Политология - предмет и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:15, курс лекций

Описание работы

К концу 19 – начало 20 века складывается собственно политическое направление, политическая наука (ПОЛИТОЛОГИЯ).
Современная политология по своей структуре представляет единую науку и объединяет политическую философию, теорию внутренней и международной политики, политическую психологию, пол. астрологию и т.д.

Содержание работы

1. Политология - предмет и функции
2. Становление и развитие политологии как науки. Задачи политологии
3. 3.Политические идеи эпохи Возрождения и буржуазных революций.doc
4. Политическая мысль Беларуси - история становления и развития
5. Политика - сущность и роль в развитии общества
6. Современная зарубежная политология - основные течения и концепции
7. Политическая власть - господство и его типы
8. Субъекты политики
9. Легитимность и эффективность политической власти
10. Теория разделения властей
11. Политическая система общества
12. Государственная власть - ее ресурсы и функции
13. Генезис, признаки, структура и функции государства
13. Сущность и принципы правового государства
14. Глава государства. Институт президенства
15. Парламент в политической системе - структура и подномочия
16. Высшие органы государственной власти в РБ
17. Местное управление и самоуправление
18. Правительство РБ
19. Судебная власть в РБ
20. Политические режимы
21. Демократический режим - основные черты и формы
22. Тоталитарный политический режим
23. Авторитарный политический режим
24. Политические партии - генезис, понятие и функции
25. Партийные системы их характеристика
26. Становление многопартийности в РБ
27. Общественные движения и организации
28. Типы и стили политического лидерства. Современные тенденции в развитии пол.лид
29. Политическое лидерство - понятие, основные теории и функции
30. Формы гос.правления - монархия
31. Формы гос. правления - республика
32. Формы территориального устройства государства
33. Конституция РБ об устройстве и правлении
34. Политическая элита - концепции и типология
35. Политическая элита - структура и механизмы
36. Политическая культура - сущность,структура,функции
37. Типология политической кльтуры,субкультура
38. Политическая социализация
39. Избирательное право - сущность,основные принципы. Абсентеизм
40. Мажоритарная избирательная система
41. Пропорциональная избирательная система
42. Сущность и виды референдумов
43. Избирательная система и практика в РБ
44. Социальное государство РБ
45. Глобальные проблемы современности
46. Политичекое поведение
47. Геополитика
48. Политические конфликты
49. Политическая идеология - понятие и функции
50. Консерватизм и неоконсерватизм
51. Либерализм и неолиберализм
52. Социал-демократия - теория и практика
53. ООН,ОБСЕ
54. Роль СМИ
55. Современные концепции международных отношений
56. Внешняя политика РБ
57. Политический процесс - сущность и структура
58. Политическая модернизация
59. Гражданское общество - сущность и принципы организации

Файлы: 1 файл

шпора1.docx

— 172.71 Кб (Скачать файл)

Аристотель выделял шесть  форм государства. Три из них он считал правильными: монархию, аристократию и  политию и три — неправильными: тиранию, олигархию и демократию

В отдельном (изолированном  от общества) индивиде не может проявиться нравственность, считал он, и только в обществе поведение может быть добродетельным или недобродетельным. Добродетельное поведение отличает его сознательный характер, доброе намерение и целенаправленность, прежде всего, на достижение справедливости. Справедливость же понимается Аристотелем  как-то, что соответствует законам. Поэтому всякий, кто нарушает закон  — несправедлив.

Аристотелем заканчивается  греческий период античной философии, которая по богатству философских  мыслей, разнообразию и глубине постановки принципиальных вопросов определила развитие философской мысли на тысячелетие.

 

Политическая мысль Средневековья

 

 В течение всего  Средневековья сохранял силу  принцип единства всех сфер  жизни, их нерасчлененности и  подчиненности некому единому  началу.

Феодальная система не знала аппарата государства, существующего  самостоятельно от хозяйственной системы, или аппарата управления хозяйством. Аристократия, городские и сельские общины, корпорации ремесленников представляли собой в той или иной форме  привилегированные группы, обладающие определенными свободами в рамках своей сферы деятельности. Это  был период преобладания частного права. Все права коренились в собственности, в договоре и наследстве. Власть оказалась теснейшим образом  сопряжена с землевладением. В  средневековой концепции свободы  отсутствовало различие между гражданской  и политической свободами. По прежнему философия сохраняла за собой  статус универсальной дисциплины, призванной исследовать и объяснять все  аспекты общественной и индивидуальной жизни, но, по сравнению с античностью  роль философии подверглась существенной трансформации. В основе этой трансформации  лежало радикальное изменение самой  постановки основополагающих проблем  мироустройства.

После принятия христианства постепенно христианская теология приобрела  политическое значение. Церковь утверждала, что она получила власть прямо  от самого Христа, и в силу этого  безусловная обязанность земных государей состоит в том, чтобы  подчиняться главе христианской церкви.

Наиболее ярким представителем всей средневековой западноевропейской философии и политической мысли  был Аврелий Августин (354-430).

Литературное наследие Августина  насчитывает более 40 томов. Наиболее важные работы Августина: «Исповедь», «О Граде Божьем», «Пересмотры».

Вся история человечества, считал Августин, — это борьба двух градов. Град земной подвергает гонениям Град Божий, так как его жители самолюбивы и эгоистичны, а их стремление к мирской жизни постоянно  приходит в противоречие со стремлением  тех немногих, которые стремятся  к жизни праведной. Для людей  праведных Бог — высшая ценность, а любовь к нему и презрение  к себе — цель жизни. Именно такие  люди, покорные Богу и церкви, достойны Града Божьего, считает Августин. Так как церковь является представителем Божьего Града на Земле, то и власть ее выше любой светской власти, а  монархи должны быть слугами церкви.

Наиболее ярким и крупным  представителем средневековой схоластики и всей западноевропейской философии  был Фома Аквинский (1225— 1274).

Фома Аквинский различает  три элемента власти: сущность, форму (приобретение и устройство) и использование. По своей исконной сути власть есть установление божественное, а поэтому  всегда несет людям хорошее. Однако конкретные формы и способы приобретения власти, ее устройства и использования  могут быть дурными, несправедливыми. Отсюда повиноваться властям следует  в той степени, в какой она  проистекает от Бога.

Несомненной заслугой Фомы Аквинского является разработка специальной теории закона. Вечный закон заключен в  Боге, тождественен ему и существует сам по себе. Что касается других законов, то они являются производными от вечного закона и связаны с  ним особыми отношениями субординации.

 

Формирование основ политической науки в Новое время

 

Качественные изменения  с позиции возникновения политической науки произошли в связи с  переходом от Средних веков к  Новому времени. Следует отметить, что  только начиная с Нового времени  можно вести речь о мире политического  и гражданском обществе, как о  самостоятельных подсистемах человеческого  социума

К середине ХVIII в. философия  разделилась на естественную и моральную, позднее эти две сферы знания получили названия «естественные науки» и «моральные науки». В рамках моральных  изучались и анализировались  почти все общественные и политические явления, процессы, институты.

В ХIХ в. возникло и получило распространение понятие «гуманитарные  науки». В рамках социальных и гуманитарных наук и сформировалась политическая наука. Этот процесс происходил на фоне всевозрастающего интереса к таким ключевым проблемам как происхождение, сущность и предназначение государства; теория общественного договора; отношения между государством и церковью; народный суверенитет; права и свободы человека; формы правления и т.д.

Большой вклад в освобождение политики и политической мысли от теологии и церковной морали внесли Н.Макиавелли, Ж.Боден, Т. Гоббс, Б.Спиноза.

Во второй половине ХVIII –  начале ХIХ в. были сформулированы важнейшие  подходы, которые послужили основой  для разработки ведущих политических теорий и концепций современности.

Многие политики нового времени  стремились к тому, чтобы свести политику к науке с целью создания механизма разрешения или смягчения  политических конфликтов. Считалось, что  наука о политике, раскрывая причинно-следственные закономерности и связи в тех  или иных конкретных формах и сферах дает возможность определить константы  и переменные величины, действуя на которые удается достичь желаемых результатов.

Создавалась методология  анализа общественно-политических явлений, разрабатывались новые  специальные методы исследования, неуклонно  возрастал интерес к методам  формально-правового анализа, юридической  логике и сравнительно-правовому  анализу. Уже к началу ХIХ в. созрела  мысль о необходимости систематического эмпирического изучения политических феноменов, исследования политики с  помощью конкретных методов.

ХIХ век стал в некотором  роде веком не только исторической, но государствоведческой, юридической  науки, поскольку он ознаменовался  развитием истории и теории права. С этого времени начинается период окончательной институализации  политологии как самостоятельной  научной и учебной дисциплины.

 

Завершение процесса формирования и утверждения политологии 

 

 Процесс выделения  политологии из общей системы  социальных и гуманитарных наук  занял несколько десятилетий  в конце ХIХ – начале ХХ  в.

Называть же какую-либо конкретную дату ее рождения той или иной стране можно лишь условно.

 Постепенно наметилось  разделение между государствоведением  и собственно политической наукой, которая достигла заметного прогресса  во второй половине ХIХ –  начале ХХ в. Заметный вклад  в разработку важнейших категорий  и концепций мира политического  внесли представители германской  политической науки и политической  философии М.Хасбах, М.Вебер, К  Шмитт и др. Формирование политической  науки во Франции заняли примерно  полвека между двумя символическими  датами 1871г., когда Э.Бутли основал  «Свободную школу политических  наук» и 1913г. когда была опубликоана  книга А.Зигфрида «Политическая  карта западной Франции при  третьей республике. Между этими  датами было опубликовано множество  работ, составивших основы французской  политической науки.

 Вычленение и формирование  политической науки в Великобритании  начались в конце ХIХ в. с  основания при лондонском университете  лондонской школы экономики политических  наук. В этот период политологическими исследованиями активно занимались Э.Баркер, Д. Коул, Г.Ласки и др. Главное внимание они концентрировали на государственном управлении и политическом институтах, английском конституционном и административном праве, политической философии и теории, международных отношениях и колониальной администрациях.

 Несколько десятилетий  занял процесс формирования политической  науки в США. Здесь рождением  политологии считается основание  Дж.Берджесом в Колумбийском колледже (позже переименованном в университет)  в 1880г. Школы политической науки,  где была система подготовки  научных кадров с написанием  и защитой диссертаций. В 1903 г. была создана Американская  ассоциация политических наук, положившая  началу множеству подобных ассоциаций, как в самих США, так и  позднее других странах. Стали  выпускаться различные политические  журналы, которые и в наши  дни продолжают играть немаловажную  роль в разработке ключевых  проблем политической науки.

 

 К оглавлению 

3. 3.Политические идеи эпохи  Возрождения и буржуазных революций.doc

 

3. Политическая мысль эпохи  Возрождения и буржуазных революций

В эпоху Возрождения в  Западной Европе значительную роль в  развитии политической мысли сыграл итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527). В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» он рассматривает  государство как политическое состояние  общества: отношение властвующих  и подвластных, наличие соответствующим  образом устроенной, организованной политической власти, юстиции, учреждений, законов. Он называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. Он считал, что  в основе политического поведения  лежат выгода и сила, в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Отсюда следовал вывод, что в политике цель оправдывает средства.

При рассмотрении форм государственного устройства он отдает предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление  является лучшим для поддержания  государственной власти.

В эпоху зарождения капиталистических  отношений в Западной Европе развитие политической мысли связано с  целой плеядой таких философов, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ш. Монтескье, М. Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо  и др. Одним из основоположников теории общественного договора является английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679). Политика и ее носитель –  государство, по его мнению, учреждаются  людьми путем договоренности между  собой, когда индивиды доверяют единому  лицу верховную власть над собой. Гоббс утверждал, что, заключив общественный договор и перейдя в гражданское  состояние, индивиды утрачивают возможность  изменить форму правления, освободиться из-под действия верховной власти. По его мнению, могут существовать три формы государства: монархия, демократия и аристократия.

Политическая теория английского  философа Дж. Локка (1632-1704) является еще  одной попыткой изложения гражданской  концепции политики. В государстве  никто и ничто не может находиться вне подчинения законам и законности. Локк предвосхитил идею правового государства, так как, по его мнению, именно закон является главным инструментом сохранения и расширения свободы личности. «Там, где нет законов, там нет и свободы».

Поддержание режима свободы  требует четкого разграничения  публично-властных полномочий государства. Законодательной властью должен обладать только парламент, исполнительная и судебная власть, с одной стороны, должны быть подчинены ему, с другой – могут оказывать активное влияние  на деятельность органов законодательной  власти.

Среди мыслителей либерального направления видное место занимает французский мыслитель Шарль  Луи де Монтескье (1689-1755). Его книга  «О духе законов» относится к вершинам классической политической мысли. Свободу  и равенство Монтескье рассматривал как фундаментальные свойства человеческой природы и источники права, а  следовательно, и «государство разума». Понимая свободу как независимость, он считал, что в общественной жизни  сталкиваются отдельные свободы, а  потому «свобода есть право делать все, что дозволено законом», отсюда — «разрешено все, что не запрещено  законом».

Теория разделения властей  — второе достижение Монтескье. По его мнению, политической властью  всегда злоупотребляют, злоупотребление  же вытекает из природы человека. Верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли  взаимно сдерживать друг друга. Этот принцип возводится в конституционный  принцип государства, в котором  выражается не только рациональное разделение властно-управленческого труда, но и соотношение сил в обществе.

В радикально-демократическом  направлении политической мысли  особое место занимает французский  философ и писатель Жан-Жак Руссо (1712-1778) и его произведение «Об  общественном договоре, или принципы политического права».

По мнению Руссо, тех, кто  сопротивляется общей воле, все общество должно заставить подчиняться ей. Для эффективного действия общей  воли, Руссо считал необходимым также  три внешних условия: социальное равенство, фундаментальное политическое единство, прямая форма демократии. В противоположность либеральной  идеи компромисса интересов Руссо  выдвигает принцип народного  суверенитета как основополагающий принцип республиканского строя.

Продолжая разработку концепции  либерализма, немецкий философ Иммануил Кант (1727-1804) отстаивает принцип автономности личности. Он являлся сторонником  договорных теорий государства, развивал идеи правового ограничения государственной  власти. В работах «К вечному миру»  и «Метафизические начала учения о праве» Кант дает обоснование внутренних моральных истоков свободы человека и роли права в установлении границ произвола.

Информация о работе Политология - предмет и функции