Современный статус и роль прокуратуры РФ в системе государственных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Конституционная неопределенность роли и места прокуратуры в системе государственной власти не только породила множество предположений о ее дальнейшей судьбе, но и привела к тому, что сегодня многие рассуждают о целесообразности ее дальнейшего существования как единой и централизованной системы органов, осуществляющих надзор за реализацией законов и обеспечивающих режим законности в стране.
Социально-экономические преобразования в Российской Федерации, сопряженные с интегрированием экономики России в мировое сообщество, обусловили существенное изменение функций прокуратуры РФ и ее роли в обеспечении законности. От прежней прокуратуры мало что осталось. Существенно ограничен так называемый общий надзор. Ликвидирован прокурорский надзор за реализацией законов судами

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1.1. Конституционно-правовой статус прокуратуры в России
§ 1.2. Функции прокуратуры Российской Федераци
2. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕСТА ПРОКУРАТУРЫ
В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ
§2.1. Место прокуратуры в системе органов государственной власти
в советский период
§2.2. Прокуратура в постсоветский период
3. СОВРЕМЕННЫЙ СТАТУС И РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ РФ
В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
§3.1. Взаимоотношения прокуратуры и президентской власти
в системе разделения властей России
§3.2. Взаимоотношение прокуратуры с законодательной властью
и исполнительной ветвями власти
§3.3. Прокуратура и судебная власть:
тенденции развития отношений
§3.4. Роль прокуратуры в координации деятельности
правоохранительных органов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 78.84 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1.  ПРАВОВЫЕ  ОСНОВЫ                                     

ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 1.1. Конституционно-правовой статус прокуратуры в России

§ 1.2. Функции  прокуратуры Российской Федераци

2. ИСТОРИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ МЕСТА ПРОКУРАТУРЫ

В СИСТЕМЕ  ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ

§2.1. Место  прокуратуры в системе органов  государственной власти

в советский  период

§2.2. Прокуратура  в постсоветский период

3. СОВРЕМЕННЫЙ  СТАТУС И РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ  РФ

В СИСТЕМЕ  ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

§3.1. Взаимоотношения  прокуратуры и президентской  власти

в системе  разделения властей России                                        

§3.2. Взаимоотношение  прокуратуры с законодательной  властью

и исполнительной ветвями власти

§3.3. Прокуратура  и судебная власть:

тенденции развития отношений

§3.4. Роль прокуратуры  в координации деятельности

правоохранительных  органов                                                     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы исследования. Конституционная  неопределенность роли и места прокуратуры  в системе государственной власти не только породила множество предположений  о ее дальнейшей судьбе, но и привела  к тому, что сегодня многие рассуждают о целесообразности ее дальнейшего  существования как единой и централизованной системы органов, осуществляющих надзор за реализацией законов и обеспечивающих режим законности в стране.

Социально-экономические  преобразования в Российской Федерации, сопряженные с интегрированием  экономики России в мировое сообщество, обусловили существенное изменение  функций прокуратуры РФ и ее роли в обеспечении законности. От прежней  прокуратуры мало что осталось. Существенно  ограничен так называемый общий  надзор. Ликвидирован прокурорский надзор за реализацией законов судами. Совсем недавно фактически ликвидирована  возможность осуществлять прокурорами  предварительное следствие. Изменения  процессуального законодательства, а также законодательства о прокуратуре  РФ, выделение Следственного комитета в самостоятельную структуру  привели к упразднению контроля прокуратуры за расследованием уголовных  дел прокурорской подследственности. Если ранее полномочия по надзору  за исполнением законов и руководство  предварительным следствием были сосредоточены  в «одних руках», то на сегодня они  разграничены. У прокуратуры остались лишь надзорные функции.

О значительном внимании к проблемам правового  регулирования и организации  деятельности прокуратуры свидетельствуют  многочисленные попытки государства  реформировать как системно, так  и функционально правоохранительные органы Российской Федерации, ее судебную систему. Одной из последних стала  реформа системы и полномочий прокуратуры Российской Федерации.

Неоднозначность новых законодательных установлений, разность их восприятия в среде юридической  общественности, в т.ч. практическими  работниками правоохранительных органов, региональных органов государственной  власти и местного самоуправления, а также учеными, заставили автора настоящей работы предпринять попытку  научного исследования проблемных вопросов определения места прокуратуры  в системе государственных органов.

Вопрос  о роли и значении прокуратуры  в новых общественных условиях сохраняет  чрезвычайную актуальность. В связи  со вступлением России в европейское  сообщество и с той большой  ролью, которую прокуратура играла и продолжает играть в российском обществе и государстве, возникают  вопросы: какие изменения должна претерпеть прокуратура в условиях проводимой административной реформы, рыночной экономики, правового государства  и новых политических реалий? Соответствует  ли российская прокуратура европейским стандартам?

Предметом исследования являются теоретические, правовые, методические основы и практика деятельности прокуратуры РФ, отечественные, зарубежные и международные нормативные  правовые акты, касающиеся полномочий прокуроров, гарантий его независимости, безопасности и неприкосновенности, приказы, указания Генерального прокурора  РФ, а так же место в системе  государственных органов.

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 1.1. Конституционно-правовой статус прокуратуры в России

 

В научных  монографиях, фундаментальных учебных  курсах для юридических вузов  и в периодических изданиях широко обсуждаются проблемы конституционно-правового  статуса прокуратуры Российской Федерации . Причем все авторы вполне обоснованно выражают недоумение, почему ст. 129 Конституции РФ размещена в  седьмой главе, названной «Судебная  власть». Ведь прокуратура РФ ни структурно, ни функционально не связана с  органами судебной власти.

Место ст. 129 Конституции РФ определено в структуре  Основного Закона без каких-либо научных обоснований, вследствие вынужденного компромисса в напряженной борьбе за сохранение системы прокуратуры  России .

Результатом работы Конституционного совещания (июнь – июль 1993 г.) стал проект новой Конституции  Российской Федерации. В седьмой  главе проекта Конституции РФ, одобренного совещанием 12 июля 1993 г., была ст. 129, в которой был закреплен  правовой статус прокуратуры России. В ней говорилось: «Надзор за законностью  расследования дел о преступлениях, поддержание государственного обвинения  в суде, предъявление в суд исков  в защиту интересов государства, прав и свобод граждан, опротестование в суде незаконных актов государственных  органов, органов местного самоуправления и должностных лиц осуществляет прокуратура Российской Федерации, возглавляемая Генеральным прокурором Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации назначается  на должность и освобождается  от должности Советом Федерации  по представлению Президента Российской Федерации» .

Таким образом, прокуратура Российской Федерации  полностью лишалась функций надзора  за соблюдением Конституции РФ и  исполнением законов, координации  работы правоохранительных органов  и уголовного преследования. Она, по существу, становилась придатком  судов и наделялась лишь судебно-процессуальными  полномочиями. Поэтому включение  ст. 129 Конституции РФ в главу о  судебной власти было вполне логично  и обоснованно.

Решительными  противниками такого подхода к определению  правового статуса прокуратуры в проекте Конституции РФ 1993 г. были академик В.Н. Кудрявцев и Генеральный прокурор РФ В.Г. Степанков. Однако, несмотря на их яркие и глубоко аргументированные выступления в защиту прокуратуры России от покушений ретивых реформаторов, поддержку получила официальная концепция Администрации Президента РФ об интеграции органов прокуратуры в судебную систему .

Согласно  ст. 129 Конституции РФ прокуратура  России составляет единую централизованную систему с жесткой соподчиненностью всех ее звеньев. Вместе с тем прокуратура  не относится к числу государственных  органов, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть (ст. 10 – 11 Конституции РФ).

В соответствии с п. «г» ст. 71 Конституции в  ведении Российской Федерации находятся  установление системы федеральных  органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации  и деятельности; формирование федеральных  органов государственной власти. Конституционный Суд Российской Федерации, осуществляя толкование названной конституционной нормы, сформулировал правовую позицию, согласно которой особенности правового  регулирования организации и  деятельности федеральных органов, относящихся к той или иной ветви государственной власти, закрепляются положениями гл. 4, 5, 6 и 7 Конституции  РФ и конкретизируются в ряде федеральных  конституционных и федеральных  законов .

Отсюда  с логической последовательностью  вытекает вывод, что единая система  государственной власти включает в  себя федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, но не исчерпывается ими. В России в нее входят органы государственной  власти, которые не вписываются в  классическую триаду разделения властей. Это обусловлено историческими, национальными и культурными  особенностями развития нашей страны.

К числу  таких органов относится прокуратура  Российской Федерации, которая имеет  признаки самостоятельной ветви  государственной власти. Прокуратура  организационно обособлена от других органов государственной власти, отличается специфическими принципами организации и деятельности, наличием функциональных связей между всеми  звеньями системы, использует особые формы  и методы реализации своих полномочий, обладает реальной возможностью уравновешивать с помощью сдержек и противовесов другие ветви власти .

Организационная обособленность прокуратуры России состоит в том, что она не включается на конституционном уровне ни в одну из трех классических ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это как раз и  дает ей возможность самостоятельно осуществлять прокурорско-надзорную  власть.

Конституционными  гарантиями организационной обособленности прокуратуры России служат особый порядок  ее формирования, а также наделение  правовым статусом самостоятельного звена  единой системы государственной  власти (ст. 71, 83, 102, 129 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре  Российской Федерации» в основу организации и деятельности органов прокуратуры положены принципы единства системы, ее централизации, независимости, законности и гласности. В своей совокупности они выступают в качестве отраслевых принципов, раскрывающих сущность прокурорско-надзорной власти.

Все органы прокуратуры Российской Федерации  связаны между собой функциональными  связями, то есть общими функциями, и  поэтому не могут существовать вне  системы. Они осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ и  исполнением законов на всей территории России, участвуют через прокуроров в рассмотрении дел судами, расследуют преступления, координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью и другими  правонарушениями. Каждый прокурор в  пределах своей компетенции наделен  соответствующими полномочиями и правовыми  средствами по реализации единых для  всей системы функций.

Для осуществления  своих функций прокуратура РФ использует особые полномочия, формы  и методы деятельности, которые по своему характеру не могут применяться  другими органами государственной  власти. Актами прокурорского реагирования на нарушения закона являются протесты, представления, постановления и  предостережения. В таком сочетании  они не встречаются в практике деятельности государственных органов  иных ветвей власти.

Прокуратура России как самостоятельная ветвь  государственной власти является важнейшим  и неотъемлемым элементом системы  «сдержек и противовесов», уравновешивания  других ветвей власти, их согласованного функционирования . Средством достижения столь важной цели служит прокурорский надзор, который осуществляется за соблюдением Конституции РФ, исполнением  законов всеми федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов  РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также  за соответствием издаваемых ими  правовых актов нормам действующих  законов (ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. Генеральный  прокурор Российской федерации имеет  право обращаться в Конституционный  Суд РФ с запросом о проверке конституций  и уставов субъектов РФ на предмет  соответствия их Конституции РФ .

Генеральный прокурор РФ назначается на должность  и освобождается от должности  Советом Федерации по представлению  Президента РФ (ст. 102 Конституции РФ). Ежегодно он представляет палатам Федерального Собрания и Президенту РФ доклад о  состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению. При этом Совету Федерации  Федерального Собрания РФ указанный  доклад Генеральный прокурор РФ представляет лично на заседании палаты. Следовательно, доклад является формой контроля за деятельностью  прокуратуры Российской Федерации.

Таким образом, прокуратура в России занимает собственное  место в системе разделения властей. На протяжении веков она сформировалась как уникальная система по эффективному осуществлению прокурорско-надзорной  власти. Поэтому ее не надо ввергать в пучину парламентарного реформирования, подгонять под какие-то западные стандарты.

Организация и деятельность каждого государственного органа строится на определенных основах (принципах), предопределяющих особенности  его статуса и индивидуализирующих  среди прочих государственных органов. Принципы организации и деятельности прокуратуры возможно определить как  основополагающие и руководящие  начала построения прокурорской системы  и организации ее деятельности. Они  выражают сущность и назначение прокурорской системы. На их основе строится вся  деятельность российской прокуратуры, определяется ее компетенция, формулируются  полномочия прокурорских работников, развивается законодательство о  прокуратуре. Принципы организации  и деятельности прокуратуры предопределяют правовой статус как всей прокурорской системы, так и отдельных прокурорских работников.

Среди основных современных принципов организации  и деятельности прокуратуры возможно обозначить принципы законности, гласности, независимости, единоначалия, централизации  и единства. В науке и литературе все эти принципы обычно подразделяют на три группы: общие, специфические  и отраслевые. К общим принципам  относятся те, которые распространяются на все органы государственной власти, включая прокуратуру (например, принцип  законности). Специфические принципы – принципы, которые характеризуют  именно прокуратуру и накладывают  на нее свой, присущий исключительно  ей отпечаток, выделяют ее во всем государственном  механизме. Это принципы централизации, единоначалия, независимости и др. Они определены в Законе о прокуратуре. Отраслевые принципы касаются деятельности прокуратуры в различных отраслях общественных отношений и сферах государственной деятельности.

Информация о работе Современный статус и роль прокуратуры РФ в системе государственных органов