Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:15, курс лекций
К концу 19 – начало 20 века складывается собственно политическое направление, политическая наука (ПОЛИТОЛОГИЯ).
Современная политология по своей структуре представляет единую науку и объединяет политическую философию, теорию внутренней и международной политики, политическую психологию, пол. астрологию и т.д.
1. Политология - предмет и функции
2. Становление и развитие политологии как науки. Задачи политологии
3. 3.Политические идеи эпохи Возрождения и буржуазных революций.doc
4. Политическая мысль Беларуси - история становления и развития
5. Политика - сущность и роль в развитии общества
6. Современная зарубежная политология - основные течения и концепции
7. Политическая власть - господство и его типы
8. Субъекты политики
9. Легитимность и эффективность политической власти
10. Теория разделения властей
11. Политическая система общества
12. Государственная власть - ее ресурсы и функции
13. Генезис, признаки, структура и функции государства
13. Сущность и принципы правового государства
14. Глава государства. Институт президенства
15. Парламент в политической системе - структура и подномочия
16. Высшие органы государственной власти в РБ
17. Местное управление и самоуправление
18. Правительство РБ
19. Судебная власть в РБ
20. Политические режимы
21. Демократический режим - основные черты и формы
22. Тоталитарный политический режим
23. Авторитарный политический режим
24. Политические партии - генезис, понятие и функции
25. Партийные системы их характеристика
26. Становление многопартийности в РБ
27. Общественные движения и организации
28. Типы и стили политического лидерства. Современные тенденции в развитии пол.лид
29. Политическое лидерство - понятие, основные теории и функции
30. Формы гос.правления - монархия
31. Формы гос. правления - республика
32. Формы территориального устройства государства
33. Конституция РБ об устройстве и правлении
34. Политическая элита - концепции и типология
35. Политическая элита - структура и механизмы
36. Политическая культура - сущность,структура,функции
37. Типология политической кльтуры,субкультура
38. Политическая социализация
39. Избирательное право - сущность,основные принципы. Абсентеизм
40. Мажоритарная избирательная система
41. Пропорциональная избирательная система
42. Сущность и виды референдумов
43. Избирательная система и практика в РБ
44. Социальное государство РБ
45. Глобальные проблемы современности
46. Политичекое поведение
47. Геополитика
48. Политические конфликты
49. Политическая идеология - понятие и функции
50. Консерватизм и неоконсерватизм
51. Либерализм и неолиберализм
52. Социал-демократия - теория и практика
53. ООН,ОБСЕ
54. Роль СМИ
55. Современные концепции международных отношений
56. Внешняя политика РБ
57. Политический процесс - сущность и структура
58. Политическая модернизация
59. Гражданское общество - сущность и принципы организации
3. Сферы отношений между
государством и личностью и
обществом регулируются не
4. Разделение властей, общественный контроль за их функционированием
5. Социальная основа –
это зрелое гражданское
Принципы правового
1. Принцип приоритета права.
Приоритет права означает:
а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона;
б) соединение общечеловеческих
нравственно-правовых ценностей (разумность,
справедливость) и формально-регулятивных
ценностей права (нормативность, равенство
всех перед законом) с организационно-
в) необходимость идеологически-
г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).
2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина.
Абсолютность (тотальность)
этого принципа состоит в том,
что все взаимоотношения
3. Принцип единства права
и закона. В правовом государстве
любой нормативно-правовой акт
должен не только по форме
и наименованию, но и по смыслу
и содержанию быть правовым. Это
означает, что он должен отражать
естественно-правовые начала, соответствовать
международно-правовым нормам
4. Принцип правового
К оглавлению
14. Глава государства. Институт президенства
Конституция не относит Президента
к системе органов
Требования к кандидатам:
1. Гражданин РБ по рождению
2. Возраст более 35 лет
3. Наделен избирательным правом
4. Постоянно проживает в РБ более 10 лет перед выборами
Полномочия:
1) определяя основные
2) Президент РБ. назначает
с согла¬сия Палаты
3) Президент РБ. вносит
в Палату представителей
4) Президент РБ определяет систему органов исп. власти, назначает руководителей республиканских органов гос. управления, определяет их статус;
5) Президент РБ имеет
право предсе¬дательствовать
6) Президент Республики
Беларусь формирует и воз¬
7) Президент Республики
Беларусь формирует Админи¬
8) Президент Республики
Беларусь назначает и осво¬
9) Президент РБ. имеет право
отме¬нять акты Правительства,
местных органов исполнитель¬
Президент Республики Беларусь на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории РБ.
Полномочия президента достаточно широки и касаются по сути всех направлений организации и осуществления государственной власти. На этом основании в научной литературе получило определение представления президента как о 4 власти.
Институт президенства – ведущий орган власти.
В условиях формирования социального
правового государства в
Институт президентства
был призван только легитимировать
политико-правовой статус правящей номенклатуры,
а не стать ведущим государственным
органом. Концепция президентской
власти была слабо разработана, а
ее введение не привело к коренному
изменению всего механизма
Редакция Конституции
Республики Беларусь, принятая на республиканском
референдуме 24 ноября 1996 года, закрепила
иную модель государственного устройства,
в которой институту
К оглавлению
15. Парламент в политической системе - структура и подномочия
Законодательная власть - это
система полномочий и представительных
органов государственной
Органы законодательной (представительной) власти в Республике Беларусь:
• Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь;
• Советы депутатов (областные, районные, городские, поселковые, сельские).
Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Состав Палаты представителей - 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются выборщиками (Советами депутатов) по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.
Депутат Палаты представителей осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, может быть одновременно членом Правительства.
Срок полномочий Парламента - 4 года. Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены в случае грубого нарушения Конституции и при отказе в доверии Правительству. Решения по этим вопросам принимает Президент страны.
Палаты собираются на две очередные сессии в год.
Палата представителей избирает из своего состава Председателя и его заместителя. Совет Республики также избирает из своего состава Председателя и его заместителя. Эти руководители Парламента ведут заседания и ведают внутренним распорядком Палат.
При Палате представителей функционируют Совет Палаты, постоянные комиссии, временные комиссии, депутатские группы. Совет Палаты является постоянно действующим органом, подотчетным Палате представителей. При Совете Республики функционируют президиум, а также постоянные (временные) комиссии.
Полномочия Парламента, процедура внесения и рассмотрения законопроектов, принятия законов, основные формы деятельности Палаты представителей и Совета Республики закреплены в главе 4 раздела IV Конституции Республики Беларусь.
К оглавлению
16. Высшие органы государственной власти в РБ
В Республики Беларусь в систему органов государственной власти входят:
1) Президент Республики Беларусь (президентская власть);
2) органы законодательной (представительной) власти;
3) органы исполнительной
власти (исполнительно-
4) органы судебной власти;
5) контрольно-надзорные органы
Эти институты олицетворяют единую государственную власть. В законах страны закреплен их статус, определены функции и полномочия в управлении обществом.
Президент Республики Беларусь.
Является Главой государства, гарантом Конституции страны, прав и свобод граждан.
Требования, предъявляемые к кандидату на должность Президента Республики Беларусь:
• гражданин Республики Беларусь по рождению;
• не моложе 35 лет;
• наделенный избирательным правом;
• постоянно проживающий
в Республике Беларусь не менее 10 лет
непосредственно перед
Порядок избрания и компетенция Президента, его освобождения и смещения закреплены в главе 3 раздела IV Конституции Республики Беларусь (ст. 79 - 89).
Законодательная власть.
Законодательная власть - это
система полномочий и представительных
органов государственной
Органы законодательной (представительной) власти в Республике Беларусь:
• Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь;
• Советы депутатов (областные, районные, городские, поселковые, сельские).
Исполнительная власть.
Исполнительная власть - это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики государства.
Высший орган исполнительной власти - правительство; на региональном и местном уровне ее функции выполняют органы местного управления и самоуправления.
Исполнительную власть в
государстве осуществляет Правительство
- Совет Министров Республики Беларусь.
Это центральный орган
Состав Правительства: Премьер-министр
и его заместители, министры, председатели
государственных комитетов, руководители
иных республиканских органов
Компетенция Правительства:
• разработка основных направлений внутренней и внешней политики и принятие мер по их реализации;
• проведение единой государственной политики;
• разработка республиканского
бюджета и отчет о его
• принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
• организация управления
государственной
Судебная власть.
Судебная власть - система полномочий и государственных органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов.
Структура судебных органов:
1) Конституционный Суд Республики Беларусь;
2) общие суды (Верховный Суд Республики Беларусь, областные, городские, военные суды);
3) хозяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, областные и городские хозяйственные суды).
Задачи судебных органов:
• защита конституционного строя Республики Беларусь, интересов личности, общества и государства;
• правовое, гражданское воспитание граждан.
Основные принципы правосудия:
• независимость судей и их подчинение только закону;
• коллегиальность рассмотрения дел, состязательность и равенство сторон в судебном процессе;
• гласность судебного разбирательства;
• обеспечение обвиняемому права на защиту;
• обязательность судебных актов для всех организаций и граждан;
• неприкосновенность судей.
Контроль за конституционностью
нормативных актов в
Контрольно-надзорные
К ним относятся органы
прокуратуры и Комитет
Надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов осуществляют органы прокуратуры: прокуратура Республики Беларусь, областные, городские, районные, специализированные (транспортная, военная).
Государственный контроль исполнения республиканского бюджета, использования государственной собственности, исполнения актов Президента, Правительства и других государственных органов осуществляет Комитет государственного контроля.
Местное управление и самоуправление.
Местное (территориальное) управление
- управление делами местного (регионального)
значения. Его осуществляют исполнительные
и распорядительные органы и должностные
лица, которые назначаются