Политология - предмет и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:15, курс лекций

Описание работы

К концу 19 – начало 20 века складывается собственно политическое направление, политическая наука (ПОЛИТОЛОГИЯ).
Современная политология по своей структуре представляет единую науку и объединяет политическую философию, теорию внутренней и международной политики, политическую психологию, пол. астрологию и т.д.

Содержание работы

1. Политология - предмет и функции
2. Становление и развитие политологии как науки. Задачи политологии
3. 3.Политические идеи эпохи Возрождения и буржуазных революций.doc
4. Политическая мысль Беларуси - история становления и развития
5. Политика - сущность и роль в развитии общества
6. Современная зарубежная политология - основные течения и концепции
7. Политическая власть - господство и его типы
8. Субъекты политики
9. Легитимность и эффективность политической власти
10. Теория разделения властей
11. Политическая система общества
12. Государственная власть - ее ресурсы и функции
13. Генезис, признаки, структура и функции государства
13. Сущность и принципы правового государства
14. Глава государства. Институт президенства
15. Парламент в политической системе - структура и подномочия
16. Высшие органы государственной власти в РБ
17. Местное управление и самоуправление
18. Правительство РБ
19. Судебная власть в РБ
20. Политические режимы
21. Демократический режим - основные черты и формы
22. Тоталитарный политический режим
23. Авторитарный политический режим
24. Политические партии - генезис, понятие и функции
25. Партийные системы их характеристика
26. Становление многопартийности в РБ
27. Общественные движения и организации
28. Типы и стили политического лидерства. Современные тенденции в развитии пол.лид
29. Политическое лидерство - понятие, основные теории и функции
30. Формы гос.правления - монархия
31. Формы гос. правления - республика
32. Формы территориального устройства государства
33. Конституция РБ об устройстве и правлении
34. Политическая элита - концепции и типология
35. Политическая элита - структура и механизмы
36. Политическая культура - сущность,структура,функции
37. Типология политической кльтуры,субкультура
38. Политическая социализация
39. Избирательное право - сущность,основные принципы. Абсентеизм
40. Мажоритарная избирательная система
41. Пропорциональная избирательная система
42. Сущность и виды референдумов
43. Избирательная система и практика в РБ
44. Социальное государство РБ
45. Глобальные проблемы современности
46. Политичекое поведение
47. Геополитика
48. Политические конфликты
49. Политическая идеология - понятие и функции
50. Консерватизм и неоконсерватизм
51. Либерализм и неолиберализм
52. Социал-демократия - теория и практика
53. ООН,ОБСЕ
54. Роль СМИ
55. Современные концепции международных отношений
56. Внешняя политика РБ
57. Политический процесс - сущность и структура
58. Политическая модернизация
59. Гражданское общество - сущность и принципы организации

Файлы: 1 файл

шпора1.docx

— 172.71 Кб (Скачать файл)

Возникновение сильных националистических партий или организаций, выражающих интересы крупных национальных меньшинств внутри данной страны, так же способствует формированию многопартийной системы.

Многопартийные системы, несмотря на кажущиеся очевидными достоинства (плюрализм и др.), имеют и определённые недостатки. В случае же многопартийности, когда имеется множество сравнительно мелких партий и каждая из них выражает интересы незначительного числа  избирателей, власть может быть блокирована  множеством противоречивых действий субъектов  политики. Наконец, многопартийность в ряде случаев может вести к отсутствию стабильного парламентского большинства, на которое могло бы опираться правительство.

Существенное влияние  на характер деятельности политических партий оказывают средства массовой информации.

Партии нуждаются в  гибкой организационной модели, открытой по отношению к людям, дифференцированной и разветвлённой по способам организации, по функциям и компетенциям; партии должны чутко реагировать на изменения  в обществе и взаимодействовать  с ним. Партия должна уметь не только уметь прислушиваться к чётко  выраженным требованиям, но и активно  действовать, чтобы выявлять и защищать весь комплекс требований её сторонников, расширять их ряды.

Политические партии выиграют, если будут развиваться как демократические  и плюралистические организации, основанные на принципе большинства и ответственности. Они должны быть привлекательны для  молодёжи и представителей новых  профессий, воспитывать такие кадры, которые могут хорошо понимать и  представлять требования и нужды  людей. А так же самостоятельно оценивать  изменения в политике и принимать  соответствующие решения.

 

 К оглавлению 

26. Становление многопартийности  в РБ

 

Формирование партийной  системы в Беларуси, как и в  других возникших после распада  СССР суверенных государствах, носит  весьма сложный характер.

Этот процесс, начавшийся в 1990 году, постепенно стал набирать все  более ускоряющиеся темпы: в 1990 году была зарегистрирована лишь одна партия, в 1991 — пять, в 1992 — шесть, в 1993 —  шесть, в 1994 — 16.

При всем многообразии партийно-политической палитры сегодняшнего белорусского общества четко обозначились три  группы политических партий и общественных движений:

1) партии правого толка  — в основном либеральной,  антикоммунистической направленности;

2) демократические партии  центристского характера; 

3) партии левого крыла  политических сил — коммунистической, социалистической ориентации.

К первой группе следует отнести  партии, которые ставят своей программной  целью форсирование капитализации  Беларуси по западноевропейскому образцу, обосновывая ее необходимость включением страны в "мировую цивилизацию" (Партия Белорусского Народного Фронта, Крестьянская партия, Объединенная гражданская  партия, Национально-демократическая  партия, Христианско-демократический  союз и другие).

Во вторую группу можно  включить партии, которые выступают  за социально ориентированную рыночную экономику, проведение реформ при сильной  социальной защите населения со стороны  государства. В их числе Белорусская социал-демократическая партия "Народная Громада", Партия всебелорусского единства и согласия и некоторые другие.

Левая сторона политического  спектра включает в себя Партию коммунистов  Белорусскую, Коммунистическую партию Белоруссии, Республиканскую партию труда и справедливости, Белорусскую  социалистическую партию и др.

 

Особенности:

1. Белорусское общество  находится на начальном этапе  формирования многопартийности, который  развивается крайне противоречиво  и имеет свои особенности.

 

2. По количественному составу  большинство политических партий  крайне малочисленны. Многие из  так называемых партий с трудом  смогли перешагнуть необходимый  для регистрации в Министерстве  юстиции рубеж в 500 человек.  По сути дела почти все политические  образования, которые зарегистрированы  в качестве партий, являются пока  лишь протопартиями, а не партиями  в полном смысле этого понятия. 

Среди самых многочисленных партий — Партия коммунистов, Либерально-демократическая  партия, Коммунистическая партия Белоруссии, партия Белорусского Народного Фронта, Объединенная гражданская партия, Белорусская  социал-демократическая партия "Народная Громада", Социал-демократическая  партия народного согласия, Белорусская  крестьянская партия, Белорусская патриотическая партия.

3. Формирование политических  партий в республике проходило  в период тотального кризиса  общества и намного опережало  психологическую готовность населения  к осознанию и восприятию происходящих  перемен. Поэтому не случайно  почти 60 процентов населения республики  не поддерживали ни одной партии, а более 28 процентов не знали  о том, какие партии или общественные  движения есть в республике.

4. Становление партий в  течение четырехлетнего периода,  вплоть до принятия 5 октября 1994 года Закона Республики Беларусь "О политических партиях", проводились  на основании утратившего свою  силу Закона СССР "Об общественных  объединениях", принятого в октябре  1990 года. Эти документы лишь номинально  регламентировали создание партий  и их регистрацию, обретение  ими юридического лица, вступление  в блоки, участие в избирательном  процессе и т.д. В документах  отсутствовали четкое политическое  и правовое толкование понятия  "политическая партия", определение  места партии в политической  системе и их прав, принципы  взаимоотношений с органами государственной  власти, источники финансирования  политической деятельности партий.

5. Между политическими  партиями не достигнуто взаимопонимание.  Об этом свидетельствует само  существование однотипных партий. Например, действуют три партии  экологического характера, две  — спортивного, столько же  партий ставят своей задачей  упрочение республиканского строя  в стране, две партии апеллируют  к гражданам с коммунистическими  идеями.

Пик активности политических партий — 1995 год.

 

Всего по состоянию на 1 января 2010 года в Беларуси зарегистрировано 15 политических партий

 

Партия БНФ

Образована в итоге  раскола Белорусского Народного  Фронта (старейшей партии страны, с 1988 года) в 1999 году – самая многочисленная 5000 человек.

 

 К оглавлению 

27. Общественные движения  и организации

 

В самом общем виде общественное движение можно определить как “совместное  стремление людей к реализации общей  цели”. Общественное движение - это  совместная деятельность граждан, преследующих общие социально значимые цели, не имеющих чёткой организационной  структуры и фиксированного членства.

Характерные черты общественных движений:

• многочисленность

• широкая социальная база

• организационная и идейная  аморфность

• нестабильность ориентации и состава

• стихийность и спонтанность действий

Появление общественных движений обычно относят к 19 веку. В их становлении  и развитии можно выделить ряд  стадий:

1. Стадия создания предпосылок  движения. Речь идёт о возникновении  определённого социального беспокойства  по поводу той или иной нерешённой  проблемы.

2. Стадия формулировки  целей и задач, на которой  люди, стремящиеся к разрешению  той или иной проблемы, осознают  себя причастными к одному  движению.

3. Стадия агитации, на которой  происходит вербовка сторонников  движения. Пропаганда целей, разъяснение  задач движения выходит на  первый план. Оно как бы заявляет  о себе, привлекая внимание сочувствующих.

4. Стадия развёрнутой деятельности. На этом этапе оно занимается  осуществлением своей программы.

5. Стадия затухания движения  наступает тогда, когда его  цели осуществлены либо оказались  неосуществимыми. Возможен ряд  вариантов развития событий: или  окончательная ликвидация движения, или его бюрократизация и переход в новое состояние, или возрождение на новой основе. Окончательная остановка существования движения возможна только после того, как полностью исчезнут социальные потребности, которые привели к его возникновению.

Общественные движения следует  отличать от общественных организаций. Общественная организация - это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру снизу  доверху, фиксированное (оформленное) индивидуальное или коллективное членство.

Характерные черты общественных организаций:

• Наличие разветвлённого аппарата

• Наличие чёткой структуры

• Устава

• Постоянного членства

• Централизованного руководства

Динамика развития общественных организаций берёт своё начало от общественного движения с последующим  постепенным усилением организационных  принципов. Чётких определённых границ между организациями и общественными  движениями провести практически невозможно. Их цели, задачи, формы действий могут  совпадать. Поэтому можно говорить о том, что общественные организации  и общественные движения выполняют  в политической жизни сходные  функции:

• участие в образовании  государственных структур

• участие в обсуждении и принятии политических решений

• представление и защита интересов граждан

• осуществление социального  контроля

• формирование общественного  мнения и т.д.

 

По целям:

• Общественные движения неполитического  характера, т.е. которые не участвуют  в борьбе за власть и не ставят целью  изменить или укрепить существующую систему политических отношений  в данном обществе

• Общественные движения политического  характера

По социальной принадлежности:

• Рабочее

• Крестьянское

• Интеллигенция

• Фермеров

• Мелких собственников

По отношению к существующему  строю:

• Консервативные

• Реформаторские

• Революционные

• Реакционные

По способам и методам  действий:

• Насильственные

• Ненасильственные

По половозрастному признаку:

• Движения в защиту прав женщин

• Движения молодежи

• Движения пенсионеров

• Движения детей

По профессиональному  признаку:

• Объединения врачей

• Объединения ученых

• Объединения военных

• Объединения писателей

• Объединения учителей

• Объединения адвокатов  и т.д.

 

В последнее время заметную роль в общественной жизни играют массовые демократические движения. Можно выделить несколько наиболее популярных, которые ставят перед  собой общечеловеческий характер и  имеют международный характер(экологические, антивоенные. правозащитные). Для них  характерны расширение социальной базы, высокая степень активности, широкие  масштабы деятельности, целеустремленность в отстаивании и выдвижении требований, широкий спектр позиций участников, отсутствие строгой организации  и возможность несогласованных действий, неверие в эффективность существующих форм парламентской демократии и отказ от традиционных парламентских форм борьбы

 

 К оглавлению 

28. Типы и стили политического  лидерства. Современные тенденции  в развитии пол.лид

 

1. Лидерство – это разновидность  власти, спецификой которой является  направленность сверху вниз, а  также то, что ее носителем  выступает не большинство, а  один человек или группа лиц.

2. Лидерство – это управленческий  статус, социальная позиция, связанная  с принятием решений, это руководящая  должность. Такая интерпретация  лидерства вытекает из структурно-функционального  подхода, предполагающего рассмотрение  общества как сложной, иерархически  организованной системы социальных  позиций и ролей. Занятие в  этой системе позиций, связанных  с выполнением управленческих  функций (ролей), и дает человеку  статус лидера.

3. Лидерство – это влияние  на других людей 

Однако это не любое  влияние, а такое, для которого характерны четыре особенности:

во-первых, необходимо, чтобы  влияние было постоянным

Во – вторых, руководящее  воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию, общество).

В – третьих, политического  лидера отличает явный приоритет  во влиянии.

В – четвертых, влияние  лидера опирается не прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, - это не лидер, как  не является лидером, например, террорист, захвативший заложников, или тюремный надзиратель.

 

5. Лидер – это символ  общности и образец политического  поведения группы. Он выдвигается  снизу, преимущественно стихийно, и принимается последователями.  Политический лидер – человек  с высоким общественным авторитетом,  сильным личностным влиянием, способный  аккумулировать и адекватно выразить  в своей деятельности интересы  определенных социальных сфер.

 

Типы лидерства (по Веберу):

 

1. традиционное. Основывается  на силе традиций, то есть лидеры  выявляются, определяются в соответствии  с правилами, содержащимися в  многолетних обычаях. Такой тип  характерен для доиндустриального  общества.

2. харизматическое. Основывается  на вере присутствия у человека  исключительных качеств, то есть  все способности индивида рассматриваются  его последователями как сверхестественный  дар. Такой тип присущ развивающимся  странам.

3. легальное. Основывается  на убежденной вере в законность  порядка, его разумность. Лидер  избирается демократическим путем.  Легальный лидер – выступает  как исполнитель государственной  воли (бюрократ, чиновник).

 

Стили лидерства:

1. авторитарное. Характерно  стремление к монопольной власти. Лидер такого типа определяет  цели общества и способы их  достижения. Он пытается повышать  активность своих последователей  административными методами.

Информация о работе Политология - предмет и функции