Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 21:02, курсовая работа
Актуальность. В современном мире ни одна избирательная кампания не проходит без выстраивания имиджа политика, так как впечатление, которое кандидат произведет на избирателя, имеет непосредственное отношение к исходу политической гонки.
Конструирование имиджа кандидата политической гонки происходит в системе массовых коммуникаций. Как правило, политический имидж создается исходя из социальных ожиданий граждан. В коммуникациях между политическим лидером и населением главным фактором является восприятие, т.е. то, как политик воспринимается в массовом сознании. Существуют определенные параметры восприятия (визуальные, аудиальные, кинестетические), которые закладываются в имидж, чтобы соответствовать ожиданиям избирателей. Поэтому при создании целостного имиджа кандидата наибольшую роль играют имиджевые технологии.
Успешно были применены технологии «контраста», «образа врага», выстраивание образа - близкого к народу, но в то же время – авторитетного сильного лидера. Применялась модель «недосказанности».
Положительно освещалась деятельность В.В. Путина в СМИ.
Президентская кампания 2004 г. проходила в отсутствии политической конкуренции и представляла собой не альтернативные выборы, а фактически плебисцит по доверию действующему президенту. Стратегия кампании заключалась в позиционировании В. Путина как действующего президента, а не как кандидата. Стабильность и консолидация общества выделялись как главные достижения первого срока, населению внушалась стратегия продолжения начатого курса. Как и в первой кампании, B.В. Путин не стал принимать участие в теледебатах. Имидж, который сложился у В.В. Путина в период первой кампании, позволил ему беспрепятственно победить и сохранять высокий уровень поддержки населения.
«B имидже президента сохранялись амплуа «отца нации» (предотвращение резкого повышения цен на хлеб, поездки по стране, включая посещение отдаленных регионов, передовых хозяйств, встречи с представителями общественности, культуры и спорта), «верховного главнокомандующего» (погружение на подводной лодке, объявление о создании «сверхоружия», которого не имеют США), «спасителя» (роль «психотерапевта» общественного мнения, травмированного драматическими переменами), «хозяина» (снятие премьер-министра М. Касьянова)92».
Во время второй президентской кампании В.В. Путин снова не предложил детальную программу, оставляя за собой тем самым свободу для маневров и объединяя разносторонние общественные ожидания – В.В. Путин вновь выступил как «президент надежды».
На этот раз его предвыборной платформой стало выступление во время встречи с доверенными лицами, которую транслировали федеральные телеканалы в нарушение установленных правил. Как и в предыдущей кампании, В.В. Путин сказал, что не собирается заниматься своей рекламой. В этом выступлении он вспомнил историю страны и то состояние, в котором ему досталась Россия.
Анализ выступления В.В. Путина был также проведен с помощью контент-анализа.
Цель проведенного контент-анализа – исследование основных тезисов и месседжей, позиций по конкретным вопросам, которые легли в основу предвыборной платформы В.В. Путина.
Переменными (единицами) анализа являются конкретные слова и словосочетания, соответствующие поставленной цели анализа, а именно:
-политическая направленность: «демократия», «политическая конкуренция», «вразрез с конституционными принципами», «произвол властей» и др.;
- экономическая направленность: «выплаты», «налоги», «природные ресурсы» и др.;
-социальная направленность: «за чертой бедности», «социальные обязательства» и др.,
-культурная направленность: «целостность страны» и др.,
-просторечные слова и выражения, являющиеся неотъемлемой составляющей лексики В.В. Путина: «расхлябанность власти» и т.д.
Индикаторы счета: характеристики, заданные предложенной моделью (см.: приложение 2).
Единицы счета: частота абсолютного упоминания.
Своими заслугами В.В. Путин считает восстановленный конституционный порядок, выстроенную вертикаль исполнительной власти, восстановление единого правового пространства страны, становление парламента как работающего законотворческого органа. Пресечено разрушение всех силовых структур, снизилась безработица и наблюдается рост ВВП. Однако все, по мнению президента, осуществить не удалось, и удовлетворенности от проделанной работы быть не может. Главной своей целью, как и в программном обращении 2000 г., В.В. Путин назвал «повышение качества жизни людей». Высшая ценность – свободы и права человека и гражданина, которые могут быть обеспечены только в развитом гражданском обществе (см.: приложение 2).
Исследователи отмечают устойчивость В.В. Путина к негативным событиям как важную черту его имиджа, на восприятие которого не повлияли ни теракты в Москве, ни неудачи с пуском военно-морских ракет, ни отказ от участия в теледебатах.
Отсутствие необходимости политической борьбы сделало кампанию 2004 года рутинной, в ней отсутствовали креативные находки. Символизация образа В.В. Путина – главный информационный повод.
Если врагом №1 во время первой кампании В.В. Путина стал терроризм, то во второй кампании основная борьба развернулась против олигархов. Не вдаваясь в подробности действительных причин «равноудаленности олигархов», с точки зрения имиджа арест M. Ходорковского и П. Лебедева стал хорошим ходом – для большинства населения, за исключением интеллигенции и части молодежи, олигархи – это преступники, люди, которые ограбили простое население и должны сидеть в тюрьме.
Стечением времени тип имиджа В.В. Путина менялся от «героя-спасителя» до «супермена». В.В. Путин активно занимается спортом, приезжает лично в районы стихийных бедствий, наказывает нерадивых чиновников – он всегда и везде, и может все.
В 2005 году В.В. Путин повторил одну из своих первых пиар-акций – сел за штурвал стратегического бомбардировщика ТУ-160 «Павел Таран» и перелетел на нем в Оленегорск с подмосковного аэродрома Чкаловский. В 2009 г. он совершил погружение на субмарине на дно Байкала.
В июле 2010 г. В.В. Путин на слете байкеров возглавил на трехколесном Harley колонну мотоциклистов, а в августе этого же года лично тушил пожары в Рязанской области, находясь на борту противопожарного самолета-амфибии.
В этом же году В.В. Путин лично проверял качество трассы «Чита-Хабаровск» за рулем отечественного автомобиля «Лада-Калина». В Чите сделали видеозапись кортежа В.В. Путина с тремя одинаковыми «Ладами», и одну из них везли на эвакуаторе.
Зимой 2010 г. В.В. Путин в рамках благотворительного концерта в Санкт-Петербурге в поддержку онко-больных детей играл на рояле песню «С чего начинается родина» и пел на английском языке.
10 августа 2011 года B.В. Путин погружался на дно Таманского залива во время археологических раскопок. Со дна тогдашний премьер поднял 2 амфоры VI века до н.э. Позднее, его пресс-секретарь Д. Песков и он сам признались, что амфоры были подложены.
В октябре 2011 г. В.В. Путин и Д.А. Медведев лично протестировали в Ставрополье новые российские комбайны, а в ноябре того же года В.В. Путин разогнался на болиде Формулы-1 до 240 км/ч на спецтрассе в Ленинградской области.
Все эти многочисленные PR-акции93 подтверждают высказанный тезис о том, что пиарщики В. Путина стремились построить ему имидж «героя», «супермена». У В.В. Путина прекрасная стереотипная многоплановость имиджа. Он сочетает в себе черты «отца нации», образ «героя», «супермена», «мачо». О построении амплуа «мачо» свидетельствуют, например, акции, связанные с фотографированием с обнаженным торсом во время отдыха в Туве в 2009 году.
На позитивное восприятие имиджа всегда положительно влияет любовь к детям и животным, и В.В. Путин активно использует этот ход. У президента несколько собак. На его сайте сообщается, что ему «нравится наблюдать за животными в естественной среде обитания и принимать участие в научной работе. Он является председателем попечительского совета Русского географического общества и занимается вопросами защиты редких животных, контролируя соответствующие программы».
Однако зачастую природоохранные имиджевые акции и PR-акции, связанные с участием детей и животных, вызывали насмешки, осуждения и критику в прессе и Интернет-сообществе. Среди этих акций можно отметить следующие:
- в 2006г. в Кремле В.В. Путин поцеловал в живот мальчика Никиту, задрав ему майку; порывы к поцелуям у В.В. Путина проявлялись не только в отношении детей, но и в отношении животных (он целовал осетра в Астраханской области (2007г.) и лошадь в Туве (2009г.) – данными акциями В.В. Путин пытался продемонстрировать свою любовь к детям и животным;
- в 2008 г. В.В. Путин одел на тигрицу в Уссурийском заповеднике ошейник с радиомаяком, предварительно усыпив, для отслеживания ее передвижения. Как он признался позже, акция была проведена для привлечения внимания к тиграм, а тигрица была из зоопарка. Блогеры обсуждали, что тигрица умерла спустя пару дней из-за высокой дозы успокоительного. Также В.В. Путин надевал ошейник на белого медведя в 2010 г., кормил молоком лосенка в «Лосином острове», и попал стрелой из арбалета в серого кита.
Одной из главных имиджевых задач лидера государства является провозглашение некой мобилизующей, объединяющей нацию идеи. Отсутствие такой идеи было компенсировано придуманным идеологическим клише «План Путина - победа России». Этот план никогда не был опубликован и является лишь лозунгом, однако он сыграл большую роль для восприятия имиджа. Путин на дискуссионном клубе «Валдай» в 2007 году ответил журналистам, что «План Путина» – это ключевые темы его посланий Федеральному Собранию РФ.
В указанный временной период данного параграфа стали наблюдаться изменения во внешности В.В. Путина. Его уже не увидишь в светлых костюмах и пестрящих галстуках. Костюмы стали темными, а фирменный цвет галстука – красный, брендов Moschino, Lacroix, Valentino. Часы, как уже отмечалось в первом параграфе, сменились на классические с кожаным ремешком. С ними связана одна пиар-акция, с помощью которой В.В. Путин продемонстрировал свою щедрость и близость к народу: в сентябре 2009 года в Туле В.В. Путин подарил рабочему завода часы Blancpain, по оценке специалистов стоимостью шесть тысяч долларов. А до этого сделал такой же подарок сыну пастуха в Туве.
Выстраивание имиджа В.В. Путина можно связать с предложенной Е.Н. Богдановым и В.Г. Зазыкиным трехлучевой моделью имиджа политического лидера «личность – деятельность - отношения». Команда В.В. Путина понимает, что для населения нашей страны самыми важными качествами лидера являются активность, сила и решительность действий, особенно в экстремальных ситуациях. Этим объясняются многие акции В.В. Путина, его частые поездки по стране, демонстративные разбирательства с чиновниками и т.п.
Проанализировав динамику развития имиджа В.В. Путина во время второго президентского срока и премьерства, можно констатировать, что используемые технологии окончательно сконструировали имидж В.В. Путина как «супермена». Данный имидж имеет в своей основе миф о герое. Имидж Путина - «супермена» – это сконструированное представление о том, что В.В. Путин «может все»: он совершает полеты на истребителе, катается на мотоцикле, лично тушит пожары, погружается на дно за амфорами и т.д., ко всему прочему он добрый – любит детей и животных.
Наивысшие показатели доверия были у В.В. Путина в декабре 2008 года (см. приложение 3). Также в 2008 году такие характеристики президента, как деловой, активный, энергичный, опытный, образованный, хороший профессионал, интеллигентный, культурный, ответственный, последовательный, приятный, симпатичный, обаятельный, честный достигли наивысших показателей в оценке населения. Однако затем доверие к В.В. Путину и оценка его личностных характеристик начали заметно падать, достигнув минимума в 2011 и к апрелю 2012 года (см.: приложения 3, 4). Это связано с начавшимся экономическим кризисом, общим психологическим уставанием от несменяемости власти и проводимого курса. Таким образом, те имиджевые акции, которые наиболее активно использовались командой В.В. Путина с 2009, особенно в 2010 и 2011 годах – работали на отвлечение внимания от реальных проблем, для повышения рейтинга и создания информационных поводов, отвлекающих внимание населения от реальной политической, социальной и экономической обстановки.
Таблица № 2
Технологическое обеспечение развития имиджа В.В. Путина в период второго президентского срока и период премьерства:
Одежда, внешний вид |
Контекст, повестка дня |
Легенда |
Миф |
Суть формирования имиджа в содержатель-ном плане |
СМИ |
PR-акции |
В.В. Путин уже практически не появляется в светлых костюмах и пестрящих галстуках. Фирменный цвет галстука - красный. Часы Blancpain были подарены рабочему завода для демонстрации щедрости и близости к народу. |
Развернулась кампания против олигархов, начатая еще в период первого президентского срока. |
1)Биография. В.В. Путин – политик из простой семьи, образованный и умный. Служил в КГБ. Важные фрагменты его жизни второй кампании –любовь к детям и животным. В.В. Путин- председатель попечительско- го совета Русского географическо- го общества. |
Имидж постепенно сменялся от «героя-спасителя» до «суперме- на». |
Президентские выборы 2004 г. – акт поддержания доверия В.В. Путину. Его имидж, сформированный во время первого срока президентства, обеспечил широкую поддержку населения. В содержательном плане В.В. Путин снова выступил как «президент надежды». Символизация образа. |
Освещение деятельности на федеральных телеканалах снова значительно превышает время эфира оппонентов. Создание медиасобы- тий. Трансляция встречи с доверенными лицами. Трансляция прямых разговоров с избирателями |
Количест-во «громких» PR-акций -16. См. подробнее в параграфе 2.2. |
|
2)Программа. Выступление на встрече с доверенными лицами. Снова не предложена детальная программа. Создание идеологического клише - «План Путина – Победа России». |
Основные технологии: 1.PR – технологии. 2.Технология недосказанности 3.Использование технологии «образа врага». 4.Модель имиджа: «личность-деятельность- |
Информация о работе Технологии формирования имиджа политического лидера в современной России