная система, общественный организм, который характеризуется насильственным, экономическим и идеологическим господством     бюрократического партийно-государственного аппарата во главе с вождём над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы  господствующей идеологии и культуре. Сущность тоталитарного режима – во взаимоотношениях личности и общества. При тоталитаризме личности нет места27.

Основным звеном политической структуры в тоталитаризме выступает не государство, а партия – носитель той идеологии, которая создала данный общественно-политеский строй. Конституционное закрепление руководящей роли правящей партии ведёт к сращиванию партий с государством, разбуханию партийно-государственного аппарата, узурпации власти и привилегий, выходу аппарата из-под контроля выборных органов. Партия монополизирует право выступать от имени всего народа и подавляет всякую критику действий руководящей элиты под предлогом защиты общенародных интересов. Происходит жёсткая политизация всех органов государственной власти, которые выходят из-под контроля народа. Все они используются для насаждения насилия, репрессий, запрещения демократических организаций, ликвидации конституционных прав и свобод, введения монополии на все средства вооружённой борьбы, установления террористического контроля над личностью.

Тоталитаризм предполагает насильственную организацию общественной жизни на принципах «чрезвычайного положения», сопровождающегося милитаризацией. Тоталитаризм и милитаризм – это две стороны одной медали.   При тоталитаризме в процессе милитаризации создаётся новая модель «социального порядка», основанная на насилии, произволе, беззаконии и насаждении культа диктатора и его окружения. Этим определяется агрессивный характер тоталитарного режима в проведении внутренней и внешней политики (гонка вооружений, подготовка и проведение войн). В тоталитарном обществе «правит бал» не столько экономика, сколько политика и идеология28.

Таким образом, можно выделить следующие признаки тоталитаризма (по З. Бжезинскому):

  1. Единственная массовая политическая партия, возглавляемая харизматическим лидером – исключительно одаренным, наделенным особыми качествами, сверхъестественно-мудрым, непогрешимым в глазах широкого круга приверженцев и последователей (Гитлер в Германии, Сталин в СССР, Франко в Испании, Салазар в Португалии и др.). При этом:
  • глава правящей партии является первым лицом государства;
  • главные направления политики вырабатываются чаще всего не на основе согласия партий (где остается многопартийная система), а руководством, иногда единолично – высшим лицом правящей партии от ее имени;
  • решения партийных съездов обязательны для исполнения не только членами партии, но и всеми государственными и общественными организациями, всеми гражданами страны;
  • считается, что ошибаться могут отдельные функциональные аппаратчики, лидеры партии, но не вся партия, ориентированная на выдвинутые ею идеи и цель;
  • лидер партии (государства, страны) чаще всего недосягаем для народа.
  1. Официальная идеология, которую власти стремятся распространить

на всех членов общества:

  • идеология выступает в качестве научного (псевдонаучного) обоснования центральной идеи развития общества;
  • идеология нацеливает государственные органы на реализацию идеи во всех областях жизни страны. (Нацисты в гитлеровской Германии – борясь за «чистоту арийской расы», противились межнациональным бракам);
  • нетерпимое отношение к «старой» интеллигенции – носительнице идеологии прежней социально-экономической и политической системы, а так же разномыслию и идеологическому плюрализму;
  • сокрытие негативных фактов, превознесение многочисленных успехов и, как следствие, свертывание объективной информации, замалчивание ошибок и просчетов;
  • главная задача пропаганды - привить  народу любовь к вождю, лидеру, партии, системе.
  1. Монополия государства на средства массовой информации.
  1. Монополия государства на все средства вооруженной борьбы.
  2. Особая система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе (при тоталитарном режиме противостояние власти в любых формах не допускается, беспощадно карается):
  • специальные лагеря (Германия, СССР, Чили);
  • население, насильно используемое в коллективе в качестве бесплатной рабочей силы на различных хозяйственных объектах (КНР, Кампучия);
  • создание преград инакомыслию (запрещение издания оппозиционной литературы; запрет на высказывание «крамольных» мыслей и критических суждений устно или в средствах массовой информации и т.п.).
  1. Жестко централизованная система управления экономикой:
  • планирование доводится до крайности – план становится не стимулом развития экономики, а его тормозом (тоталитарное планирование усложняет систему согласований, увязок, тем самым неимоверно расширяет бюрократический аппарат, делая его неповоротливым, а правительство неэффективным из-за постоянных сбоев);
  • не видно реальной перспективы развития экономики, которая не может эффективно выполнять свою главную задачу – обеспечить благосостояние населения;
  • планирование связано с централизацией, что ведет к унификации жизни населения (особенно тяжело населению в многонациональных государствах)29.

Различают две основные формы тоталитаризма – праворадикальную и леворадикальную. Праворадикальная (фашистская) форма тоталитаризма возникла в период общего кризиса капитализма. Общими чертами фашизма являются открытая террористическая диктатура, опирающаяся на милитаризацию всех сфер жизни, подавление демократических свобод и прогрессивных общественных движений. Фашистский государственный аппарат проникнут духом вождизма. В основу идеологической концепции фашизма положены воинствующий антикоммунизм, шовинизм и расизм, а также спекуляция на нуждах масс, страдающих от последствий кризисного экономического развития общества. Впервые фашистский режим был установлен в Италии (1922), затем в Германии (1933)30.

В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах31.

Левоэкстремистский (коммунистический)  тоталитарный режим, который в западной социологии называют «сталинский», является советским вариантом тоталитарного строя. Необходимо различать самые разные социальные образования, имеющие ряд  «социалистических признаков»: среди них «государственный социализм», получивший распространение в СССР, странах Восточной Европы, Азии, на Кубе, и противоположный ему социал-демократический вариант «демократического социализма», существующий, в частности, в Швеции. Если первый вариант социализма непосредственно связан с левоэкстремистским тоталитаризмом, то второй ничего общего с тоталитаризмом не имеет, являясь вариантом буржуазного демократического общества. Суть государственного социализма заключается в социальной отчужденности человека. В политической сфере отчуждение проявляется в отстранении трудящихся от власти и установлении всевластия бюрократического партийного и государственного аппарата, спаянного с охранно-репрессивной системой. В экономической сфере речь идет об отчуждении человека труда от средств производства путем чрезмерного огосударствления промышленного производства, природных богатств, земли, милитаризации экономики и установления бюрократических методов управления производством, обменом распределения материальных благ. В духовной сфере отчуждение проявляется в установлении государственной идеологии в качестве господствующей и в «люмпенизации» личности32.

Авторитарный режим (от лат. autoritas – власть, влияние, вес) государственно-политическая система, характеризуемая сосредоточением власти в руках одного человека или правящей элиты, фактически не контролируемых и не избираемых населением, но при сохранении внешних признаков конституционного правления33.

Наш век не стал эпохой полного торжества демократии. По-прежнему больше половины населения земного шара живет в условиях авторитарных и тоталитарных диктатур. Последних становится все меньше, практически оставшиеся тоталитарные режимы относятся к авторитарным и существуют в странах «третьего мира».

Почему диктатуры доминируют в странах «третьего мира»? Это вытекает из особого склада восточного общества:

а) специфическая роль общины:

  • политический и культурный опыт стран Азии, Африки, Латинской Америки не пронизан идеей самостоятельной ценности человеческой жизни. Человек мыслится как часть целого, как член определенного сообщества;
  • велика роль разного рода лидеров, которые берут на себя право толкования норм и воплощают в своем лице единство общины, клана и т.п.

б) значительным весом обладает государство, так как гражданское общество не развито:

  • отсутствует мощный средний слой, способный стать опорой демократии и сильной гражданской власти;
  • возрастает роль исполнительной власти, являющейся консолидирующей силой общества (оно разделено многочисленными этническими, сословными, религиозными перегородками и ни одна политическая сила не может стать гегемоном), что создает предпосылки для авторитарной власти34.

Характерными чертами авторитаризма являются следующие:

1. Монистическая структура политической  власти, в центре которой находится  господство определенной личности (старейшины, вождя, монарха, диктатора) или группы людей (клана, касты, элиты номенклатуры), осуществляющих чрезмерную централизацию в управлении общественно-политической жизнью общества.

2. Власть концентрируется в руках  главы государства – гражданского  или военного диктатора. Диктаторская  власть, опирающаяся на силу, прежде всего на полицейский или военно-карательный аппарат используется в целях применения жестких мер принуждения, наказания и расправы. Реальный механизм политической власти при авторитарном режиме, где лидер партии,

как правило, становится президентом, независимо от характера режима (гражданского или военного), характеризуется сильной, в большинстве случаев неограниченной президентской властью.

3. Отчуждение народа от власти, недопущение реальной политической  оппозиции, преследование независимых общественных объединений, легальной политической деятельности и ограничение свободы печати в условиях авторитарных режимов урезают права  и свободы граждан, часто превращают население страны в простой объект политических манипуляций.

4. Политическая структура авторитарного режима не предусматривает реального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, а выборы часто имеют формальный, если не фиктивный характер. Все ветви власти концентрируются в руках определенного диктатора (военного или гражданского), который использует антидемократические методы властвования, трактуя законы по своему усмотрению.
5. Авторитарный режим  в условиях слабости общества, социально-экономического и политического  кризиса может обеспечить, как  показывает опыт ряда развивающихся стран, определенный экономический рост и политическую устойчивость. При опоре на эти режимы диктаторам удается в ряде случаев подавить антиправительственные и оппозиционные выступления, этнические и религиозные движения, проводить достаточно умеренную социальную политику, не разрушая рыночные отношения и сохраняя многоукладность  экономики35.
С глубокой древности известны деспотические и тиранические разновидности авторитарного режима. Они основаны на произволе и жестокости правителей. Их отличие выражается лишь в различных способах овладения и приемах осуществления власти. Если деспот приходит к власти законными способами, то тиран – с помощью захвата, государственного переворота. Если жестокость деспота обрушивается прежде всего на    ближайшее окружение, высших должностных лиц, то при тирании – на все население36.
Ю.Г. Сумбатян выделяет следующие основные формы авторитарных режимов на современном этапе развития и их особенности:
    1. Реакционные военно-диктаторские и однопартийные авторитарные режимы с тоталитарной тенденцией. Реальный механизм политической власти при таких режимах, где военный или гражданский лидер становится главой государства и лидером единственной политической партии, характеризуется неограниченной президентской властью. Эти режимы являются тормозом на пути социального прогресса общества.
    2. Консервативные однопартийные и некоторые многопартийные авторитарные режимы с ориентацией на сохранение и поддержание исторически традиционных, сформировавшихся форм государственной и общественной жизни. Реальный механизм политической власти находится в руках главы государства (президента или премьер-министра), который контролирует не только исполнительную, но и законодательную власть, имеющие формальный характер. Такая форма авторитаризма весьма удобна для осуществления режима личной власти.
    3. Либеральные многопартийные авторитарные режимы, представляющие собой режимы с демократической тенденцией. Такие режимы, признавая основные принципы демократии, права и свободы человека, разделение властей, частное предпринимательство, свободную конкуренцию и т.п., требуют постоянного вмешательства государства во все сферы жизни общества.

Информация о работе Политический режим