Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 14:57, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Конституционная неопределенность роли и места прокуратуры в системе государственной власти не только породила множество предположений о ее дальнейшей судьбе, но и привела к тому, что сегодня многие рассуждают о целесообразности ее дальнейшего существования как единой и централизованной системы органов, осуществляющих надзор за реализацией законов и обеспечивающих режим законности в стране.
Социально-экономические преобразования в Российской Федерации, сопряженные с интегрированием экономики России в мировое сообщество, обусловили существенное изменение функций прокуратуры РФ и ее роли в обеспечении законности. От прежней прокуратуры мало что осталось. Существенно ограничен так называемый общий надзор. Ликвидирован прокурорский надзор за реализацией законов судами
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1.1. Конституционно-правовой статус прокуратуры в России
§ 1.2. Функции прокуратуры Российской Федераци
2. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕСТА ПРОКУРАТУРЫ
В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ
§2.1. Место прокуратуры в системе органов государственной власти
в советский период
§2.2. Прокуратура в постсоветский период
3. СОВРЕМЕННЫЙ СТАТУС И РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ РФ
В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
§3.1. Взаимоотношения прокуратуры и президентской власти
в системе разделения властей России
§3.2. Взаимоотношение прокуратуры с законодательной властью
и исполнительной ветвями власти
§3.3. Прокуратура и судебная власть:
тенденции развития отношений
§3.4. Роль прокуратуры в координации деятельности
правоохранительных органов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Любые ветви власти по отношению друг к другу имеют относительную долю независимости и самостоятельности, поскольку этим и достигается идея разделения властей теории Монтескье. Обеспечение такого порядка, чтобы власти сдерживали друг друга через систему сдержек и противовесов. Наделив власти абсолютной независимостью по отношению друг к другу, придем к тому, что ни одна из ветвей власти не сможет воздействовать на другую, а значит, каждая из ветвей власти будет обладать своим собственным суверенитетом. Однако не стоит забывать, что суверенитет является свойством единой государственной власти.
В этой связи
интересны следующие
Говоря об отношениях Президента с судебной властью, нужно подчеркнуть, что судьи высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, а остальные – им лично (ст. 6 Закона РФ № 3132-1 от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в РФ») . В связи с этим можно говорить о реальной возможности влияния главы государства на кадровую политику в судебной системе, о зависимости и судебной власти от Президента. Срок полномочий председателей Верховного и Высшего Арбитражного Судов – 6-летний, тогда как у Генерального прокурора – 5-летний. Особых отличий между порядком назначения высших должностных лиц органов судебной власти и органов прокуратуры не усматривается.
Так,
в июле 1995 г. при рассмотрении
Конституционным Судом
В соответствии
с этими Указами обеспечение
обслуживания судей возлагалось
на Управление делами Президента Российской
Федерации, а судьи наделялись целым
рядом привилегий – от предоставления
бесплатно в собственность
В связи
с этим хотелось бы подчеркнуть, что
относительная зависимость
Прокуратура Российской Федерации не может являться органом Президента, поскольку глава государства не обладает полномочиями по своевольному, безмотивированному освобождению Генерального прокурора от должности. Вместе с тем отправить в отставку Правительство Президент может в любое время. Президент так или иначе при освобождении Генерального прокурора от должности связан мнением Совета Федерации.
К сказанному
следует добавить, что «зависимость»
и «подчинение» – это два разных
термина, потому что «зависимость»
не всегда вытекает из служебных обязанностей,
тогда как «подчинение» выходит
из службы. Как у прокурора субъекта
РФ, так и у Генерального прокурора
нет прямого подчинения региональным
элитам, а также Президенту РФ и
Совету Федерации. Вместе с тем у
них имеется «зависимость», и
она носит психологический
Очевидно, что прокурор, назначенный на должность по представлению региональных органов государственной власти, а также главы государства, попадает в определенную, прежде всего психологическую, зависимость от этих органов, что исключает безусловную объективность в исполнении своих должностных и профессиональных обязанностей.
Вместе
с тем зависимость имеется
и у других ветвей власти. У Правительства
также имеется зависимость от
Государственной Думы, которая может
выразить ей недоверие. Переизбрание Президента
на новый срок зависит от воли народа,
но эта зависимость тем не менее
не ставит данные органы в подчиненное
положение, не меняет их статуса в
системе разделения властей. То же можно
сказать и о Генеральном
Установление нарушений, например, Конституции в деятельности Генеральной прокуратуры может послужить основанием для принятия Президентом решения об укреплении руководства Генеральной прокуратуры, в том числе смене Генерального прокурора. Ведь именно Президент вносит Федеральному Собранию РФ представление о назначении на должность и освобождение от должности Генерального прокурора. Таким образом, возможность определять кадровую политику, решать вопросы, связанные с назначением и освобождением от должности Генерального прокурора, является стратегическим полномочием и ресурсом для реализации контрольной функции Президента РФ .
Таким образом,
служа закону, Генеральный прокурор
РФ в организационном плане не
подчиняется Президенту РФ, а только
подотчетен ему, докладывая о состоянии
законности и правопорядка в стране.
В то же время, Генеральный прокурор
РФ назначается на должность и
освобождается от должности Советом
Федерации Федерального Собрания РФ
по представлению Президента РФ, что
свидетельствует о
§3.2. Взаимоотношение прокуратуры с законодательной
и исполнительной ветвями власти
Важным
аспектом определения места прокуратуры
в системе государственных
Ряд авторов
считает, что прокуратура не является
самостоятельным властным органом,
а действует по уполномочию и
под контролем законодательной
власти , представляя собой естественное
продолжение осуществления ею функции,
направленной на обеспечение верховенства
закона . Поэтому, по их мнению, прокуратуру
следует отнести к системе
законодательной власти. Другие авторы
утверждают, что прокуратуру как
орган надзора необходимо включить
в организационные структуры
Министерства юстиции либо в судебную
систему как орган по возбуждению
уголовного преследования и поддержанию
государственного обвинения . Такой
разброс мнений вызван, помимо прочего,
и тем, что прокуратура в
Прокурорский надзор является способом осуществления государственной власти; тем не менее он не является продолжением законодательной власти, что закреплено и в Конституции РФ, и в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации». Прокурорский надзор наряду с государственным контролем является функцией власти, поэтому определять один из них как «высший» представляется не вполне корректным. Да и определение «высший» сегодня не соответствует ни Конституции РФ, ни природе прокурорского надзора, который сам является формой осуществления прокурорской власти и в данном определении не нуждается. Более того, наличие Президента РФ, Правительства РФ, законодательного органа страны, Конституционного, Верховного, Арбитражного судов и прокуратуры, что закреплено в Конституции РФ, делает такую полемику беспредметной.
Действительно, прокуратура, как никакой другой орган власти, взаимодействует с иными властными органами, является необходимым балансом, уравновешивающим другие ветви власти.
В то же время
прокуратура сегодня не является
и не должна являться органом законодательной
власти. Это обусловлено тем, что
порядок назначения и освобождения
от должности Генерального прокурора
РФ по представлению Президента РФ
Советом Федерации Федерального
Собрания РФ и его обязанность
ежегодно представлять палатам Федерального
Собрания РФ и Президенту РФ доклад
о состоянии законности и правопорядка
в стране ни в коей мере не свидетельствуют
о подчиненности либо вхождении
прокуратуры в законодательную
или исполнительную ветви власти.
Более того, Генеральный прокурор
РФ осуществляет надзор за исполнением
законов законодательными и исполнительными
органами субъектов РФ, представители
которых входят в состав Совета Федерации
Федерального Собрания РФ и назначают
его на должность, а также освобождают
Генерального прокурора от нее . Очевидно,
что «вопрос о правовом статусе
органов прокуратуры, месте ее в
системе государственных
Говоря
о надзорной функции
В Конституции
РФ содержится положение о том, что
государственную власть в РФ осуществляют
Президент РФ, Федеральное Собрание
РФ (Совет Федерации и
Отсюда
следует, что подчинение прокуратуры
исполнительной власти либо судебной
власти приведет к разрушению складывающейся
в государстве системы «сдержек
и противовесов», усилит опасность
нарушения законов. И исполнительные
органы, и судебные применяют законы,
нарушение которых чревато
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
- надзор
за исполнением законов
- надзор
за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина
- надзор
за исполнением законов
- надзор
за исполнением законов
- надзор
за исполнением законов
- уголовное
преследование в соответствии
с полномочиями, установленными
уголовно-процессуальным
Органы прокуратуры осуществляют также надзор за законностью решений, принимаемых органами местного самоуправления, которые, не являясь органами исполнительной власти, по существу, выполняют управленческие функции. А если принять во внимание выборность глав администраций городов и районов, затрудненность управления со стороны исполнительной вертикали, то актуальность прокурорского надзора значительно повышается .Из содержания Конституции РФ следует, что прокуратура не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной властям. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118), а федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти (ст. 77). Прокуратура не является контрольным органом законодательной власти, а есть самостоятельный централизованный федеральный орган.
Информация о работе Современный статус и роль прокуратуры РФ в системе государственных органов