Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 14:57, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Конституционная неопределенность роли и места прокуратуры в системе государственной власти не только породила множество предположений о ее дальнейшей судьбе, но и привела к тому, что сегодня многие рассуждают о целесообразности ее дальнейшего существования как единой и централизованной системы органов, осуществляющих надзор за реализацией законов и обеспечивающих режим законности в стране.
Социально-экономические преобразования в Российской Федерации, сопряженные с интегрированием экономики России в мировое сообщество, обусловили существенное изменение функций прокуратуры РФ и ее роли в обеспечении законности. От прежней прокуратуры мало что осталось. Существенно ограничен так называемый общий надзор. Ликвидирован прокурорский надзор за реализацией законов судами
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1.1. Конституционно-правовой статус прокуратуры в России
§ 1.2. Функции прокуратуры Российской Федераци
2. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕСТА ПРОКУРАТУРЫ
В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ
§2.1. Место прокуратуры в системе органов государственной власти
в советский период
§2.2. Прокуратура в постсоветский период
3. СОВРЕМЕННЫЙ СТАТУС И РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ РФ
В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
§3.1. Взаимоотношения прокуратуры и президентской власти
в системе разделения властей России
§3.2. Взаимоотношение прокуратуры с законодательной властью
и исполнительной ветвями власти
§3.3. Прокуратура и судебная власть:
тенденции развития отношений
§3.4. Роль прокуратуры в координации деятельности
правоохранительных органов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ
ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1.1. Конституционно-правовой статус прокуратуры в России
§ 1.2. Функции прокуратуры Российской Федераци
2. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕСТА ПРОКУРАТУРЫ
В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ
§2.1. Место прокуратуры в системе органов государственной власти
в советский период
§2.2. Прокуратура в постсоветский период
3. СОВРЕМЕННЫЙ СТАТУС И РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ РФ
В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
§3.1. Взаимоотношения прокуратуры и президентской власти
в системе
разделения властей России
§3.2. Взаимоотношение прокуратуры с законодательной властью
и исполнительной ветвями власти
§3.3. Прокуратура и судебная власть:
тенденции развития отношений
§3.4. Роль прокуратуры в координации деятельности
правоохранительных
органов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
темы исследования. Конституционная
неопределенность роли и места прокуратуры
в системе государственной
Социально-экономические
преобразования в Российской Федерации,
сопряженные с интегрированием
экономики России в мировое сообщество,
обусловили существенное изменение
функций прокуратуры РФ и ее роли
в обеспечении законности. От прежней
прокуратуры мало что осталось. Существенно
ограничен так называемый общий
надзор. Ликвидирован прокурорский надзор
за реализацией законов судами. Совсем
недавно фактически ликвидирована
возможность осуществлять прокурорами
предварительное следствие. Изменения
процессуального
О значительном
внимании к проблемам правового
регулирования и организации
деятельности прокуратуры свидетельствуют
многочисленные попытки государства
реформировать как системно, так
и функционально
Неоднозначность
новых законодательных
Вопрос о роли и значении прокуратуры в новых общественных условиях сохраняет чрезвычайную актуальность. В связи со вступлением России в европейское сообщество и с той большой ролью, которую прокуратура играла и продолжает играть в российском обществе и государстве, возникают вопросы: какие изменения должна претерпеть прокуратура в условиях проводимой административной реформы, рыночной экономики, правового государства и новых политических реалий? Соответствует ли российская прокуратура европейским стандартам?
Предметом исследования являются теоретические, правовые, методические основы и практика деятельности прокуратуры РФ, отечественные, зарубежные и международные нормативные правовые акты, касающиеся полномочий прокуроров, гарантий его независимости, безопасности и неприкосновенности, приказы, указания Генерального прокурора РФ, а так же место в системе государственных органов.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1.1. Конституционно-правовой статус прокуратуры в России
В научных монографиях, фундаментальных учебных курсах для юридических вузов и в периодических изданиях широко обсуждаются проблемы конституционно-правового статуса прокуратуры Российской Федерации . Причем все авторы вполне обоснованно выражают недоумение, почему ст. 129 Конституции РФ размещена в седьмой главе, названной «Судебная власть». Ведь прокуратура РФ ни структурно, ни функционально не связана с органами судебной власти.
Место ст. 129
Конституции РФ определено в структуре
Основного Закона без каких-либо
научных обоснований, вследствие вынужденного
компромисса в напряженной
Результатом
работы Конституционного совещания (июнь
– июль 1993 г.) стал проект новой Конституции
Российской Федерации. В седьмой
главе проекта Конституции РФ,
одобренного совещанием 12 июля 1993 г.,
была ст. 129, в которой был закреплен
правовой статус прокуратуры России.
В ней говорилось: «Надзор за законностью
расследования дел о
Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации» .
Таким образом, прокуратура Российской Федерации полностью лишалась функций надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, координации работы правоохранительных органов и уголовного преследования. Она, по существу, становилась придатком судов и наделялась лишь судебно-процессуальными полномочиями. Поэтому включение ст. 129 Конституции РФ в главу о судебной власти было вполне логично и обоснованно.
Решительными противниками такого подхода к определению правового статуса прокуратуры в проекте Конституции РФ 1993 г. были академик В.Н. Кудрявцев и Генеральный прокурор РФ В.Г. Степанков. Однако, несмотря на их яркие и глубоко аргументированные выступления в защиту прокуратуры России от покушений ретивых реформаторов, поддержку получила официальная концепция Администрации Президента РФ об интеграции органов прокуратуры в судебную систему .
Согласно
ст. 129 Конституции РФ прокуратура
России составляет единую централизованную
систему с жесткой
В соответствии
с п. «г» ст. 71 Конституции в
ведении Российской Федерации находятся
установление системы федеральных
органов законодательной, исполнительной
и судебной власти, порядок их организации
и деятельности; формирование федеральных
органов государственной
Отсюда с логической последовательностью вытекает вывод, что единая система государственной власти включает в себя федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, но не исчерпывается ими. В России в нее входят органы государственной власти, которые не вписываются в классическую триаду разделения властей. Это обусловлено историческими, национальными и культурными особенностями развития нашей страны.
К числу
таких органов относится
Организационная обособленность прокуратуры России состоит в том, что она не включается на конституционном уровне ни в одну из трех классических ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это как раз и дает ей возможность самостоятельно осуществлять прокурорско-надзорную власть.
Конституционными гарантиями организационной обособленности прокуратуры России служат особый порядок ее формирования, а также наделение правовым статусом самостоятельного звена единой системы государственной власти (ст. 71, 83, 102, 129 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в основу организации и деятельности органов прокуратуры положены принципы единства системы, ее централизации, независимости, законности и гласности. В своей совокупности они выступают в качестве отраслевых принципов, раскрывающих сущность прокурорско-надзорной власти.
Все органы
прокуратуры Российской Федерации
связаны между собой
Для осуществления своих функций прокуратура РФ использует особые полномочия, формы и методы деятельности, которые по своему характеру не могут применяться другими органами государственной власти. Актами прокурорского реагирования на нарушения закона являются протесты, представления, постановления и предостережения. В таком сочетании они не встречаются в практике деятельности государственных органов иных ветвей власти.
Прокуратура России как самостоятельная ветвь государственной власти является важнейшим и неотъемлемым элементом системы «сдержек и противовесов», уравновешивания других ветвей власти, их согласованного функционирования . Средством достижения столь важной цели служит прокурорский надзор, который осуществляется за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов всеми федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также за соответствием издаваемых ими правовых актов нормам действующих законов (ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. Генеральный прокурор Российской федерации имеет право обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституций и уставов субъектов РФ на предмет соответствия их Конституции РФ .
Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ (ст. 102 Конституции РФ). Ежегодно он представляет палатам Федерального Собрания и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению. При этом Совету Федерации Федерального Собрания РФ указанный доклад Генеральный прокурор РФ представляет лично на заседании палаты. Следовательно, доклад является формой контроля за деятельностью прокуратуры Российской Федерации.
Таким образом,
прокуратура в России занимает собственное
место в системе разделения властей.
На протяжении веков она сформировалась
как уникальная система по эффективному
осуществлению прокурорско-
Организация
и деятельность каждого государственного
органа строится на определенных основах
(принципах), предопределяющих особенности
его статуса и
Среди основных
современных принципов
Информация о работе Современный статус и роль прокуратуры РФ в системе государственных органов