Современный статус и роль прокуратуры РФ в системе государственных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Конституционная неопределенность роли и места прокуратуры в системе государственной власти не только породила множество предположений о ее дальнейшей судьбе, но и привела к тому, что сегодня многие рассуждают о целесообразности ее дальнейшего существования как единой и централизованной системы органов, осуществляющих надзор за реализацией законов и обеспечивающих режим законности в стране.
Социально-экономические преобразования в Российской Федерации, сопряженные с интегрированием экономики России в мировое сообщество, обусловили существенное изменение функций прокуратуры РФ и ее роли в обеспечении законности. От прежней прокуратуры мало что осталось. Существенно ограничен так называемый общий надзор. Ликвидирован прокурорский надзор за реализацией законов судами

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1.1. Конституционно-правовой статус прокуратуры в России
§ 1.2. Функции прокуратуры Российской Федераци
2. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕСТА ПРОКУРАТУРЫ
В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ
§2.1. Место прокуратуры в системе органов государственной власти
в советский период
§2.2. Прокуратура в постсоветский период
3. СОВРЕМЕННЫЙ СТАТУС И РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ РФ
В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
§3.1. Взаимоотношения прокуратуры и президентской власти
в системе разделения властей России
§3.2. Взаимоотношение прокуратуры с законодательной властью
и исполнительной ветвями власти
§3.3. Прокуратура и судебная власть:
тенденции развития отношений
§3.4. Роль прокуратуры в координации деятельности
правоохранительных органов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 78.84 Кб (Скачать файл)

3) содержание  прокурорского надзора качественно  изменилось, поскольку он осуществляется  за исполнением нового законодательства, регулирующего изменившиеся общественные  отношения;

4) приоритетным  направлением прокурорского надзора  стал надзор за соблюдением  прав и свобод человека и  гражданина.

 

§3.4. Роль прокуратуры  в координации деятельности

правоохранительных  органов

 

Прокуратура, являясь органом уголовного преследования  и высшего надзора, выступает  координирующим звеном в борьбе с  преступностью. Осуществляя координацию, прокурор объединяет усилия всех правоохранительных органов и имеет здесь главенствующее положение. Он лучше, чем кто-либо иной, разбирается в вопросах возбуждения  и расследования уголовных дел, поскольку осуществляет надзор за деятельностью  всех правоохранительных органов. Координирующая роль прокуратуры играет немаловажное значение в расследовании преступлений.

В соответствии со ст. 8 Закона о прокуратуре Генеральный  прокурор и подчиненные ему прокуроры  координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств  и психотропных веществ, органов  таможенной службы и других правоохранительных органов. Вместе с тем в п. 8 ст. 3 Закона о прокуратуре СССР 1979 г. было зафиксировано, что органы прокуратуры  координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями . Таким  образом, законодатель не ограничивал  рамки координации только борьбой  с преступностью.

В Законе от 17 января 1992 г. «О прокуратуре РФ»  функция координации вообще не была упомянута. И тем не менее в  условиях отсутствия правовой регламентации  большинство региональных прокуроров по-прежнему занимались координацией деятельности правоохранительных органов  по борьбе с преступностью . Следовательно, направление координационной деятельности прокуратуры оставалось востребованным и жизненно необходимым. Это заставило  законодателя вновь закрепить за прокуратурой координационную функцию  в редакции Закона от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре РФ».

Данное  направление деятельности прокуратуры  регламентируется Положением о координации  деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ.

Координация действий позволяет объединить усилия в борьбе с преступностью, с тем чтобы достичь эффективных результатов в более сжатые сроки, правильнее намечать главные направления этой борьбы, вести ее целенаправленно и наступательно; охватить профилактической работой большее число объектов; лучше использовать возможности, которыми располагает каждый из органов, ведущих борьбу с преступностью; правильнее распределить силы; установить надлежащие отношения между работниками этих органов; устранить разнобой и параллелизм в их работе; создать единый фронт борьбы с любыми преступлениями. С учетом специфики правовых средств и методов выявления, пресечения, раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, координировать такие действия в силу своего статуса в состоянии и обязаны исключительно лишь прокуроры. Кроме того, в современном государстве, основанном на принципе разделения властей, координационная функция прокуратуры объективно вытекает из ее роли как элемента системы «сдержек и противовесов», взаимодействующего со всеми ветвями единой государственной власти. Прокуратура в определенной мере обеспечивает взаимодействие органов представительной, исполнительной и судебной властей в сфере борьбы с преступностью.

При осуществлении  координации прокурор созывает координационные  совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и иную необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с  Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью.

Действующее ныне Положение о координации  деятельности правоохранительных органов  по борьбе с преступностью было утверждено 18 апреля 1996 г. Указом Президента РФ № 567 .

Координация деятельности правоохранительных органов  по борьбе с преступностью осуществляется на принципах соблюдения законности; равенства всех участников координационной  деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий; самостоятельности  каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему  законодательством РФ полномочий при  выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий; ответственности руководителей  каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных решений  и др. (ст. 4 Положения).

Претворяя в жизнь согласованные мероприятия, каждый из правоохранительных органов  решает в первую очередь свои задачи. Цель координации – улучшить организацию  работы всех этих органов, повысить ее эффективность.

В ходе координационной  деятельности правоохранительные органы осуществляют совместный анализ состояния  преступности, разрабатывают предложения  о предупреждении преступлений, обобщают практику применения законов о борьбе с преступностью, разрабатывают  предложения о совершенствовании  правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью, выполняют  иные мероприятия, направленные на оптимизацию  деятельности правоохранительной системы  в борьбе с преступностью. В ряде случаев огромное значение при координации деятельности правоохранительных органов в расследовании преступлений играет международное сотрудничество органов прокуратуры. Главным образом это касается тех преступлений, которые имеют транснациональный характер и подозреваемые (обвиняемые) в совершении которых находятся на территории иностранных государств.

В этой связи  особую ценность представляет право  Генеральной прокуратуры РФ непосредственно  заключать с органами других государств и международными организациями  соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, сотрудничать с ними, участвовать в разработке международных договоров РФ, что  подчеркивает особый статус российской прокуратуры в системе правоохранительных органов и дает ей возможность  более оперативно решать те проблемы, которые встают перед правоохранительными  органами в сфере борьбы с преступностью  и носят межгосударственный характер.

Таким образом, роль прокуратуры как координирующего  органа, безусловно, велика и, несомненно, должна оставаться таковой, тем более  учитывая ее плодотворные результаты в этом направлении.

Координация – это установление правильных взаимоотношений, взаимодействия по какому-либо вопросу, в каких-либо действиях. Несомненно, что отведение такой роли прокуратуре  не случайно и является отражением исторически сложившихся условий. Это – настоятельное требование жизни. Именно координация дает возможность  глубоко и всесторонне оценивать  происходящие процессы, выявлять негативные тенденции, проблемы, требующие первоочередного  внимания, вырабатывать единые оценки и подходы, осуществлять согласованные  меры. Координация позволяет правильно  определять, что зависит непосредственно  от усилий правоохранительных органов, а решение каких вопросов должно быть перенесено на другие уровни.

Как видим, эту простую истину у нас осознали далеко не сразу. Нередко забывалось или игнорировалось, что разделение властей – не самоцель. Оно непременно предполагает взаимодействие, тесное сотрудничество различных государственных  органов (и не только правоохранительных) для защиты законных прав и интересов  личности, общества и государства. Тем  не менее отмеченное не означает, что  прокурор при осуществлении координации  не должен принимать в необходимых  случаях каких-то мер организационного характера. Но он должен делать это  только в рамках осуществления координации  и надзора за законностью.

В пункте 2 ст. 8 Закона о прокуратуре определены отдельные полномочия прокуроров при  осуществлении координации. Они  созывают координационные совещания, организуют рабочие группы, истребуют  статистическую и другую необходимую  информацию.

Координация осуществляется в целях наиболее эффективного решения задач по борьбе с преступностью и укреплению законности путем разработки и осуществления  согласованных действий, направленных на своевременное выявление, раскрытие, пресечение и предупреждение преступлений, устранение обстоятельств, способствующих их совершению.

Развитие  и совершенствование координационной  деятельности органов прокуратуры  позволило сформировать определенную систему координации на нескольких уровнях: межгосударственном (Генеральная  прокуратура РФ, правоохранительные органы других государств, генеральные  прокуроры государств - участников СНГ); федеральном (Генеральный прокурор РФ, руководители федеральных правоохранительных органов); межрегиональном (Генеральная  прокуратура РФ, прокуроры субъектов  Федерации, соответствующие руководители правоохранительных органов); региональном (прокуроры субъектов Федерации, военные и иные специализированные прокуроры и руководители правоохранительных органов, дислоцирующихся на территории субъекта Федерации); местном (прокуроры  городов, районов и приравненные к ним прокуроры, а также руководители правоохранительных органов, функционирующих  на данной территории) .

После создания в Российской Федерации федеральных  округов и управлений Генеральной  прокуратуры координация в них  стала проводиться и на уровне округа.

Координация деятельности правоохранительных органов  призвана обеспечить всесторонний анализ состояния преступности, ее структуры  и динамики, прогнозирование тенденций, а также анализ деятельности по выявлению, расследованию, раскрытию, предупреждению и пресечению преступлений для определения  основных направлений борьбы с преступностью. Согласованность усилий правоохранительных органов позволяет определить комплексное  обобщение практики применения законов  по борьбе с преступными проявлениями и готовить предложения по улучшению  правоохранительной деятельности, совершенствованию  правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью.

В целях  обеспечения координации деятельности правоохранительных органов прокуроры  созывают координационные совещания. Они созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а  также по инициативе одного из членов координационного совещания. Согласно Положению на эти совещания могут  быть приглашены другие должностные  лица правоохранительных органов, руководители федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и их подразделений, органов местного самоуправления, органов военного управления, общественных объединений, научные  и педагогические работники, представители  средств массовой информации. Согласованное  решение об их участии принимается  членами координационного совещания.

В качестве самостоятельного раздела в Положении  выделен вопрос о взаимодействии с судами и органами юстиции. В  пункте 14 Положения говорится, что  взаимодействие с судами и органами юстиции проводится в целях повышения  эффективности координации деятельности правоохранительных органов и может  осуществляться в следующих формах: взаимное информирование о состоянии преступности и судимости; использование данных судебной статистики и материалов судебной практики при разработке мер по усилению борьбы с преступностью; совместная работа по подготовке законопроектов по борьбе с преступностью; проведение совместных семинаров и конференций, участие соответствующих специалистов в работе по повышению квалификации правоохранительных органов; направление совместных информационных писем, справок, обзоров; участие в подготовке постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Особо отмечено, что в координационных совещаниях правоохранительных органов могут  принимать участие председатели судов, руководители органов юстиции.

Совместные  мероприятия не должны быть связаны  с попытками вмешательства в  рассмотрение судами дел или какого-либо иного вмешательства в судебную деятельность. Суды не входят в систему  правоохранительных органов, и, естественно, никаких рекомендаций судам координационные  совещания не дают. Но информация о  судебной практике участникам совещаний  всегда полезна .

Всесторонний  анализ проблем координации свидетельствует  о правильности постановки НИИ проблем  укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре  РФ вопроса о том, что основания, состав участников, порядок координации  деятельности правоохранительных органов  и другие вопросы должны быть урегулированы  не Положением о координации, утвержденным Указом Президента РФ, как это записано в Законе о прокуратуре Российской Федерации, а самостоятельным федеральным  законом .

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По результатам  проведенного мною исследования Я пришла к следующим выводам:

 

1. Прокуратура  организационно обособлена от  других органов государственной  власти, отличается специфическими  принципами организации и деятельности, наличием функциональных связей  между всеми звеньями системы,  использует особые формы и  методы реализации своих полномочий, обладает реальной возможностью  уравновешивать с помощью сдержек  и противовесов другие ветви  власти.

2. Для осуществления  своих функций прокуратура РФ  использует особые полномочия, формы  и методы деятельности, которые  по своему характеру не могут применяться другими органами государственной власти. Актами прокурорского реагирования на нарушения закона являются протесты, представления, постановления и предостережения. В таком сочетании они не встречаются в практике деятельности государственных органов иных ветвей власти.

3. Прокуратура  представляет собой независимую  от других систему государственных  органов – она не входит  в систему органов судебной  власти, по существу являясь самостоятельной  ветвью государственной власти. С учетом изложенного представляется  целесообразным при внесении  в Конституцию РФ изменений  учесть отмеченный недостаток  и вынести прокуратуру из главы  «Судебная власть» в отдельную  главу Конституции РФ.

4. Исходя  из задач прокуратуры, определяющих  осуществление ее полномочий  в общей системе ее функциональной  деятельности, базовые функции являются  логически первичными для деятельности  прокуратуры. В целом они определены  в Законе о прокуратуре. Однако  думается, что с учетом сегодняшних  реалий они не могут не быть  пересмотрены. В Законе, нам представляется, должны быть четко обозначены  три базовые функции прокуратуры:

Информация о работе Современный статус и роль прокуратуры РФ в системе государственных органов