Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 21:02, курсовая работа
Актуальность. В современном мире ни одна избирательная кампания не проходит без выстраивания имиджа политика, так как впечатление, которое кандидат произведет на избирателя, имеет непосредственное отношение к исходу политической гонки.
Конструирование имиджа кандидата политической гонки происходит в системе массовых коммуникаций. Как правило, политический имидж создается исходя из социальных ожиданий граждан. В коммуникациях между политическим лидером и населением главным фактором является восприятие, т.е. то, как политик воспринимается в массовом сознании. Существуют определенные параметры восприятия (визуальные, аудиальные, кинестетические), которые закладываются в имидж, чтобы соответствовать ожиданиям избирателей. Поэтому при создании целостного имиджа кандидата наибольшую роль играют имиджевые технологии.
Выводы по параграфу. Президентская кампания 2004 г. была безальтернативной, рутинной и превратилась в акт поддержания доверия действующему главе государства. Сформировавшийся в период первого срока президентства имидж обеспечил В.В. Путину широкую общественную поддержку. Его имидж в течение второго президентского срока и премьерства продолжал динамично развиваться и эволюционировал до образа «супермена». За это время В.В. Путин участвовал в многочисленных пиар-акциях, которые, как удалось выяснить, являлись информационными поводами и отвлекающими маневрами. Что касается определения его мировоззрения, программных тезисов – то здесь В.В. Путин снова не предложил ничего конкретного, пытаясь сохранять поддержку разностороннего электората.
B.В. Путин – самый популярный политик в России c 1999 года ( согласно данным Левада-центра, индексы одобрения деятельности В.В. Путина колебались от 74 (1 января 2000 г.) до самого высокого показателя в сентябре 2008 – 7894). Однако с 2008 года ситуация начала меняться. К 2011, предвыборному году, антирейтинг премьера составил 21 %95. А индекс одобрения В.В. Путина к декабрю 2011 составил всего 2796 (Индексы строятся как разность положительных и отрицательных ответов на вопрос: Одобряете ли вы деятельность Владимира Путина?)
Можно отметить две характерные особенности выборов президента 2012 г. Во-первых, выборы проходили на фоне падения доверия к власти, начавшегося с кризиса 2008 и продолжающегося до февраля 2012 г.
Во-вторых, «к 2011 году заметно ослабела привлекательность Путина в качестве лидера России: черты «решительного», «делового и энергичного» политика, который знает, как вывести страну из кризиса и обеспечить непрерывный подъем уровня жизни населения (а это главные ожидания итогов его деятельности), ощутимо поблекли. Россияне перестают замечать в нем такие черты его прежнего образа, как интеллектуальные способности, компетентность и образованность, значимость его опыта как государственного деятеля, профессионализм, ответственность, честность и порядочность, обаятельность и другие»97.
Перед предвыборным штабом В.В. Путина была поставлена задача: победить в первом туре. О том, что выборы пройдут без проведения второго тура, прямо и сразу заявил Д.Песков. Это подтверждали и социологические опросы (см.: приложения 5, 6, 7). Следует отметить, что публикации электорального рейтинга В. Путина – это технология для влияния на электоральное поведение граждан. Роль публикаций и освещения результатов опросов на телевидении заключается в том, чтобы показать, что количество сторонников В.В. Путина растет быстрыми темпами.
Широко освещенные в СМИ результаты социологических опросов, согласно которым один из кандидатов лидирует с большим отрывом в рейтинге, создают «эффект общего вагона», который отражается в механизме «спирали молчания».
Например, 27 февраля 2012 г. в выпуске «Новостей» на «Первом канале» отдельным сюжетом были освещены «результаты опросов общественного мнения относительно предстоящих выборов Президента» с приведением статистики. По данным «Левада-Центра», 66% пришедших на участки отдадут свои голоса Владимиру Путину. ФОМ называет цифру в 58,7%, а ВЦИОМ – 58,6%.98
В своей предвыборной кампании В.В. Путин максимально дистанцировался от «Единой России» и использовал только организационные ресурсы партии99. Одной из причин этого, помимо неудач и провалов Единой России, стало массовое недовольство людей итогами думских выборов, повлекшими за собой многочисленные шествия и митинги по всей стране, а также снижение рейтинга В.В. Путина. Ответом со стороны пиарщиков В.В. Путина на митинги против фальсификаций стало противопоставление трудовой глубинки протестному движению. В данном случае использовалась архаическая модель восприятия реальности – «дихотомия «мы-они», являющаяся своеобразной архетипической матрицей, на основе которой происходит процесс самоидентификации личности в кризисной ситуации»100. Главные темы этого «противостояния»: «протестующие считают обыкновенный народ быдлом», «протесты проплачены Западом», проводятся на деньги западных посольств, раскачивают лодку и повергают страну в хаос.
«Образом врага» третьей президентской кампании В.В. Путина стало протестное движение, которое проплачено Западом. В.В. Путин, соответственно, олицетворял героя. Кульминацией внедрения «образа героя» стали документальные фильмы:
- «Кризис – 2008. Спасти Россию», где говорилось о роли Владимира Путина в борьбе с экономическим кризисом. Фильм вышел в эфир на телеканале «Россия - 1» 17 января 2012 года;101
- фильм-размышление о русской новейшей истории «Мост над бездной», показанный на «Первом канале» 1 февраля 2012 года.102
Ключевая мысль первого фильма – Россия успешно вышла из кризиса благодаря В.В. Путину, а Запад до сих пор находится в кризисе и опасается новой волны. Во втором фильме эксперты говорят, что восстановление управляемости и выход страны из хаоса, позднее названные журналистами «вертикалью властью» - было необходимостью.
Электоратом В.В. Путина на последних выборах стали рабочие, пенсионеры, госслужащие. «По мере того, как городской средний класс отворачивается от него, Путин все больше концентрируется на традиционной для него категории избирателей: рабочих и жителях провинции, которые чаще всего получают новости от государственных телеканалов. Рабочие заводов, фермеры, госслужащие и пенсионеры составляют основу избирательной базы российского политического лидера»103.
В ходе кампании В.В. Путин раздавал популистские обещания всем социальным слоям населения, не забыв и об участниках протестов - на обсуждение были вынесены, а впоследствии приняты, законы об упрощении регистрации партий и выборах губернаторов.
Столпом третьей предвыборной кампании В.В. Путина, как и в кампании 2004 г., стала идея «сохранения стабильности». Премьер позиционировал себя как гаранта сохранения порядка, единственного победителя хаоса и разрухи. Главная имиджевая технология выборов – технология продвижения социальных качеств: обращения ЛОMов – лидеров общественного мнения. Агитационные ролики были выполнены в единственном формате – разные знаменитые и обычные люди объясняли, почему свой голос они готовы отдать за В.В. Путина. Эти объяснения будущих избирателей содержали уже известные идеологемы o достойной жизни, оранжевой угрозе, России, вставшей с колен и т.д. Данными роликами пиарщики В.В. Путина пытались продемонстрировать наличие широкой массовой поддержки. А так как главным конкурентом на выборах В.В. Путин и его команда считали протестное движение, эти ролики – демонстрация того, что все «достойные люди у нас, а не у них». Среди данных телевизионных обращений: ролик с участием Чулпан Хаматовой, вызвавший широкий общественный резонанс, телевизионные объяснения своего выбора Александра Хирурга-главного байкера России; космонавта Алексея Леонова, актрисы Алисы Фрейндлих, дирижера Валерия Гергиева, певца Трофима, скрипача Юрия Башмета, режиссера Олега Табакова и многих других104. Однако нужно отметить, что почти половина населения убеждена, что доверенные лица агитировали за В. Путина «по расчету» (см.: приложение 8).
В этой кампании, как и во всех предыдущих, B.В. Путин отказался участвовать в теледебатах. Эта стратегия формирования имиджа используется для того, чтобы показать, что В.В. Путин не тратит время на пустые разговоры, а занимается делом, что ежедневно транслируется на федеральных телеканалах. Однако почти 50% населения хотело бы, чтобы он участвовал в дебатах, и большая часть из опрошенных хотела бы знать его взгляды, позицию относительно будущих путей развития страны (см.: приложение 9).
Вместо дебатов В.В. Путин использовал для высказывания своих позиций уже ставший традиционным телемост - прямой разговор с избирателями, и затратил на это четыре часа эфирного времени. Как и в предыдущих кампаниях, В.В. Путин обладал возможностью владения большим эфирным временем (время, которое В.В. Путин имел на главных каналах ТВ, в четыре раза превышало совокупное время всех других кандидатов)105. Нельзя забывать о ежедневных репортажах о деятельности премьер-министра на федеральных каналах. Пример таких новостных блоков – репортаж о заводе в Тихвине, посвященный запуску новой линии производства. Этот выпуск новостей позиционирует Россию как будущую технологическую державу. Подобные репортажи о встречах В.В. Путина с группами обычных россиян и раздача им распоряжений другим чиновникам являются частью ежедневной традиции государственного телевидения. Это делается для поддержания имиджа В.В. Путина, демонстрации того, что он все контролирует, и что в стране все хорошо.
Командой премьера использовалась мобилизация сторонников на различные митинги и акции. Крупным таким событием стал митинг в поддержку В.В. Путина на Поклонной горе 4 февраля 2012 г., собравший более ста тысяч человек.
Частью предвыборной кампании премьера стала «отстройка от конкурентов». С выборов был снят Г. Явлинский, представляющий опасность тем, что он мог собрать голоса протестующих106. Либерально настроенный электорат представлял на выборах М. Прохоров. Однако результаты выборов говорят о том, что консервативная идеология оказывается предпочтительней для населения нашей страны.
Предвыборной платформой В.В. Путина стали его семь авторских статей, которые публиковались в разных СМИ по одной в неделю в начале 2012 года: «Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить», «Россия: национальный вопрос», «O наших экономических задачах», «Демократия и качество государства», «Строительство справедливости. Социальная политика для России», «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России», «Россия и меняющийся мир».
«Известия» напечатали вступительную статью об общих вызовах, которые брошены России. В «Независимой газете» была опубликована статья, посвященная национальному вопросу, а в «Ведомостях» – экономике. В «Коммерсанте» вышел материал о развитии демократии, в «Комсомольской правде» – о социальной политике, в «Российской газете» говорилось о национальной безопасности, развитии ОПК, а в «Московских новостях» – о внешней политике.
Основные идеи предвыборных статей В.В. Путина:
-признание значимости среднего класса;
-объяснение того, зачем В. Путин идет в президенты;
-приглашение общества к широкому диалогу;
-самоопределение русского народа;
-создание нового властного
органа по национальной
-внедрение патриотических стандартов в образование и культуру;
-для получения миграционного статуса люди должны сдавать экзамен по русскому языку, по основам государства и права в РФ;
-поддержка малого и среднего бизнеса;
-контроль госзакупок;
-реорганизация системы госуправления;
-внедрение практики интернет-демократии;
-финансовая самостоятельность муниципалитетов;
-потенциальное укрупнение регионов;
-ликвидация очередей в детские сады;
-неповышение пенсионного возраста;
-повышение стипендий и пенсий;
-независимая внешняя политика.
Эти идеи во многом совпадают с теми, что были высказаны В.В. Путиным в своих предыдущих предвыборных кампаниях. Не было предложено новых информационных поводов, а главное - существенной идеи, вокруг которой можно было бы сплотить население.
Одним из ключевых моментов в предвыборных программных документах является объяснение причин того, для чего человек идет в президенты. В.В. Путин ответил на этот вопрос так: «Если я за что-то берусь, я стараюсь довести дело либо до логического завершения, либо как минимум привести это дело к максимальному эффекту107». Из этого высказывания вытекает то, что В. Путин не доволен проделанной им работой за предыдущие 11 лет.
Итак, проанализировав предвыборную президентскую кампанию 2012 г., можно констатировать, что никакого репозиционирования имиджа В.В. Путина произведено не было. Были использованы приемы, подкрепляющие его устоявшийся имидж. Прежде всего, делались акценты на безальтернативности, сохранении стабильности и порядка. Проявлялись эти акценты в выступлениях Ломов, телевизионных фильмах. Снова использовалась технология «образ врага», конструирование черт «героя».
Каково же современное состояние имиджа В.В. Путина?
Отмечая характерные особенности, связанные с деятельностью B.В. Путина уже в качестве избранного президента, можно констатировать, что те акции, в которых он принимает участие, работают на поддержание его сложившегося имиджа – «супермена». Сразу после инаугурации избранный президент играл в хоккей в составе команды-любителей, бросившей вызов легендам хоккейного спорта.
В августе 2012 г. отмечается спад индекса одобрения деятельности B.В. Путина108. И тут же для СМИ выбрасывается новый информационный повод. Апогеем фантазии PR-специалистов президента стало его участие в эксперименте по спасению стерхов на орнитологической станции близ Салехарда 5 сентября 2012 года. B.В. Путин за штурвалом мотодельтаплана совершил 2 полета со стерхами, чтобы показать им маршрут перелета в теплые края. Данная новость вызвала многочисленные насмешки в интернет - сообществе, придумывались различные анекдоты и карикатуры. Однако специалисты отмечают, что любые PR-акции работают на рейтинг В.В. Путина109.
6 сентября 2012 года B.В. Путин, осматривая океанариум на острове Русский, гладил осьминога и осматривал чучело серого кита.
С начала осени в прессе заговорили о проблемах со здоровьем у президента. Его пресс-секретарь Дмитрий Песков заявил, что президент всего лишь потянул мышцу, у него обычная спортивная травма. Тем не менее, В.В. Путин отложил многие зарубежные поездки и перенес «прямую линию», реже стал появляться в информационном потоке; здоровье В.В. Путина напугало многих иностранных инвесторов. Снова, как в конце 1990-x годов, здоровье президента стало доминирующим показателем политической жизни страны. «Президент стал пленником своего имиджа, а возраст, похоже, берет свое. … Имидж Владимира Путина как сильного лидера и гаранта стабильности оказался под ударом110».
Информация о работе Технологии формирования имиджа политического лидера в современной России