Технологии формирования имиджа политического лидера в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. В современном мире ни одна избирательная кампания не проходит без выстраивания имиджа политика, так как впечатление, которое кандидат произведет на избирателя, имеет непосредственное отношение к исходу политической гонки.
Конструирование имиджа кандидата политической гонки происходит в системе массовых коммуникаций. Как правило, политический имидж создается исходя из социальных ожиданий граждан. В коммуникациях между политическим лидером и населением главным фактором является восприятие, т.е. то, как политик воспринимается в массовом сознании. Существуют определенные параметры восприятия (визуальные, аудиальные, кинестетические), которые закладываются в имидж, чтобы соответствовать ожиданиям избирателей. Поэтому при создании целостного имиджа кандидата наибольшую роль играют имиджевые технологии.

Файлы: 1 файл

FilatovaUY_diplom.doc

— 547.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

 

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ

 

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ  И ПРАВА

 

Кафедра социальных коммуникаций и  технологий

 

 

 

 

Филатова Ульяна Юрьевна

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА В СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИ

 

Выпускная квалификационная работа

Студентки 4 курса очной  формы обучения

Направление № 030201.65 «Политология»

 

 

 

 

 

 

Допущена к защите в ГАК

 

Заведующий кафедрой

Канд. полит. наук, доц.

 

 

___________ Майклсон В.М. 

 

 «___»__________  2013  г.

   

 

Научный  руководитель

Канд. полит. наук, доц.

 

_______________  А.Л.Зверев

 


 

 

Москва  2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. В современном мире ни одна избирательная кампания не проходит без выстраивания имиджа политика, так как впечатление, которое кандидат произведет на избирателя, имеет непосредственное отношение к исходу политической гонки.

Конструирование имиджа кандидата политической гонки происходит в системе массовых коммуникаций. Как правило, политический имидж создается исходя из социальных ожиданий граждан. В коммуникациях между политическим лидером и населением главным фактором является восприятие, т.е. то, как политик воспринимается в массовом сознании. Существуют определенные параметры восприятия (визуальные, аудиальные, кинестетические), которые закладываются в имидж, чтобы соответствовать ожиданиям избирателей. Поэтому при создании целостного имиджа кандидата наибольшую роль играют имиджевые технологии.

Технологии формирования имиджа могут применяться в ежедневной практике выстраивания политической коммуникации, но наиболее часто они используются в периоды избирательных кампаний, особенно президентских, во время которых разворачивается настоящая борьба личностей.

Практическая часть  исследования посвящена изучению технологий по формированию имиджа президента  В.В. Путина, который на протяжении уже тринадцати лет имеет наибольшую популярность у населения среди политиков современности. Таким образом, актуальность обосновывается необходимостью изучения имиджевых стратегий и технологий, позволяющих В.В. Путину сохранять высокий уровень популярности на протяжении долгого времени.

Проблема исследования: определить, какие технологии позволяют поддерживать сформировавшийся имидж В.В. Путина.

Степень научной  разработанности проблемы исследования.

При исследовании проблемы был изучен следующий пласт литературы: в первую очередь, это работы, затрагивающие многочисленные аспекты имиджа. В западной политической науке существует большое количество научных исследований, в которых анализируются различные стороны имиджа. Мировую популярность получили труды таких авторов, как: Д. Моррис1, Дж. Наполитан2; X. Мэлчоу3, Ж. Сегела4.

Среди работ этих авторов  мировую славу завоевала книга  «Новый государь. Новая версия Макиавелли для двадцать первого века» Д. Морриса5, в которой автор говорит о своем многолетнем опыте в политическом консультировании, делает анализ практического материала, связанного с предвыборными технологиями и проведением выборов. В работе говорится о стратегиях выборов, политической рекламе, идеологической составляющей в построении имиджа.

За период развития имиджелогии в России также было написано множество работ об имидже политического лидера и технологиях его формирования. Фундаментальные труды в этой сфере принадлежат Д.В. Ольшанскому6, Г.Г. Почепцову7, E.Б. Шестопал8, Г.B. Пушкаревой9, E.B. Егоровой-Гантман10, T.Э. Гринберг11, A.A. Максимову12, M.E. Кошелюк13, E.H. Богданову и B.Г. Зазыкину14, Ю.A. Панасюк15, E.A. Петровой16, B.M. Шепелю17.

К работам, посвященным практике и анализу политического PR в России, относятся исследования Д. Гусева и O. Матвейчева18, E. Малкина и E. Сучкова19, Д. Ольшанского и B. Пенькова20.

Имидж политического  лидера формируется в массовом сознании. Психологию человека и скрытое управление массами изучали Ницше21, Г. Тард22, Г. Лебон23, X. Ортега-и-Гассет24, Э. Фромм25. Эти авторы определяют бессознательную, инстинктивную природу человека как фактор, используемый для формирования в массовом сознании образа лидера.

Г. Лебон26 и Г. Тард27 исследовали поведение и психологию человека, находящегося в толпе. Они определили характеристики «коллективной души»: некритичность, внушаемость, управляемость. Чертами массы, по мнению этих авторов, являются общие эмоции и установки – важные факторы, которые учитываются при формировании имиджа. Лебон пишет о феномене психологического заражения индивида. Тард ввел понятие «публика», означающее «рассеянную толпу», у которой связующим звеном являются, например, СМИ. Ф. Ницше28 первый спрогнозировал культивирование мифов – основ имиджа. X. Ортега-и-Гассет29 рассматривал скрытое воздействие на массы в рамках осуществления социального контроля. Главная идея Э. Фромма30 заключается в том, что у человека есть потребность принадлежать к той или иной общности – именно боязнью оказаться в меньшинстве зачастую объясняется желание голосовать за того или иного кандидата.

Из отечественных исследователей, изучающих психологию манипуляции массовым сознанием, мифологизацию массового сознания, широко применяемую при построении имиджа,  следует отметить работы C.Г. Кара-Мурзы31, A.M. Цуладзе32, H.И. Шестова33, A.A. Вилкова34, Л.M. Ивановой35.

Теории политической коммуникации, в рамках которой создается политический имидж, нашли свое отражение, прежде всего, в работах классиков данной теории: Г. Лассуэлла36, П. Лазарсфельда37, P. Мертона38, M. Маклюэна39.

Важнейшую роль в своих научных работах Г. Лассуэлл40 отводит проблемам пропаганды, особенностям и структуре материалов пропагандистского назначения. Пропаганда, влияя на массы посредством значимых символов, предполагает работу, прежде всего, с массовыми политическими мифами и стереотипами.

О стереотипах и установках в общественном мнении, важнейших понятиях при формировании технологий выстраивания имиджа, писали ученые Г. Олпорт - ввел в научный оборот термин «социальная установка – аттитюд41, P. Лапьер42 - известен своими психологическими экспериментами, результаты которых получили название «парадокса Лапьера», суть которого состоит в несоответствии и расхождении между реальными действиями индивида и его когнитивными установками; Д. Узнадзе43 - отечественный исследователь установок, считал, что установка - готовность человека к определенному действию; У. Липпман44- автор понятия «стереотип» и теории псевдосреды, окружающей человека; Э. Hоэль-Нойман45 открыла феномен «спирали молчания» и описала также такое явление, как «сдвиг последней минуты» - когда человек меняет свое решение непосредственно перед голосованием. Она уделяет особую роль СМИ и окружению индивида, которые определяют, какое мнение является доминирующим в обществе.

Объектом бакалаврского сочинения является имидж политического лидера – В.В. Путина.

Предмет исследования: технологии формирования имиджа политического лидера на примере B. Путина.

Цель исследования: изучить динамику развития имиджа В.В. Путина в период с 2000 г. по настоящее время.

Задачи исследовательской  работы:

  1. Изучить подходы к определению «политического имиджа» в современной политической науке.
  2. Исследовать стратегию формирования политического имиджа лидера. 
  3. Рассмотреть основные технологии формирования имиджа политического лидера – В.В. Путина, а также технологии, работающие на  поддержание его имиджа.     
  4. Выявить характерные особенности конструирования и динамику трансформации имиджа В.В. Путина, а также провести анализ современного состояния имиджа В.В. Путина.

Гипотеза исследовательской  работы заключается в том, что основная модель политического имиджа В.В. Путина конструируется вокруг образа «супермена».

Теоретико-методологические основания

Теоретическим основанием для написания данного бакалаврского сочинения послужили следующие научные концепции:

1) личностно-ситуационные теории лидерства (C. Казе, X. Герт, C. Миллз);

2) концепция «спирали молчания» Э. Hоэль-Нойман;

3)типологии технологий формирования имиджа T.Э. Гринберг, Д.B. Ольшанского и психологических технологий и моделей Е.Н. Богданова и B.Г. Зазыкина.

Методологическое  основание

Общим научным методом, использованным в работе, является системный подход к процессу создания политического имиджа кандидата, позволяющий проанализировать и систематизировать существующие технологии формирования политического имиджа.

Методы эмпирического  анализа:

    1. Метод количественного контент-анализа, обусловленный спецификой основных источников бакалаврского сочинения: программных документов, выступлений.
    2. Метод вторичного анализа данных и обобщения статистических данных – электоральных рейтингов, социологических опросов.

    Эмпирической базой для исследования послужили, во-первых, официальный и личный сайты Президента РФ, предвыборные платформы В.В. Путина (2000 г., 2004 г., 2012 г.), раскрывающие идеологическую составляющую имиджа; биография В.В. Путина, а также «прямые линии» с В.В. Путиным;

во-вторых - рекламные ролики, фильмы, агитационные речи, выступления «ЛОMов» (лидеров общественного мнения) в пользу В.В. Путина,  предвыборные брошюры, листовки, плакаты;

в-третьих, результаты социологических исследований наиболее значимых социологических служб страны (определяющих рейтинги и отношения граждан к ведущим политикам страны, баллотирующимся на пост Президента РФ) – ФОМа, ВЦИОМа, «Левада-Центра»;

в-четвертых, анализ вторичных  данных – экспертных оценок и интервью российских политологов, посвященных президентским выборам  указанного периода.

Хронологические рамки исследования

Избранная предметная область  научного интереса определила хронологические  рамки исследования – это период от 2000 года по настоящее время, включающий три предвыборные президентские кампании, в которых участвовал В.В. Путин (2000г., 2004г., 2012г.). Данный период обусловливается необходимостью проследить динамику развития имиджа В.В. Путина и охарактеризовать его современное состояние.

Научная новизна исследования

    1. В работе определены и  систематизированы технологии и модели формирования имиджа политического лидера в современной России;
    2. Установлен характер взаимовлияния активного продвижения образа лидера и  электорального участия граждан;
    3. В работе анализ последней президентской кампании проводится в фоновом изучении проходивших в стране массовых протестов.

Практическая  значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования при проведении избирательных кампаний различного уровня в плане определения имиджевой стратегии и тактики для политического лидера.

Структура работы. Представленная работа состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.

Во введении обоснованы актуальность темы исследования, ее научная и практическая значимость, показана степень научной разработанности, сформулированы объект, предмет, цель, задачи, хронологические рамки, выявлена гипотеза и новизна дипломного исследования.

В первой главе, состоящей из трех параграфов, раскрывается суть понятий «политический имидж», «политическое лидерство», анализируются основные теории и подходы, связанные с изучением данных понятий, а также приводятся основные технологии, стратегии и модели формирования имиджа политика.

Вторая глава представляет собой практическое исследование, где  будут проанализированы три президентские  избирательные кампании с участием B.В. Путина, процесс формирования имиджа в его первую президентскую кампанию, поддержание имиджа в период второго срока президентства и премьерства, характерные особенности проведения предвыборной кампании 2012г., а также современное состояние имиджа B.В. Путина.

В заключении подводятся итоги исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА

1.1. Политический имидж, его основные функции и типы

За последние 15-20 лет понятия «имидж» и «имиджелогия» прочно вошли в обиход в нашей стране как на профессиональном, так и на бытовом уровне. В науку понятие «имидж» было введено американским экономистом К. Болдуингом, и исследовалось оно как способ психологического воздействия на потребителей. С общественными лидерами имиджи стали отождествлять в США, начиная с 1960-x годов. «Имидж» как особая научная категория заинтересовала политологов. Среди фундаментальных трудов классиков, имеющих отношение к данной теме, можно выделить работы H. Макиавелли «Государь»46, где автор обосновывает важность обладания специальными качествами для государственного деятеля, а также работу Лебона «Психология социализма»47, в которой указывается важность имиджирования для достижения политического успеха.

Информация о работе Технологии формирования имиджа политического лидера в современной России