Политология - предмет и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:15, курс лекций

Описание работы

К концу 19 – начало 20 века складывается собственно политическое направление, политическая наука (ПОЛИТОЛОГИЯ).
Современная политология по своей структуре представляет единую науку и объединяет политическую философию, теорию внутренней и международной политики, политическую психологию, пол. астрологию и т.д.

Содержание работы

1. Политология - предмет и функции
2. Становление и развитие политологии как науки. Задачи политологии
3. 3.Политические идеи эпохи Возрождения и буржуазных революций.doc
4. Политическая мысль Беларуси - история становления и развития
5. Политика - сущность и роль в развитии общества
6. Современная зарубежная политология - основные течения и концепции
7. Политическая власть - господство и его типы
8. Субъекты политики
9. Легитимность и эффективность политической власти
10. Теория разделения властей
11. Политическая система общества
12. Государственная власть - ее ресурсы и функции
13. Генезис, признаки, структура и функции государства
13. Сущность и принципы правового государства
14. Глава государства. Институт президенства
15. Парламент в политической системе - структура и подномочия
16. Высшие органы государственной власти в РБ
17. Местное управление и самоуправление
18. Правительство РБ
19. Судебная власть в РБ
20. Политические режимы
21. Демократический режим - основные черты и формы
22. Тоталитарный политический режим
23. Авторитарный политический режим
24. Политические партии - генезис, понятие и функции
25. Партийные системы их характеристика
26. Становление многопартийности в РБ
27. Общественные движения и организации
28. Типы и стили политического лидерства. Современные тенденции в развитии пол.лид
29. Политическое лидерство - понятие, основные теории и функции
30. Формы гос.правления - монархия
31. Формы гос. правления - республика
32. Формы территориального устройства государства
33. Конституция РБ об устройстве и правлении
34. Политическая элита - концепции и типология
35. Политическая элита - структура и механизмы
36. Политическая культура - сущность,структура,функции
37. Типология политической кльтуры,субкультура
38. Политическая социализация
39. Избирательное право - сущность,основные принципы. Абсентеизм
40. Мажоритарная избирательная система
41. Пропорциональная избирательная система
42. Сущность и виды референдумов
43. Избирательная система и практика в РБ
44. Социальное государство РБ
45. Глобальные проблемы современности
46. Политичекое поведение
47. Геополитика
48. Политические конфликты
49. Политическая идеология - понятие и функции
50. Консерватизм и неоконсерватизм
51. Либерализм и неолиберализм
52. Социал-демократия - теория и практика
53. ООН,ОБСЕ
54. Роль СМИ
55. Современные концепции международных отношений
56. Внешняя политика РБ
57. Политический процесс - сущность и структура
58. Политическая модернизация
59. Гражданское общество - сущность и принципы организации

Файлы: 1 файл

шпора1.docx

— 172.71 Кб (Скачать файл)

3. Сферы отношений между  государством и личностью и  обществом регулируются не только  законом, но и нормами демократического  самоуправления граждан

4. Разделение властей,  общественный контроль за их  функционированием

5. Социальная основа –  это зрелое гражданское общество.

Принципы правового государства.

1. Принцип приоритета права. 

Приоритет права означает:

а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной  жизни с позиций права, закона;

б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство  всех перед законом) с организационно-территориальным  делением общества и легитимной публичной  властной силой;

в) необходимость идеологически-правового  обоснования любых решений государственных  и общественных органов;

г) наличие в государстве  необходимых для выражения и  действия права форм и процедур (конституции  и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

2. Принцип правовой защищенности  человека и гражданина.

Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят  за пределы действия права, со стороны  государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

 

3. Принцип единства права  и закона. В правовом государстве  любой нормативно-правовой акт  должен не только по форме  и наименованию, но и по смыслу  и содержанию быть правовым. Это  означает, что он должен отражать  естественно-правовые начала, соответствовать  международно-правовым нормам о  правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом  государственной власти, законно  избранным или назначенным. 

4. Принцип правового разграничения  деятельности различных ветвей  государственной власти. Власть  в государстве может олицетворять  один человек (монарх, диктатор, харизматический  лидер), она может принадлежать  группе. В данном случае для  властвующих неважно, каким путем  она им досталась (революция,  гражданская война, переворот,  по наследству и т.п.). Но для  правового государства характерным  является демократический способ  приобретения власти, наделение  ею только в соответствии с  правом, законом.

 

 К оглавлению 

14. Глава государства. Институт  президенства

 

Конституция не относит Президента к системе органов исполнительной (административной) власти государства (после референдума 1996г.), однако, его  статус, как главы государства  определенный ст. 79 Конституции указывает  на его активное участие в решении  вопросов связанных с хозяйственной, экономической, социальной и политической деятельностью, в частности, в соответствии с Конституцией он определяет основные направления внешней и внутренней политики государства. Его участие  в заключении международных договоров, в числе которых и связанные  с осуществлением взаимовыгодного  сотрудничества в хозяйственной, экономической, социально-культурной и иной деятельности государства безусловно оказывает  значительное влияние на эффективность  развития государства.

Требования к кандидатам:

1. Гражданин РБ по рождению

2. Возраст более 35 лет

3. Наделен избирательным  правом

4. Постоянно проживает  в РБ более 10 лет перед выборами

Полномочия:

1) определяя основные направления  внутр. и внеш¬. политики, Президент  РБ. формирует цели, задачи и конкретные  направления деят-ти Правительства,  ведущих министерств и других  централь¬ных органов гос. управления;

2) Президент РБ. назначает  с согла¬сия Палаты представителей  Премьер-министра Республики Беларусь, назначает на долж-ть и освобождает  от долж¬ности заместителей Председателя  Правительства РБ, министров, председателей  гос. комитетов, комитетов при  Совете Министров и других  членов Правительства;

3) Президент РБ. вносит  в Палату представителей законопроекты,  в том числе касающиеся правового  статуса органов исп. власти;

4) Президент РБ определяет  систему органов исп. власти, назначает  руководителей республиканских  органов гос. управления, определяет  их статус;

5) Президент РБ имеет  право предсе¬дательствовать на  заседаниях Правительства РБ, принимает  решение об отставке Правительства;

6) Президент Республики  Беларусь формирует и воз¬главляет  Совет Безопасности Республики  Беларусь;

7) Президент Республики  Беларусь формирует Админи¬страцию  Президента Республики Беларусь;

8) Президент Республики  Беларусь назначает и осво¬бождает  высшее командование Вооруженных  Сил Рес¬публики Беларусь;

9) Президент РБ. имеет право  отме¬нять акты Правительства,  местных органов исполнитель¬ной  власти;

Президент Республики Беларусь на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие  обязательную силу на всей территории РБ.

Полномочия президента достаточно широки и касаются по сути всех направлений  организации и осуществления  государственной власти. На этом основании  в научной литературе получило определение  представления президента как о 4 власти.

Институт президенства –  ведущий орган власти.

В условиях формирования социального  правового государства в Республике Беларусь ведущее место в системе  организации государственной власти принадлежит институту президентства. Относительная но¬визна данного  института в белорусской действительности, которой он порожден, пре¬допределяет  актуальность выбранной темы. Специфика  рассматриваемого правового института  состоит в том, что его возникновение  происходило в характерных условиях на стадии перехода от тоталитарного  государственно-политического устройства к де¬мократическому. Именно введение института президентства в Беларуси и других странах СНГ способствовало решению задач утверждения их независимости, ликви¬дации всевластия партийной системы, ускорение темпов социально-экономических реформ, политической и конституционной стабильности.

Институт президентства  был призван только легитимировать политико-правовой статус правящей номенклатуры, а не стать ведущим государственным  органом. Концепция президентской  власти была слабо разработана, а  ее введение не привело к коренному  изменению всего механизма государственного управления.

 

Редакция Конституции  Республики Беларусь, принятая на республиканском  референдуме 24 ноября 1996 года, закрепила  иную модель государственного устройства, в которой институту президентства  отводится ведущая роль, что отражает мировую тенденцию конца XX века.

 

 К оглавлению 

15. Парламент в политической  системе - структура и подномочия

 

Законодательная власть - это  система полномочий и представительных органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают  законы, имеющие прямое действие на территории государства.

Органы законодательной (представительной) власти в Республике Беларусь:

• Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь;

• Советы депутатов (областные, районные, городские, поселковые, сельские).

Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Состав Палаты представителей - 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого  избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики является палатой  территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются выборщиками (Советами депутатов) по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета Республики назначаются Президентом  Республики Беларусь.

Депутат Палаты представителей осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, может  быть одновременно членом Правительства.

Срок полномочий Парламента - 4 года. Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены в  случае грубого нарушения Конституции  и при отказе в доверии Правительству. Решения по этим вопросам принимает  Президент страны.

Палаты собираются на две  очередные сессии в год.

Палата представителей избирает из своего состава Председателя и  его заместителя. Совет Республики также избирает из своего состава  Председателя и его заместителя. Эти руководители Парламента ведут  заседания и ведают внутренним распорядком  Палат.

При Палате представителей функционируют  Совет Палаты, постоянные комиссии, временные комиссии, депутатские  группы. Совет Палаты является постоянно  действующим органом, подотчетным  Палате представителей. При Совете Республики функционируют президиум, а также постоянные (временные) комиссии.

Полномочия Парламента, процедура  внесения и рассмотрения законопроектов, принятия законов, основные формы деятельности Палаты представителей и Совета Республики закреплены в главе 4 раздела IV Конституции  Республики Беларусь.

 К оглавлению 

16. Высшие органы государственной  власти в РБ

 

В Республики Беларусь в систему  органов государственной власти входят:

1) Президент Республики  Беларусь (президентская власть);

2) органы законодательной  (представительной) власти;

3) органы исполнительной  власти (исполнительно-распорядительные);

4) органы судебной власти;

5) контрольно-надзорные органы 

Эти институты олицетворяют единую государственную власть. В  законах страны закреплен их статус, определены функции и полномочия в управлении обществом.

 Президент Республики  Беларусь.

Является Главой государства, гарантом Конституции страны, прав и свобод граждан.

Требования, предъявляемые  к кандидату на должность Президента Республики Беларусь:

• гражданин Республики Беларусь по рождению;

• не моложе 35 лет;

• наделенный избирательным  правом;

• постоянно проживающий  в Республике Беларусь не менее 10 лет  непосредственно перед выборами.

Порядок избрания и компетенция  Президента, его освобождения и смещения закреплены в главе 3 раздела IV Конституции  Республики Беларусь (ст. 79 - 89).

Законодательная власть.

Законодательная власть - это  система полномочий и представительных органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают  законы, имеющие прямое действие на территории государства.

Органы законодательной (представительной) власти в Республике Беларусь:

• Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь;

• Советы депутатов (областные, районные, городские, поселковые, сельские).

Исполнительная власть.

Исполнительная власть - это  система полномочий и органов  государственной власти, реализующих  законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и  осуществление внутренней и внешней  политики государства.

Высший орган исполнительной власти - правительство; на региональном и местном уровне ее функции выполняют  органы местного управления и самоуправления.

Исполнительную власть в  государстве осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь. Это центральный орган государственного управления. Правительство в своей  деятельности подотчетно Президенту и  ответственно перед Парламентом. Оно  слагает свои полномочия перед вновь  избранным Президентом.

Состав Правительства: Премьер-министр  и его заместители, министры, председатели государственных комитетов, руководители иных республиканских органов управления.

Компетенция Правительства:

• разработка основных направлений  внутренней и внешней политики и  принятие мер по их реализации;

• проведение единой государственной  политики;

• разработка республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

• принятие мер по обеспечению  прав и свобод граждан, защите интересов  государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности  и общественного порядка, борьбе с преступностью;

• организация управления государственной собственностью.

Судебная власть.

Судебная власть - система  полномочий и государственных органов  по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в  соответствии с ней иных нормативных  правовых актов.

Структура судебных органов:

1) Конституционный Суд  Республики Беларусь;

2) общие суды (Верховный  Суд Республики Беларусь, областные,  городские, военные суды);

3) хозяйственные суды (Высший  Хозяйственный Суд Республики  Беларусь, областные и городские  хозяйственные суды).

Задачи судебных органов:

• защита конституционного строя Республики Беларусь, интересов  личности, общества и государства;

• правовое, гражданское  воспитание граждан.

Основные принципы правосудия:

• независимость судей  и их подчинение только закону;

• коллегиальность рассмотрения дел, состязательность и равенство  сторон в судебном процессе;

• гласность судебного  разбирательства;

• обеспечение обвиняемому  права на защиту;

• обязательность судебных актов для всех организаций и  граждан;

• неприкосновенность судей.

Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве  осуществляется Конституционным Судом  Республики Беларусь.

Контрольно-надзорные государственные  органы.

К ним относятся органы прокуратуры и Комитет государственного контроля.

Надзор за точным и единообразным  исполнением законов и иных нормативных  правовых актов осуществляют органы прокуратуры: прокуратура Республики Беларусь, областные, городские, районные, специализированные (транспортная, военная).

Государственный контроль исполнения республиканского бюджета, использования  государственной собственности, исполнения актов Президента, Правительства  и других государственных органов  осуществляет Комитет государственного контроля.

Местное управление и самоуправление.

Местное (территориальное) управление - управление делами местного (регионального) значения. Его осуществляют исполнительные и распорядительные органы и должностные  лица, которые назначаются центральными или иными вышестоящими государственными органами.

Информация о работе Политология - предмет и функции