Политология - предмет и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:15, курс лекций

Описание работы

К концу 19 – начало 20 века складывается собственно политическое направление, политическая наука (ПОЛИТОЛОГИЯ).
Современная политология по своей структуре представляет единую науку и объединяет политическую философию, теорию внутренней и международной политики, политическую психологию, пол. астрологию и т.д.

Содержание работы

1. Политология - предмет и функции
2. Становление и развитие политологии как науки. Задачи политологии
3. 3.Политические идеи эпохи Возрождения и буржуазных революций.doc
4. Политическая мысль Беларуси - история становления и развития
5. Политика - сущность и роль в развитии общества
6. Современная зарубежная политология - основные течения и концепции
7. Политическая власть - господство и его типы
8. Субъекты политики
9. Легитимность и эффективность политической власти
10. Теория разделения властей
11. Политическая система общества
12. Государственная власть - ее ресурсы и функции
13. Генезис, признаки, структура и функции государства
13. Сущность и принципы правового государства
14. Глава государства. Институт президенства
15. Парламент в политической системе - структура и подномочия
16. Высшие органы государственной власти в РБ
17. Местное управление и самоуправление
18. Правительство РБ
19. Судебная власть в РБ
20. Политические режимы
21. Демократический режим - основные черты и формы
22. Тоталитарный политический режим
23. Авторитарный политический режим
24. Политические партии - генезис, понятие и функции
25. Партийные системы их характеристика
26. Становление многопартийности в РБ
27. Общественные движения и организации
28. Типы и стили политического лидерства. Современные тенденции в развитии пол.лид
29. Политическое лидерство - понятие, основные теории и функции
30. Формы гос.правления - монархия
31. Формы гос. правления - республика
32. Формы территориального устройства государства
33. Конституция РБ об устройстве и правлении
34. Политическая элита - концепции и типология
35. Политическая элита - структура и механизмы
36. Политическая культура - сущность,структура,функции
37. Типология политической кльтуры,субкультура
38. Политическая социализация
39. Избирательное право - сущность,основные принципы. Абсентеизм
40. Мажоритарная избирательная система
41. Пропорциональная избирательная система
42. Сущность и виды референдумов
43. Избирательная система и практика в РБ
44. Социальное государство РБ
45. Глобальные проблемы современности
46. Политичекое поведение
47. Геополитика
48. Политические конфликты
49. Политическая идеология - понятие и функции
50. Консерватизм и неоконсерватизм
51. Либерализм и неолиберализм
52. Социал-демократия - теория и практика
53. ООН,ОБСЕ
54. Роль СМИ
55. Современные концепции международных отношений
56. Внешняя политика РБ
57. Политический процесс - сущность и структура
58. Политическая модернизация
59. Гражданское общество - сущность и принципы организации

Файлы: 1 файл

шпора1.docx

— 172.71 Кб (Скачать файл)

2. демократическое. Стимулирует  активность последователей путем  пробуждения у них чувства  собственного достоинства, создание  у них атмосферы сотрудничества. Его решения обсуждаются.

3. невмешивающееся. Стремление  уйти от решения имеющихся  проблем, обезопасить себя от  ответственности, переложить свои  функции на ближайших помощников.

 

Тенденции развития лидерства  в современном мире:

Первая тенденция - резкое возрастание ответственности политических лидеров за судьбы людей, за настоящее  и будущее народов и государств, которыми они управляют.

Вторая тенденция - возрастание  роли и влияния неформальных политических лидеров.

Третья тенденция - концентрация активности лидеров на экономических  и социальных проблемах.

Четвертая тенденция - уменьшение вероятности в современных условиях появления политических лидеров-героев.

Пятая тенденция - сокращение границ власти политического лидера.

 

 К оглавлению 

29. Политическое лидерство  - понятие, основные теории и  функции

 

1. Лидерство – это разновидность  власти, спецификой которой является  направленность сверху вниз, а  также то, что ее носителем  выступает не большинство, а  один человек или группа лиц.

2. Лидерство – это управленческий  статус, социальная позиция, связанная  с принятием решений, это руководящая  должность. Такая интерпретация  лидерства вытекает из структурно-функционального  подхода, предполагающего рассмотрение  общества как сложной, иерархически  организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера.

3. Лидерство – это влияние  на других людей 

Однако это не любое  влияние, а такое, для которого характерны четыре

особенности:

во-первых, необходимо, чтобы  влияние было постоянным

Во – вторых, руководящее  воздействие лидера должно осуществляться на всю

группу (организацию, общество).

В – третьих, политического  лидера отличает явный приоритет  во влиянии.

В – четвертых, влияние  лидера опирается не прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, - это не лидер, как  не является лидером, например, террорист, захвативший заложников, или тюремный надзиратель.

5. Лидер – это символ  общности и образец политического  поведения группы. Он выдвигается  снизу, преимущественно стихийно, и принимается последователями.

Политический лидер –  человек с высоким общественным авторитетом, сильным личностным влиянием, способный аккумулировать и адекватно  выразить в своей деятельности интересы определенных социальных сфер.

 

Функции политического лидера.

1. Функция оценки. Дается  своевременный всесторонний анализ  ситуации.

2. Мобилизующая. Стремление  получить массовую поддержку  в осуществлении планов.

3. Лидер принимает решения.

В современной политической науке существует множество подходов к пониманию сущности лидерства:.

Теория черт рассматривает  лидерство как чисто социально-психологический  феномен. Лидер – человек, обладающий особой совокупностью черт: интеллект, характер, организаторские способности, коммуникабельность, тактичность, чувство  юмора, умение привлекать к себе внимание.

Ситуационный подход: лидерство  зависит от конкретной ситуации.

Функционализм. Лидерство  – это такое положение в  обществе, которое характеризуется  способностью одной личности направлять и организовывать коллективное поведение  всех его членов. Лидер берет на себя ряд важнейших функций в  обществе: управление, регулирование, контроль политических отношений

Теория определяющей роли последователей. Лидер всегда имеет  последователей, выдвижение лидера зависит  от поддержки группы. Лидер –  это инструмент в руках группы.

Компенсаторная теория рассматривает  проблему лидерства на основе психоанализа, стремление к лидерству представляется как стремление компенсировать свою личную неполноценность в какой-то области: психической, физической, моральной  и т.д.

 

 

 

 К оглавлению 

30. Формы гос.правления  - монархия

 

Понятие "форма государственного правления" (или просто "форма  правления") отвечает на вопрос, кто "правит" в государстве, то есть кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть.

 

Характеристика формы  правления требует обратить внимание на следующие моменты:

1. строение высших органов  государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия);

2. характер взаимоотношений  органов высшей государственной  власти с другими органами  государства и с населением;

3. порядок образования;

4. степень участия населения  в формировании.

Существует две основные формы государственного правления - монархия и республика.

 

Монархия - единовластие, единодержавие (от греч. "монос" - один и "архе" - власть, то есть "моноархия") - форма  правления, где вся верховная  власть пожизненно принадлежит одному лицу - монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т. п.), который наследует  ее как представитель правящей династии, выступает единоличным главой государства  и не отвечает перед населением за свои властные действия.

 

Типичные черты монархической  формы государственного правления:

а) существование единоличного носителя верховной государственной  власти;

б) династическое наследование верховной власти;

в) пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии не предусматривают  отстранения монарха от власти ни при каких обстоятельствах;

г) власть монарха предстает  как непроизводная от власти народа (власть приобретается "милостью Божией");

д) отсутствие юридической  ответственности монарха за свои действия как главы государства.

Форма правления зависит  прежде всего от типа общества. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала  основной формой государственного правления. В государствах буржуазного типа сохранились лишь формальные черты  монархического правления. Вместе с  тем монархия является весьма гибкой и жизнеспособной формой государственного правления, несомненно имеющей ряд  позитивных качеств, не утративших значения для современности.

 

С точки зрения полноты  власти монарха можно выделить такие  виды монархии, как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).

 

В условиях абсолютной монархии как формы государственного правления  монарх по закону обладает всей полнотой верховной государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. В таком государстве нет парламента - законодательного органа, избираемого  населением; нет конституционных  актов, ограничивающих власть монарха. Примером абсолютной монархии в настоящее  время является Саудовская Аравия. Абсолютной монархии присущ авторитарный режим.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха по конституции ограничена представительным органам. Конституционная монархия возникает в период становления  буржуазного общества и в настоящее  время существует в Англии, Дании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др. Государства этой формы правления  функционируют в демократическом  режиме.

Конституционная монархия может  быть дуалистической и парламентарной. В дуалистической монархии организация  высших органов государственной  власти носит двойственный характер: монарх сосредоточивает в своих  руках исполнительную власть, формирует  правительство, ответственное перед  ним, а законодательная власть принадлежит  парламенту.

Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

а) власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, отсутствует какой бы то ни было ее дуализм;

б) исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед  парламентом, а не монархом;

в) правительство формируется  из представителей партии, победившей на выборах;

г) главой государства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;

д) законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.

 

Характерным примером парламентарной монархии является Великобритания.

 

 

 К оглавлению 

31. Формы гос. правления  - республика

 

Понятие "форма государственного правления" (или просто "форма  правления") отвечает на вопрос, кто "правит" в государстве, то есть кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть.

 

Характеристика формы  правления требует обратить внимание на следующие моменты:

1. строение высших органов  государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия);

2. характер взаимоотношений  органов высшей государственной  власти с другими органами  государства и с населением;

3. порядок образования;

4. степень участия населения  в формировании.

Существует две основные формы государственного правления - монархия и республика.

 

Более широкое распространение, чем монархия, имеет в современном  мире республиканская форма правления.

 

Республика (от лат. "res publica" - общественное дело, всенародное) - форма  государственного правления, при которой  высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами, избираемыми  населением на определенный срок.

 

Для республиканской формы  государственного правления характерны следующие черты:

а) выборность высших органов  государственной власти и их коллегиальный (коллективный) характер;

б) наличие выборного главы  государства;

в) избрание органов верховной  государственной власти на определенный срок;

г) производность государственной  власти от суверенитета народа

д) юридическая ответственность  главы государства.

 

Современная республика может  быть президентской и парламентской.

 

Для президентской республики характерно:

 

а) соединение в руках президента полномочий главы государства и  правительства 

б) президент избирается населением или его представителями на выборах (выборщиками);

в) президент самостоятельно формирует правительство, и оно  ответственно перед президентом, а  не парламентом;

г) президент наделен такими полномочиями, которые в значительной степени позволяют ему контролировать деятельность высшего законодательного органа, брать на себя в экстренных случаях функции парламента.

 

Типичный пример президентской  республики - США.

 

Главной отличительной особенностью парламентской республики является принцип политической ответственности  правительства перед парламентом. В целом же она характеризуется  следующими чертами:

 

а) верховная власть принадлежит  парламенту, избираемому населением;

б) президент является главой государства, но не главой правительства;

в) правительство формируется  только парламентским путем из числа  депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте) или к  партийной коалиции;

г) правительство ответственно перед парламентом;

д) президент избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;

е) наличие должности премьер-министра, который является главой правительства  и лидером правящей партии или  партийной коалиции;

 

ж) президент как глава  государства обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.

 

Парламентскими республиками являются Италия, ФРГ, Греция, Исландия, Индия и др.

Некоторые страны относят  к "полупрезидентским" (президентско -парламентским) республикам (Франция, Финляндия, Россия).

 

Форму правления тоталитарного  государства называют "извращенной  формой республики" или "партократической" республикой, которой присущи все  черты тоталитарной организации.

 

 

 К оглавлению 

32. Формы территориального  устройства государства

 

Являясь одним из аспектов формы государства, государственное  устройство играет очень большую  роль для стабильности и четкого  взаимодействия между субъектами, определяя  внутреннюю структуру государства. В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных единиц, на которые делится государство, система государственных связей между государством в целом и  этими территориальными единицами. Характер подобных связей зависит от правового статуса, как государства  в целом, так и каждый из его  территориальных единиц. Таким образом, под формой государственного устройства понимают административно-территориальную  организацию государственной власти, характер взаимоотношений между  государством и составляющими его  частями, между отдельными частями  государства, между центральными и  местными органами. Форма государственного устройства тесно связанна не только с публичной властью, но и с  территориальной организацией населения - еще одним существенным свойством  государства

С точки зрения государственного устройства, государство можно подразделить на унитарные (единые государственные  образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении  государственных образований: союзных  республик, автономных республик, штатов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).

Информация о работе Политология - предмет и функции