Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 13:53, шпаргалка
1. Структура политического знания. Политология и другие общественные науки.
Люди издавна интересовались политикой, не одно тысячелетие постигая различные аспекты этого сложнейшего общественного феномена. Однако в зависимости от уровня развития общества, характера собственных потребностей, а также уровня развития знаний люди отображали политический мир с разной степенью глубины и в разных формах, в частности в форме мифов, идеологий, религиозных и научных воззрений.
Марксистские традиции в исследовании политической жизни в конце XIX в. в XX столетии находят свое выражение и развитие в двух основных направлениях: революционном и реформистском.
В XIX столетии наряду с марксистской получили широкое развитие и другие концепции политологии, обогатили ее новыми положениями и выводами. Во второй половине XIX столетия известность приобрела теория завоевания Людвига Гумпловича (1838-1909) - представителя социального дарвинизма. Согласно его теории общественная жизнь изначально представляет беспощадную и непрекращающуюся борьбу между группами людей. В начале истории вражда разделенных расово-этническими признаками орд привела к порабощению одних из них другими и к возникновению государства, при котором на смену борьбе между ордами приходит борьба между сословиями, классами и партиями. Конфликт между государствами - неизбежный спутник человеческого существования.
Видное место среди представителей позитивистского направления занимает Герберт Спенсер (1820-1903), который в своей работе разработал теорию социальной обусловленности власти. Он считает, что в процессе своего развития общество эволюционирует от войны к миру, от военного к промышленному (индустриальному) состоянию. Спенсер предполагал, что в будущем может возникнуть федерация высших наций, которая в качестве верховной власти запретит войны между народами. Он также полагал, что в основе общественных отношений лежит не взаимная ненависть людей, а их сотрудничество (кооперация). Эволюция общества способствует подавлению агрессивных инстинктов людей и возникновению нового типа человека, который сможет гармонично сочетать удовлетворение своих личных и общественных потребностей.
Основные направления и школы политической мысли XX – начала XXI столетия.
Политическая мысль в XX в. развивалась по трем основным направлениям: академическое направление, социально-философские теории, а также идеологические концепции, имеющие ярко выраженную практическую направленность.
Академическое направление возникло в США я начале XX в. в университетской среде и связано с утверждением политической науки в качестве самостоятельной академической дисциплины. В Европе исходные предпосылки этого направления формулировались М. Вебером, В. Парето и др.
Социально-философские теории представлены теориями индустриального, постиндустриального, информационного общества, «критической теорией» неомарксистов и др.
Собственно идеологическое направление политической мысли (либеральные, консервативные, социалистические, радикалистские и др. теории).
Политическое учение Макса Вебера. Он разработал и теорию демократии, центральным звеном которой стало учение о механизме социального контроля над обособленным от общества бюрократическим аппаратом. Главное внимание он уделял технике отбора политической элиты, которая должна подчинять себе бюрократию. Здесь им разработаны две взаимосвязанные проблемы: типология господства и способы легитимизации (признание законности) этих типов господства.
М. Вебер рассматривал господство как монопольную власть, а последнюю - как способность навязывать свою волю с помощью обязывающих приказов. Господство, по Веберу, - это узаконенное насилие, которое бывает трех типов: традиционное, харизматическое и легальное. Традиционное господство основано на обычае. Для его легитимизации нужна вера людей в законность власти. Это сословное господство. Харизматическое господство опирается на личную преданность людей политическому лидеру. Легитимизация здесь происходит благодаря вере в особые политические качества вождя. Легальное господство основано на праве. Способ его легитимизации - вера в рациональность норм, обязывающих одних людей подчиняться другим. Бюрократия является идеальным типом легального господства, воплощением рациональности власти.
Разработанное М. Вебером учение о бюрократии не потерял» своего значения и в настоящее время. Он считал, что ее общими чертами являются: а) неизменные методы руководства; б) четкое распределение функций; в) иерархия властных полномочий; г) коллективная (государственная) собственность на средства осуществления власти и служебные места; д) кругообращение документов. Условиями занятия любой должности в этом аппарате власти являются: назначение, выполнение определенных обязанностей, наличие необходимой квалификации, постоянство служебной деятельности, платность.
Теории политических элит Г. Моски, В. Парето. Р. Михельса. Их взгляды относят к «макиавеллистской» школе, поскольку считается, что впервые элита как правящая группировка в обществе рассматривалась в работах их соотечественника Макиавелли.
Г. Моска утверждает, что власть всегда находилась и должна находиться в руках меньшинства. Когда она переходит из одних рук в другие, то переходит от одного меньшинства к другому, но никогда от меньшинства к большинству. Это правящее меньшинство автор называет господствующим классом, элитой. Политический прогресс состоит в переходе власти от одной правящей элиты к другой. Каждая элита правит путем распространения той идеологии, которая отвечает задачам ее власти.
Г. Моска указывает на две тенденции в истории государств: аристократическую и демократическую. В первом случае власть находится у замкнутых элит, во втором - у элит, исходящих из масс. Выборы - это способ обновления элит.
В. Парето рассматривает элиту как группу прирожденных руководителей нации, как людей, наделенных выделяющимися на общем фоне качествами. Элита делится на правящую и неправящую (контрэлиту), которые ведут между собой борьбу за власть с помощью мобилизации масс. Существует два типа элит — «львы» (жесткие, решительные руководители, опирающиеся на силу в управлении) и «лисы» (гибкие руководители, использующие методы переговоров, уступок, убеждения). Развитие общества происходит путем циркуляции или круговорота элит. Доминирующим качеством правящей элиты служит способность управлять людьми, подчеркивает В. Парето. Индивиды, наделенные такой способностью, манипулируют массами с помощью обмана или насилия. Если элита не обновляется, то она деградирует, что ведет к революции, в ходе которой происходит смена состава правящей группы.
Р. Михельс является одним из основателей политической социологии. Роберт Михельс открыл закон, управляющий всеми социальными организациями, и назвал его «железным законом олигархии». Согласно этому закону, человеческая общественная жизнь невозможна без наличия крупных организаций, руководство которыми не может осуществляться всеми их членами. В государственной организации, а также в партиях, профсоюзных и иных общественных организациях, церкви и власть концентрируется в руках тех, кто способен к управлению. Даже в партиях рядовые массы, неспособные к управлению, выдвигают вождей, которые со временем отрываются от рядовых членов и превращаются в партийную элиту. Участие рядовых членов в руководстве ее невозможно, а так как партия - это общество в миниатюре, то в обществе тем более невозможно участие всех граждан в управлении государством.
Теории макиавеллистской школы были распространены в Италии, Германии, Франции между Первой и Второй мировыми войнами. Но широкая известность пришла к ним на американском континенте.
Чарлз Мерриам как основоположник чикагской школы политических исследований. Ч. Мерриам (1874—1953) является одним из создателей современной политической науки. В течение 17 лет он возглавлял отделение политической науки в Чикагском университете, в рамках которого сформировалась чикагская школа политических исследований. С именем Мерриама связывают представление о политической науке как науке о политическом поведении. Его работа «Новые аспекты политики» послужила началом развития поведенческого (бихевиористского) направления в исследованиях политических процессов. Суть которого – политология должна изучать непосредственно наблюдаемое политическое поведение людей при помощи строго научных, эмпирических методов.. т.е. превращение политологии в строго научную дисциплину. Важнейшие из принципов научности теории – верификация (проверка опытом) и эксплицитность – ясность используемых категорий и концепций.
Помимо решения методологических вопросов новой науки, Мерриам изучал вопросы политической власти и теории демократии, исследовал с помощью новых методов американскую партийную систему и политическое лидерство.
Политическая психология Гарольда Лассуэлла. Г. Лассуэлл (1902— 1978) является еще одним виднейшим представителем чикагской школы, учеником Ч. Мерриама, сторонником бихевиористского подхода к политической науке. Лассуэлл стремился к созданию такого интегрированного политического знания в рамках политической науки, которое было бы ориентировано на полевые исследования, широко использовало методы социальной психологии и психоанализа при изучении политического поведения. В работе «Психопатология и политика» им исследовалось влияние скрытых, подсознательных побуждений на политическую активность личности.
Лассуэлл разработал типологию политических личностей, определил типы политиков. Г. Лассуэлл, объясняя стремление к политическому лидерству, выдвинул в свое время так называемую компенсационную теорию. Суть ее заключается в утверждении, что стремление человека к власти есть отражение его низкой самооценки, что при помощи власти такая личность стремится компенсировать низкую самооценку, повысить свой престиж и преодолеть чувство собственной физической или духовной неполноценности. Рассматривая власть на любом уровне как производную от индивидуальных отношений,
Лассуэлл пересмотрел свои ранние представления об элитах как главных субъектах политики и пришел к выводу, что главная фигура в политике — политические личности. Он видит главную задачу политической науки в том, чтобы исследовать вопрос о распределении ценностей в обществе, ибо к этому вопросу сводится специфика политической деятельности. Если в экономической сфере общества производятся материальные ценности, а в сфере культуры — духовные, то в политической сфере ценности не производятся, а распределяются. Тот, кто распределяет ценности, тот и обладает властью.
Лассуэлл рассмотрел вопросы пропаганды и роли средств массовой коммуникации в оформлении, распространении и воспроизводстве политической власти. Пропаганду Лассуэлл трактовал как продуманный отбор символов, распространяемых с целью оказать влияние на поведение масс.
Теории авторитаризма и тоталитаризма X. Арендт, К. Фридриха, 3, Бжезинского, Л. Шапиро, Р. Арона. Теории авторитаризма появились еще в XIX в. (Ж. де Местр). В дальнейшем с развитием индустриального общества авторитаризм стал рассматриваться как мощное средство модернизации общества «сверху» силами авторитарной власти, при определенных условиях способный как к демократизации режима, так и к ужесточению политики и переходу к диктатуре.
Теории тоталитаризма сложились в 50-е гг. XX в. путем анализа и обобщения опыта трех политических режимов — фашистской Италии, нацистской Германии и СССР периода сталинизма. Разработку теории тоталитаризма вели К. Фридрих и 3. Бжезинский. Они выделяли 6 признаков этого явления (главные из них — огосударствление политической жизни, тотальный контроль со стороны государства за политикой и идеологией, использование мощного репрессивного аппарата и др.).
Общая теория конфликтов К. Боулдинга, А. Раппопорта, Д. Эптера, Гидденса. После Второй мировой войны в общественной науке началось активное исследование конфликтов, прежде всего в области психологии. Почти параллельно такие исследования начали проводиться в социологии, экономической науке и в области политической науки. Вскоре сложилась общая теория конфликтов, задачей которой была разработка модели, пригодной для каждого отдельного случая.
Известный английский социолог Антони Гидденс рассмотрел вопрос о связи противоречий и конфликтов. Согласно Гидденсу, противоречия — это объективно существующие различия в системе отношений. Но противоречия не всегда влекут за собой конфликты. Для превращения противоречий в конфликт необходимо осознание этих противоречий, соответствующая мотивация поведения. Теория Раппопорта позволила систематизировать многообразные конфликты и свести их к трем типам: «война», «игра» и «спор». Эти типы конфликтов отличаются разной степенью напряженности, разными средствами и возможностями в плане регулирования. Д. Эптер добавил к этой классификации еще и «повод» конфликта. Согласно добавлению Эптера, конфликты типа «война» возникают по поводу ценностей, типа «игра» — по поводу интересов, типа «спор» — по поводу предпочтений.
Европейская школа в изучении конфликтов: М. Дюверже, Д. Дойч Р. Дарендорф, И. Галтунг. В отличие от сциентистской теории конфликтов американской школы политического анализа, европейский подход к конфликтам опирался на длительную традицию, был очень широко представлен.
Р. Дарендорф (род. в 1929)—немецкий социолог и политический деятель, создатель теории социального конфликта. Согласно Дарендорфу, наличие господства и подчинения в современном обществе ведет к конфликтам. Дарендорф считал, что конфликты в обществе представляют собой вполне нормальное, закономерное.
Исследования в области международных отношении. Исследования в области международных отношений и конфликтов представляют одно из направлений в развитии политической научной мысли XX в. Классиком американской политической мысли в этой области является Ганс Моргентау (1904—1982). Его научная карьера связана с Чикагским университетом. Он является одним из отцов-основателей школы «политического реализма». Главная концепция, разработанная Моргентау, — «Концепция «интереса», определяемого в терминах силы (влияния). Международная политика, как и любая политика, считал Моргентау, есть борьба за влияние. Любая политика стремится либо к сохранению мощи, либо к усилению мощи, либо к демонстрации мощи. Этим трем образцам политики соответствуют и три типа международного поведения (сохранение статус-кво, политика империализма и политика поддержания престижа).