Политология - предмет и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:15, курс лекций

Описание работы

К концу 19 – начало 20 века складывается собственно политическое направление, политическая наука (ПОЛИТОЛОГИЯ).
Современная политология по своей структуре представляет единую науку и объединяет политическую философию, теорию внутренней и международной политики, политическую психологию, пол. астрологию и т.д.

Содержание работы

1. Политология - предмет и функции
2. Становление и развитие политологии как науки. Задачи политологии
3. 3.Политические идеи эпохи Возрождения и буржуазных революций.doc
4. Политическая мысль Беларуси - история становления и развития
5. Политика - сущность и роль в развитии общества
6. Современная зарубежная политология - основные течения и концепции
7. Политическая власть - господство и его типы
8. Субъекты политики
9. Легитимность и эффективность политической власти
10. Теория разделения властей
11. Политическая система общества
12. Государственная власть - ее ресурсы и функции
13. Генезис, признаки, структура и функции государства
13. Сущность и принципы правового государства
14. Глава государства. Институт президенства
15. Парламент в политической системе - структура и подномочия
16. Высшие органы государственной власти в РБ
17. Местное управление и самоуправление
18. Правительство РБ
19. Судебная власть в РБ
20. Политические режимы
21. Демократический режим - основные черты и формы
22. Тоталитарный политический режим
23. Авторитарный политический режим
24. Политические партии - генезис, понятие и функции
25. Партийные системы их характеристика
26. Становление многопартийности в РБ
27. Общественные движения и организации
28. Типы и стили политического лидерства. Современные тенденции в развитии пол.лид
29. Политическое лидерство - понятие, основные теории и функции
30. Формы гос.правления - монархия
31. Формы гос. правления - республика
32. Формы территориального устройства государства
33. Конституция РБ об устройстве и правлении
34. Политическая элита - концепции и типология
35. Политическая элита - структура и механизмы
36. Политическая культура - сущность,структура,функции
37. Типология политической кльтуры,субкультура
38. Политическая социализация
39. Избирательное право - сущность,основные принципы. Абсентеизм
40. Мажоритарная избирательная система
41. Пропорциональная избирательная система
42. Сущность и виды референдумов
43. Избирательная система и практика в РБ
44. Социальное государство РБ
45. Глобальные проблемы современности
46. Политичекое поведение
47. Геополитика
48. Политические конфликты
49. Политическая идеология - понятие и функции
50. Консерватизм и неоконсерватизм
51. Либерализм и неолиберализм
52. Социал-демократия - теория и практика
53. ООН,ОБСЕ
54. Роль СМИ
55. Современные концепции международных отношений
56. Внешняя политика РБ
57. Политический процесс - сущность и структура
58. Политическая модернизация
59. Гражданское общество - сущность и принципы организации

Файлы: 1 файл

шпора1.docx

— 172.71 Кб (Скачать файл)

В демократическом государстве  народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти - отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм.

Демократическое общество характеризуется  развитием ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует институциональный  и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки секции, общества и т.п. объединяют людей по различным  интересам и склонностям. Интеграционные процессы способствуют развитию государственности  и свободы личности.

Общество должно быть избавлено  от произвольных арестов, особенно по политическим мотивам, а суд должен быть независимым и подчиняться  только закону.

Разделение властей –  один из основных принципов демократического режима. Гласность деятельности государства  – один из принципов, обеспечивающий открытость работы органов управления, доступность для общественного  ознакомления.

 

Основные формы демократии

 В зависимости от  форм участия народа в осуществлении  власти выделяют прямую, плебисцитарную  и представительную демократию.

 

В прямой демократии между  волей народа и ею воплощением  в решения нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений. Прямая демократия сегодня используется в организациях и небольших сообществах (городах, общинах) как самоуправление. Другой формой прямой демократии являются сам  процесс голосования, в ходе которых  осуществляется прямое волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы государственной власти.

 

 Плебисцитарная демократия  является другим каналом выражения  воли народа. Ряд исследователей  рассматривает ее как разновидность  прямой демократии и не выделяет  ее в отдельную группу. Эта  форма демократии представляет  собой голосование народа по  важнейшим государственным вопросам, по проектам законов и других  решений через референдум, иногда  называемый плебисцитом, что в  дословном переводе - народное решение.

 

 В представительной  демократии воля народа выражается  не прямо, а через институт  посредников, поэтому ее еще  называют делегируемой демократией.  Депутаты, политические лидеры, получив  доверие от народа, должны воплотить  эту волю в принимаемых законах  и решениях. Между народными представителями  и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные  на полномочиях и доверии.

 

 К оглавлению 

22. Тоталитарный политический  режим

 

Термин "тоталитаризм" происходит от латинского слова "totalis" - весь, целый, полный. В политический лексикон его впервые ввел для  характеристики своего движения Бенито Муссолини в 1925 г.

Позже использовалось немецкими  и американскими политологами. Его  истоки уходят в глубокую древность. Такого рода идеи высказывали Гераклит, Платон, в Китае - теоретики легизма.

Тоталитарный режим –  режим, при котором государство, не довольствуясь функцией социального  представительства выступает единственным и исключительным выразителем общих  потребностей и движений.

Признаки тоталитаризма:

1.центральное руководство  и управление в экономической  сфере

2.система всеобщего контроля  за поведением индивидов в  социальной сфере

3.признание руководящей  роли 1 партии в политической сфере  и осуществление ее диктатуры

4. господство официальной  идеологии в духовной сфере  и принудительное ее навязывание

5.сосредоточение в руках  партии государства средства  массовой коммуникации

6.культ руководящей личности  на всех уровнях 

7.сращивание партии и  государственного аппарата, контроль  исполнительными органами выборных

8.выход карательных органов  из подчинения закону и обществу  и, как результат, произвол, государственный  террор и массовые репрессии

9.проникновение власти  во все части социального механизма

Страх и слепая вера –  основные источники тоталитарного  режима.

 

Разновидности тоталитаризма:

1.Фашизм (Италия, Испания,  Чили)

2.Коммунистический (СССР, Куба)

3.Национал – социализм  (Германия)

 

Тоталитарный режим эффективен во время войн. При тоталитаризме  отсутствует безработица, существует широкая социальная подготовка, малозаметный контроль в имущественном положении  граждан, большое внимание уделяется  воспитанию и образованию.

 

Тоталитарный режим способен меняться, эволюционировать (поссттоталитарный  режим).

Посттоталитарный режим  – особый тип недемократического режима, возникающий как правило  после смерти вождя-создателя тоталитарного  режима. Между посттоталитарным режимом  и его предшественником существует органическая взаимосвязь и преемственность, выражающаяся в сохранении контроля единственной партии над государством, наследовании формально-правовых основ  и т.п.

Главными характеристиками посттоталитаризма являются: ослабление полицейских служб или их нейтрализация  с помощью армии; разрешение кризиса  управления путем создания центра власти уже в виде коллективного, а не персонального руководства; переутверждение  роли партии как бывшего источника  легитимности лидера; постепенный процесс  детоталитаризации (т.е. снятия наиболее жестких характеристик режима) во избежание радикального переворота, подготовленного открытой или скрытой  оппозицией.

 К оглавлению 

23. Авторитарный политический  режим

 

Авторитаризм означает антидемократический  принцип власти. Авторитарным можно  назвать политический режим, основанный на самовластии, диктатуре правителя  или группировки, грубо нарушающих права и нравственность.

При авторитарной власти осуществляется централизованность и однолинейность сверху, игнорируется или существенно  снижается роль других представительных институтов. Здесь гражданское общество не поглощается полностью.

Авторитаризму характерен отказ  от тоталитарного контроля над обществом, ограничено вмешательство в различные  сферы, присуще неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам.

Террор избирателен и  направлен на устранение или запугивание  лидеров оппозиций, отвергающих  проводимую режимом политику.

Оппоненты – личные враги  руководителей режима.

Для авторитаризма характерна монополия власти и политики.

Сущностно значимым при определении  авторитаризма явля¬ется характер отношений государства и личности: они построены больше на принуждении, чем на убеждении. При этом авто¬ритарный  режим либерализует общественную жизнь, не стре¬мится навязывать обществу четко  разработанной официальной идеологии, допускает ограниченный и контролируемый плюра¬лизм в политическом мышлении, мнениях и действиях. Руководство  различными сфе¬рами жизни общества не столь тотально, нет строго организованного  контроля над социальной и экономической инфраструктурой гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организа¬циями, средствами массовой информации. Автократия (от греч. autokrateia - самодержавие, самовластие, т.е. неограниченная власть одного лица) не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно от¬сутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической кон¬куренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества. Авторитаризм подавляет основные гражданские права.

Разновидности авторитаризма:

1 – теократический, когда  власть сосредоточена у религиозного  клана (Афганистан)

2 – связан с правлением  военных

Политическая деятельность ограничена или вообще запрещена (единств. У Ганда – режим Амина)

3 – персонифицированный  режим

Когда власть принадлежит  лидеру, бессильность институтов власти

4 – монархии

Саудовская Аравия, Иордания, Марокко, ОАЭ

 

 К оглавлению 

24. Политические партии - генезис,  понятие и функции

 

Термин “партия” ведет  свое начало от латинского слова partio —  часть, разделять. История возникновения  и развития такого феномена как политическая партия насчитывает не одно столетие. Первые из прообразов современных политических партий были очень мало похожи на партии в привычном для нас виде. Они  возникли в Древней Греции и Древнем  Риме. То были сравнительно немногочисленные и узкие по составу группировки, которые не отличались устойчивостью  и не были организационно оформлены. Они выражали в основном интересы не столько различных социальных общностей, слоев, классов, сколько  различных течений внутри них.

В период ранних буржуазных революций в Европе в форме  политических клубов появляются прототипы  современных политических партий. Исторически  возникновение политических партий приходится на конец XVII — начало XVIII в.в., когда начали формироваться  политические системы ранних буржуазных государств Западной Европы и Америки. Сопровождавшие процесс возникновения  и развития политических систем и  политических партий война за создание США, буржуазные революции во Франции  и Англии и другие политические события  в Европе показывают, что рождение политических партии отражало раннюю стадию борьбы сторонников развития различных направлений становящейся буржуазной государственности: аристократов и буржуа, федералистов и антифедералистов и т.п. Тогда политические партии — это преимущественно организации, объединения буржуазии для борьбы с феодализмом: партии-клубы конституционалистов, жирондистов, якобинцев во времена Французской революции конца XVIII века.

Во второй половине XIX в  результате введения всеобщего избирательного права в странах Западной Европы, а также пробуждения национального  самосознания народов колониально  зависимых стран политические партии начали возникать во все большем  количестве.

Таким образом суть понятия  “политическая партия” можно  определить следующим образом: политическая партия является добровольной общественной организацией граждан того или иного  государства, которая:

1) создается с целью  борьбы за завоевание политической  государственной власти и участия  в ее реализации для претворения  в жизнь своей идейно-политической  доктрины;

2) имеет определенную устойчивую  организационную структуру и  действует в пределах границ  единого государства; 

3) имеет определенный правовой  статус в рамках национального  законодательства того или иного  государства; 

4) в своей деятельности  опирается на определенные социальные  группы или классы, основные интересы  которых она отстаивает и выражает.

 

К числу наиболее общих  функций политических партий относятся:

- представительство социальных  интересов;

- выработка программных  установок, политической линии  партии;

- формирование общественного  мнения, политическое образование  и политическая социализация  граждан;

- участие в борьбе за  власть и в ее осуществлении,  в формировании политической  системы общества;

- подготовка и выдвижение  кадров.

Имеются и специфические  функции, выполняемые теми или иными  партиями в силу особенностей их развития и положения.

Важное место в деятельности партии занимает представительство  интересов классов, социальных групп  и слоев. Содержанием этой функции  является выявление, формулирование и  обоснование интересов социальных сил, их интеграция и активизация.

 К оглавлению 

25. Партийные системы их  характеристика

 

В зависимости от количества и качества (типа) существующих в  стране партий можно говорить об их взаимозависимости, взаимоотношениях, партийной системе. В любой стране партии и их союзы образуют совокупность относительно стабильных связей между собой и политической системой в целом. Эту структуру и совокупность связей принято называть “системой партий”. Партийная система выступает как одна из важнейших структур (подсистем) политической системы общества.

Наиболее распространена “усложняющаяся” классификация  различных систем партий и моделей  связей между ними: однопартийность, двухпартийность, многопартийность.

Системы с единственной партией. Эти системы являются несоревновательными. В индустриальных странах они  формировались, как правило, тогда, когда у власти были коммунистические партии, а в развивающихся государствах — партии типа широкого национального  фронта. Если в соревновательных партийных  системах на первое место выдвигаются  традиционные (избирательные, парламентские, идеологические, социализационные) функции  партий, то в несоревновательных —  правящая партия берёт на себя гораздо  более широкий круг обязанностей, подчас выполняя государственные функции, выступает стержнем всей политической системы общества.

Двухпартийные системы. Великобритания, США

Характерная особенность  этих систем состоит в том, что  они достаточно стабильны и облегчают  процесс агрегации требований. В  их рамках избиратель получает возможность  выбора между альтернативными решениями  и лицами, на которых возлагается  их осуществление, поскольку правительство, формируемое главой победившей партии, выступает как непосредственное следствие итогов выборов и не зависит от последующих межпартийных соглашений. Двухпартийная система  в определённой степени “стабилизирует”  правительство, поскольку партия, стоящая  у власти, обычно обладает парламентским  большинством.

Двухпартийность может быть “жёсткой“ или “гибкой” в зависимости  от характеристики партий и методов, применяемых ими в рамках соответствующей  политической системы.

Существует модифицированная двухпартийная система. Её ещё иногда называют системой “двух с половиной” партий. На выборах одна из двух основных партий обычно получает относительное  большинство голосов в несколько  процентов, поэтому она вынуждена  идти на союз с близкой по целям, значительно менее влиятельной  партией.

Многопартийные системы. Формирование многопартийных систем является следствием нескольких факторов, среди  которых можно выделить исторические, национальные, социальные, институциональные  и идеологические. Так, обществу с  “многоклассовым” и “многослойным” составом, различными видами и формами  собственности, устойчивыми традициями демократии должна соответствовать  много- или двухпартийная система.

Информация о работе Политология - предмет и функции