Политология - предмет и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:15, курс лекций

Описание работы

К концу 19 – начало 20 века складывается собственно политическое направление, политическая наука (ПОЛИТОЛОГИЯ).
Современная политология по своей структуре представляет единую науку и объединяет политическую философию, теорию внутренней и международной политики, политическую психологию, пол. астрологию и т.д.

Содержание работы

1. Политология - предмет и функции
2. Становление и развитие политологии как науки. Задачи политологии
3. 3.Политические идеи эпохи Возрождения и буржуазных революций.doc
4. Политическая мысль Беларуси - история становления и развития
5. Политика - сущность и роль в развитии общества
6. Современная зарубежная политология - основные течения и концепции
7. Политическая власть - господство и его типы
8. Субъекты политики
9. Легитимность и эффективность политической власти
10. Теория разделения властей
11. Политическая система общества
12. Государственная власть - ее ресурсы и функции
13. Генезис, признаки, структура и функции государства
13. Сущность и принципы правового государства
14. Глава государства. Институт президенства
15. Парламент в политической системе - структура и подномочия
16. Высшие органы государственной власти в РБ
17. Местное управление и самоуправление
18. Правительство РБ
19. Судебная власть в РБ
20. Политические режимы
21. Демократический режим - основные черты и формы
22. Тоталитарный политический режим
23. Авторитарный политический режим
24. Политические партии - генезис, понятие и функции
25. Партийные системы их характеристика
26. Становление многопартийности в РБ
27. Общественные движения и организации
28. Типы и стили политического лидерства. Современные тенденции в развитии пол.лид
29. Политическое лидерство - понятие, основные теории и функции
30. Формы гос.правления - монархия
31. Формы гос. правления - республика
32. Формы территориального устройства государства
33. Конституция РБ об устройстве и правлении
34. Политическая элита - концепции и типология
35. Политическая элита - структура и механизмы
36. Политическая культура - сущность,структура,функции
37. Типология политической кльтуры,субкультура
38. Политическая социализация
39. Избирательное право - сущность,основные принципы. Абсентеизм
40. Мажоритарная избирательная система
41. Пропорциональная избирательная система
42. Сущность и виды референдумов
43. Избирательная система и практика в РБ
44. Социальное государство РБ
45. Глобальные проблемы современности
46. Политичекое поведение
47. Геополитика
48. Политические конфликты
49. Политическая идеология - понятие и функции
50. Консерватизм и неоконсерватизм
51. Либерализм и неолиберализм
52. Социал-демократия - теория и практика
53. ООН,ОБСЕ
54. Роль СМИ
55. Современные концепции международных отношений
56. Внешняя политика РБ
57. Политический процесс - сущность и структура
58. Политическая модернизация
59. Гражданское общество - сущность и принципы организации

Файлы: 1 файл

шпора1.docx

— 172.71 Кб (Скачать файл)

 

 

 К оглавлению 

42. Сущность и виды референдумов

 

Современная демократия существует в двух формах: непосредственной и  представительной. При непосредственной демократии принятие решений осуществляется всеми гражданами путем прямого  голосования. Представительная демократия предусматривает принятие решений  избранными народом представителями.

Высшей формой непосредственной демократии выступает референдум. Термин «референдум» происходит от латинского слова re fero, что означает «сообщаю, докладываю»  и определяется как всенародный  опрос, всенародное голосование  по законопроекту.

Референдум основывается на принципах всеобщего, равного  и прямого волеизъявления, тайном голосовании участников, территориальном  принципе его проведения, участия  граждан, трудовых коллективов, общественно-политических организаций в его подготовке и проведении.

Задача референдума –  выявить волю народа, принять непосредственным голосованием закон или решение  по конкретному вопросу государственной  жизни. Значение референдума в том, чтобы с его помощью народ  выразил свое отношение к решению, выступил за или против его принятия.

При его проведении растет заинтересованность граждан страны к делам управления государством, повышается политическая активность, граждане стремятся к политическому  самообразованию. Участие граждан  в референдуме позволяет глубже осознать степень ответственности  за принимаемые решения и за судьбу страны.

Референдумы как народные голосования по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни являются одним из основных институтов непосредственной демократии.

Родиной референдума считается  Швейцария.

 

 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЕФЕРЕНДУМОВ

 Народные голосования,  проводимые по вопросам, указанным  в Конституции именуются обязательными,  потому что эти вопросы не  могут быть решены иначе как  путем референдума. Референдумы  по другим вопросам считаются  факультативными, поскольку вынесение  на народное голосование соответствующих  законопроектов зависит от усмотрения  законодательного органа. В Конституции  Республики Беларусь предусматривается  проведение обязательного (не  консультативного) референдума.

Решения, принятые в порядке  обязательного референдума, обладают наивысшей юридической силой  по сравнению с решениями, принятыми  органами государственной власти. Такое  решение может быть отменено или  существенно изменено лишь посредством  другого народного голосования.

Референдум считается  состоявшимся, если в голосовании  приняло участие более половины граждан, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в  референдуме. Решение считается принятым референдумом, если за него в целом по Республике Беларусь проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Согласно статье 140 Конституции  Республики Беларусь, ее изменения  и дополнения могут быть проведены  через референдум. Решение об изменении  и дополнении Конституции путем  референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство  граждан, внесенных в списки для  голосования.

Право инициативы на проведение республиканского референдума, согласно Избирательному кодексу принадлежит  Президенту Республики Беларусь, Палате представителей и Совету Республики, гражданам Республики Беларусь.

Однако независимо от того, кому принадлежала инициатива проведения референдума, решение о его проведении принимает Президент Республики Беларусь (ст. 74 Конституции).

Указ Президента Республики Беларусь о назначении референдума, текст законопроекта или проекта  иного решения, вынесенных на референдум, публикуются в печати и обнародуются в других средствах массовой информации в порядке, устанавливаемом Президентом  Республики Беларусь.

Решения, принятые республиканским  референдумом, подписываются Президентом  Республики Беларусь.

Согласно ст. 76 Конституции  Республики Беларусь (1996 г.) в референдумах участвуют только граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным  правом (с 18 лет). В референдумах могут  участвовать только лица, проживающие  в момент их проведения на территории Республики Беларусь.

В референдумах имеют право  участвовать также военнослужащие, находящиеся в воинских частях, члены  их семей, граждане, проживающие в  районах расположения частей.

Если гражданин, включенный в список для голосования, не будет  иметь возможности проголосовать  в день референдума, он вправе получить в участковой избирательной комиссии бюллетень для голосования.

Работа комиссий способствует обеспечению гласности при подготовке и проведении референдума в Республике Беларусь. Они обязаны информировать  граждан о предстоящем референдуме.

При проведении референдума  по вопросу вхождения Республики Беларусь в состав других государств и выхода допускается присутствие  представителей иностранных государств и международных организаций.

Впервые в суверенной Беларуси референдум был проведен 14 мая 1995 года

Второй референдум в Беларуси был проведен по инициативе Президента А.Г.Лукашенко в период с 9 по 24 ноября 1996 года.

 Третий референдум  состоялся 17 октября 2004

Таким образом, референдум (народное голосование) – способ принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим  вопросам государственной и общественной жизни. Он является гарантией сохранения и укрепления политической стабильности в Республике Беларусь, поскольку цель всенародного обсуждения – посоветоваться с гражданами, воспользоваться их идеями с тем, чтобы улучшить жизнь общества.

 Если выборы – это  механизм представительной демократии, то референдум – элемент непосредственной  демократии.

В РБ могут проводиться  республиканские и местные референдумы. Республиканский референдум назначается  президентом. Решение о проведении местного референдума принимается  уполномоченным на то местным Советом. Проведение референдума основывается на тех же принципах, что и выборы (всеобщность, равенство, свобода, тайное голосование)

 

 К оглавлению 

43. Избирательная система  и практика в РБ

 

В Республике Беларусь применяется  мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой депутаты всех уровней и Президент Республики Беларусь избираются непосредственно  избирателями Республики Беларусь. Выборы Президента и депутатов являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании.

Избирателями являются граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 18 лет. В выборах не участвуют  граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору  суда в местах лишения свободы. В  голосовании не принимают участия  лица, в отношении которых в  порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – заключение под стражу.

Глава государства – Президент  Республики Беларусь избирается сроком на 5 лет. Кандидатом в Президенты может  быть гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и проживающий  на территории Республики Беларусь не менее 10 лет, предшествующих выборам, в  поддержку которого собрано не менее 100 000 подписей избирателей. Количество сроков, на которые может избираться Президентом Республики Беларусь одно и то же лицо, законом не ограничивается.

Парламент Республики Беларусь – Национальное собрание Республики Беларусь в депутаты может стать  достигший 21 года гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий  на территории государства.

Верхняя палата Парламента –  Совет Республики. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший  на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

Депутаты местных Советов  депутатов избираются населением страны на срок 4 года. Кандидатом в депутаты местного Совета депутатов может  стать обладающий пассивным избирательным  правом гражданин Республики Беларусь, достигший 18 лет, проживающий либо работающий на территории соответствующего Совета

В избирательном законодательстве Беларуси предусмотрено, что кандидатами  в Президенты, депутаты, члены Совета Республики не могут быть выдвинуты  граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством Республики Беларусь занимать должности в государственном  аппарате в связи с наличием судимости. Таким образом решен вопрос «о недопущении криминала во власть».

Правовую основу избирательной  системы Республики Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями), принятая на республиканском референдуме 1996 года; Избирательный кодекс Республики Беларусь; Закон Республики Беларусь «О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов»  и иные акты законодательства Республики Беларусь, постановления Центральной  комиссии.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь выборы обеспечивают избирательные комиссии. Избирательным  кодексом определен высокий статус избирательных комиссий, которые  в пределах своих полномочий независимы от государственных органов и  органов территориального общественного  самоуправления. Возглавляет систему  избирательных комиссий Центральная  комиссия Республики Беларусь по выборам  и проведению республиканских референдумов. Центральная комиссия является независимым  органом, который формируется на паритетных началах Президентом  и Советом Республики в количестве 12 человек сроком на 5 лет.

Подготовку и проведение выборов Президента обеспечивают территориальные  избирательные комиссии, образуемые в пределах области, города Минска, районов, городов областного подчинения, районов в городах, а также  участковые избирательные комиссии.

Проведение выборов депутатов  Палаты представителей возложено на окружные и участковые избирательные  комиссии.

Выборами депутатов местных  Советов депутатов занимаются территориальные  избирательные комиссии – областные, Минская городская, районные, городские (в городах областного и районного  подчинения), поселковые и сельские; окружные избирательные 

Избирательное законодательство Республики Беларусь гарантирует демократический  характер выдвижения кандидатов в Президенты, депутаты, в члены Совета Республики.

Кандидаты в депутаты могут  выдвигаться тремя способами: от трудовых коллективов, от политических партий и путем сбора подписей избирателей.

Особое значение в Избирательном  кодексе придается открытости и  прозрачности избирательного процесса, о чем свидетельствует специально посвященная этому 13 статья Кодекса. Согласно этой статье избирательные  комиссии, представительные, исполнительные и распорядительные органы информируют  граждан о своей работе и принимаемых  решениях по вопросам подготовки и  проведения выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики.

В Кодексе предусматривается  обязательное опубликование решений  об образовании избирательных округов  и участков для голосования, об образовании  избирательных комиссий и их составов, сообщений о регистрации кандидатов в Президенты, в депутаты, в члены  Совета Республики, об итогах выборов, референдума и т.д. Отчеты о заседаниях Центральной комиссии, избирательных  комиссий, комиссий по референдуму  систематически публикуются в республиканских и местных средствах массовой информации. Все это направлено на обеспечение гласности, открытости и прозрачности при проведении выборов, референдума.

Избирательный кодекс обеспечивает соблюдение международных стандартов и при проведении голосования  на выборах, референдуме. Для реализации гражданами права на участие в  выборах, референдуме предусмотрены  большие возможности.

Граждане, находящиеся за рубежом, могут проголосовать на участках для голосования, которые  образуются дипломатическими представительствами  Республики Беларусь.

Предусмотрено также и  досрочное, не ранее чем за пять дней до выборов,

Процедура установления результатов  выборов четко регламентирована в законодательстве. Предусмотрено, что выборы Президента считаются  состоявшимися, если в голосовании  приняло участие более половины граждан Республики Беларусь, имеющих  право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в  Президенты, если за него проголосовало  более половины избирателей, принявших  участие в голосовании

Защита избирательных  прав участников избирательного процесса осуществляется путем обжалования  в вышестоящие избирательные  комиссии и суд. Следует отметить, что при обращении в суд  с жалобами на действия избирательных  комиссий гражданам не нужно уплачивать государственную пошлину. Надзор за соблюдением избирательного законодательства осуществляет прокуратура.

 

 К оглавлению 

44. Социальное государство  РБ

 

Социальное государство  – демократическое государство, осуществляющее эффективную социальную политику, гарантирующую достаточный  уровень жизни и достаточную  образованность личности.

Последовательное повышение  качества жизни граждан Беларуси выступает важнейшим направлением государственной политики. Обеспечивая  высокий уровень занятости и  динамичный рост доходов населения, развитие системы общедоступных  социальных услуг, Республика Беларусь не на словах, а на деле подтверждает свою сущность как социального государства.

В ближайшие годы предусматривается  дальнейшее динамичное повышение уровня оплаты труда в стране. Так, Законом  о бюджете на 2011 год заложен  рост заработной платы работников бюджетной  сферы на 35 процентов, а в 2015 году средняя заработная плата в Беларуси должна достичь 1000 долларов США в  эквиваленте. Закладываемые высокие  темпы роста реальной заработной платы направлены на то, чтобы обеспечить приближение средней зарплаты в 2015 году к уровню сопредельных европейских  государств.

В 2009 году реальный размер назначенных  пенсий по сравнению с 2005 годом 

Отличительная особенность

Низкий уровень зарегистрированной безработицы - отличительная особенность  Беларуси. На конец октября он составил 0,7 процента

Характеризуя текущую  ситуацию в сфере занятости в  нашей стране, следует иметь в  виду, что она существенно улучшилась даже по сравнению с началом 2010 года. Ведь еще в январе численность  безработных превышала число  свободных рабочих мест. Сейчас же, наоборот, число имеющихся вакансий в 1,6 раза превышает количество безработных

Информация о работе Политология - предмет и функции