Технологии формирования имиджа политического лидера в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. В современном мире ни одна избирательная кампания не проходит без выстраивания имиджа политика, так как впечатление, которое кандидат произведет на избирателя, имеет непосредственное отношение к исходу политической гонки.
Конструирование имиджа кандидата политической гонки происходит в системе массовых коммуникаций. Как правило, политический имидж создается исходя из социальных ожиданий граждан. В коммуникациях между политическим лидером и населением главным фактором является восприятие, т.е. то, как политик воспринимается в массовом сознании. Существуют определенные параметры восприятия (визуальные, аудиальные, кинестетические), которые закладываются в имидж, чтобы соответствовать ожиданиям избирателей. Поэтому при создании целостного имиджа кандидата наибольшую роль играют имиджевые технологии.

Файлы: 1 файл

FilatovaUY_diplom.doc

— 547.00 Кб (Скачать файл)

4 декабря 2012 г. в «Независимой газете» вышла статья, в которой говорилось о том, что В.В. Путин готовится сменить имидж – вместо образа «мачо» кремлевские политтехнологи придумали образ «умудренного патриарха111». В НГ указывается, что в результате полета со стерхами В.В. Путин получил  растяжения спины, и этот тайм-аут президента будет удачно использован для смены имиджа.

 В. Туровский, вицe-президент Центра политических технологий, отмечает необходимость смены имиджа В. Путина и связывает это с боязнью Кремля разговоров о недееспособности президента. Он говорит о необходимости изменения имиджа президента, в частности, из-за возрастных особенностей112. Также высказывается мнение, что новый образ пригодится президенту, если он снова будет баллотироваться в президенты.

Д. Песков, пресс-секретарь B.В. Путина опроверг информацию о смене имиджа главы государства, сказав, что "это из области измышлений, неизвестно откуда берущихся"113. В конце февраля 2013 г. Д. Песков заявил, что В.В. Путин вернется к экстриму114.

Следует отметить, что, несмотря на некий спад PR-акций, В.В. Путин продолжает демонстрировать «непротокольные» мероприятия. Одной из таких акций стала фотосессия президента со своими собаками в подмосковном лесу 24 марта 2013 г115.

Нельзя не отметить факта  личностной мотивации В.В. Путина. В.В. Путин воспринимает себя как некую миссию. То, что он пошел на третий срок, говорит о том, что он не «воспитал» себе преемника.

Таким образом, оснований  полагать, что команда В.В. Путина готовится сменить его имидж, на момент написания бакалаврского  сочинения нет.

Таблица № 3

Технологическое обеспечение развития имиджа В. Путина в период президентской кампании 2012 г.:

Одежда, внешний вид

Контекст, повестка дня

Легенда

Миф

Суть формирования имиджа в содержатель-ном плане

СМИ

PR-акции

Стиль одежды в целом  сохраняется по сравнению с периодом премьерства. Внешне В. Путин стал выглядеть значительно старее.

Развернулась кампания против протестного движения, «проплачен-ного Западом».

1)Биография. В. Путин – политик из простой семьи, образованный и умный. Служил в КГБ.

Миф – образ супермена  сохраняется в третьей президент-

ской кампании В. Путина.

 

Кампания была основана на дихотомии «мы-они».  Акцент на безальтернативности. Столпом предвыборной кампании стала идея сохранения стабильности.

Освещение деятельности на федеральных телеканалах в 4 раза превышало совокупное время всех других кандидатов. Создание медиасобы-

тий. Трансляция прямого  разговоров с избирателями

На имидж В. Путина работали многие акции периода премьерства, проводящиеся в конце лета- осенью 2011 гг.

Активно PR-акции стали проводиться после победы В. Путина.

 

 

2)Программа.

7 авторских статей.

«Россия сосредотачивается  – вызовы, на которые мы должны ответить», «Россия: национальный вопрос», «O наших экономических задачах», «Демократия и качество государства», «Строительство справедливости. Социальная политика для России»,  «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России», «Россия и меняющийся мир».

 

Основные технологии:

 

1.Использование технологии «образа врага».

2. «Отстройка от конкурентов».

3.Обращения ЛОМов.

4.Прямой разговор с  избирателями - вместо дебатов.

5.Оглашение предварительных  данных о прогнозе выборов  социологических служб – «эффект  общего вагона».

Фильмы:

 1. «Кризис – 2008. Спасти Россию».

2. «Мост над бездной».

3.Агитационные ролики  с участием ЛОМов.

4.Предвыбор-

ные статьи.

 

 

Выводы по параграфу. Можно говорить о том, что в период президентской кампании 2012 г. имидж В.В. Путина продолжал развиваться уже в рамках сформированного в массовом сознании представления о В.В. Путине. Это подтверждается проведенным анализом мероприятий с участием В.В. Путина, его программой.

Выводы по главе.

Во-первых, в первом параграфе было установлено, что в основу формирования имиджа В.В. Путина был положен миф о «герое-спасителе». Это было связано с конкретным историческим контекстом. Главным врагом первой кампании был терроризм. Успешно были применены технологии «образа врага», контраста. В.В. Путин смог создать образ, близкий к народу, и в то же время – образ сильного лидера. Предвыборная платформа объединяла большое количество людей абстрактными постулатами. Удачно была написана биография.

Во-вторых, автор пришел к выводу, что вторая президентская кампания В.В. Путина – это символизация его образа. Имидж, уже сформированный в течение первого срока, обеспечил широкую общественную поддержку на выборах 2004г. В.В. Путин снова выступил как «президент надежды». В программе он перечислил все свои заслуги по консолидации общества и предотвращению распада государственности. Тип его имиджа сменился на «супермена».

В-третьих, в последней президентской кампании В.В. Путин продолжал развивать сформировавшийся имидж. В предвыборной гонке использовалась дихотомия «мы-они» при формировании образа врага – «протестного проплаченного движения». Основной акцент делался на сохранении стабильности и безальтернативности кампании. Российский электорат снова предпочел консерватизм либерализму.

В-четвертых, что касается современного состояния имиджа В.В. Путина – то можно констатировать, что кардинальной трансформации имиджа В.В. Путина в период последней президентской кампании не произошло, и те мероприятия, которые проводятся командой президента, работают на поддержание уже сформированного образа «супермена». Однако несмотря на то, что В.В. Путин не изменил имидж, в обществе созрел определенный тренд – «В.В. Путин уже не тот», а также сформировались запросы на трансформацию имиджа президента и новые лица в политике116.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема, выбранная автором  для исследования, является очень  актуальной. Ни одна избирательная кампания в современном мире не обходится без формирования имиджа политика, тем более, если речь идет о президентских выборах. В.В. Путин остается самым влиятельным и популярным политиком в современной России вот уже на протяжении тринадцати лет. В данном бакалаврском сочинении удалось изучить динамику развития имиджа  В.В. Путина, а также определить, с помощью каких технологий поддерживается сформировавшийся имидж действующего президента.

В работе исследованы  подходы к определению политического  имиджа в современной политической науке, определена стратегия формирования имиджа политического лидера, выявлены характерные особенности конструирования и динамика трансформации имиджа В.В. Путина.

Также одной из задач исследования было изучение технологий формирования и поддержания имиджа В.В. Путина, используемых в периоды трех президентских кампаний, в которых он участвовал (2000г., 2004г., 2012г.).

Проведенное исследование охватывает периоды первого и второго сроков президентства В.В. Путина, период его премьерства, а также включает анализ избирательной кампании 2012 года и современного состояния имиджа В.В. Путина.

В период первого срока действующему президенту удалось создать имидж, который позволил ему беспрепятственно победить на выборах 2004 года, превратив их в плебисцит по доверию населения. Однако успешность его образа не была вечной, и к 2008 году наблюдалось снижение рейтингов. С этого момента начинается проведение огромного количества пиар-акций, с помощью которых В.В. Путину создали образ «супермена». Период премьерства – это кампания перед будущими выборами.  

Президентские выборы 2012 г. серьезно отличались от предыдущих выборов, в которых участвовал В.В. Путин, прежде всего, контекстом. Если предысторией первой кампании была Чеченская война, терроризм; контекстом второй кампании стала борьба с олигархами, то последние выборы проходили в условии резкого противостояния власти и оппозиционных сил.

В.В. Путину удалось победить за счет стиля PR-кампании, создавшей атмосферу безальтернативности, а также за счет того, что оппозицией не было представлено конкретных  мер и предложений. Однако никакого репозиционирования имиджа произведено не было, как не были предложены новые информационные поводы.

Исходя из результатов  данного исследования можно выявить наиболее применимые технологии в формировании имиджа В.В. Путина: конструирование черт героя параллельно созданию «образа врага», эффект контраста, использование лингвистических приемов, PR-технологии, «монополизация» информационного потока, создание исключительности личности,  методы политической мифологии. 

По мнению автора работы, образ «героя» в нашей стране оказался довольно успешным, и именно поэтому команда В.В. Путина не будет от него отказываться, а скорее внесет лишь некоторые коррективы, не связанные с коренной трансформацией образа. Следует признать, что В.В. Путину нет необходимости отказываться от политического мифа «героя», «отца нации», так как этот миф очень популярен в российской политической культуре.

К тому же нельзя забывать и о проблеме репозиционирования. Она заключается в том, что репозиционирование может оказаться неудачным по сравнению с уже сформированным имиджем. И команда В.В. Путина не видит иной модели имиджа для него, кроме той, которая существует.

Таким образом, результаты исследования подтверждают выдвинутую в работе гипотезу о том, что основная модель политического имиджа В.В. Путина конструируется вокруг образа «супермена».

С уверенностью можно  признать, что у В.В. Путина сложился успешный имидж. У населения существует определенная картина эмоций и ассоциаций при упоминании о действующем президенте. Тем не менее, даже очень успешный имидж нуждается в репозиционировании, некоторой трансформации по истечении определенного срока, что продиктовано временем и запросами различных общественных групп. Результатом игнорирования этих процессов может стать снижение уровня доверия и популярности проводимой политики, что наблюдается в последнее время у В.В. Путина после его избрания на третий срок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники:

 

    1. Владимир Путин. Личный сайт. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://putin.kremlin.ru/
    2. Владимир Путин 2012. [Электронный ресурс]. – Электрон. дaн. – Режим доступа: http://putin2012.ru/
    3. Открытое письмо Владимира Путина к российским избирателям. // [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://newsbabr.com/?IDE=20648
    4. Президент РФ. Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. –Электрон. дaн. – Режим доступа: президент.рф

 

Литература:

 

  1. Абашкина E., Водотынский Д., Егорова-Гантман E., Косолапова Ю. и др. Пoлитиками не рождаются: как стать и остаться эффeктивным политическим лидером: Психологическоe пособиe для политиков. - M., «АНТИКВА», 1993. - 1 кн. - 221 с., 2кн. - 423 c.
  2. Амелин В.H., Пешков C.И. Учитесь побеждать / В.Н. Амелин, C.И. Пешков. M.: Стольный град, 2001. - 209 c.
  3. Андриевский В. Политический имидж кандидата. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа:  http://psyfactor.org/lib/image2.htm
  4. Бендас Т.B. Психология лидерства. Учебное пособие. – CПб.: Питер, 2009. - 448 c.
  5. Блинов A. Влияние урoвня жизни населения нa результаты выборов президентa Российской Федерации / A. Блинов // Власть. 2001. - № 4.
  6. Богданов E., Зазыкин B. Психологическиe основы «Паблик рилeйшнз» / E.Богданов, B. Зазыкин. CПб.: Питер, 2003. - 208 c.
  7. Вилков A.A. Избирательные технологии: проблема эффективности и политических последствий / A.A. Вилков // Власть. 2003. - №4. - C. 17-18.
  8. Вилков A.A. Мифологический фактор в современной российской политике / Мифология политической власти: Материалы научного семинара. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2003.
  9. Волкова В.В. Имиджелогия. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2005. – 168 с.
  10. Гончаров B.Э. Современное политическое консультирование. — CПб.: ИВЭСЭП, 2007. — 220 c. — ISBN 978-5-7320-1009-1
  11. Гринберг T.Э. Политические технологии: ПР и реклама: Учeб. Пособиe для студентoв вузов. - M.: Aспект Пресс, 2005.  – 317 c.
  12. Гринберг T.Э. Политическaя рeклама: портрет лидера / Т.Э. Гринберг. M.: 1995. 104 с.
  13. Гульбинский H., Сорокина E. Краткий курc для эффективных политикoв. M.: АВАНТИ, 1999. - 184 c.
  14. Гусев Д.B., Матвейчев O.A., Хазеев P.P., Черняков C.Ю. Уши машут oслом. Современное социальное программированиe.- <span class="dash0413_0438_043f_0435_0440_0441_0441_044b_043b_043a_04

Информация о работе Технологии формирования имиджа политического лидера в современной России