Политология - предмет и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:15, курс лекций

Описание работы

К концу 19 – начало 20 века складывается собственно политическое направление, политическая наука (ПОЛИТОЛОГИЯ).
Современная политология по своей структуре представляет единую науку и объединяет политическую философию, теорию внутренней и международной политики, политическую психологию, пол. астрологию и т.д.

Содержание работы

1. Политология - предмет и функции
2. Становление и развитие политологии как науки. Задачи политологии
3. 3.Политические идеи эпохи Возрождения и буржуазных революций.doc
4. Политическая мысль Беларуси - история становления и развития
5. Политика - сущность и роль в развитии общества
6. Современная зарубежная политология - основные течения и концепции
7. Политическая власть - господство и его типы
8. Субъекты политики
9. Легитимность и эффективность политической власти
10. Теория разделения властей
11. Политическая система общества
12. Государственная власть - ее ресурсы и функции
13. Генезис, признаки, структура и функции государства
13. Сущность и принципы правового государства
14. Глава государства. Институт президенства
15. Парламент в политической системе - структура и подномочия
16. Высшие органы государственной власти в РБ
17. Местное управление и самоуправление
18. Правительство РБ
19. Судебная власть в РБ
20. Политические режимы
21. Демократический режим - основные черты и формы
22. Тоталитарный политический режим
23. Авторитарный политический режим
24. Политические партии - генезис, понятие и функции
25. Партийные системы их характеристика
26. Становление многопартийности в РБ
27. Общественные движения и организации
28. Типы и стили политического лидерства. Современные тенденции в развитии пол.лид
29. Политическое лидерство - понятие, основные теории и функции
30. Формы гос.правления - монархия
31. Формы гос. правления - республика
32. Формы территориального устройства государства
33. Конституция РБ об устройстве и правлении
34. Политическая элита - концепции и типология
35. Политическая элита - структура и механизмы
36. Политическая культура - сущность,структура,функции
37. Типология политической кльтуры,субкультура
38. Политическая социализация
39. Избирательное право - сущность,основные принципы. Абсентеизм
40. Мажоритарная избирательная система
41. Пропорциональная избирательная система
42. Сущность и виды референдумов
43. Избирательная система и практика в РБ
44. Социальное государство РБ
45. Глобальные проблемы современности
46. Политичекое поведение
47. Геополитика
48. Политические конфликты
49. Политическая идеология - понятие и функции
50. Консерватизм и неоконсерватизм
51. Либерализм и неолиберализм
52. Социал-демократия - теория и практика
53. ООН,ОБСЕ
54. Роль СМИ
55. Современные концепции международных отношений
56. Внешняя политика РБ
57. Политический процесс - сущность и структура
58. Политическая модернизация
59. Гражданское общество - сущность и принципы организации

Файлы: 1 файл

шпора1.docx

— 172.71 Кб (Скачать файл)

 

 К оглавлению 

12. Государственная власть - ее ресурсы и функции

 

Государственная власть - это  важнейший атрибут государства, наделённый властными функциями  по управлению страной. В современном  демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Её источник – не божественная воля и не харизматические  свойства правителя, а суверенитет  народа; его волей, выраженной в конституции  страны, определяется характер государственной  власти и формы её осуществления.

Необходимым условием укрепления и развития государственной власти являются законность, единообразное  и неуклонное исполнение законов  которые издаются органами и должностными лицами государства, а также гражданами и общественными организациями. Таким образом, государственная  власть относится к числу необходимых  и специальных средств для  управления страной, принятия и приведение в жизнь законов, предназначенных  для урегулирования отношений как  в самом государстве, так и  на международном уровне.

Ресурсы власти – это средства, которыми субъект политических отношений  влияет на объект политических отношений  для достижения поставленных целей.

Экономические ресурсы –  материальные ценности – деньги, техника, земля, полезные ископаемые, необходимые  для процессов производства и  потребления.

Социальные ресурсы –  группы и слои общества, чья поддержка  необходима власти для проведения своей  политики.

Культурно-информационные ресурсы  – знания, информация и средства их распространения – средства массовой информации, система образования, культурные учреждения и т. д.

Принудительные ресурсы  – оружие, армия, суд, прокуратура, полиция, силовые ведомства.

Демографические ресурсы  – основа воспроизводства всех остальных  видов ресурсов власти – люди.

 По направленности  функции государства подразделяются  на внутренние и внешние. Внутренние  функции нацелены на решение  внутренних задач страны, показывают  степень активности воздействия  государства на данное общество, а внешние - на установление  и поддержание определенных отношений  с другими государствами. Внутренние  и внешние функции тесно связаны  между собой, взаимно дополняют  друг друга. 

Среди внутренних можно выделить блок охранительных функций - охраны существующих форм собственности, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны природы  и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие функции.

 

 Охрана существующих  форм собственности - В демократических  обществах действует принцип  равной правовой защиты всех  форм собственности. 

 Охрана правопорядка - важнейшая и необходимая функция  любого государства, вытекающая  из потребностей общества. В демократическом  государстве на первый план  выдвигается охрана прав и  свобод граждан, без чего невозможен  подлинный правопорядок. Поэтому  данная функция модифицируется  и становится функцией охраны  Прав и свобод граждан и  правопорядка.

Функция охраны природы и  окружающей среды выдвинулась в  последние десятилетия в число  основных. Экологически агрессивное  производство стало агрессивным  и по отношению к человеку, его  здоровью. А потому государство вынуждено  заниматься этой деятельностью.

 Вторая половина XX столетия  характеризуется тем, что в  развитых странах мира в число  основных стала входить экономическая  функция. Теперь государство вмешивается  в экономику, определяет темпы  ее роста, устанавливает пропорции  между отдельными ее отраслями.  Возникли государственный сектор  экономики, т. е. государственная  собственность, и государственное  управление предприятиями и организациями,  на ней базирующимися. Современное  государство способно прогнозировать  и гибко регулировать экономические  процессы в масштабе всей страны.

С экономической тесно  связана социальная функция государства. Она многообразна по содержанию и  масштабна по объему государственной  деятельности. Главное ее назначение - устранить или смягчить возможную  социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.

В последние десятилетия  многие передовые государства мира активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постоянно  расширяется сфера научно-технических  исследований, проводимых на государственной  основе. Это вызвано тем, что современные  масштабы научных исследований и  экспериментальных работ очень  сильно возросли. Поэтому государство  берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью  оплачивает расходы по фундаментальным  теоретическим исследованиям.

Внешними функциями государства  традиционно являлись защита страны от нападения извне; ведение захватнических войн; обеспечение дипломатических  отношений. В наше время в связи  с формированием мирового рынка  активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развивается  коллективная безопасность, создаются  международные миротворческие вооруженные  силы. Все это и обусловило появление  соответствующих внешних функций.

 

 К оглавлению 

13. Генезис, признаки, структура  и функции государства

 

Государство - особая организация  власти.

Госуда́рство — это  политическая организация общества, призванная его охранять и обслуживать, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным  аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления нормы и обладает суверенитетом.

Оно во многом обеспечивает целостность общества и выступает  как немалая сила, выражающая и  символизирующая общество в целом. Государство является важнейшей  политической силой, обеспечивающей организованность общества, наличие в нем определенного  порядка.

Вопрос о происхождении  государства был предметом дискуссии  в течение долгих столетий.

Первые формы институтов власти и первые общеобязательные нормы  поведения сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных  институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу.

Существуют несколько  теорий, которые объясняют происхождение  государства.

Теологическая теория

Получила распространение  в 13 веке благодаря деятельности Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления как Божественной воли, так и воли человеческой. Плюсы  данной теории заключаются в том, что она объясняет идеал государственной  власти, которая сообразовывает свои решения с высшими религиозными принципами, что налагает на неё  особую ответственность и поднимает  её авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного  порядка, духовности.

Патриархальная теория

От слова патриарх —  родоначальник. В данной теории государство  трактуется как закономерный этап развития (разрастания) семьи, при этом понятие  государство не приравнивается к  понятию семья. По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая, завершенная  форма общения (развития по схеме  семья-селение-государство), в целях  достижения общего блага. Он расценивал всякое выступление против абсолютной власти монарха как греховное  нарушение божественного порядка  властвования и божественно установленной  формы отцовской власти в государстве. Плюсы данной теории заключаются  в том, что аналогия государства  с семьей возможна, так как структура  современной государственности  возникла не сразу, а развивалась  из простейших форм, и формировала  уважение к государственной власти. Минусы в упрощении процесса происхождения  государства, к тому же существуют версии, согласно которым семья возникла практически параллельно с возникновением государства.

Договорные концепции  происхождения государства

В основе данных концепций  лежат естественноправовые представления  о договорном происхождении государства. Следовательно государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания, по которому люди часть своих прав, присущих им от рождения, передают государству  как органу, представляющему их общие  интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека

Органические концепции  происхождения государства

В основе данных концепций  лежат представления о государстве  как о живом организме, продукте социальной эволюции (по аналогии с  эволюцией биологической) в котором  более важному органу соответствует  более высокий статус и более  значительная власть в органической системе общества и государства. В таких социальных организмах в  процессе борьбы и войн (естественного  отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления, при этом данный социальный организм поглощает своих  членов

Насильственные концепции  происхождения государства

В основе данных концепций  лежат представления о возникновении  государства, как результата насилия (внутреннего или внешнего), например, путём завоевания слабых и беззащитных  племен более сильными и организованными, то есть государство является не итогом внутреннего развития, а навязанной извне силой, аппаратом принуждения.

Психологические концепции  происхождения государства

В основе данных концепций  лежат представления о возникновении  государства в связи со свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением  к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться  в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться.

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА:

1.Наличие особой публичной  власти, которая воплощается в  государственных органах, выступает  как государственная власть; ее  осуществление особым слоем людей,  выполняющих функции управления  и принуждающие и составляющие  аппарат государства, который  наделен государственно – властными  полномочиями

2.Территориальная организация  населения, т.е. гос. власть  осуществляется в рамках определенной  территории и распределяется  на всех людей, проживающих  на ней

3.Государственный суверенитет,  т.е. независимость государственной  власти от другой иной власти  внутри страны и во вне 

4.Государство издает законы  для всего населения

5.Государство не может  существовать без права, т.к.  оно юридически оформляет государственную  власть и делает ее легитимной

6.Государственная организация  предполагает сбор налогов с  населения, взыскиваемых в обязательном  порядке.

 Т.о. государство может  определить как особую организацию  политической власти общества, располагающую  специальным аппаратом принуждения,  выражающую волю и интересы  господствующего класса или всего  народа.

СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВА:

1.Ассоциация (общность) граждан,  проживающих на определенной  территории

2.Особый аппарат управления  обществом

3.Санкционированные государством  нормы общественных отношений.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА:

1.Внутренние – главные  направления деятельности государства  в пределах данной страны, характеризующие  внутреннюю политику государства:

* политическая функция  – осуществление властных полномочий  и поддержание политической стабильности  в обществе, реализация политического  курса

* организаторская – обеспечивает  взаимодействие всех звеньев  общественной системы

* экономическая – стимулирование  и регулирование экономической  жизни

* правовая – установление  правовых норм, поддержание правопорядка  и законности в обществе

* социальная – удовлетворение  материальных и духовных потребностей  граждан, регулирование общественных  отношений, гуманизация

* культурно – воспитательная  – охрана и обогащение историко  – культурного и духовного  наследия общества, совершенствование  условий

* регулятивная – характеризует  роль государства в организации  общественного производства, развитии  экономики страны, создание необходимых  условий для формирования личности

2. Внешние проявляются  во внешнеполитической деятельности  государства, его взаимоотношениях  с другими странами.

 

 К оглавлению 

13. Сущность и принципы  правового государства

 

Правовое государство  есть форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности. Формирование правового государства – гарантия поступательного развития и углубления демократии, которая может существовать только при господстве закона, что  связывает воедино все меры в  области развития и применения права, придает им общую направленность.

Признаки правового государства:

1. Приоритет правовой личности, равная ответственность и обязанность  государства перед гражданами  и гражданами перед государством

2. Верховенство гуманистических  законов (запрещено все, что  не разрешено законом)

Информация о работе Политология - предмет и функции