Технологии формирования имиджа политического лидера в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. В современном мире ни одна избирательная кампания не проходит без выстраивания имиджа политика, так как впечатление, которое кандидат произведет на избирателя, имеет непосредственное отношение к исходу политической гонки.
Конструирование имиджа кандидата политической гонки происходит в системе массовых коммуникаций. Как правило, политический имидж создается исходя из социальных ожиданий граждан. В коммуникациях между политическим лидером и населением главным фактором является восприятие, т.е. то, как политик воспринимается в массовом сознании. Существуют определенные параметры восприятия (визуальные, аудиальные, кинестетические), которые закладываются в имидж, чтобы соответствовать ожиданиям избирателей. Поэтому при создании целостного имиджа кандидата наибольшую роль играют имиджевые технологии.

Файлы: 1 файл

FilatovaUY_diplom.doc

— 547.00 Кб (Скачать файл)

Также важной характеристикой является одежда политика. Одежда должна соответствовать формам, быть по фигуре, подчеркивать индивидуальность человека. Необходимо учитывать контент, интерьер, особенности помещения, а также место выступления. Нужно одеваться под конкретную аудиторию и в соответствии с характером встречи.

 Важными чертами имиджа являются  привлекательность, квалифицированность,  динамизм, а также харизма.

Авторы книги «Образы  российской власти. От Ельцина до В. Путина» под редакцией E.Б. Шестопал говорят о трех важнейших составляющих в личности политика, влияющих на конструирование его образа лидера. Ссылаясь на концепцию Ч. Осгуда, авторы выделяют в личности три важных измерения: привлекательность, силу и активность.

2. Социальные качества. Важнейшим социальным показателем кандидата является «его способность генерировать и провозглашать объединяющие и мобилизующие идеи»70. Также важным фактором для избирателей являются отношения политика с семьей, избирателями, окружением, разными социальными группами. Особенно избирателей интересует личная жизнь кандидата.

Политик должен, с одной  стороны, быть лидером, а с другой – «одним из народа».

3. Символические качества. Главное здесь – политическая биография, которая должна рассказать о происхождении  лидера, процессе его становления через цепь определенных событий, подтвержденных фактами.

 Также символические характеристики включают мировоззрение, идеологию и программу. У лидера обязательно должна быть своя позиция по актуальным социальным  вопросам, а также своеобразный образ будущего, чтобы заинтересовать избирателя71.

К символическим характеристикам  относятся архетипы и стереотипы.

В российской политической культуре существуют три стереотипные черты имиджа: сильный, волевой, умный.

Существует немало типологий политического лидерства. Среди основных типов политического лидерства можно выделить:

Е. Богардус, одним из первых предложивший свою типологию, выявил четыре вида лидеров:

«- Автократический (в сильной организации),

- Демократический (представитель интересов группы),

- Исполнительный (в состоянии выполнить какую-либо работу),

- Рефлексивно-интеллектуальный (неспособный руководить масштабной группой)»72.

М. Вебер выделяет три главных типа лидерства:

- традиционный (традиционная легитимность) – вера в святость традиций; власть монарха, которую он получает по наследству),

- харизматический – вера людей в исключительную святость, доблесть, героизм своего лидера; подчинение основано на личном доверии,

- рационально-легальный – вера в легальность нормативных правил, за счет соблюдения которых лидер получил свое место.

По стилю  руководства выделяют лидеров авторитарных, демократических и либеральных. Современная западная психология лидерства выделяет шесть основных лидерских стилей73:

- деловой (ориентированный  на задачу)

- межличностный  (ориентированный на взаимоотношения)

- авторитарный

- демократический

- директивный  (структурирующий)

- коллаборативный  (основанный на сотрудничестве  с работниками).

Согласно психопатологической типологии лидерства Г. Лассуэла, существуют типы лидера «агитатора», «администратора» и «теоретика». Агитаторы - недисциплинированные, сварливые политики, ориентированные на риторику, вербальные методы, жесты. Администраторы более хладнокровные, стремятся к манипулированию определенной группой. Г. Лассуэл выделяет 2 типа администраторов: 1) Первый тип близок к агитаторам и характеризуется энергией и воображением, 2) Второй тип – чрезмерно щепетильные и совестливые лидеры, и в этом стремятся показать свою силу. И наконец, теоретики – эксперты, идеологи, которых привлекают высоко рациональные цели.

Широкую известность  получила типология лидерства М. Херманн74:

Лидер-знаменосец: обладает собственным видением действительности, легко увлекает за собой массы.

Лидер-служитель: стремится выступать защитником интересов масс, действуя от их имени.

Лидер-торговец: убедителен в продвижении своих идей и планов, способен воодушевить массы на реализацию его замыслов.

Лидер-марионетка: зависим от воли и подвержен влиянию своего окружения или существующего неявного лидера.

Лидер-пожарный: делает акцент на самых актуальных общественных проблемах, зависим от  конкретной ситуации.

Интересна типология  президентов по Дж. Барберу75, который на основе исторических документов и биографий рассмотрел личности американских президентов. В основе его теории следующие показатели: взгляд на мир конкретной личности, индивидуальный стиль лидера, характеристики властных отношений, характер и «климат ожиданий». Исходя из этого, Дж. Барбер выделил два определяющих измерения: a) активность-пассивность; б) позитивность-негативность. Исходя их этих измерений, он предложил четыре типа лидерства: активный – позитивный тип, активный – негативный тип, пассивный – позитивный тип, пассивный – негативный тип.

В настоящее время активно применяется модель классификации типов личности политиков по стилю поведения. Исследователи E. Коблянская и E. Лабковская76, авторы психиатрического подхода, говорят о наличии пяти политических стилей, определяющихся в зависимости от степени доминирования определенных качеств.

Параноидальный политический стиль. Лидер такого типа подозрителен, недоверчив, жаждет власти и контроля над людьми. Поведение зависит от ситуации, действия часто непредсказуемы. Активно использует манипуляции и скрытый шантаж. Мир делит только на «черное» и «белое». В отношениях к оппонентам жесток, всегда старается подавить и унизить, самоутвердиться за их счет. Приход такого лидера к власти может повлечь за собой установление тоталитарного режима правления. Однако такой лидер способен к последовательному осуществлению  политического курса, решению стратегических задач в крайне сжатые сроки.

Демонстративный политический стиль. Такой лидер всегда играет на публику. Для него определяющим является желание нравиться, любыми способами привлекать к себе внимание. Не переносит критики, не различает искренности и лести. Ориентация на одобрение масс зачастую вынуждает политического лидера пренебрегать не только общественно значимыми интересами, но и своими собственными политическими убеждениями. Учитывая, что такие натуры творческие  и имеют способность зажечь интерес, не всегда способны его поддерживать, эти политики не всегда способны доводить до конца начатое.

Компульсивный политический стиль. Такой лидер старается все делать по правилам, наилучшим образом. Он постоянно в напряжении, озабочен, не склонен к гибкости. Ему некомфортно в экстремальных ситуациях, когда порой требуется отступить от правил и инструкций. Строго следует запланированному политическому курсу, и может зайти в тупик, когда выбранное направление перестало соответствовать реалиям, а политик болезненно реагирует на изменение плана действий.

Депрессивный политический стиль. Этот политик не способен быть ведущим лидером и объединиться с теми, кто проводит политику. У него отсутствует четкий политический курс, нет устойчивых предложений к решению проблем.

Шизоидальный политический стиль связан с депрессивным. Политик такого типа – одиночка. Изначально занимает позицию стороннего наблюдателя, но стремление к лидерству заставляет присоединяться к кому-либо движению.

В чистом виде, независимо от модели классификации, типы лидеров не встречаются, а сочетаются у политиков в различных пропорциях.

B политической психологии существует множество теорий, которые объясняют феномен политического лидерства. Так, теория черт определяет природу лидерства через выдающиеся качества отдельных личностей. Ситуационная теория, напротив, говорит о том, что лидер своим становлением во многом обязан ситуации. Согласно теории конституэнтов, лидер должен ориентироваться на потребности и интересы определенной группы людей, которая его выдвинула и/или поддержала. В своей работе я буду придерживаться личностно-ситуационной теории лидерства, которая одновременно позволяет рассматривать личностные черты политика и те условия, при которых лидер пришел к власти и осуществляет свою деятельность.

Выводы по параграфу: Стратегия конструирования имиджа подразумевает формирование у лидера персональных, социальных и символических качеств. В науке существует множество типологий и теорий лидерства. В чистом виде типы лидерства не встречаются, а сочетаются у политиков в разных пропорциях. В данной работе при анализе формирования политического имиджа В.В. Путина автор будет придерживаться личностно-ситуационной теории лидерства, так как на становление личности В.В. Путина повлияла как ситуация  и среда, в которой он оказался (в первую очередь), так и его личностные характеристики, позволившие ему сформировать успешный имидж.

1.3. Технологии и модели формирования имиджа политического лидера

 

В данной работе автор  придерживается классификаций имиджевых технологий T.Э. Гринбeрг и психологических технологий и моделей формирования имиджа E.H. Богданова и B.Г. Зазыкина.

T.Э. Гринбeрг выделяет три большие группы технологий формирования имиджа политического лидера:

1. Технологии продвижения персональных качеств. Здесь работа идет, в первую очередь, с визуальной составляющей: внешность, одежда политика.  Имидж должен быть привлекательным, одежда должна соответствовать формам и подчеркивать индивидуальность человека, а также быть подобрана под конкретную аудиторию.

2. Технологии продвижения социальных качеств. Так как важным фактором для населения являются отношения политика с семьей, избирателями, окружением, разными социальными группами, - политик должен демонстрировать народу это свое отношение, и это должно постоянно освещаться в СМИ. Особенно избирателей интересует личная жизнь кандидата.

Мнение лидеров общественного  мнения (ломов) относительно кандидата является технологией социального продвижения.

3. Технологии продвижения символических качеств. Первое - написание политической биографии, которая должна рассказать о происхождении лидера, процессе его становления через цепь определенных событий, подтвержденных фактами.

Второй шаг – предвыборная программа кандидата, которая должна раскрывать мировоззрение и идеологию политика. Лидер обязательно должен иметь свою позицию по актуальным социальным и экономическим вопросам, а также стратегию будущего развития.

Существуют технологии создания имиджа средствами PR.

«PR-технологии – совокупность приемов и методов управления восприятием электората в процессе подготовки и реализации кампании; способов формирования информационного поля избирательной кампании кандидата и изменения отношений различных целевых аудиторий к кандидату или конкурентам»77.

К PR-технологиям относятся пресс-конференции и другие специальные мероприятия, дебаты, публичные выступления, интервью, способы работы со СМИ, реклама, агитация, пропаганда, изучение общественного мнения.

Эффективные коммуникации и работа со СМИ – важнейшие  составляющие при формировании имиджа.

Среди избирательных технологий можно выделить ряд существенно важных технологий для формирования имиджа кандидата:

- манипулятивные технологии, основанные на внушении и «игре» с такими чувствами избирателей, как неудовлетворенность, страх, ненависть. Действеннее всего применяются в периоды нестабильности в стране;

- негативные технологии:

  1. Война социологических рейтингов. Используется для влияния на население за счет выгодных публикаций результатов избирательных кампаний, ссылаясь на социологические службы.
  2. Формирование «образа врага» – политическая технология, направленная на консолидацию электората, демонизацию каких-то «враждебных сил». Применение технологии «образ врага» используется для «эмоциональной раскачки» электората, с помощью которой достигается возникновение в обществе противоположных по знаку эмоций – чаще всего, тревоги и надежды.    E.H. Богданов и B.Г. Зазыкин пишут о психологических технологиях, используемых при конструировании имиджа политического лидера78, которые являются, по сути, манипулятивными. Психологические технологии - совокупность психологических методов, способствующих изменению у человека его психических свойств:

-Построение  имиджа c опорой нa «идеальный образ» кандидата.

 Технология основана на глубоком изучении социальных ожиданий населения: какие качества и характерные черты народ хочет видеть у своего лидера? Эти данные получают в ходе различных социологических опросов, позволяющих создать картину идеального образа кандидата. Как правило, идеальный образ подразумевает наличие следующих качеств: нравственность и ответственность, высокая нормативность поведения, патриотизм, высокая эрудиция, глубокий ум, системность мышления, интуиция, сильная воля, направленность на сильную внешнюю политику, доступность.

Далее подбирается кандидат, наиболее соответствующий характеристикам «идеального», производится анализ соответствия его личностных характеристик с идеальными, по мнению населения, качествами. Затем необходимые качества развиваются с помощью тренингов, определяются действия, которые необходимо выполнять выявленному «идеалу». Деятельность кандидата должна широко освещаться в СМИ.

Сценарный подход (формируется «событийный ряд»). Сформировав конкретные представления об «идеальном образе» политика, начинают готовить  сценарий его «раскрутки». В этот сценарий должны входить конкретные действия, акции и высказывания, планируемые для предвыборной кампании – формируется «событийный ряд». Собственно, это участие кандидата в планируемых мероприятиях и должно сформировать ранее рассчитанный имидж.  События должны быть спланированы  таким образом, чтобы кандидат показал все  свои сильные стороны и произвел благоприятное впечатление. О нем должны заговорить. Для этого все действия «событийного ряда» должны освещаться в СМИ. Самые яркие акции должны быть на старте и на финише избирательной кампании.

Информация о работе Технологии формирования имиджа политического лидера в современной России