Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 13:53, шпаргалка
1. Структура политического знания. Политология и другие общественные науки.
Люди издавна интересовались политикой, не одно тысячелетие постигая различные аспекты этого сложнейшего общественного феномена. Однако в зависимости от уровня развития общества, характера собственных потребностей, а также уровня развития знаний люди отображали политический мир с разной степенью глубины и в разных формах, в частности в форме мифов, идеологий, религиозных и научных воззрений.
ОТВЕТЫ ПО ПОЛИТОЛОГИИ
ДЛЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ В АСПИРАНТУРУ
1. Структура политического знания. Политология и другие общественные науки.
Люди издавна интересовались политикой, не одно тысячелетие постигая различные аспекты этого сложнейшего общественного феномена. Однако в зависимости от уровня развития общества, характера собственных потребностей, а также уровня развития знаний люди отображали политический мир с разной степенью глубины и в разных формах, в частности в форме мифов, идеологий, религиозных и научных воззрений. Многовековая история человечества позволило выделить три основных способа (формы) постижения человеком мира политики.
На обыденном уровне познания рядовой гражданин создает тот первичный, фоновый облик политики, который позволяет ему приспосабливаться к политически организованному сообществу, находить совместимые с собственными целями способы взаимоотношения с властью и государством. Обыденное сознание рисует «естественную» картину политики на основе индивидуального эмпирического опыта и традиционно сложившихся идей, обычаев, стереотипов. Именно этот тип мышления порождает всевозможные мифы, утопии, вероучения и иные аналогичные формы мысли о политике.
Высшая форма специализированного отражения политики научно-теоретическая. Специфика научно-теоретического познания, отображения мира политики состоит в рационально-критическом осмыслении политической действительности и создании такой картины политики, которая описывала бы и объясняла данное явление в целом. По сути – это форма абстрактного мышления.
Третьей специфической формой отображения политики является технологическое отражение. В определенном смысле оно служит качественной разновидностью научного сознания, формирующейся для решения конкретной политической задачи и представляющей науку как особое «искусство», «ремесло», «мастерство».
Три формы политического познания позволяют выделить и три формы политического знания: обыденную, научно-теоретическую и технологическую.
Кроме того, в зависимости характера политического знания выделяют: объективное (адекватно отражающее реальное политические процессы и явления и не зависит от сознания людей) и нормативное знание (даёт оценку политическим институтам, процессам, явлениям, определяёт образцы должного поведения людей, ведёт поиск наиболее эффективных методов управления и т.д.). Обыденное знание включает дескриптивные (описательные) и каузальные знания. Первые представляют собой научное описание реальных событий и фактов (статистические данные, результаты опросов, наблюдений т.п.). Вторые, каузальные знания, раскрывают причинно-следственные связи между различными социальными и политическими явлениями. Эта часть знаний опирается на эмпирические данные и подлежит верификации.
Политология – общая, интегральная наука о политике во всех её проявлениях и взаимоотношении с человеком и обществом.
Являясь единой по своей сути наукой, политология внутренне дифференцирована и включает целый ряд более частных дисциплин, отражающих отдельные аспекты, стороны политики и её взаимоотношение с обществом. По разным оценкам в ее структуру входят от 20 до 40 частных дисциплин, или субдисциплин, начиная от относительно традиционных - политическая история и география и заканчивая уж такими новейшими областями, к каковым относятся политическая статистика и информатика или политическая экология и биополитика.
К исследованию политики, однако, имеют отношение не только политология, но и другие области гуманитарного знания: философия, социология, политическая экономия, психология, география, юридическая наука (которой мы коснемся позднее) и другие науки. Понятия и категории, разрабатываемые на других уровнях общественного знания, не механически переносятся в сферу политологии, а наполняются там новым содержанием. Так, например, проблема сознания в социологии исследуется как проблема группового сознания, в теории государства и права - как проблема правового сознания, а в политологии - как проблема политического сознания.
2. Генезис политических идей в истории человеческой цивилизации. Общественно политические теории XIX века.
Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.
Видное место в истории политической мысли античности занимают взгляды Платона (427-397 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), Цицерона (106-43 гг. до н. э.). Особое внимание они уделяют разработке проблем правового равенства и поиску идеальной формы государства.
Политическая мысль средневековья также пронизана заботой о поиске основ устойчивого порядка, умеренных форм правления, требованием законопослушания. В средневековье власть осмысливается как осуществление божьего промысла. Повиновение государственной власти - одно из основных требований христианской морали.
Наиболее развитое учение об общественном устройстве в эпоху средневековья предложили Августин Аврелий (354-430 гг.) и Фома Аквинский (1224-1274 гг.). Епископ Августин выдвинул учение о двух градах: божественном и человеческом. Согласно этому учению все люди принадлежат к одному из этих «градов». Человеческий град - это град проклятых Богом людей, нечестивцев, которые обречены на погибель. Град божий или Божье царство образуют праведники, которые предопределены к спасению. С приходом Христа и созданием христианской церкви «град Божий» реализуется через деятельность церкви. Отсюда проистекает получившая широкое распространение в средневековье идея господства церкви над государством, духовной власти над светской.
Политическая мысль эпохи Возрождения и периода буржуазных революций.
С началом нового времени религиозная концепция политики довольно быстро потеряла свое влияние в науке, а затем и в практической политике. Им на смену неизбежно пришли новые идеи и концепции, в частности, возникла система взглядов на государство, общество, личность, которая получила название гражданской концепции. Ее отправной точкой являлся индивид-гражданин, а государство стало рассматриваться как независимая организация, необходимая для защиты и безопасности людей.
В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии политической мысли сыграл итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527). Он рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, юстиции, учреждений, законов. Он считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Отсюда следовал вывод, что в политике цель оправдывает средства.
В эпоху зарождения капиталистических отношений в Западной Европе развитие политической мысли связано с целой плеядой таких философов, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ш. Монтескье, М. Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др.
Одним из основоположников теории общественного договора является английский мыслитель Толще Гоббс (1588-1679): люди согласились передать все свои права монарху и подчиниться в обмен на закон. Политика и ее носитель, государство, по мнению Гоббса, учреждаются людьми путем договоренности между собой, индивиды доверяют единому лицу, верховной власти над собой.
Политическая теория английского философа Дж. Локка (1632-1704): предвосхитил идею правового государства, так как, по его мнению, именно закон является главным инструментом сохранения и расширения свободы личности. «Там, где нет законов, там нет и свободы». Он сформулировал в качестве главной цели государства - сохранение свободы собственности, отстаивал принцип разделения властей.
Среди мыслителей либерального направления видное место занимает французский мыслитель Шарль Луи де Монтескье (1689-1755). Он раскрыл в основных принципах формы государственного правления (добродетель-демократия, умеренность-аристократия, честь-монархия, страх-деспотия), свойственные определенному историческому периоду. Теория разделения властей - второе достижение Монтескье.
На рубеже XVIII-XIX вв. происходит трансформация гражданской концепции политики в социальную политическую концепцию. Эти изменения, в частности, проявились в смене приоритетов: отправной точкой политики провозглашается теперь не индивид, а социальная группа, например, класс или нация; при анализе государства акцент переносится с закона на историю – государство теперь рассматривается с точки зрения его развития; усиливается интерес к экономическим проблемам жизни.
Важное место в развитии теории политики занимает учение Гегеля (1770-1831) о гражданском обществе и правовом государстве, которое рассматривается во взаимной связи с социально-экономической сферой и политикой. Он создал основы теории групповых интересов, которые рассматривал в качестве основы гражданского общества. Единство общества может быть достигнуто путем согласования различных интересов, а следовательно, с помощью группового представительства в верховных органах власти. Идеалом своим Гегель считает конституционную монархию, выражающую завершение абсолютной идеи права.
Таким образом, основные доктрины политической мысли эпохи Возрождения и периода буржуазных революций следующие:
1) теория народного
суверенитета возникла и
2) теория правового государства:
а) учение о естественных правах личности, которые не зависят от государственного признания;
б) необходимость гарантий прав личности;
в) связь государства и его органов с законами, правом, стоящим над государством;
г) связь с доктриной разделения властей. 3) теория разделения властей:
а) три власти - законодательная, исполнительная, судебная - должны осуществляться разными специфическими органами власти;
б) все сферы государственной деятельности только в рамках закона;
в) общедемократические принципы: закон принимается только представительной властью, исполнительная власть не может изменить законы; суд - независимый.
Значительный вклад в развитие политической мысли внесли представители утопического социализма XVI-XIX столетий, родоначальником которого был английский мыслитель Томас Мор (1478-1535). В своей книге «Утопия» (место, которого нет) он впервые подвергает критике существующий строй в Англии и представляет картину нового общества. В этом обществе господствует общественная собственность на основе коллективной организации труда и распределения, демократическое управление, равенство и справедливость, созданы условия для разностороннего развития личности.
В развитии утопического социализма выделяются три этапа: ранний, охватывающий XVI-XVIII вв. Его представители Т. Мор (Англия), Т. Кампанелла (Италия) и др.
Второй этап совпадает с утверждением капитализма и связан с именами выдающихся мыслителей: Анри Сен-Симона и Шарля Фурье (Франция), Роберта Оуэна (Англия).
Третий этап утопического социализма второй половины XIX столетия в основном представлен русскими революционерами-демократами Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, В. Г. Белинским, А. Г. Герценом и другими. В отличие от западных мыслителей русские революционные демократы стояли на позициях революционного преобразования общества, призывали к борьбе с царской монархией и установлению демократической республики, утверждению народовластия на базе крестьянской общины.
В конце XIX века в развитии политической мысли начинается новый этап, когда происходит процесс выделения политологии в самостоятельную науку, на базе которой формируются различные течения политической мысли. Вопрос о власти, формах государственного правления приобретает важное значение в политической жизни того времени, что и определило необходимость формирования политологии как самостоятельной науки о политике.
Марксистская концепция политики
Основоположниками материалистического учения о политике и власти были Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).
Марксистская теория системы политических отношений включает в себя следующие положения:
1) политические
отношения появляются на
2) политика выступает
не только как отражение
3) государство есть продукт классовых противоречий и служит интересам экономически господствующего класса. Это положение К. Маркс обосновал в работе «Капитал», подчеркивая особую роль насилия в возникновении первого классового разделения и появления государства;
4) экономически господствующий класс - он и политически и идеологически господствующий класс;
5) на основании
такого понимания сущности
6) анализ общественного положения классов, слоев и социальных групп является исходным пунктом для понимания политического поведения масс, их интересов, отдельных лидеров;
7) политика в марксизме рассматривается лишь в конечном счете подчиненной экономике, и в то же время она имеет относительную самостоятельность и влияет на экономические отношения, убыстряя или замедляя ход экономических процессов.