Политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 14:42, дипломная работа

Описание работы

Исследование политических режимов, динамики их развития в современном мире является одной из важнейших функций науки, имеет не только большую теоретическую, но и практическую значимость. Роль политического режима в жизнедеятельности любой страны исключительно велика. Исторический опыт показывает, что значительное изменение, а тем более радикальная смена политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно круто меняют всю внешнюю и внутреннюю политику государства. Политический режим весьма подвижен и динамичен.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………..………..3
ГЛАВА 1 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ…………….…...6
1.1 Понятие режима и его место в системе категорий науки …...……...6
1.2. Виды политических режимов ......………….……….……..………..16
ГЛАВА 2 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ РОССИИ…………….…….…..…….34
2.1 Переходный режим современного Российского государства .…….34
2.2 Демократия в России: проблемы и перспективы развития …..…….42
Заключение …………………………………………………………….………...59
Список использованных источников……………………………………………61

Файлы: 1 файл

Политический режим.doc

— 390.00 Кб (Скачать файл)

Современный исторический период характеризуется постепенной эволюцией авторитарных и тоталитарных режимов в демократические37.

Демократический режим (от греч. demos – народ и cratos – власть: власть народа, народовластие) – это такая  форма правления, которая основана на возможности управления делами общества и государства путем прямого или опосредованного волеизъявления народа38.

Характерными чертами демократии как политического режима являются следующие:

1. Демократический режим  выражает интересы классов и  групп населения, которые успешно  развиваются в условиях высокоразвитой  рыночной экономики. Социальная  база, так или иначе заинтересованная в демократическом режиме, всегда шире, чем социальная база авторитарного режима. Вместе с тем, так называемая правящая элита в демократическом обществе, в руках которой сосредоточены рычаги управления государством, может быть очень немногочисленной. Плюрализм форм собственности служит экономической основой политического плюрализма и демократического режима. Политический плюрализм подразумевает, что политическая жизнь в демократическом обществе строится на основе конкуренции и взаимодействия различных политических сил, действующих в рамках законов и традиций.

Признаками политического плюрализма являются: наличие многопартийной системы, в рамках которой каждая политическая партия равноправна и не имеет законодательно закрепленных преимуществ перед другими партиями, в том числе оппозиционными по отношению к ней; регулярное проведение свободных выборов, обеспечивающих легитимизацию власти и позволяющих избирателям вынести свой вердикт; признание прав политической оппозиции на свободное выражение своих взглядов и убеждений через средства массовой информации.

В условиях демократии обеспечивается баланс между конфликтующими политическими силами и устанавливается равновесие влияний, исключающее монополию одной из политических сил на принятие решений и действие властей в интересах какого-либо одного класса или социального слоя.

Плюралистические теории демократии сохраняют почти все ценности либеральной демократии.

2. При демократическом режиме  на первый план наряду с  плюрализмом выступает либерализм, который предусматривает расширение прав и свобод граждан. Либерализм как политическое и идеологическое учение возник в период буржуазных революций ХVII – ХVIII вв. и был направлен на борьбу с феодально-крепостническим строем и абсолютной монархией. Он требовал ограничения прав монархии парламентом, установления конституционного строя, допущения буржуазии к управлению государством, демократических свобод для всех социальных слоев и классов, признания прав человека, разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, свободы выбора, занятий и т.п.

Либерализм предполагает обеспечение свободы личности, ограничение вмешательства государства и общества в деятельность частных лиц, суверенных субъектов. Он ставит права и свободы человека выше национальных, классовых и религиозных интересов, ориентирован на сохранение механизма рыночного хозяйства, многопартийной системы, ограниченную роль государства, умеренный социальный реформизм, обеспечение международной безопасности и развитие интеграционных процессов.

3. Функционирование политической  системы в условиях демократии  на основе разделения властей. Можно сказать, что ветви власти  взаимно уравновешивают друг  друга, и ни одна не может  узурпировать власть в государстве.

Путем свободных выборов формируется парламент, законодательные и представительные органы субъектов федерации, органы местного самоуправления, избирается и глава государства. При демократических выборах граждане имеют право не только избирать, но и быть избранными в представительные органы или влиять на них, участвуя в различных партиях и общественных организациях. Они оказывают вполне реальное воздействие на функционирование системы управления, противодействуют возникновению авторитарных и тоталитарных тенденций в обществе.

Взятые в комплексе федеративные, партийные, общественные и информационные структуры в условиях гласности могут через механизмы государственной власти способствовать поддержанию в рамках конституционной законности конструктивного диалога между различными политическими силами, политической стабильности в обществе.

4. Для демократического  режима характерны весьма широкое  конституционное и иное законодательное  закрепление и осуществление  на практике довольно обширного  перечня экономических, социальных, политических, духовных, личных прав и свобод граждан. В условиях высокоразвитых стран рыночная экономика обеспечивает довольно высокий уровень жизни и социальной защищенности большинству населения, не принадлежащему к экономически господствующим классам. Это приводит к укреплению демократического режима. Важную роль здесь играет конституционная законность, представленная институтом конституционного надзора, который в современных условиях не может игнорировать общественное мнение и интересы широких слоев населения.

5. Несмотря на весь набор демократических механизмов, в любом, даже самом либеральном обществе имеются силовые структуры – армия, органы внутренних дел, полиция, разведка, контрразведка, органы госбезопасности. Законность и полномочия этого  разветвленного аппарата принуждения и насилия закреплены в конституциях и специальных законах. На случай необходимости подавления массовых выступлений во многих странах имеются законы о чрезвычайном положении, комендантском часе, президентском правлении, которые приводят к временному ограничению прав и свобод граждан. Практика показывает, что введение чрезвычайных мер оправдано в условиях войн, природных или экономических бедствий, землетрясений, массовых беспорядков и т.п.

6. Демократический режим может  успешно функционировать лишь при наличии определенного уровня политической культуры. Это означает, что все граждане соблюдают единые нормы – правовые, конституционные – с учетом тех или иных традиций, присущих данной стране. От уровня и типа политической культуры во многом зависят характер власти, ее форма, отношение к рядовым гражданам, способы и масштабы насилия и подавления, применяемые при чрезвычайных ситуациях. В структуре политической культуры выделяются познавательный, нравственно-оценочный элементы.

7. В зависимости от того, кто – народ или его представители – непосредственно осуществляет властные функции, различают две формы демократии – прямую и представительную. В условиях прямой демократии граждане непосредственно участвуют в принятии важных государственных решений. При представительной демократии участие широких слоев населения ограничивается выборами своих представителей, участием в референдумах, конференциях, собраниях и т.п., в подготовке, принятии и осуществлении решений, в контроле за их реализацией39. Раскрывая сущность наиболее распространенного сегодня представительного демократического режима, западный исследователь Р. Дарендорф отмечает, что «демократия – не есть «правление народа». Демократия – это правительство, избираемое народом, а если необходимо, то народом и смещаемое, кроме того, демократия – это правительство со своим собственным курсом»40.

В.Ф. Степанов указывает, что эффективность функционирования демократического государства и степень его открытости волеизъявлению граждан определяются некоторыми основными моментами, противоположными типическим чертами тоталитарности:
  • отсутствует монополия одного слоя (класса, партии, группы) на политическую деятельность;
  • не все СМИ подконтрольны государству (хотя, безусловно, соблюдение законов обязательно для всех печатных и электронных изданий);
  • господствующая идеология не имеет статуса единственной и непререкаемой (допустимы взвешенные идеологии и обоснованные дискуссии, поиски оптимальных решений проблем и путей развития);
  • не все виды экономической и профессиональной деятельности находятся в подчинении государства, являясь его частью;
  • исключены политизация, идеологизация не только государственной, но и частной жизни граждан (иначе возможен идеологический и политический террор)41.

Возникает вопрос, как много современных стран могут подходить под определение государств с демократическим режимом правления? Существуют различные оценки, приводимые как учеными, так и политиками. Так бывший президент США Б. Клинтон в одном из своих ежегодных посланий американскому Конгрессу заявил о том, что «большинство людей живет при демократических режимах, а точнее – 54,8 % из них».

Финский исследователь Т. Ванханен приводит даже более высокую цифру – 64 % составляет доля демократических режимов в мире, и выводит ее из своеобразного индекса открытости правления (вычисляемого из «соревновательности», т.е. наличия сильной оппозиции в обществе, и «партиципаторности», определяемой процентом избирателей, принявших участие в выборах, от всего населения страны)42. Американский политолог Р. Даль утверждает о наличии 58-65 стран, в деятельности которых проявляются черты основных институтов демократии – свободных и честных выборов, свободы выражения, альтернативных и  независимых источников информации

и автономии ассоциаций43. По данным ООН, на середину 2002 г. 82 страны могут быть признаны полностью демократическими, а 106 государств абсолютно не подходят под определение «демократических», т.е. таких, где соблюдается  свобода слова и действует независимая судебная система44.

Рассматривая динамику основных политических режимов в современном мире, ученые отмечают, что с конца ХХ в. начался постепенный переход человечества от тоталитарных, авторитарных режимов к демократическим, где человек является мерой всех вещей, основной силой социального прогресса45.

Рассмотрев основные черты политических режимов, можно сформулировать следующее определение этой важной категории науки.         

Политический режим – это способ функционирования политической системы, политической жизни, политических процессов, совокупность элементов идеологического, институционального, социального порядка и политической культуры, определенный тип государственного управления со своими принципами и структурами, регулирующими политические отношения, институты и организации.

В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов управленческого воздействия различают демократические и недемократические (авторитарный и тоталитарный) режимы.

Тоталитарный режим предполагает следующие компоненты:

  • всеохватывающая идеология жизни общества, основанная на социальной демагогии и господствующих мифах (о мировом господстве определенной расы или религии, о руководящей роли того или иного класса, о построении «светлого будущего» в виде особого общества всеобщей справедливости);
  • предельная концентрация власти в руках «вождя нации», являющегося лидером правящей (и единственной) партии;
  • сращивание государственного и партийного аппарата в едином властном механизме при всевластии так называемой номенклатуры – элиты;
  • жесткая система контроля над поведением людей с использованием репрессивных методов подавления неофициальной активности масс;
  • господство государства над правом при действии принципа «запрещено все, что не разрешено властью» и при совместном нарушении законности.

Авторитаризм представляет собой правление, при котором в государстве:

    • монополизируется власть и политика, что соответственно способствует сведению на нет значения электоральной борьбы, резкому ограничению политической оппозиции и конкуренции либо их полному недопущению;
    • формально представлены все ветви власти, однако игнорируется принцип разделения власти, а роль представительных органов сведена к законодательному скреплению решений реальных носителей власти;
    • декларируются невмешательство государства во внеполитические сферы и экономику;
    • решения политического руководства воплощаются в жизнь посредством командно-бюрократических методов управления с акцентом на принуждение к выполнению воли правящего и его окружения.

Демократический режим:

    • законодательно закрепляет принципиальные демократические институты, права и свободы человека и гражданина;
    • осуществляет либерализацию экономических отношений;
    • утверждает многопартийность и идеологический плюрализм в целом;
    • проводит альтернативные выборы высших, региональных и местных органов власти;
    • практически реализует принцип разделения властей с созданием системы «сдержек и противовесов».

Также демократическому режиму присущи следующие черты:

    • наличие развитого и независимого гражданского общества, чьи объединения и движения не только обеспечивают защиту частных интересов граждан, но и контролируют деятельность гражданства и других политических институтов;
    • публичная власть не только избирается народом, но и имеет ответственность перед ним либо его демократически сформулированными представительными органами;
    • верховенство закона, способного реально защитить права  и свободы человека;
    • степень экономического и социального развития страны, материально обеспечивающего оптимальные возможности демократических методов управления;
    • высокий уровень политической  и правовой культуры общества, являющегося духовным гарантом стабильности демократического режима;
    • признание приоритета международного права и обязательности его общепризнанных норм и принципов во внутригосударственном законодательстве.

Информация о работе Политический режим