Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:15, курс лекций
К концу 19 – начало 20 века складывается собственно политическое направление, политическая наука (ПОЛИТОЛОГИЯ).
Современная политология по своей структуре представляет единую науку и объединяет политическую философию, теорию внутренней и международной политики, политическую психологию, пол. астрологию и т.д.
1. Политология - предмет и функции
2. Становление и развитие политологии как науки. Задачи политологии
3. 3.Политические идеи эпохи Возрождения и буржуазных революций.doc
4. Политическая мысль Беларуси - история становления и развития
5. Политика - сущность и роль в развитии общества
6. Современная зарубежная политология - основные течения и концепции
7. Политическая власть - господство и его типы
8. Субъекты политики
9. Легитимность и эффективность политической власти
10. Теория разделения властей
11. Политическая система общества
12. Государственная власть - ее ресурсы и функции
13. Генезис, признаки, структура и функции государства
13. Сущность и принципы правового государства
14. Глава государства. Институт президенства
15. Парламент в политической системе - структура и подномочия
16. Высшие органы государственной власти в РБ
17. Местное управление и самоуправление
18. Правительство РБ
19. Судебная власть в РБ
20. Политические режимы
21. Демократический режим - основные черты и формы
22. Тоталитарный политический режим
23. Авторитарный политический режим
24. Политические партии - генезис, понятие и функции
25. Партийные системы их характеристика
26. Становление многопартийности в РБ
27. Общественные движения и организации
28. Типы и стили политического лидерства. Современные тенденции в развитии пол.лид
29. Политическое лидерство - понятие, основные теории и функции
30. Формы гос.правления - монархия
31. Формы гос. правления - республика
32. Формы территориального устройства государства
33. Конституция РБ об устройстве и правлении
34. Политическая элита - концепции и типология
35. Политическая элита - структура и механизмы
36. Политическая культура - сущность,структура,функции
37. Типология политической кльтуры,субкультура
38. Политическая социализация
39. Избирательное право - сущность,основные принципы. Абсентеизм
40. Мажоритарная избирательная система
41. Пропорциональная избирательная система
42. Сущность и виды референдумов
43. Избирательная система и практика в РБ
44. Социальное государство РБ
45. Глобальные проблемы современности
46. Политичекое поведение
47. Геополитика
48. Политические конфликты
49. Политическая идеология - понятие и функции
50. Консерватизм и неоконсерватизм
51. Либерализм и неолиберализм
52. Социал-демократия - теория и практика
53. ООН,ОБСЕ
54. Роль СМИ
55. Современные концепции международных отношений
56. Внешняя политика РБ
57. Политический процесс - сущность и структура
58. Политическая модернизация
59. Гражданское общество - сущность и принципы организации
В демократическом государстве народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти - отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм.
Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки секции, общества и т.п. объединяют людей по различным интересам и склонностям. Интеграционные процессы способствуют развитию государственности и свободы личности.
Общество должно быть избавлено от произвольных арестов, особенно по политическим мотивам, а суд должен быть независимым и подчиняться только закону.
Разделение властей – один из основных принципов демократического режима. Гласность деятельности государства – один из принципов, обеспечивающий открытость работы органов управления, доступность для общественного ознакомления.
Основные формы демократии
В зависимости от
форм участия народа в
В прямой демократии между
волей народа и ею воплощением
в решения нет опосредующих звеньев
- народ сам участвует в
Плебисцитарная демократия
является другим каналом
В представительной
демократии воля народа
К оглавлению
22. Тоталитарный политический режим
Термин "тоталитаризм" происходит от латинского слова "totalis" - весь, целый, полный. В политический лексикон его впервые ввел для характеристики своего движения Бенито Муссолини в 1925 г.
Позже использовалось немецкими и американскими политологами. Его истоки уходят в глубокую древность. Такого рода идеи высказывали Гераклит, Платон, в Китае - теоретики легизма.
Тоталитарный режим –
режим, при котором государство,
не довольствуясь функцией социального
представительства выступает
Признаки тоталитаризма:
1.центральное руководство и управление в экономической сфере
2.система всеобщего контроля за поведением индивидов в социальной сфере
3.признание руководящей роли 1 партии в политической сфере и осуществление ее диктатуры
4. господство официальной
идеологии в духовной сфере
и принудительное ее
5.сосредоточение в руках партии государства средства массовой коммуникации
6.культ руководящей личности на всех уровнях
7.сращивание партии и
государственного аппарата, контроль
исполнительными органами
8.выход карательных органов
из подчинения закону и
9.проникновение власти
во все части социального
Страх и слепая вера – основные источники тоталитарного режима.
Разновидности тоталитаризма:
1.Фашизм (Италия, Испания, Чили)
2.Коммунистический (СССР, Куба)
3.Национал – социализм (Германия)
Тоталитарный режим эффективен во время войн. При тоталитаризме отсутствует безработица, существует широкая социальная подготовка, малозаметный контроль в имущественном положении граждан, большое внимание уделяется воспитанию и образованию.
Тоталитарный режим способен меняться, эволюционировать (поссттоталитарный режим).
Посттоталитарный режим – особый тип недемократического режима, возникающий как правило после смерти вождя-создателя тоталитарного режима. Между посттоталитарным режимом и его предшественником существует органическая взаимосвязь и преемственность, выражающаяся в сохранении контроля единственной партии над государством, наследовании формально-правовых основ и т.п.
Главными характеристиками посттоталитаризма являются: ослабление полицейских служб или их нейтрализация с помощью армии; разрешение кризиса управления путем создания центра власти уже в виде коллективного, а не персонального руководства; переутверждение роли партии как бывшего источника легитимности лидера; постепенный процесс детоталитаризации (т.е. снятия наиболее жестких характеристик режима) во избежание радикального переворота, подготовленного открытой или скрытой оппозицией.
К оглавлению
23. Авторитарный политический режим
Авторитаризм означает антидемократический принцип власти. Авторитарным можно назвать политический режим, основанный на самовластии, диктатуре правителя или группировки, грубо нарушающих права и нравственность.
При авторитарной власти осуществляется централизованность и однолинейность сверху, игнорируется или существенно снижается роль других представительных институтов. Здесь гражданское общество не поглощается полностью.
Авторитаризму характерен отказ от тоталитарного контроля над обществом, ограничено вмешательство в различные сферы, присуще неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам.
Террор избирателен и направлен на устранение или запугивание лидеров оппозиций, отвергающих проводимую режимом политику.
Оппоненты – личные враги руководителей режима.
Для авторитаризма характерна монополия власти и политики.
Сущностно значимым при определении
авторитаризма явля¬ется
Разновидности авторитаризма:
1 – теократический, когда
власть сосредоточена у
2 – связан с правлением военных
Политическая деятельность ограничена или вообще запрещена (единств. У Ганда – режим Амина)
3 – персонифицированный режим
Когда власть принадлежит лидеру, бессильность институтов власти
4 – монархии
Саудовская Аравия, Иордания, Марокко, ОАЭ
К оглавлению
24. Политические партии - генезис, понятие и функции
Термин “партия” ведет свое начало от латинского слова partio — часть, разделять. История возникновения и развития такого феномена как политическая партия насчитывает не одно столетие. Первые из прообразов современных политических партий были очень мало похожи на партии в привычном для нас виде. Они возникли в Древней Греции и Древнем Риме. То были сравнительно немногочисленные и узкие по составу группировки, которые не отличались устойчивостью и не были организационно оформлены. Они выражали в основном интересы не столько различных социальных общностей, слоев, классов, сколько различных течений внутри них.
В период ранних буржуазных
революций в Европе в форме
политических клубов появляются прототипы
современных политических партий. Исторически
возникновение политических партий
приходится на конец XVII — начало XVIII
в.в., когда начали формироваться
политические системы ранних буржуазных
государств Западной Европы и Америки.
Сопровождавшие процесс возникновения
и развития политических систем и
политических партий война за создание
США, буржуазные революции во Франции
и Англии и другие политические события
в Европе показывают, что рождение
политических партии отражало раннюю
стадию борьбы сторонников развития
различных направлений
Во второй половине XIX в
результате введения всеобщего избирательного
права в странах Западной Европы,
а также пробуждения
Таким образом суть понятия “политическая партия” можно определить следующим образом: политическая партия является добровольной общественной организацией граждан того или иного государства, которая:
1) создается с целью
борьбы за завоевание
2) имеет определенную устойчивую организационную структуру и действует в пределах границ единого государства;
3) имеет определенный правовой
статус в рамках национального
законодательства того или
4) в своей деятельности
опирается на определенные
К числу наиболее общих функций политических партий относятся:
- представительство социальных интересов;
- выработка программных установок, политической линии партии;
- формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;
- участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, в формировании политической системы общества;
- подготовка и выдвижение кадров.
Имеются и специфические функции, выполняемые теми или иными партиями в силу особенностей их развития и положения.
Важное место в деятельности
партии занимает представительство
интересов классов, социальных групп
и слоев. Содержанием этой функции
является выявление, формулирование и
обоснование интересов
К оглавлению
25. Партийные системы их характеристика
В зависимости от количества и качества (типа) существующих в стране партий можно говорить об их взаимозависимости, взаимоотношениях, партийной системе. В любой стране партии и их союзы образуют совокупность относительно стабильных связей между собой и политической системой в целом. Эту структуру и совокупность связей принято называть “системой партий”. Партийная система выступает как одна из важнейших структур (подсистем) политической системы общества.
Наиболее распространена “усложняющаяся” классификация различных систем партий и моделей связей между ними: однопартийность, двухпартийность, многопартийность.
Системы с единственной партией. Эти системы являются несоревновательными. В индустриальных странах они формировались, как правило, тогда, когда у власти были коммунистические партии, а в развивающихся государствах — партии типа широкого национального фронта. Если в соревновательных партийных системах на первое место выдвигаются традиционные (избирательные, парламентские, идеологические, социализационные) функции партий, то в несоревновательных — правящая партия берёт на себя гораздо более широкий круг обязанностей, подчас выполняя государственные функции, выступает стержнем всей политической системы общества.
Двухпартийные системы. Великобритания, США
Характерная особенность
этих систем состоит в том, что
они достаточно стабильны и облегчают
процесс агрегации требований. В
их рамках избиратель получает возможность
выбора между альтернативными
Двухпартийность может быть “жёсткой“ или “гибкой” в зависимости от характеристики партий и методов, применяемых ими в рамках соответствующей политической системы.
Существует модифицированная
двухпартийная система. Её ещё иногда
называют системой “двух с половиной”
партий. На выборах одна из двух основных
партий обычно получает относительное
большинство голосов в
Многопартийные системы. Формирование многопартийных систем является следствием нескольких факторов, среди которых можно выделить исторические, национальные, социальные, институциональные и идеологические. Так, обществу с “многоклассовым” и “многослойным” составом, различными видами и формами собственности, устойчивыми традициями демократии должна соответствовать много- или двухпартийная система.