Политология - предмет и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:15, курс лекций

Описание работы

К концу 19 – начало 20 века складывается собственно политическое направление, политическая наука (ПОЛИТОЛОГИЯ).
Современная политология по своей структуре представляет единую науку и объединяет политическую философию, теорию внутренней и международной политики, политическую психологию, пол. астрологию и т.д.

Содержание работы

1. Политология - предмет и функции
2. Становление и развитие политологии как науки. Задачи политологии
3. 3.Политические идеи эпохи Возрождения и буржуазных революций.doc
4. Политическая мысль Беларуси - история становления и развития
5. Политика - сущность и роль в развитии общества
6. Современная зарубежная политология - основные течения и концепции
7. Политическая власть - господство и его типы
8. Субъекты политики
9. Легитимность и эффективность политической власти
10. Теория разделения властей
11. Политическая система общества
12. Государственная власть - ее ресурсы и функции
13. Генезис, признаки, структура и функции государства
13. Сущность и принципы правового государства
14. Глава государства. Институт президенства
15. Парламент в политической системе - структура и подномочия
16. Высшие органы государственной власти в РБ
17. Местное управление и самоуправление
18. Правительство РБ
19. Судебная власть в РБ
20. Политические режимы
21. Демократический режим - основные черты и формы
22. Тоталитарный политический режим
23. Авторитарный политический режим
24. Политические партии - генезис, понятие и функции
25. Партийные системы их характеристика
26. Становление многопартийности в РБ
27. Общественные движения и организации
28. Типы и стили политического лидерства. Современные тенденции в развитии пол.лид
29. Политическое лидерство - понятие, основные теории и функции
30. Формы гос.правления - монархия
31. Формы гос. правления - республика
32. Формы территориального устройства государства
33. Конституция РБ об устройстве и правлении
34. Политическая элита - концепции и типология
35. Политическая элита - структура и механизмы
36. Политическая культура - сущность,структура,функции
37. Типология политической кльтуры,субкультура
38. Политическая социализация
39. Избирательное право - сущность,основные принципы. Абсентеизм
40. Мажоритарная избирательная система
41. Пропорциональная избирательная система
42. Сущность и виды референдумов
43. Избирательная система и практика в РБ
44. Социальное государство РБ
45. Глобальные проблемы современности
46. Политичекое поведение
47. Геополитика
48. Политические конфликты
49. Политическая идеология - понятие и функции
50. Консерватизм и неоконсерватизм
51. Либерализм и неолиберализм
52. Социал-демократия - теория и практика
53. ООН,ОБСЕ
54. Роль СМИ
55. Современные концепции международных отношений
56. Внешняя политика РБ
57. Политический процесс - сущность и структура
58. Политическая модернизация
59. Гражданское общество - сущность и принципы организации

Файлы: 1 файл

шпора1.docx

— 172.71 Кб (Скачать файл)

 К оглавлению 

9. Легитимность и эффективность  политической власти

 

Политическая власть - это  реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Функционирование политической власти осуществляется на основе принципов  эффективности и легитимности.

Эффективность власти - это  гарантированное проведение в жизнь  властных распоряжений в максимально  короткие сроки с меньшими издержками.

 

Критериями эффективности  являются:

-Достаточность оснований  власти и эффективное использование  ее ресурсов 

-Рациональность вертикального  и горизонтального строения власти 

-Действенный контроль  за выполнением властных распоряжений 

-Организационно-техническое  и кадровое обеспечение учета  и анализа властных приказов (каждый  должен стоять на своем месте).

-Наличие действенной системы  санкций, применяемых к объекту  власти в случае неповиновения  его приказам.

-Эффективная система самоконтроля  власти (главное место занимает  авторитет).

Эффективность власти во многом зависит от ее легитимности. Легитимность означает признание обществом законности существующих институтов власти и правомерности  принимаемых ими решений. В узком  смысле понятие легитимности характеризует  законность власти.

М.Вебер в легитимности власти видел гарантию стабильности общества. Общественный порядок может  сохраняться не только благодаря  законодательным нормам. Право обеспечивает в основном внешнюю гарантию стабильности. Внутренней гарантией устойчивости социальной системы становится признание  власти.

Легитимность может проявляться, например, как в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так  и в борьбе за господство определенных политических сил.

Легитимация - процедура общественного  признания какого-либо действия, события, факта, лица, призванная обеспечить политическое участие без принуждения.

Делегитимация - утрата доверия, лишение власти общественного кредита. Основными причинами ее являются: противоречия между ценностями в  обществе и интересами правящей элиты.

 

3 типа легитимности:

1) традиционное 

 В основе легитимизации  – традиция (обычай). Этот тип  основан на убежденности в  святости старых добрых традиций  и в незыблемости справедливости  и законности прав власти. Так  было – так есть – так будет, так должно быть. Это характерно для наследственной монархии, князей, вождей племен, чья власть освящена поколениями.

2) харизматическое 

(от греч. «Божий дар», «благодать») коренится в личной  преданности человеку – носителю  власти, что основано на вере  в исключительные качества этого  человека. В основе легитимизации  здесь особый дар человека  или полит. силы (партии) [чаще  – человека, лидера]. Власть связана  с верой в способности и  особый талант лидера. Здесь важно,  что и сам лидер, и члены  партии верят в эту особую  харизму. Этот тип господства  может либо превратиться в  своего рода светскую религию,  либо принять умеренные формы.

3) рациональное (легальное) 

основано на убежденности в том, что установленный порядок  – законный, а органы власти - полномочны. Люди подчиняются не правителю, а  закону, они – не подданные, а  граждане. Здесь законность и легитимность совпадают. При такой легитимизации  правление не личностное (или в  меньшей степени личностное), оно  становится институциональным. Главное  действующее лицо – бюрократия, воплощение законности и рациональности. Этот тип крепчает там, где сильнее  – тенденция быть ближе к закону. Легитимность обеспечивает нормальность правления, снижает уровень власти-силы, власти-могущества, «голой власти».

Вебер считал, что негде  нет этих типов в чистом виде, но он считал их идеальными.

Уровень легитимности - степень  подготовки гражданской власти.

Возможны кризисы легитимности, поэтому власть, уважая мнение общественности, обязано реальными делами поддерживать свою легитимность, умело использовать конституционные средства и методы преодоления кризиса тенденций  в различных сферах жизни.

 

 К оглавлению 

10. Теория разделения властей

 

Разделение властей —  политико-правовая теория, согласно которой  государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена ДжРазделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная  власть должна быть разделена на независимые  друг от друга (но при необходимости  контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескьё.

Некоторые европейские страны, а также Китай и Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме  того, учредительную и избирательную  ветви государственной власти.

 

 

История

Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались еще Аристотелем. В четвертой книге своего трактата «Политика» он формулирует идею разделения властей в государстве на три  части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей представляет отдельный орган.

Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с  именами Джона Локка и французских  просветителей, особенно Шарля Луи  Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого  принципа. Именно, начиная с этого  времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей  получает признание во многих государствах.

Дальнейшее развитие принципа разделения властей связано с  попытками расширить список ветвей власти, отразив современные тенденции. Так, наряду с законодательной властью  выделяется учредительная власть. Нередко  самостоятельный статус придается  контрольной и избирательной  власти.

В Советском государстве  господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная  власть понималось как власть Советов, то есть власть представительных по сути органов.

Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном  суверенитете РСФСР, а также закреплён  в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов  СССР и РСФСР.

Содержание и значение принципа разделения властей

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей  является одним из важнейших принципов  организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей  означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при  этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также  необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Политическое обоснование  принципа разделения властей состоит  в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить  сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении  единого органа государственной  власти либо должностного лица и тем  самым предотвратить произвол. Независимые  ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции  и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный  Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип  разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.

 

 К оглавлению 

11. Политическая система  общества

 

Политическая система  представляет собой сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством  политической власти. В самом общем  виде назначение политической системы  можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения  в разработке, принятии и осуществлении  социально-экономических и политических решений.

Политическую систему  определяют как совокупность государственных  и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп  и обеспечивающих их участие в  принятии политических решений государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы  и политические традиции.

Термин "политическая система" стал широко применяться в политологии, начиная с середины ХХ века. Главным  образом это было обусловлено  использованием системного подхода  для исследования политической жизни. Впервые его применил Т.Парсонс  для исследования общества. Согласно предложенной концепции общество представляет собой сложную социальную систему, состоящую из четырех основных подсистем: экономической, социальной, политической и культурной. Системный подход позволил более четко определить место  политики как относительно самостоятельной  сферы.

Политическая система - это  совокупность политических институтов, общественных структур, а также их взаимодействий, в которых реализуется  политическая власть и осуществляется политическое влияние. Понятие политической системы распространяется на всю  политическую жизнь и позволяет  представить политику как целостное  явление.

СТРУКТУРА:

В составе полит системы  общества функционируют в тесной взаимосвязи четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная  и политико-идеологическая.

 Институциональная подсистема  включает политические институты  и, прежде всего, формы политического  правления (республика, монархия), политические  режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы зак-ной,  исп-ной и судебной власти, политические  партии и движения, многочисленные  общественные организации, избирательную  систему и др. Этой подсистеме  принадлежит ключевая роль в  политической системе. Именно  здесь создается нормативно-правовая, определяющая условия, возможности и границы функционирования всей политической системы.

 Регулирующая подсистема  базируясь на принятых в обществе  политико-правовых нормах, отраженных  в конституции страны и других  законодательных актах, регулирует  формирование и деятельность  полит институтов и функционирование  полит системы общества в целом.  Исходной базой, на которую  опирается данная система, являются  не только политико-правовые нормы,  но и национальные, исторически  сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в обществе политические  взгляды, убеждения, принципы, воздействующие  на политическую систему общества.

Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования полит системы общества. Это прежде всего отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений  являются полит институты и организации, полит лидеры, представители полит  элиты, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за полит  власть: ее завоевание, удержание, реализацию.

 Политико-идеологическая  подсистема включает полит концепции,  теории, взгляды. Они лежат в  основе создания и развития  общественно-полит институтов, политико-правовых  норм, совершенствования полит отношений  и всей полит системы.

В политической науке существуют различные подходы к определению  типов

политических систем. Вот  некоторые из них:

* Марксистско-ленинская  концепция, суть которой заключается  в том,

 что авторы в основе  своей концепции положили принцип  классового

 подхода и форм собственности:

o Рабовладельческая;

o Феодальная;

o Капиталистическая;

o Социалистическая 

* Типы определённые Робертом  Далем это:

o Демократический;

o Авторитарный;

o Тоталитарный.

 Основой этой концепции  является анализ степени демократизации

 власти и механизмов  разрешения противоречий.

* Габриэль Алмонд определил  типы политических систем исходя  из

 анализа политической  культуры (именно на этом анализе  была

 основана его концепция), следующим образом:

o Англо–американский;

o Европейско–континентальный;

o Доиндустриальный.

* В.Е. Чиркин положил  в основу своей концепции анализ  способа

 управления обществом  и определил типы политических  систем так:

o Административный;

o Командный;

o Соревновательный.

 

*В зависимости от степени  политических изменений:

- традиционная

Устаревшие принципы организации  общества, неразвитость гражданства, общества, консерватизм в осуществлении изменений.

- модернизированная

Провозглашение в качестве общей для всех ее членов важнейших  принципов преодоления противоречий, порождающих наличие в обществе социальных контрастов.

Бывают открытые и закрытые политические системы.

ФУНКЦИИ:

1. Властная спецификация

2. Интеграция различных  элементов в единое целое

3. Сохранение и адаптация  политической системы

4. Взаимосвязь и взаимодействие  с экономической и социально  – политической средой, окружающей  средой

5. Регулирование социально  – экономической деятельности  в обществе, т.е. установление  таких способов поведения и  деятельности людей, групп и  организаций и их взаимодействие  между собой и государством, которое  обеспечило бы соблюдение общих  интересов и устойчивость общественных  отношений.

Информация о работе Политология - предмет и функции