Политология - предмет и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:15, курс лекций

Описание работы

К концу 19 – начало 20 века складывается собственно политическое направление, политическая наука (ПОЛИТОЛОГИЯ).
Современная политология по своей структуре представляет единую науку и объединяет политическую философию, теорию внутренней и международной политики, политическую психологию, пол. астрологию и т.д.

Содержание работы

1. Политология - предмет и функции
2. Становление и развитие политологии как науки. Задачи политологии
3. 3.Политические идеи эпохи Возрождения и буржуазных революций.doc
4. Политическая мысль Беларуси - история становления и развития
5. Политика - сущность и роль в развитии общества
6. Современная зарубежная политология - основные течения и концепции
7. Политическая власть - господство и его типы
8. Субъекты политики
9. Легитимность и эффективность политической власти
10. Теория разделения властей
11. Политическая система общества
12. Государственная власть - ее ресурсы и функции
13. Генезис, признаки, структура и функции государства
13. Сущность и принципы правового государства
14. Глава государства. Институт президенства
15. Парламент в политической системе - структура и подномочия
16. Высшие органы государственной власти в РБ
17. Местное управление и самоуправление
18. Правительство РБ
19. Судебная власть в РБ
20. Политические режимы
21. Демократический режим - основные черты и формы
22. Тоталитарный политический режим
23. Авторитарный политический режим
24. Политические партии - генезис, понятие и функции
25. Партийные системы их характеристика
26. Становление многопартийности в РБ
27. Общественные движения и организации
28. Типы и стили политического лидерства. Современные тенденции в развитии пол.лид
29. Политическое лидерство - понятие, основные теории и функции
30. Формы гос.правления - монархия
31. Формы гос. правления - республика
32. Формы территориального устройства государства
33. Конституция РБ об устройстве и правлении
34. Политическая элита - концепции и типология
35. Политическая элита - структура и механизмы
36. Политическая культура - сущность,структура,функции
37. Типология политической кльтуры,субкультура
38. Политическая социализация
39. Избирательное право - сущность,основные принципы. Абсентеизм
40. Мажоритарная избирательная система
41. Пропорциональная избирательная система
42. Сущность и виды референдумов
43. Избирательная система и практика в РБ
44. Социальное государство РБ
45. Глобальные проблемы современности
46. Политичекое поведение
47. Геополитика
48. Политические конфликты
49. Политическая идеология - понятие и функции
50. Консерватизм и неоконсерватизм
51. Либерализм и неолиберализм
52. Социал-демократия - теория и практика
53. ООН,ОБСЕ
54. Роль СМИ
55. Современные концепции международных отношений
56. Внешняя политика РБ
57. Политический процесс - сущность и структура
58. Политическая модернизация
59. Гражданское общество - сущность и принципы организации

Файлы: 1 файл

шпора1.docx

— 172.71 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 К оглавлению 

35. Политическая элита  - структура и механизмы

 

Cтруктура политической  элиты:

 

• «правящая элита» –  группа, управляющая обществом от имени государства;

• «потенциальные элиты» –  группы, стремящиеся к власти;

• «селекторат» – группы, подготовленные к выполнению управленческих задач;

• «самодеятельные элиты» – группы, проигравшие выборы, но активно готовящиеся к очередным  выборам (оппозиция и сторонники политического режима);

• «элиты в политике» –  авторитетные представители интеллигенции, способствующие укреплению позиций  правящей элиты;

• «группы вето» – группы в составе правящей элиты, от которых  зависит окончательное принятие политических решений;

«связанная группа» –  неформальное (анонимное, теневое) объединение, оказывающее активное влияние на политику властных институтов государства.

Механизмы формирования элит

1. Интенсивные внеполитические  и внегосударственные дискуссии.

Элиты, как правило, возникают  в дискуссиях относительно базовых  ценностей, трансценденций власти, стратегий  страны, обернутых на ситуацию «здесь и теперь».

Дискуссионный механизм формирования элит в его нынешнем состоянии  неработоспособен. Но исторические примеры  показывают, что дискуссионные площадки и сами дискуссии являются важной сферой, где формируется элита, обладающая пониманием текущей ситуации страны в целом. Этим они отличаются от площадок для обсуждения узких профессиональных точек зрения по частным (например, экономическим или финансовым) вопросам.

2. Участие в формировании  инстанций власти.

3. Надпрофессионалъные решения  по поводу жизни страны в  целом.

Элитой среди государственных  чиновников могли бы становиться  люди, которые начинают обсуждать  воспроизводство жизни и культуры страны в целом.

Судебная элита могла  бы формироваться из людей, которые  по отношению к суду сами сформируют приоритет закона, справедливости, соответствия духу закона, начнут действовать  сами в этом духе и создадут механизмы  его поддержания и воспроизводства. Вовсе не обязательно, что они  будут являться высшими судебными  чиновниками. Важно, чтобы они сохраняли  ценности права и справедливости.

Элита из людей, занимающихся народным образованием, может сформироваться скорее не среди чиновников от образования, профессоров и преподавателей, а  среди тех, кто за образованием видит  эксклюзивную функцию 

Элита средств массовой информации могла бы стать элитой за счет того, чтобы следить за объективностью информации, выделять из своей среды  лучших журналистов.

4. Технология «социального  лифта».

Для того чтобы сформировать современную элиту, очень важно  построить механизм насыщения, селекции и циркуляции элит. В элиту и  власть должны попадать все новые  и новые люди. В противном случае те, кто попадают во власть, стремятся  в ней закрепиться и тем  самым препятствуют притоку «свежей  крови». Это консервирует ситуацию.

 

 К оглавлению 

36. Политическая культура - сущность,структура,функции

 

Политическую куль¬туру  можно определить как совокупность типичных для конкретной страны (группы стран) форм и образцов поведения  людей в публичной сфере, воплощающих  их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и  закрепляющих устоявшиеся в социуме  нор¬мы и традиции взаимоотношения  государства и общества.

Политическая культура представляет собой органичную часть политической жизни общества. Важность изучения этого феномена обусловлена значением  самой политики, которая является необходимостью современного челове¬ка, играет роль указателя и ограничителя его многооб¬разных действий во всех сферах жизни. В современном мире политическая культура выражает степень  политичес¬кой цивилизованности общества.

Политическая культура —  один из основных элемен¬тов, составляющих духовный потенциал общества. Она  выражает суть социально-политической системы, опреде¬ляет “правила игры”  в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без  политической куль¬туры говорить о  человеке как о социально значимой личности невозможно. Она отражает многообразие поли¬тической жизни  и оказывает решающее влияние  на ут¬верждение социального статуса  гражданина. Исследовать политическую культуру необходимо, так как это  помогает выяснить социальные интересы и предпочтения граждан и социальных групп, степень осознания людьми их об¬щественных задач и их практическую роль в политичес¬кой жизни. Уровень  политической культуры во многом оп¬ределяет  уровень общей культуры как отдельной  лично¬сти, так и общества в целом.

 

Политической культуре свойственны  определенные функции в по¬литической  жизни. К важнейшим можно отнести  следующие функции:

 

идентификации, раскрывающей постоянную потребность че-¬

ловека в понимании  своей групповой принадлежности и определении

приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании

интересов данной общности;

ориентации, характеризующей  стремление человека к смы¬-

словому отображению политических явлений, пониманию собст¬-

венных возможностей при  реализации прав и свобод в конкретной

политической системе;

предписания (программирования), выражающей приоритетность определенных ориентации, норм и представлений, задающих и обус¬ловливающих определенную направленность и границы конструиро¬вания поведения  человека;

адаптации, выражающей потребность  человека в приспособле¬нии к  изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;

социализации, характеризующей  приобретение человеком опре¬деленных  навыков и свойств, позволяющих  ему реализовывать в той или  иной системе власти свои гражданские  права, политические фун¬кции и интересы;

интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам  возможность сосуществования в  рамках определенной полити¬ческой  системы, сохранения целостности государства  и его взаимо¬отношений с обществом  в целом;

коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и  институтов власти на базе использования  общепринятых терми¬нов, символов, стереотипов  и других средств информации и  языка общения.

 

В структуре политической культуры можно выделить три группы элементов.

 

1. Познавательные элементы. Это — знания о поли¬тике,  которые составляют основу политической  культуры. Здесь имеются в виду  знания, отражаю¬щие сущность политической  действительности, тенденции ее  изменения, основные черты. Показателем  уровня по¬литических знаний  является политическая образованность, которая предполагает концептуальность, целостность, объективность знания, способность к политическому  мышлению.

2. Эмоционально-оценочные  элементы: чувства, испы¬тываемые  к политической системе, выраженные  в форме взглядов, политических  установок, оценок; суждения и  мнения о политике, социальная  позиция личности

3. Поведенческие элементы: различные формы учас¬тия граждан  в политической деятельности. Политическое  поведение — это проявление  широкой системы обще¬ственных  отношений, в которой взаимодействуют  полити¬ческая система, политические  движения и партии, соци¬альные  и политические ценности, процессы  политической социализации, социальная  позиция личности и ее инди¬видуальное  поведение.

 

 К оглавлению 

37. Типология политической  кльтуры,субкультура

 

39.Типы политической культуры, субкультура

 

В соврем-ом общ-ве существуют различные типы ПК-ур. Амер-ие политологи Г.Алмонд и С,Верба провели исследование ПК-ры в ряде стран и выделили 3 идеальных «чистых» типа ПК: патриархальную (традиционную), подданническую политическую культуру и культуру участия (активистскую, гражданскую).

1. Патриархальная. Характеризуется  полным отсутствием у человека  интереса к политике, политической  власти, политическим институтам. Индивид  маловосприимчив к пол-й культуре  и не выполняет никакие пол-ие  роли, т.е. политические интересы  человека не выходят за рамки  первичного сообщества. Данный тип  ПК характерен для первобытно  общинных обществ, которые до  сих пор существуют в мире (в  Африке).

2. Подданническая хар-ся  тем, что в ней имеются специализированные  пол-е институты, однако индивидуальная  активность отдельных личностей  либо очень низка, либо вообще  отсутствует. Т.о. пол-ие функции  выполняют специальные институты,  тогда как обычные граждане  могут лишь выражать своё отношение  к ним. 3. ПК участия отличается  политической активностью. Каждый  человек признаётся полноправным  участником политической жизни.  Граждане стремятся активно воздействовать  на политику, направлять её деятельность  с помощью законных средств  влияния (выборов, демонстраций). Ярким примером культуры такого  типа являются современные дем-е  общества, поскольку в них наблюдается  политизация общ-й жизни, а  политическое измерение жизни  становится значимым для всех  людей.

 

Чаще встречаются смешанные  типы ПК.

Оптимальный вариант смешанного типа политической культуры Г.Алмонд и  С.Верба предложили назвать "гражданской  культурой».

Ещё вытеляют такие типы к-р, как

1. Доминирующая ПК –  это совокупность ценностей норм, представлений и гос-ых символов, которые разделяются большей  частью граждан.

2. Политическая контркультура.  Пол-я контркультура – это  сов-ть ценностей, норм, представлений  и символов, которые противоречат  и идут в разрез доминирующей  культуре.

3. Политическая субкультура  – это совок-ть ценностей, норм, представлений и символов, которые  хар-ны для той или иной соц-ой  группы внутри общества. Пол-ая  субк-ра оличается от контркультуры  тем, что она не противостоит  доминирующей и не стремится  к её уничтожению.

Региональные субкультуры  обусловлены такими различиями между  отдельными регионами страны, как  климат, наличие определенных ресурсов т.п. Это, свою очередь, порождает экономические  различия, влияющие на образ жизни  людей, общий уровень культуры, а  следовательно, и на их политико-культурный уровень

Социоэкономические субкультуры  обусловлены существованием в обществе различных групп (социальных слоев, классов), имеющих различный экономический  статус, а следовательно, и различия в образе жизни, в интересах, играющих особо важную политическую роль.

Этнолингвистические субкультуры  связаны с языковыми, этническими  особенностями соответствующих  социальных групп. На политическую культуру этих групп определяющее воздействие  оказывают такие факторы, как  этническое самосознание и национальный характер.

Религиозные субкультуры  возникают в том случае, когда  религия является основным всепроникающим элементом общей культуры определенной группы людей.

Возрастные субкультуры  отражают различные системы политических ценностей у представителей разных поколений. Старшие поколения, политическая культура которых сложилась в  условиях отжившей политической реальности, имеют политические взгляды, отличные от системы политических установок  молодежи.

Особенности политической субкультуры  обусловлены различиями в положении  общественных групп в экономической  и социальной структуре общества, образовательному, половозрастному  и другим признакам.

 

 

 К оглавлению 

38. Политическая социализация

 

Понятие политической социализации.

Стабильное функционирование политической системы общества, сохранение целостности социального организма  предполагает постоянное воспроизводство  и развитие политической культуры общества, которое осуществляется через усвоение и принятие людьми ее норм, ценностей  и моделей политического поведения. Данный процесс получил название политической социализации.

В современной политической науке не существует общепринятого  представления о содержании, длительности и стадиальности процесса политической социализации. Чаще всего под политической социализацией понимают процесс  усвоения индивидом выработанных обществом  политических ориентаций, установок  и моделей политического поведения, обеспечивающих его адекватное участие  в политической жизни общества.

Важнейшей функцией политической социализации является достижение личностью  умения ориентироваться в политической системе, выполнять там определенные функции. В противном случае человек  не может эффективно отстаивать свои социальные и политические интересы.

С другой стороны, политическая социализация включает и собственную  активность индивида, то есть преобразование предлагаемых обществом норм политической культуры в свои собственные ценности и установки. В этом отношении  влияние политической системы на политическое формирование личности в  некоторой степени зависит от внутренних убеждений индивида.

Обычно выделяют три основных уровня политической социализации. На социальном уровне (всего общества в целом) на политическое формирование личности определяющее значение оказывают  социально-экономические и политические отношения, уровень политической культуры. На социально-психологическом уровне политические ценности передаются индивиду большими и малыми социальными группами, к которым он принадлежит. На внутриличностном уровне в качестве механизмов политической социализации выступают психические  особенности субъекта - мотивы, ценностные ориентации, установки, которые управляют  поведением личности в политике.

Информация о работе Политология - предмет и функции