Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 14:57, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Конституционная неопределенность роли и места прокуратуры в системе государственной власти не только породила множество предположений о ее дальнейшей судьбе, но и привела к тому, что сегодня многие рассуждают о целесообразности ее дальнейшего существования как единой и централизованной системы органов, осуществляющих надзор за реализацией законов и обеспечивающих режим законности в стране.
Социально-экономические преобразования в Российской Федерации, сопряженные с интегрированием экономики России в мировое сообщество, обусловили существенное изменение функций прокуратуры РФ и ее роли в обеспечении законности. От прежней прокуратуры мало что осталось. Существенно ограничен так называемый общий надзор. Ликвидирован прокурорский надзор за реализацией законов судами
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1.1. Конституционно-правовой статус прокуратуры в России
§ 1.2. Функции прокуратуры Российской Федераци
2. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕСТА ПРОКУРАТУРЫ
В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ
§2.1. Место прокуратуры в системе органов государственной власти
в советский период
§2.2. Прокуратура в постсоветский период
3. СОВРЕМЕННЫЙ СТАТУС И РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ РФ
В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
§3.1. Взаимоотношения прокуратуры и президентской власти
в системе разделения властей России
§3.2. Взаимоотношение прокуратуры с законодательной властью
и исполнительной ветвями власти
§3.3. Прокуратура и судебная власть:
тенденции развития отношений
§3.4. Роль прокуратуры в координации деятельности
правоохранительных органов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
§3.3. Прокуратура и судебная власть:
тенденции развития отношений
На современном
этапе произошли серьезные
При разработке
концепции взаимодействия суда и
прокуратуры учитывались
К числу стоящих перед судебной властью задач относятся следующие :
Во-первых,
судебная власть обеспечивает защиту
конституционных прав и свобод гражданина.
Реализация аналогичной задачи осуществляется
и прокуратурой, чем объясняется
выделение законодателем
Одной из предусмотренных
Федеральным законом «О прокуратуре
Российской Федерации» мерой реагирования
прокурора на выявленные нарушения
закона является обращение прокурора
в суд (общей юрисдикции или арбитражный)
с иском или заявлением в защиту
государственных или
Прокуроры обязаны инициировать возбуждение производства по гражданскому делу в суде, когда спор приобрел государственную или общественную значимость, имеет принципиальный характер, затрагивает интересы регионов, значительной части населения или крупных трудовых коллективов.
Выступать в защиту чужих интересов прокурор обязан в первую очередь, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение (ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ»).
При реализации данного полномочия прокуроры используют его как эффективный способ устранения в судебном порядке нарушений законов, пресечения правонарушений, защиты прав граждан и охраняемых законом интересов организаций. Прокуроры действенно используют предоставленные им полномочия. Так, в 2001 году ими всего по Российской Федерации было предъявлено свыше 287 тысяч исков в порядке гражданского судопроизводства, более 97% которых из числа рассмотренных признаны судами общей юрисдикции обоснованными и удовлетворены.
Закон не требует от прокурора аргументации государственных и общественных интересов, поэтому он вправе определить эти обстоятельства по своему внутреннему убеждению на основе сложившейся практики и имеющихся по этим вопросам рекомендаций.
С учетом современных изменений и усложнений отношений в сфере гражданского оборота появляется необходимость защиты интересов большого количества граждан, пострадавших от нарушений их прав и охраняемых законом интересов со стороны одного субъекта. Это повлекло появление в гражданском производстве нового вида исков – групповых исков, или исков в защиту неопределенного круга лиц. Одним из преимуществ подобного иска вместе с серьезной экономией времени и средств, затраченных на защиту значительного количества пострадавших, является достижение социального эффекта, поскольку одновременно защищается как публичный интерес (например, пресекается незаконная деятельность какой-либо компании, предприятия, предпринимателя), так и частноправовые интересы (возможность последующего взыскания ущерба в пользу конкретных пострадавших).
В российском законодательстве впервые возможность защиты неопределенного круга лиц была введена Законом РФ «О защите прав потребителей» (ст. 46).
При удовлетворении
такого иска суд обязывает правонарушителя
довести в установленный судом
срок через средства массовой информации
или иным способом до сведения потребителей
решение суда о признании деятельности
незаконной. В случае обращения пострадавших
потребителей с исками о возмещении
ущерба, причиненного этими незаконными
действиями, суд должен принимать
в качестве преюдициальных факты
как наличия незаконных действий,
так и совершения их вполне конкретными
субъектами. Эти обстоятельства, естественно,
облегчают позицию истца, который
обязан доказать лишь наличие причинной
связи между незаконными
После Закона
РФ «О защите прав потребителей» возможность
предъявления исков в защиту неопределенного
круга лиц предусматривается
в ст. 26 Федерального закона «О рекламе»
в случае нарушения рекламодателем,
рекламопроизводителем или
Сейчас
в ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре
Российской Федерации» содержится нечеткая
формулировка подобного полномочия
прокурора. В ней, в частности, предусмотрено
право прокурора обратиться в
соответствующий судебный орган
с иском в интересах
Представляется,
что в Федеральном законе «О прокуратуре
Российской Федерации» следует более
четко сформулировать данное полномочие
по инициированию прокурорами
Во-вторых,
задачей судебной власти выступают
охрана конституционных устоев государства,
его единство и целостность, установленный
в нем правопорядок. В современных
же условиях право, представляющее фундамент
целостности федеративного
Сейчас существует большое количество нормативных актов, которые подчас противоречат, дублируют друг друга, принимаются под давлением узкогрупповых или ведомственных интересов.
В подобных условиях создаются возможности для произвольного выбора и использования тех правовых актов, которые устраивают «узкочастные» интересы определенных групп или отдельных субъектов хозяйствования, при «воздействии» на судью или иной правоприменительный орган, который по своему, а иногда и не по собственному усмотрению, может выбирать норму, представляющуюся ему наиболее приемлемой. Как указывается в юридической литературе, законы не всегда вполне адекватно выражают право, поэтому следует различать правовые и неправовые законы, которые не должны приниматься законодателем и применяться судами .
Подобное положение дел безусловно должно подвергнуться позитивным изменениям в сторону как необходимости уважения и соблюдения федеральной и региональной компетенции, взаимного соответствия и непротиворечия законов друг другу, так и по вертикали: закон – подзаконный акт. В этих условиях судебный контроль за состоянием российской правовой системы стал первоочередной задачей правосудия.
Весьма
существенную роль в этой деятельности
оказывают органы прокуратуры как
важнейшие государственные
Для устранения выявленных разногласий между актами местного законотворчества и федеральными законами прокуроры используют такую меру реагирования, как протест. В частности, в 1999 году по протестам прокуроров было отменено и изменено свыше 92 тысяч незаконных правовых актов .
Однако часто эта мера прокурорского реагирования оказывается неэффективной. Тогда прокуроры обращаются с соответствующими заявлениями в суды общей юрисдикции или в отдельных случаях в арбитражные суды.
Современный
перечень полномочий прокуроров, к
сожалению, не позволяет им инициировать
конституционное
В Федеральном
законе «Об общих принципах
Генеральным
прокурором Российской Федерации в
указании от 5 мая 2000 года № 93/7 «О применении
статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре
Российской Федерации» в связи с
Постановлением Конституционного Суда
Российской Федерации от 18 февраля
2000 года» прокурорам предложено в
случае необоснованного отклонения
протестов незамедлительно
Однако
в этой важной сфере существуют серьезные
проблемы, одна из которых связана
с необходимостью четкого разграничения
компетенции судов общей
Другая
проблема заключается в необходимости
разработки и законодательного закрепления
процедуры рассмотрения этих вопросов
в судах общей юрисдикции. Определенные
шаги в этом направлении предприняты
в проекте ГПК РФ, где этой процедуре
посвящена самостоятельная
Информация о работе Современный статус и роль прокуратуры РФ в системе государственных органов