Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 14:57, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Конституционная неопределенность роли и места прокуратуры в системе государственной власти не только породила множество предположений о ее дальнейшей судьбе, но и привела к тому, что сегодня многие рассуждают о целесообразности ее дальнейшего существования как единой и централизованной системы органов, осуществляющих надзор за реализацией законов и обеспечивающих режим законности в стране.
Социально-экономические преобразования в Российской Федерации, сопряженные с интегрированием экономики России в мировое сообщество, обусловили существенное изменение функций прокуратуры РФ и ее роли в обеспечении законности. От прежней прокуратуры мало что осталось. Существенно ограничен так называемый общий надзор. Ликвидирован прокурорский надзор за реализацией законов судами
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1.1. Конституционно-правовой статус прокуратуры в России
§ 1.2. Функции прокуратуры Российской Федераци
2. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕСТА ПРОКУРАТУРЫ
В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ
§2.1. Место прокуратуры в системе органов государственной власти
в советский период
§2.2. Прокуратура в постсоветский период
3. СОВРЕМЕННЫЙ СТАТУС И РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ РФ
В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
§3.1. Взаимоотношения прокуратуры и президентской власти
в системе разделения властей России
§3.2. Взаимоотношение прокуратуры с законодательной властью
и исполнительной ветвями власти
§3.3. Прокуратура и судебная власть:
тенденции развития отношений
§3.4. Роль прокуратуры в координации деятельности
правоохранительных органов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В-третьих, судебная власть призвана воздействовать на экономические отношения своими средствами, защищая интересы отдельного человека и общества.
Как показало развитие социально-экономических отношений России, абсолютизация саморегулирования рыночной экономики весьма негативно сказалась на общественной жизни, поэтому необходим научно обоснованный анализ роли и пределов государственного регулирования экономики.
Судебная власть обеспечивает соблюдение определенных правовыми нормами прав и обязанностей участников экономических отношений. В реализации этой задачи важную помощь суду оказывает прокуратура. Последняя присущими ей методами выявляет нормативные акты, противоречащие Конституции РФ, и способствует их устранению, предъявляет в суды заявления и иски в защиту нарушенных прав конкретных лиц, когда при этом затронуты государственные или общественные интересы .
Участие прокурора в арбитражном процессе рассматривается как действенное средство укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов, нарушенных или оспариваемых прав участников предпринимательской деятельности.
Осуществляя
правосудие – государственную
В литературе
часто высказываются
Оппоненты надзорной деятельности прокуратуры утверждают, что в связи с возросшей ролью суда в деле обеспечения законности отпала необходимость в прокурорском надзоре. «Наша прокуратура с ее функцией надзора – рудимент средневековья, оживший в странах с тоталитарным режимом» . По их мнению, прокурорский надзор лишь дублирует судебный контроль, который является наиболее эффективным контрольным институтом в этой сфере.
Подобные
призывы к демонтажу
Оппоненты прокуратуры, отстаивая независимость судебных органов, противопоставляют категории «судебный контроль» и «прокурорский надзор», полагая, что в процессуальном отношении это приведет не к взаимодействию, а к междоусобице . Так, в прокурорском надзоре они видят бесполезный, неэффективный, частично дублирующий судебный контроль институт, который нужно упразднить – по крайней мере в части его совпадения по предмету надзора с судебным контролем.
Рассматривая
эти вопросы, необходимо определить
сферу распространения
С содержанием предмета надзора за исполнением законов тесно связано решение вопроса о его пределах. В теории прокурорского надзора вопрос о пределах общего надзора рассматривается в нескольких плоскостях:
1) относительно
круга объектов надзора, актов,
2) относительно
характера прокурорского
3) относительно
характера мероприятий,
Эти три составляющие в достаточной степени определяют границы прокурорского надзора .
Характер
прокурорского надзора
Характер
прокурорского надзора как
Судебный
контроль, появившись в России в 1992
г. в виде права обжалования в
суд постановления об аресте и
о продлении срока содержания
под стражей, постоянно развивался,
и, как правило, в сторону расширения
возможности обжалования в суд
решений органов
Решения органов предварительного расследования, которые сегодня разрешено обжаловать в суде, условно можно разделить на три группы:
1) постановления
органов следствия и дознания,
а также прокурора, в которых
сформулированы итоговые или
окончательные процессуальные
2) решения
тех же органов, затрагивающие
основные права и свободы
3) иные решения
тех же органов, затронувшие
интересы иных лиц (например, в
связи с жалобой родителей
обвиняемого, у которых
При обсуждении проблем судебного контроля обычно высказываются разные точки зрения: 1) его нужно расширять и дальше; 2) наоборот, его нужно сужать или ограничивать; 3) необходимо сохранить существующее положение.
Очевидно, что преобладание судебного контроля над иными его формами отвечает духу демократического государства. Однако при этом существуют крайности, которых необходимо попытаться избежать.
Опасной крайностью является предложение не только существенно расширить судебный контроль, фактически без каких бы то ни было материальных и организационных предпосылок, но и полностью ликвидировать прокурорский надзор в этой сфере .
В вопросе соотношения судебной власти и надзора прокуратуры существует множество противоречий, корни которых следует искать в исследовании сущности прокурорского надзора и прокурорской деятельности. Например, на основании норм права, установленных п. 1 и 2 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Осуществляя уголовное преследование, прокурор выступает в суде в качестве государственного обвинителя. Одновременно с этим положением прокуратура на основании ст. 1 указанного Закона, как единая федеральная централизованная система органов государства, осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
При сопоставлении норм права, закрепленных в вышеназванных статьях Закона, возникает несколько вопросов. Один из них: почему прокурор, поддерживая в суде от имени государства обвинение, должен изменить свой статус, т.е. забыть, что он – орган прокурорского надзора за исполнением законов? Другой – поскольку закон есть выраженная воля народа и одновременно «творение» государственных органов законодательной ветви власти, прокуратура как орган надзора за исполнением законов находится как бы «при» законодательной ветви власти. Но, с другой стороны, прокурор вместе с государственными органами этой ветви власти должен заботиться о претворении его в жизнь, о точном и неуклонном его исполнении. Он сам действует на основе закона и подчиняется только закону и, следовательно, в своей деятельности не зависит от законодательных органов. Причина этого противоречия состоит в том, что до сих пор не определено точное положение прокуратуры в системе российской государственности.
Взаимодействие прокуратуры с органами судебной власти должно определяться правовыми условиями, среди которых следует выделить:
1) взаимный контроль прокурора и суда за законностью процессуальных действий и решений;
2) порядок
участия прокурора в
3) способы
и возможности инициирования
прокурором судопроизводства (направление
в суды общей юрисдикции
Сфера компетенции
суда и прокурора, с одной стороны,
совпадает, а с другой – у прокурора
она значительно шире . Это объясняется
тем, что прокурор не ограничивается
рассмотрением вопросов о дозволении
совершить те или иные действия оперативно-розыскным
и следственным органом, оценкой
правомерности действий и решений
поднадзорных органов, организаций
и должностных лиц. В круг его
полномочий включено соблюдение порядка
приема и рассмотрения обращений
граждан в государственный
Отличаются
также и способы осуществления
судом и прокуратурой контрольно-надзорных
полномочий. Суд реализует их только
по инициативе заинтересованных лиц, по
мере поступления конкретных заявлений
и жалоб граждан, организаций, оперативно-розыскных
и следственных органов и, как
правило, публично, путем судебного
разбирательства. Надзор прокуратуры
действует постоянно и
Судебный контроль не обладает инициативностью и не может обладать по объективным причинам. Судья, с каким бы нарушением закона, прав и свобод человека и гражданина ни сталкивался, сам по своей инициативе ничего сделать для устранения этих нарушений не в состоянии до тех пор, пока ущемленная в правах сторона или прокурор в ее интересах не обратятся в суд.
Следует также
учитывать и другой существенный
момент – есть немало нарушений
закона, по которым ни одна из сторон
не заинтересована обращаться в суд,
а следовательно, без инициативного
вмешательства прокурора данные
нарушения не могут быть устранены
в судебном порядке. К таким нарушениям
можно отнести незаконные решения
органов власти и местного самоуправления
о предоставлении необоснованных льгот
отдельным организациям, предпринимателям,
гражданам, где отсутствует «ущемленная
сторона», которая может возбудить
судебное дело; незаконные решения
следователя о прекращении
Таким образом, инициативность позволяет прокуратуре выявлять и устранять незаконные правовые акты министерств, ведомств, органов власти и местного самоуправления, государственного контроля, военного управления.
В то же время полномочия суда по контролю за законностью обладают императивностью. Если прокурор не устранил нарушения закона, то он обращается в суд и посредством императивности судебных полномочий может добиться восстановления законности.
Отсюда
можно сделать следующие
1) надзор
прокуратуры радикально
2) любое
решение прокурора может быть
обжаловано в суде, и это является
гарантией соблюдения прав
Информация о работе Современный статус и роль прокуратуры РФ в системе государственных органов