Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:15, курс лекций
К концу 19 – начало 20 века складывается собственно политическое направление, политическая наука (ПОЛИТОЛОГИЯ).
Современная политология по своей структуре представляет единую науку и объединяет политическую философию, теорию внутренней и международной политики, политическую психологию, пол. астрологию и т.д.
1. Политология - предмет и функции
2. Становление и развитие политологии как науки. Задачи политологии
3. 3.Политические идеи эпохи Возрождения и буржуазных революций.doc
4. Политическая мысль Беларуси - история становления и развития
5. Политика - сущность и роль в развитии общества
6. Современная зарубежная политология - основные течения и концепции
7. Политическая власть - господство и его типы
8. Субъекты политики
9. Легитимность и эффективность политической власти
10. Теория разделения властей
11. Политическая система общества
12. Государственная власть - ее ресурсы и функции
13. Генезис, признаки, структура и функции государства
13. Сущность и принципы правового государства
14. Глава государства. Институт президенства
15. Парламент в политической системе - структура и подномочия
16. Высшие органы государственной власти в РБ
17. Местное управление и самоуправление
18. Правительство РБ
19. Судебная власть в РБ
20. Политические режимы
21. Демократический режим - основные черты и формы
22. Тоталитарный политический режим
23. Авторитарный политический режим
24. Политические партии - генезис, понятие и функции
25. Партийные системы их характеристика
26. Становление многопартийности в РБ
27. Общественные движения и организации
28. Типы и стили политического лидерства. Современные тенденции в развитии пол.лид
29. Политическое лидерство - понятие, основные теории и функции
30. Формы гос.правления - монархия
31. Формы гос. правления - республика
32. Формы территориального устройства государства
33. Конституция РБ об устройстве и правлении
34. Политическая элита - концепции и типология
35. Политическая элита - структура и механизмы
36. Политическая культура - сущность,структура,функции
37. Типология политической кльтуры,субкультура
38. Политическая социализация
39. Избирательное право - сущность,основные принципы. Абсентеизм
40. Мажоритарная избирательная система
41. Пропорциональная избирательная система
42. Сущность и виды референдумов
43. Избирательная система и практика в РБ
44. Социальное государство РБ
45. Глобальные проблемы современности
46. Политичекое поведение
47. Геополитика
48. Политические конфликты
49. Политическая идеология - понятие и функции
50. Консерватизм и неоконсерватизм
51. Либерализм и неолиберализм
52. Социал-демократия - теория и практика
53. ООН,ОБСЕ
54. Роль СМИ
55. Современные концепции международных отношений
56. Внешняя политика РБ
57. Политический процесс - сущность и структура
58. Политическая модернизация
59. Гражданское общество - сущность и принципы организации
Аристотель выделял шесть форм государства. Три из них он считал правильными: монархию, аристократию и политию и три — неправильными: тиранию, олигархию и демократию
В отдельном (изолированном
от общества) индивиде не может проявиться
нравственность, считал он, и только
в обществе поведение может быть
добродетельным или недобродетельным.
Добродетельное поведение отличает
его сознательный характер, доброе
намерение и
Аристотелем заканчивается греческий период античной философии, которая по богатству философских мыслей, разнообразию и глубине постановки принципиальных вопросов определила развитие философской мысли на тысячелетие.
Политическая мысль
В течение всего Средневековья сохранял силу принцип единства всех сфер жизни, их нерасчлененности и подчиненности некому единому началу.
Феодальная система не
знала аппарата государства, существующего
самостоятельно от хозяйственной системы,
или аппарата управления хозяйством.
Аристократия, городские и сельские
общины, корпорации ремесленников представляли
собой в той или иной форме
привилегированные группы, обладающие
определенными свободами в
После принятия христианства постепенно христианская теология приобрела политическое значение. Церковь утверждала, что она получила власть прямо от самого Христа, и в силу этого безусловная обязанность земных государей состоит в том, чтобы подчиняться главе христианской церкви.
Наиболее ярким представителем
всей средневековой
Литературное наследие Августина насчитывает более 40 томов. Наиболее важные работы Августина: «Исповедь», «О Граде Божьем», «Пересмотры».
Вся история человечества, считал Августин, — это борьба двух градов. Град земной подвергает гонениям Град Божий, так как его жители самолюбивы и эгоистичны, а их стремление к мирской жизни постоянно приходит в противоречие со стремлением тех немногих, которые стремятся к жизни праведной. Для людей праведных Бог — высшая ценность, а любовь к нему и презрение к себе — цель жизни. Именно такие люди, покорные Богу и церкви, достойны Града Божьего, считает Августин. Так как церковь является представителем Божьего Града на Земле, то и власть ее выше любой светской власти, а монархи должны быть слугами церкви.
Наиболее ярким и крупным представителем средневековой схоластики и всей западноевропейской философии был Фома Аквинский (1225— 1274).
Фома Аквинский различает три элемента власти: сущность, форму (приобретение и устройство) и использование. По своей исконной сути власть есть установление божественное, а поэтому всегда несет людям хорошее. Однако конкретные формы и способы приобретения власти, ее устройства и использования могут быть дурными, несправедливыми. Отсюда повиноваться властям следует в той степени, в какой она проистекает от Бога.
Несомненной заслугой Фомы Аквинского
является разработка специальной теории
закона. Вечный закон заключен в
Боге, тождественен ему и существует
сам по себе. Что касается других
законов, то они являются производными
от вечного закона и связаны с
ним особыми отношениями
Формирование основ
Качественные изменения
с позиции возникновения
К середине ХVIII в. философия разделилась на естественную и моральную, позднее эти две сферы знания получили названия «естественные науки» и «моральные науки». В рамках моральных изучались и анализировались почти все общественные и политические явления, процессы, институты.
В ХIХ в. возникло и получило
распространение понятие «
Большой вклад в освобождение политики и политической мысли от теологии и церковной морали внесли Н.Макиавелли, Ж.Боден, Т. Гоббс, Б.Спиноза.
Во второй половине ХVIII – начале ХIХ в. были сформулированы важнейшие подходы, которые послужили основой для разработки ведущих политических теорий и концепций современности.
Многие политики нового времени
стремились к тому, чтобы свести
политику к науке с целью создания
механизма разрешения или смягчения
политических конфликтов. Считалось, что
наука о политике, раскрывая причинно-
Создавалась методология
анализа общественно-
ХIХ век стал в некотором
роде веком не только исторической,
но государствоведческой, юридической
науки, поскольку он ознаменовался
развитием истории и теории права.
С этого времени начинается период
окончательной институализации
политологии как
Завершение процесса формирования и утверждения политологии
Процесс выделения
политологии из общей системы
социальных и гуманитарных
Называть же какую-либо конкретную дату ее рождения той или иной стране можно лишь условно.
Постепенно наметилось
разделение между
Вычленение и формирование
политической науки в
Несколько десятилетий
занял процесс формирования
К оглавлению
3. 3.Политические идеи эпохи
Возрождения и буржуазных
3. Политическая мысль эпохи
Возрождения и буржуазных
В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии политической мысли сыграл итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527). В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» он рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, юстиции, учреждений, законов. Он называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. Он считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Отсюда следовал вывод, что в политике цель оправдывает средства.
При рассмотрении форм государственного устройства он отдает предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти.
В эпоху зарождения капиталистических
отношений в Западной Европе развитие
политической мысли связано с
целой плеядой таких философов,
как Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ш.
Монтескье, М. Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо
и др. Одним из основоположников
теории общественного договора является
английский мыслитель Томас Гоббс
(1588-1679). Политика и ее носитель –
государство, по его мнению, учреждаются
людьми путем договоренности между
собой, когда индивиды доверяют единому
лицу верховную власть над собой.
Гоббс утверждал, что, заключив общественный
договор и перейдя в
Политическая теория английского философа Дж. Локка (1632-1704) является еще одной попыткой изложения гражданской концепции политики. В государстве никто и ничто не может находиться вне подчинения законам и законности. Локк предвосхитил идею правового государства, так как, по его мнению, именно закон является главным инструментом сохранения и расширения свободы личности. «Там, где нет законов, там нет и свободы».
Поддержание режима свободы требует четкого разграничения публично-властных полномочий государства. Законодательной властью должен обладать только парламент, исполнительная и судебная власть, с одной стороны, должны быть подчинены ему, с другой – могут оказывать активное влияние на деятельность органов законодательной власти.
Среди мыслителей либерального
направления видное место занимает
французский мыслитель Шарль
Луи де Монтескье (1689-1755). Его книга
«О духе законов» относится к вершинам
классической политической мысли. Свободу
и равенство Монтескье
Теория разделения властей — второе достижение Монтескье. По его мнению, политической властью всегда злоупотребляют, злоупотребление же вытекает из природы человека. Верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга. Этот принцип возводится в конституционный принцип государства, в котором выражается не только рациональное разделение властно-управленческого труда, но и соотношение сил в обществе.
В радикально-демократическом направлении политической мысли особое место занимает французский философ и писатель Жан-Жак Руссо (1712-1778) и его произведение «Об общественном договоре, или принципы политического права».
По мнению Руссо, тех, кто
сопротивляется общей воле, все общество
должно заставить подчиняться ей.
Для эффективного действия общей
воли, Руссо считал необходимым также
три внешних условия: социальное
равенство, фундаментальное политическое
единство, прямая форма демократии.
В противоположность
Продолжая разработку концепции
либерализма, немецкий философ Иммануил
Кант (1727-1804) отстаивает принцип автономности
личности. Он являлся сторонником
договорных теорий государства, развивал
идеи правового ограничения