Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:15, курс лекций
К концу 19 – начало 20 века складывается собственно политическое направление, политическая наука (ПОЛИТОЛОГИЯ).
Современная политология по своей структуре представляет единую науку и объединяет политическую философию, теорию внутренней и международной политики, политическую психологию, пол. астрологию и т.д.
1. Политология - предмет и функции
2. Становление и развитие политологии как науки. Задачи политологии
3. 3.Политические идеи эпохи Возрождения и буржуазных революций.doc
4. Политическая мысль Беларуси - история становления и развития
5. Политика - сущность и роль в развитии общества
6. Современная зарубежная политология - основные течения и концепции
7. Политическая власть - господство и его типы
8. Субъекты политики
9. Легитимность и эффективность политической власти
10. Теория разделения властей
11. Политическая система общества
12. Государственная власть - ее ресурсы и функции
13. Генезис, признаки, структура и функции государства
13. Сущность и принципы правового государства
14. Глава государства. Институт президенства
15. Парламент в политической системе - структура и подномочия
16. Высшие органы государственной власти в РБ
17. Местное управление и самоуправление
18. Правительство РБ
19. Судебная власть в РБ
20. Политические режимы
21. Демократический режим - основные черты и формы
22. Тоталитарный политический режим
23. Авторитарный политический режим
24. Политические партии - генезис, понятие и функции
25. Партийные системы их характеристика
26. Становление многопартийности в РБ
27. Общественные движения и организации
28. Типы и стили политического лидерства. Современные тенденции в развитии пол.лид
29. Политическое лидерство - понятие, основные теории и функции
30. Формы гос.правления - монархия
31. Формы гос. правления - республика
32. Формы территориального устройства государства
33. Конституция РБ об устройстве и правлении
34. Политическая элита - концепции и типология
35. Политическая элита - структура и механизмы
36. Политическая культура - сущность,структура,функции
37. Типология политической кльтуры,субкультура
38. Политическая социализация
39. Избирательное право - сущность,основные принципы. Абсентеизм
40. Мажоритарная избирательная система
41. Пропорциональная избирательная система
42. Сущность и виды референдумов
43. Избирательная система и практика в РБ
44. Социальное государство РБ
45. Глобальные проблемы современности
46. Политичекое поведение
47. Геополитика
48. Политические конфликты
49. Политическая идеология - понятие и функции
50. Консерватизм и неоконсерватизм
51. Либерализм и неолиберализм
52. Социал-демократия - теория и практика
53. ООН,ОБСЕ
54. Роль СМИ
55. Современные концепции международных отношений
56. Внешняя политика РБ
57. Политический процесс - сущность и структура
58. Политическая модернизация
59. Гражданское общество - сущность и принципы организации
Типы политической социализации.
Гармонический тип социализации отражает психологически нормальное взаимодействие индивида и властных институтов и характеризуется рациональным уважительным отношением личности и политической системы
Плюралистический тип политической социализации отличается опосредованным характером взаимодействия личности с политической системой. Значительное количество разнородных политических субкультур обусловливает первоначальную политическую социализацию индивида в рамках определенной социальной группы.
Конфликтный тип политической социализации формируется на основе межгрупповой борьбы и противостояния. Приверженность индивида интересам своей группы затрудняет достижение консенсуса с другими гражданами и властью
Гегемонистский тип
Этапы политической социализации.
В зависимости от
отношения индивида к
"Допартиципаторный" - индивид
еще не принимает личного
Особенность первичной социализации заключается в том, что человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам политический культуры, еще не понимая их сущности и значения. Поэтому усвоение норм политической культуры в рамках этого этапа происходит, прежде всего, на эмоциональном уровне.
Второй этап политической социализации – партиципаторный - начинается еще на дотрудовой стадии общей социализации и по существу охватывает несколько циклов человеческой жизни - овладение профессией, служба в армии, трудовая деятельность, создание семьи.
Для этого этапа характерна так называемая "вторичная" политическая социализация. Ее особенности заключаются в том, что индивид уже освоил приемы переработки информации и модели политического поведения и способен противостоять групповому воздействию. Поэтому главную роль начинает играть так называемая обратная социализация, которая характеризуется тем, что человек сам может выбирать и усваивать определенные политические ценности и установки. Таким образом, индивид становится субъектом собственной политической социализации. В силу этого вторичная политическая социализация выражает непрерывную само коррекцию человеком своих ценностных представлений, предпочтительных способов политического поведения.
В формировании политических взглядов индивида важную роль начинают играть политические партии и движения, общественные организации, церковь, деловые круги, армия.
Третий этап политической социализации - постпартиципаторный - начинается у разных индивидов и социальных групп в различные периоды жизни, чаще всего в пенсионном возрасте. Он характеризуется значительным ослаблением политической социализации. В этом возрасте люди, если не происходит каких-либо экстраординарных событий в личной жизни или в жизни общества, обычно не меняют сложившихся и устоявшихся политических взглядов.
К оглавлению
39. Избирательное право - сущность,основные принципы. Абсентеизм
Говоря об избирательном
праве, обычно разграничивают два его
аспекта: объек¬тивное избирательное
право и субъективное избирательное
право. Пер¬вое — это система
правовых норм (преимущественно
Исходные основы, важнейшие принципы и нормы избирательного права закрепляются в конституциях страны. В первую очередь — это такие общие демократические принципы избирательного права, как всеобщие, равные, прямые выборы при свободном и тайном голосова¬нии, гласность и открытость выборов, их периодичность и др.
Избирательное право не может быть ограничено иначе как в силу гражданской недееспособности, оконча¬тельного уголовного приговора и в случаях недостойного поведения, указанных законом.
Избирательное право в
другом отношении разделяется на
активное и пассивное. Активное избирательное
право — это право граждан
изби¬рать, т.е. голосовать за или против
той или иной из кандидатур, части
из них или всех кандидатов, при
выборах государственных
Основными указанные принципы
считаются в силу того, что сегодня
они признаются обязательными практически
повсеместно, где проводятся выборы.
Это, заметим, стандартный набор
принципов, которые, как правило, закрепляются
в современном избирательном
законодательстве и даже в некоторых
международных актах. В то же время
в некоторых странах в
Абсентеизм
(лат. absentis — отсутствующий)
— одна из форм сознательного
бойкотирования изби¬рателями
Абсентеизм наличествует
в любом обществе: раз¬витом и
неразвитом, демократическом и тоталитар¬
К оглавлению
40. Мажоритарная избирательная система
Мажоритарная избирательная
система — система выборов
в коллегиальный орган (парламент)
или должностного лица, при которой
избранными считаются кандидаты, получившие
большинство голосов
В разных странах действуют
различные виды мажоритарной системы.
Так, в США, Канаде, Великобритании,
Новой Зеландии действует система
относительного большинства, а в
Австралии – система
При мажоритарной системе, как
правило, существуют непосредственные
связи между кандидатом и избирателями.
На выборах побеждают
Однако мажоритарная система имеет и существенные недостатки. Они связаны с тем, что значительное число голосов избирателей (зачастую около половины) не учитываются при распределении мандатов, остаются «выброшенными». Кроме того, искажается картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая наименьшее число голосов избирателей, может получить большинство депутатских мест
Сущность «избирательной геометрии» состоит в том, что избирательные округа формируются таким образом, что при сохранении формального равенства в них заранее обеспечивается преимущество сторонников одной из партий, сторонники других партий рассредоточиваются в небольших количествах по разным округам, а максимальное их число концентрируется в 1–2 округах. То есть партия, осуществляющая формирование избирательных округов, старается сделать это таким образом, чтобы «загнать» максимальное число избирателей, голосующих за партию-соперника, в один-два округа. Она идет на это, чтобы, «потеряв» их, обеспечить себе победу в других округах. Формально равенство округов не нарушается, а фактически результаты выборов предопределяются заранее.
Это является основой «избирательной
географии». Ее цель заключается в
том, чтобы сделать голос более
консервативного сельского
К оглавлению
41. Пропорциональная
При использовании пропорциональной
избирательной системы в
Пропорциональная система
каждой страны имеет свою специфику,
которая зависит от ее исторического
опыта, утвердившейся политической
системы и других обстоятельств.
Хотя все пропорциональные системы
имеют своей целью достижение
пропорционального
Так как пропорциональная
избирательная система
При системе «жестких»
списков кандидаты
При системе «гибких» списков избиратель, голосуя за список в целом, одновременно указывает кандидата, которому отдает предпочтение. Соответственно, мандат получает кандидат, имеющий наибольшее число знаков предпочтения.
При системе преференцированного голосования избиратель голосует не просто за список, а проставляет кандидатам в бюллетене преференции (1, 2, 3 и т.д.), указывая тем самым, в какой последовательности избрание кандидатов для него желательно. Такая система применяется, например, в Италии на выборах в Палату депутатов.
Несомненно, в условиях многопартийности пропорциональная система более демократична по сравнению с мажоритарной: она не дает большого числа неучтенных голосов избирателей и более адекватно отражает реальную расстановку политических сил в стране на момент выборов.
Однако у пропорциональной системы также имеются свои недостатки.
Во-первых, возникают сложности в формировании правительства, так как многопартийные коалиции включают в себя партии с разными целями и задачами. Им достаточно трудно выработать единую, четкую и твердую программу. Правительства, созданные на такой основе, отличаются нестабильностью.
Во-вторых, пропорциональная
система приводит к тому, что представительство
в органах государственной
В-третьих, при пропорциональной системе, вследствие того, что голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии, непосредственная связь между депутатами и избирателями слабая.
В-четвертых, поскольку при данной системе голосование идет за политические партии, депутаты зависимы от своего партийного руководства, что может отрицательно сказаться на обсуждении и принятии важных документов.