Политология - предмет и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:15, курс лекций

Описание работы

К концу 19 – начало 20 века складывается собственно политическое направление, политическая наука (ПОЛИТОЛОГИЯ).
Современная политология по своей структуре представляет единую науку и объединяет политическую философию, теорию внутренней и международной политики, политическую психологию, пол. астрологию и т.д.

Содержание работы

1. Политология - предмет и функции
2. Становление и развитие политологии как науки. Задачи политологии
3. 3.Политические идеи эпохи Возрождения и буржуазных революций.doc
4. Политическая мысль Беларуси - история становления и развития
5. Политика - сущность и роль в развитии общества
6. Современная зарубежная политология - основные течения и концепции
7. Политическая власть - господство и его типы
8. Субъекты политики
9. Легитимность и эффективность политической власти
10. Теория разделения властей
11. Политическая система общества
12. Государственная власть - ее ресурсы и функции
13. Генезис, признаки, структура и функции государства
13. Сущность и принципы правового государства
14. Глава государства. Институт президенства
15. Парламент в политической системе - структура и подномочия
16. Высшие органы государственной власти в РБ
17. Местное управление и самоуправление
18. Правительство РБ
19. Судебная власть в РБ
20. Политические режимы
21. Демократический режим - основные черты и формы
22. Тоталитарный политический режим
23. Авторитарный политический режим
24. Политические партии - генезис, понятие и функции
25. Партийные системы их характеристика
26. Становление многопартийности в РБ
27. Общественные движения и организации
28. Типы и стили политического лидерства. Современные тенденции в развитии пол.лид
29. Политическое лидерство - понятие, основные теории и функции
30. Формы гос.правления - монархия
31. Формы гос. правления - республика
32. Формы территориального устройства государства
33. Конституция РБ об устройстве и правлении
34. Политическая элита - концепции и типология
35. Политическая элита - структура и механизмы
36. Политическая культура - сущность,структура,функции
37. Типология политической кльтуры,субкультура
38. Политическая социализация
39. Избирательное право - сущность,основные принципы. Абсентеизм
40. Мажоритарная избирательная система
41. Пропорциональная избирательная система
42. Сущность и виды референдумов
43. Избирательная система и практика в РБ
44. Социальное государство РБ
45. Глобальные проблемы современности
46. Политичекое поведение
47. Геополитика
48. Политические конфликты
49. Политическая идеология - понятие и функции
50. Консерватизм и неоконсерватизм
51. Либерализм и неолиберализм
52. Социал-демократия - теория и практика
53. ООН,ОБСЕ
54. Роль СМИ
55. Современные концепции международных отношений
56. Внешняя политика РБ
57. Политический процесс - сущность и структура
58. Политическая модернизация
59. Гражданское общество - сущность и принципы организации

Файлы: 1 файл

шпора1.docx

— 172.71 Кб (Скачать файл)

 К оглавлению 

48. Политические конфликты

 

Одним из источников изменения  поведения индивидов и групп, трансформации властных структур, развитие политических процессов являются политические конфликты, и кризисы.

Политические конфликты (от лат. conflictus – серьезные разногласия  или спор) – это столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с борьбой  за власть, ее перераспределение, изменение  своего политического статуса, с  политическими перспективами развития общества.

Сфера политики - это область  не только постоянной, но и повышенной по сравнению со многими другими  сферами общественной жизни конфликтности. Ее источник кроется в самой природе  политических отношений как отношений  власти, т. е. господства одних и подчинения других, отношений, основанных на преобладании одних людей и их интересов  над другими, что чревато столкновением  и противоборством.

Опираясь на сформулированное выше понимание конфликта, можно  подчеркнуть, что сталкиваться и  противоборствовать могут и совпадающие  и противоположные по своему конкретному  содержанию интересы. Это особенно важно при обращении к рассмотрению политических конфликтов. Здесь сталкиваются противоположные интересы властвующих  и подчиняющихся, но стремящихся  к одному и тому же - к власти.

Наиболее значительным компонентом  структуры политических конфликтов являются их источники или причины, из-за которых, собственно, и начинается конфликт.

 

Типы конфликтов

К первому внесоциальному типу относятся источники, которые  основываются на определенных качествах, чертах, состоянии человека – агрессивности, страхе, панике, голоде. Такие источники  чаще всего приводят к развитию политических конфликтов в виде бунтов, голодовок, террористических актов и других малорациональных и недостаточно мотивированных акций. Источники второго, социального, типа более разнообразны и более  распространены. Они связаны со спецификой различных сфер политики, с характером субъектов и другими аспектами. К примеру, источником конфликта  может стать несовпадение статусов субъектов политики, выполняемые  ими роли и функции, разные интересы и потребности (конфликты между  элитой и контрэлитой, между разными  группами интересов). Частым источником конфликтов становятся и расхождение  людей в приверженности определенным идеалам и ценностям, культурным и религиозным традициям, а также  другие субъективно значимые представления  о политических явлениях и процессах. Третий, комбинированный, тип источников политических конфликтов характеризуется  устойчивым сочетанием мотивов социального  и внесоциального характера.

 

Способы преодоления политических конфликтов.

Существует множество  моделей управления конфликтными ситуациями, важнейшими из которых являются следующие;

- инициация конфликта  – намеренное обострение имеющихся  в обществе противоречий, усиление  эскалации конфликта, направленное  на создание ситуации, которую  можно использовать гораздо эффективнее,  чем это могла сделать противоположная  сторона;

- рутинизация конфликта  – сознательное поддержание напряженности  в отношениях сторон с целью  использования ее в своих интересах  ;

- предупреждение конфликта  – действия, направленные на недопущение  перехода имеющихся между сторонами  противоречий в открытую стадию  противоборства, способную создать  политическую напряженность в  обществе;

- урегулирование конфликта  – действие сторон, ориентированные  на снятие полное или хотя  бы частичное остроты противоборства, на избежание негативных явлений  и процессов;

- разрешение конфликта  – устранение причин конфликта,  исчерпание предмета спора между  сторонами, установление бесконфликтных  отношений сторон;

- вытеснение конфликта  – перенесение ответственности  за разрешение конфликтной ситуации  на иной уровень политической  системы (к примеру, с федерального  уровня на региональный и т.д)

Классификацией трех организационных  уровней обусловлена следующая  типология:

1) конфликты между индивидуумами; 

2) пограничные конфликты  между изолированными в пространстве  группами;

3) экологические конфликты  между пересекающимися в пространстве  группами;

4) конфликты между гомогенными  организациями (например, государствами  );

5) конфликты между гетерогенными  организациями (например, между государством  и церковью);

6) конфликты между индивидуумом  и группой (например, в семье);

7) конфликты между индивидуумом  и организацией (например, между  гражданином и государством);

8) конфликты между группой  и организацией.

 

 К оглавлению 

49. Политическая идеология  - понятие и функции

 

Политическая идеология  – систематизированная совокупность политических идеалов, оценок, ценностей, теорий, концепций, целей, которые служат обоснованию и оправданию политических действий по завоеванию и удержанию  власти. Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, её трактовка, отношение к различным  политическим институтам, представления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества. Содержанием политической идеологии является область ценностных суждений, имеющих силу веры. Цель идеологии – формирование сознания людей и формирования их поведения путём воздействия на сознание. Политическая идеология на практике реализуется в виде определённого содержания политических теорий, доктрин и политических программ.

Уровни функционирования политической идеологии:

1 – теоретико – концептуальный (политическая философия)

2 – программно – политический (здесь принципы и идеи преобразуются  в политическую программу, лозунги,  требования властвующей элиты)

3 – актуализированный  (определяет степень эффективности  идеологии)

 

Функции идеологии:

1.познавательно – воспитательная

2.нормативно – ценностная

3.интегрирующая

4.мобилизационная

В отличие от науки, чьей задачей  является поиск истины, функции идео¬логии прежде всего сводятся к овла¬дению массовым политическим сознанием населения, к внедрению в него своих критериев  оценки настоящего и будущего развития общества, определению целей и  за¬дач, по которым люди должны ориентироваться  в пол¬итическом пространстве. Обладая  ярко выраженным групповым характером, идеология должна создавать по¬зитивный  образ проводимой (или предлагаемой населе¬нию) политической линии, ее соответствия интересам то¬го или иного  класса, нации, государства. При этом идеология должна не столько заниматься пропагандированием, распространением тех или иных идеалов и ценно¬стей сколько стимулировать целенаправленные дейст¬вия и поступки граждан, партий и других политических ассоциаций.

Выполняя свои политические функции, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на базе интересов какой-либо социальной или  национальной группы (например, среднего класса, граждан коренной национальности и т.д.), либо на почве сознательно  сфор¬мулированных цепей, не опирающихся  на определенные социально-экономические  страты или группы населения (например, идеология анархизма, фашизма и  др). Спо¬собность реально интегрировать  общество будет непос¬редственно зависеть от того, насколько идеи и положе¬ния идеологии соответствуют обыденным  взглядам и представлениям населения  о предпочтительном стиле жизни, а также и от того, найдет ли данная доктрина адекватные уровню общественного  сознания формы ин¬терпретации своих  теоретических заключений.

 

 

 К оглавлению 

50. Консерватизм и неоконсерватизм

 

Консерватизм возник в 18 веке в ответ на идеологию либерализма. Это политическая идеология, ориентированная  на сохранение и защиту традиционных, исторически сложившихся форм государственной  и общественной жизни, приверженность политическим ценностям, выдержавших  испытание временем (английский философ  Э. Берк, М. Фримен)

 

Политические идеи консерватизма:

Традиционные нормы жизни  общества – это главная движущая сила прогресса, а исходные ценности – порядок в обществе, стабильность государства. Власть в обществе принадлежит  элите, т.е. только ей присуща плодотворная политическая деятельность. Свобода  личности предполагает подчинение государственной  власти и лояльность к ней.

Частная собственность, рыночные отношения, свободное предпринимательство  – естественные жизненные начала, а частная собственность –  гарант личной свободы и защиты социального  порядка.

Природа человека несовершенна и его пороки неискоренимы, поэтому  закономерно неравенство людей  в отношении умственного и  физического развития, социального  статуса.

Социальное попечительство государства порождает иждивенчество, а это есть источник революций, растущих притязаний, поэтому помощь должна предоставляться лишь тем, кто не в состоянии себя обеспечить.

 

1970 – 80 гг. – неоконсерватизм  (Вильям Кристол и Роберт Каган). Лео Штраус — отец-основатель  неоконсерватизма.

Неоконсервати́зм — идеология  и политическое движение, стремящееся  к распространению в мире традиционных ценностей западной цивилизации  и при этом не поддерживающее типичные для консерваторов требования сокращения размера государственного аппарата и расходов на социальное обеспечение.

 

Основные идеи – усиление государственного регулирования экономической  жизни и социальной сферы, индивидуальная свобода, поведение человека не может  выходить за рамки традиционных ценностей  общества. Это необходимо в интересах  его стабильности и преемственности  развития, укрепление духовности, моральных  основ общества, духовные приоритеты семьи и религии, развитие институтов гражданского общества, стабильность общества, опирающееся на уважительное отношение граждан к закону, моральная  ответственность граждан и государства, их взаимопомощь.

 

Главное отличие между  либералами и консерваторами: степень  свободы личности в принятии решений. Консерваторы выступают против абортов  и наркотиков, за укрепление церкви и семьи. Если для либералов гос. символы (флаг, герб) не имеют принципиального  значения (либералы слишком индивидуалистичны, не любят маршировать с флагами), то консерваторы считают, что для  укрепления гос-ва нужны уважаемые  символы. И те, и другие – за свободный  рынок, но если для либералов свободный  рынок нужен для полной реализации способностей личности, то для консерваторов  рынок естествен и неотъемлем. Либералы более интернационалистичны, консерваторы более националистичны.

 

 К оглавлению 

51. Либерализм и неолиберализм

 

Либерализм оформляется  в Новое Время в борьбе против феодальных порядков. Унаследовал прогрессивные  идеи античности и сформировался  в конце 17 – начале 18 века на базе Джона Локка, Адами Смита, Гоббса.

Основные идеи – признание  самоценностей личности, уважение ее прав и свобод, равенство граждан  перед законом, их ответственность  перед обществом и государством, народовластие и полный плюрализм, конституционализм и разделение властей, свобода предпринимательства  и конкуренции в экономической  сфере, ограничение регулятивного  влияния государства на общественную жизнь.

В 20 веке приобретает черты  современного мира – НЕОЛИБЕРАЛИЗМ.

Основная его сущность – главное условие самореализации индивида – это зрелое гражданское  общество. Государство вправе регулировать частнособственнические отношения  и обязано обеспечивать экономическую  стабильность и социальную справедливость, а точнее гарантировать каждому  члену общества прожиточный минимум, достойное вознаграждение за предприимчивость и талант.

Консенсус управляющего и  управляемого, развивать промышленную демократию путем стимулирования участия  масс в управлении производством  и политическом процессе и предпочтительность исполнения плюралистических форм организации  и осуществления политической власти.

Носителями идеологии  либерализма являются политические партии. Первые политические партии возникли в 19 веке – партия в США 1828г., либеральная  партия Великобритании – 1832г., Итальянская  либеральная партия – 1922г., Швейцарская  – 1923г.

Неолиберализм, в отличие  от либерализма, не отрицает полностью  государственное регулирование  экономики, рассматривает свободный  рынок и неограниченную конкуренцию  как основное средство обеспечения  прогресса и достижения социальной справедливости, возможных прежде всего  на основе экономического роста

Главное отличие между  либералами и консерваторами: степень  свободы личности в принятии решений. Консерваторы выступают против абортов  и наркотиков, за укрепление церкви и семьи. Если для либералов гос. символы (флаг, герб) не имеют принципиального  значения, то консерваторы считают, что  для укрепления гос-ва нужны уважаемые  символы. И те, и другие – за свободный  рынок, но если для либералов свободный  рынок нужен для полной реализации способностей личности, то для консерваторов  рынок естествен и неотъемлем. Либералы более интернационалистичны, консерваторы более националистичны.

 

 К оглавлению 

52. Социал-демократия - теория  и практика

 

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ  – теоретически обосновалась в 19 веке (Маркс, Энгельс, Ленин).

Основные идеи – капитализм дает предпосылки для социальной революции и переход к социализму. Построение социального справедливого  общества без классовой борьбы в  социальной революции и диктатуры  пролетариата.

Социализм есть совокупность общественной и плановой экономики.

Принцип: от каждого по способности  – каждому по труду. Всестороннее и гармоничное развитие личности невозможно без уничтожения эксплуатации человека человеком.

Социализм – это переходный этап к коммунизму. Носители – социально  – коммунистические партии.

К 20 веку социализм преобразовался в СОЦИАЛДЕМОКРАТИЮ (это идеология  постепенного преобразования капиталистического общества на основе последовательной демократизации политики, экономики, социума  и других жизней, гражданского согласия).

Информация о работе Политология - предмет и функции