Политология - предмет и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:15, курс лекций

Описание работы

К концу 19 – начало 20 века складывается собственно политическое направление, политическая наука (ПОЛИТОЛОГИЯ).
Современная политология по своей структуре представляет единую науку и объединяет политическую философию, теорию внутренней и международной политики, политическую психологию, пол. астрологию и т.д.

Содержание работы

1. Политология - предмет и функции
2. Становление и развитие политологии как науки. Задачи политологии
3. 3.Политические идеи эпохи Возрождения и буржуазных революций.doc
4. Политическая мысль Беларуси - история становления и развития
5. Политика - сущность и роль в развитии общества
6. Современная зарубежная политология - основные течения и концепции
7. Политическая власть - господство и его типы
8. Субъекты политики
9. Легитимность и эффективность политической власти
10. Теория разделения властей
11. Политическая система общества
12. Государственная власть - ее ресурсы и функции
13. Генезис, признаки, структура и функции государства
13. Сущность и принципы правового государства
14. Глава государства. Институт президенства
15. Парламент в политической системе - структура и подномочия
16. Высшие органы государственной власти в РБ
17. Местное управление и самоуправление
18. Правительство РБ
19. Судебная власть в РБ
20. Политические режимы
21. Демократический режим - основные черты и формы
22. Тоталитарный политический режим
23. Авторитарный политический режим
24. Политические партии - генезис, понятие и функции
25. Партийные системы их характеристика
26. Становление многопартийности в РБ
27. Общественные движения и организации
28. Типы и стили политического лидерства. Современные тенденции в развитии пол.лид
29. Политическое лидерство - понятие, основные теории и функции
30. Формы гос.правления - монархия
31. Формы гос. правления - республика
32. Формы территориального устройства государства
33. Конституция РБ об устройстве и правлении
34. Политическая элита - концепции и типология
35. Политическая элита - структура и механизмы
36. Политическая культура - сущность,структура,функции
37. Типология политической кльтуры,субкультура
38. Политическая социализация
39. Избирательное право - сущность,основные принципы. Абсентеизм
40. Мажоритарная избирательная система
41. Пропорциональная избирательная система
42. Сущность и виды референдумов
43. Избирательная система и практика в РБ
44. Социальное государство РБ
45. Глобальные проблемы современности
46. Политичекое поведение
47. Геополитика
48. Политические конфликты
49. Политическая идеология - понятие и функции
50. Консерватизм и неоконсерватизм
51. Либерализм и неолиберализм
52. Социал-демократия - теория и практика
53. ООН,ОБСЕ
54. Роль СМИ
55. Современные концепции международных отношений
56. Внешняя политика РБ
57. Политический процесс - сущность и структура
58. Политическая модернизация
59. Гражданское общество - сущность и принципы организации

Файлы: 1 файл

шпора1.docx

— 172.71 Кб (Скачать файл)

Типы политической социализации.

Гармонический тип социализации отражает психологически нормальное взаимодействие индивида и властных институтов и  характеризуется рациональным уважительным отношением личности и политической системы

Плюралистический тип  политической социализации отличается опосредованным характером взаимодействия личности с политической системой. Значительное количество разнородных  политических субкультур обусловливает  первоначальную политическую социализацию индивида в рамках определенной социальной группы.

Конфликтный тип политической социализации формируется на основе межгрупповой борьбы и противостояния. Приверженность индивида интересам  своей группы затрудняет достижение консенсуса с другими гражданами и властью

Гегемонистский тип характеризуется  негативным отношением индивида к любым  социальным и политическим системам за исключением собственной.

Этапы политической социализации.

 В зависимости от  отношения индивида к политическому  процессу (личное участие или  неучастие) обычно выделяют три  основных этапа политической  социализации личности.

"Допартиципаторный" - индивид  еще не принимает личного участия  в политическом процессе. Данный  этап охватывает период ранней  дошкольной фазы дотрудовой стадии  общей социализации и частично  фазу школьного обучения. Для  него характерна преимущественно  "первичная" политическая социализация. Именно в это время закладываются  основы, усваиваемой индивидом политической  культуры. В свою очередь, этот  этап подразделяется на ряд  последовательно сменяющих друг  друга стадий.

Особенность первичной социализации заключается в том, что человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам политический культуры, еще не понимая их сущности и значения. Поэтому усвоение норм политической культуры в рамках этого этапа  происходит, прежде всего, на эмоциональном  уровне.

Второй этап политической социализации – партиципаторный - начинается еще на дотрудовой стадии общей социализации и по существу охватывает несколько  циклов человеческой жизни - овладение  профессией, служба в армии, трудовая деятельность, создание семьи.

Для этого этапа характерна так называемая "вторичная" политическая социализация. Ее особенности заключаются  в том, что индивид уже освоил приемы переработки информации и  модели политического поведения  и способен противостоять групповому воздействию. Поэтому главную роль начинает играть так называемая обратная социализация, которая характеризуется тем, что человек сам может выбирать и усваивать определенные политические ценности и установки. Таким образом, индивид становится субъектом собственной политической социализации. В силу этого вторичная политическая социализация выражает непрерывную само коррекцию человеком своих ценностных представлений, предпочтительных способов политического поведения.

В формировании политических взглядов индивида важную роль начинают играть политические партии и движения, общественные организации, церковь, деловые  круги, армия.

Третий этап политической социализации - постпартиципаторный - начинается у разных индивидов и  социальных групп в различные  периоды жизни, чаще всего в пенсионном возрасте. Он характеризуется значительным ослаблением политической социализации. В этом возрасте люди, если не происходит каких-либо экстраординарных событий  в личной жизни или в жизни  общества, обычно не меняют сложившихся  и устоявшихся политических взглядов.

 

 К оглавлению 

39. Избирательное право  - сущность,основные принципы. Абсентеизм

 

Говоря об избирательном  праве, обычно разграничивают два его  аспекта: объек¬тивное избирательное  право и субъективное избирательное  право. Пер¬вое — это система  правовых норм (преимущественно конституционно-правовых и др.), определяющих основы, принципы, этапы, порядок, процедуру и гарантии организации и проведения выборов, избиратель¬ных кампаний в стране. Второе — это гарантированное  государством право конкретного  лица (обычно гражданина, поскольку, как  правило, неграждане страны избирательными правами не обладают) на участие  в выборах.

Исходные основы, важнейшие  принципы и нормы избирательного права закрепляются в конституциях страны. В первую очередь — это  такие общие демократические  принципы избирательного права, как  всеобщие, равные, прямые выборы при  свободном и тайном голосова¬нии, гласность и открытость выборов, их периодичность и др.

Избирательное право не может  быть ограничено иначе как в силу гражданской недееспособности, оконча¬тельного  уголовного приговора и в случаях  недостойного поведения, указанных  законом.

Избирательное право в  другом отношении разделяется на активное и пассивное. Активное избирательное  право — это право граждан  изби¬рать, т.е. голосовать за или против той или иной из кандидатур, части  из них или всех кандидатов, при  выборах государственных органов (парламента, главы государства, губернатора  и др.), органов местного самоуправления или при отзыве членов и руководителей  соответству¬ющих выборных органов. Пассивное  избирательное право — это  право граждан быть избранными в  органы государственной власти и  органы местного самоуправления. Большинство  граждан страны обладает как активным, так и пассивным избирательным  правом. Но это имеет место не всегда, ибо не всякий, кто обладает активным избирательным пра¬вом, обладает и пассивным. Это имеет место  прежде всего потому, что обычно граждане получают активное избирательное право раньше (чаще всего по достижении гражданином совершеннолетия, т.е. 18-лет¬него возраста), чем пассивное, которое приобретается на несколько, а иногда и на 10—15 и более лет позже.

Основными указанные принципы считаются в силу того, что сегодня  они признаются обязательными практически  повсеместно, где проводятся выборы. Это, заметим, стандартный набор  принципов, которые, как правило, закрепляются в современном избирательном  законодательстве и даже в некоторых  международных актах. В то же время  в некоторых странах в законодательстве зафиксированы и некоторые другие принципы. К таким дополнительным принципам относятся, например, альтернатива. Под альтернативностью на выборах  понимают включение в законодательство таких условий, при которых кандидаты  вступали бы в конкуренцию, а избиратель действительно имел бы возможность  выбора между различными кандидатами.

 

Абсентеизм

(лат. absentis — отсутствующий)  — одна из форм сознательного  бойкотирования изби¬рателями выборов,  отказ от участия в них; пассив¬ный  протест населения против существующей  фор¬мы правления, политического  режима, проявление безразличия  к осуществлению человеком своих  прав и обязанностей. В широком  плане под абсентеиз¬мом можно  понимать факт равнодушного отноше¬ния  населения к политической жизни,  обыватель¬ское представление отдельных  людей о том, что от них  в политике ничего не зависит», политика «не мое дело» и  т.п. 

Абсентеизм наличествует в любом обществе: раз¬витом и  неразвитом, демократическом и тоталитар¬ном  и т. п. Его причины многообразны: неверие граждан в эффективность  политических институ¬тов; отсутствие политической культуры; борьба за ситуативное  удовлетворение интересов и другие.

 

 

 К оглавлению 

40. Мажоритарная избирательная  система

 

Мажоритарная избирательная  система — система выборов  в коллегиальный орган (парламент) или должностного лица, при которой  избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей  по избирательному округу, где они  баллотируются.

В разных странах действуют  различные виды мажоритарной системы. Так, в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии действует система  относительного большинства, а в  Австралии – система абсолютного  большинства. Иногда используются одновременно обе разновидности.

При мажоритарной системе, как  правило, существуют непосредственные связи между кандидатом и избирателями. На выборах побеждают представители  более сильного политического течения  в стране, что способствует вытеснению из парламента и других органов власти представителей мелких и средних партий. Мажоритарная система способствует возникновению и укреплению в странах, где она используется, двух- или трехпартийных систем. Созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми, формируется эффективно работающее и стабильное правительство.

Однако мажоритарная система  имеет и существенные недостатки. Они связаны с тем, что значительное число голосов избирателей (зачастую около половины) не учитываются при  распределении мандатов, остаются «выброшенными». Кроме того, искажается картина реального  соотношения политических сил в  стране: партия, получившая наименьшее число голосов избирателей, может  получить большинство депутатских  мест

Сущность «избирательной геометрии» состоит в том, что  избирательные округа формируются  таким образом, что при сохранении формального равенства в них  заранее обеспечивается преимущество сторонников одной из партий, сторонники других партий рассредоточиваются в  небольших количествах по разным округам, а максимальное их число  концентрируется в 1–2 округах. То есть партия, осуществляющая формирование избирательных округов, старается  сделать это таким образом, чтобы  «загнать» максимальное число избирателей, голосующих за партию-соперника, в один-два  округа. Она идет на это, чтобы, «потеряв»  их, обеспечить себе победу в других округах. Формально равенство округов  не нарушается, а фактически результаты выборов предопределяются заранее.

Это является основой «избирательной географии». Ее цель заключается в  том, чтобы сделать голос более  консервативного сельского избирателя более весомым, чем голос городского избирателя, создав в сельской местности  больше избирательных округов с  меньшим количеством избирателей, чем в городах. В результате при  равном количестве избирателей, проживающих  в городской и сельской местности, в последней может быть образовано в 2–3 раза больше округов. Таким образом, недостатки мажоритарной избирательной  системы еще больше усиливаются.

 

 

 К оглавлению 

41. Пропорциональная избирательная  система

 

При использовании пропорциональной избирательной системы в органах  власти бывает представлена более реальная картина политической жизни общества и расстановки политических сил. Этому способствует то, что мандаты  в избирательных округах распределяются между партиями в соответствии с  числом голосов, собранных каждой из них. Каждая партия, участвующая в  выборах, получает количество депутатских  мест, пропорциональное числу полученных голосов избирателей. Пропорциональная система обеспечивает представительство  даже для относительно мелких партий и в максимальной степени учитывает  голоса избирателей. Именно в этом состоит  преимущество пропорциональной избирательной  системы по сравнению с мажоритарной. Сегодня ее придерживаются значительное число стран, такие как Бельгия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Австрия, Израиль, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Швейцария и др.

Пропорциональная система  каждой страны имеет свою специфику, которая зависит от ее исторического  опыта, утвердившейся политической системы и других обстоятельств. Хотя все пропорциональные системы  имеют своей целью достижение пропорционального представительства, реализуется эта цель в разной мере.

Так как пропорциональная избирательная система действует  в многомандатных округах, партии выдвигают  не отдельных кандидатов, а целые  списки, которые включают столько  кандидатов, сколько мандатов выделено на округ. В связи с этим немаловажным является вопрос о распределении  мандатов внутри списков. Здесь возможны различные варианты.

При системе «жестких»  списков кандидаты располагаются  в них не произвольно, а в зависимости  от «веса», своего положения в партии. Голосуя за список в целом, избиратели не высказывают отношения к отдельным  депутатам. Выигранные списком мандаты  отдаются кандидатам в соответствии с очередностью их расположения в  списке.

При системе «гибких» списков  избиратель, голосуя за список в  целом, одновременно указывает кандидата, которому отдает предпочтение. Соответственно, мандат получает кандидат, имеющий  наибольшее число знаков предпочтения.

При системе преференцированного  голосования избиратель голосует не просто за список, а проставляет  кандидатам в бюллетене преференции (1, 2, 3 и т.д.), указывая тем самым, в  какой последовательности избрание кандидатов для него желательно. Такая  система применяется, например, в  Италии на выборах в Палату депутатов.

Несомненно, в условиях многопартийности пропорциональная система более  демократична по сравнению с мажоритарной: она не дает большого числа неучтенных голосов избирателей и более  адекватно отражает реальную расстановку  политических сил в стране на момент выборов.

Однако у пропорциональной системы также имеются свои недостатки.

Во-первых, возникают сложности  в формировании правительства, так  как многопартийные коалиции включают в себя партии с разными целями и задачами. Им достаточно трудно выработать единую, четкую и твердую программу. Правительства, созданные на такой  основе, отличаются нестабильностью.

Во-вторых, пропорциональная система приводит к тому, что представительство  в органах государственной власти получают политические силы, пользующиеся поддержкой далеко не во всей стране.

В-третьих, при пропорциональной системе, вследствие того, что голосование  осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии, непосредственная связь  между депутатами и избирателями слабая.

В-четвертых, поскольку при  данной системе голосование идет за политические партии, депутаты зависимы от своего партийного руководства, что  может отрицательно сказаться на обсуждении и принятии важных документов.

Информация о работе Политология - предмет и функции