Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 18:41, курсовая работа
Раскрытие настоящей темы осуществляется на материалах ООО «Магнитогорский сервисный центр» (далее ООО «МСЦ»).
Актуальность данной темы для названного предприятия обусловлена следующими факторами.
Во-первых, ООО «МСЦ» ориентировано на получение прибыли, которая направляется не только на потребление, но и на непрерывное дальнейшее развитие хозяйственной деятельности данной организации. Прибыль, как один из источников собственных ресурсов организаций, является для ООО «МСЦ» наиболее перспективным и наиболее «дешевым» ресурсом дальнейшего развития.
Введение
1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Организационно-правовая характеристика ООО «Магнитогорский сервисный центр»
1.2 Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «МСЦ»
2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДУКЦИИ
2.1 Прибыль: сущность, функции, виды
2.2 Методика анализа рентабельности деятельности предприятия
3 АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДУКЦИИ ООО «МАГНИТОГОРСКИЙ СЕРВИСНЫЙ ЦЕНТР»
3.1 Анализ состава и динамики общих финансовых результатов от производства ремонтных работ ООО «МСЦ» в 2008-2010 гг.
3.2 Факторный анализ рентабельности ООО «МСЦ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В таблице 3.3 представлены три фактора первого порядка, оказывающих непосредственное влияние на рентабельность ООО «МСЦ» (рисунки 3.1-3.6):
- объем продаж;
- средняя цена единицы ремонтных работ;
- средняя себестоимость единицы ремонтных работ.
Рисунок 3.1 – Динамика объема выполненных работ за 2008-2010 гг., тыс. руб.
Как видно на рисунке 3.1, на протяжении анализируемого периода ООО «МСЦ» непрерывно снижало объемы выполненных работ. В 2009 г. снижение составило 48,25% (148715 : 287390 Ч 100 – 100 = 48,25), а в 2010 г. – еще 22,59% (115115 : 148715 Ч 100 – 100 = 22,59).
Рисунок 3.2 – Динамика отпускной цены и себестоимости условной единицы выполненных работ за 2008-2010 гг.
Вместе с тем, как видно на рисунке 3.2, средняя цена реализации условной единицы выполненных работ и средняя себестоимость условной единицы выполненных работ, наоборот, возрастали:
- в 2009 г.: цена – на 4,92% (256 – 244 Ч 100 – 100 = 4,92); себестоимость – на 10,89% (224 : 202 Ч 100 – 100 = 10,89);
- в 2010 г.: цена – на 70,70% (437 : 256 Ч 100 – 100 = 70,70) ; себестоимость – на 25,89% (282 : 224 Ч 100 – 100 = 25,89).
Все это привело к неравномерному изменению выручки от продаж выполненных и работ и их общей себестоимости (рисунок 3.3).
Рисунок 3.3 – Динамика выручки от продаж и себестоимости выполненных работ за 2008-2010 гг.
Как видно на рисунке 3.3, и для выручки от продаж, и для себестоимости выполненных работ в 2009 г. было характерно снижение общих величин (выручки от продаж на 32052 тыс. руб. или на 45,71%; себестоимости выполненных работ – на 24741 тыс. руб. или на 42,62%). Наоборот, в 2010 г., на фоне продолжающегося снижения общей величины себестоимости (на 850 тыс. руб. или на 2,55%), выручка от продаж возросла на 12234 тыс. руб. или на 32,14%.
Такие изменения произошли за счет названных выше факторов (рисунки 3.4-3.6).
Рисунок 3.4 – Изменение выручки от продажи выполненных работ за счет изменения объемов выполненных работ и изменения средней цены условной единицы ремонтных работ за 2008-2010 гг.
Как видно на рисунке 3.4, в 2009 г. выручка от продаж выполненных работ снизилась за счет снижения объемов выполненных работ на 33837 тыс. руб., а увеличение средней отпускной цены на выполненные работы позволило сдержать снижение выручки от продаж на 1785 тыс. руб.
В 2010 г. продолжающееся снижение объемов выполненных работ привело к снижению выручки от продаж на 8602 тыс. руб. Но, за счет существенного увеличения отпускной цены на выполненные и сданные заказчику ремонтные работы, удалось повысить выручку от продаж на 20836 тыс. руб.
Как видно на рисунке 3.5, в 2009 г. общая себестоимость всех выполненных ООО «МСЦ» ремонтных работ из-за снижения объемов выполненных работ снизилась на 28012 тыс. руб. Однако, увеличение себестоимости единицы произведенных работ не позволило еще больше снизить общую себестоимость. За счет роста средней себестоимости условной единицы выполненных работ, общая себестоимость возросла на 3272 тыс. руб.
В 2010 г. аналогичные процессы привели к:
- снижению объемов произведенных работ снизило общую себестоимость на 850 тыс. руб.;
- росту себестоимости условной единицы произведенных работ повысил общую величину себестоимости производства на 6677 тыс. руб.
Рисунок 3.5 - Изменение себестоимости выполненных работ за счет изменения объемов выполненных работ и изменения средней себестоимости условной единицы ремонтных работ за 2008-2010 гг.
Неравномерность в темпах изменений отпускной цены и себестоимости условной единицы ремонтных работ позволило, в целом, увеличить прибыль от выполнения и сдачи ремонтных работ в 2010 г., хотя и в 2009 г. сумма прибыли характеризовалась уменьшением, по сравнению с 2008 г. (рисунок 2.13).
Как видно на рисунке 3.6 в 2009 г. произошло:
- общее снижение прибыли на 7312 тыс. руб.;
- снижение прибыли за счет снижения объемов выполненных работ на 5824 тыс. руб.;
- незначительное сдерживание снижения прибыли на 1785 тыс. руб. за счет роста отпускных цен на выполненные и сданные работы;
- снижение прибыли на 3272 тыс. руб. за счет увеличения себестоимости условной единицы выполненных работ.
В 2010 г. произошло:
- общий рост суммы прибыли от продаж выполненных работ на 13084 тыс. руб.;
- замедление общего роста прибыли, вызванное снижением ее возможной величины на 1075 тыс. руб. – за счет снижения объемов выполненные и сданных работ;
- рост суммы прибыли на 20836 тыс. руб. – за счет увеличения отпускной цены условной единицы выполненных работ;
- снижение возможной суммы прибыли на 6677 тыс. руб. – за счет роста себестоимости производства условной единицы выполненных работ.
Рисунок 3.6 – Изменение прибыли от продажи выполненных работ за счет изменения объема выполненных работ, отпускной цены условной единицы и средней себестоимости условной единицы выполненных работ за 2008-2010 гг.
Представление результатов анализа на рисунке 3.6 позволяет определить факторы (из перечисленных выше), оказавшие наиболее существенное влияние на изменение суммы прибыли от продажи выполненных ремонтных работ. Такими факторами являются:
- изменения себестоимости условной единицы выполненных работ;
- изменения отпускной цены условной единицы выполненных работ.
Следовательно, руководству ООО «МСЦ» целесообразно, в первую очередь, сосредоточить свое внимание на изменениях именно этих двух факторов. Поскольку управление изменениями именно этих двух факторов позволит получить наибольший экономический эффект, в конечно итоге, нежели управление изменениями, например, объемов производимых ремонтных работ.
Дальнейший анализ рентабельности проведем с разных позиций: рентабельность продаж, производства и фондов.
Источниками информации для анализа показателей рентабельности продукции, работ, услуг являются форма №2 бухгалтерской отчетности, учетные регистры хозяйствующего субъекта.
На основе приложений можно рассчитать рентабельность реализации (оборота). За 2009 год она составила 14,78% (17 080 /115 600 х, 100%), по плану на отчетный 2010 год — 14,77% (17 080 / 107 500 х 100%), по отчету - 16,92% (14 500 / 108 160 х 100%).
Отсюда следует, что по сравнению с прошлым годом уровень рентабельности повысился на 2,14% (16,92% — 14,78%), а по сравнению с планом на 2,15 (16,92% — 14,77%). Увеличение рентабельности оборота означает повышение спроса на продукцию, работы, услуги ООО «МСЦ».
Изменения в уровне рентабельности реализации (оборота) происходят под влиянием изменений в структуре реализованной продукции и изменения рентабельности отдельных видов изделий.
Рентабельность отдельных видов изделий зависит от:
• уровня продажных цен,
• от уровня себестоимости продукции.
Анализ осуществляется в следующей последовательности.
Определяют уровень рентабельности реализации по плану, фактически за отчетный год, за предыдущий год. Затем определяют объект анализа: из фактического уровня рентабельности за отчетный год следует вычесть плановый уровень рентабельности за отчетный год.
На изменение уровня рентабельности реализованных видов продукции, работ, услуг оказали влияние следующие факторы:
1. Изменение структуры и ассортимента продукции приводит к увеличению рентабельности реализованной продукции (работ, услуг). Для этого необходимо определить:
а) рентабельность реализации за предыдущий год. Величина прибыли рассчитана исходя из объема, структуры, цен и себестоимости предыдущего года.
Rпродаж(оборота)2009 = 17 080 / 115 600 х 100% = 14,78%.
б) рентабельность реализации, рассчитанную при величине прибыли, которая определяется исходя из объема и структуры отчетного года, но себестоимости и цены предыдущего года.
Rпродаж(оборота)’ = 16 860 / 107 500 х 100% = 15,68%.
В результате изменения структуры и ассортимента продукции рентабельность увеличилась на 0,9% (15,68%-14,78%).
2. Изменение себестоимости. Для этого необходимо определить рентабельность, исходя из себестоимости отчетного и предыдущего года, т. е. объем и структура реализованной продукции отчетного года, себестоимость отчетного года, а цены предыдущего года, т. е. необходимо исключить влияние изменения цен.
Rпродаж(оборота)с/с = (18 340 - 880) / 108 380 х 100% = 16,11%.
В результате изменения себестоимости рентабельность реализованной продукции повысилась на 0,43% (16,11%-15,68%).
3. Изменение уровня цен. Уровень рентабельности определяется при прибыли, исчисленной при объеме, структуре, себестоимости и ценах отчетного года.
Rпродаж(оборота)z = 18 340 / 108 380 х 100% = 16,92%.
В результате изменения (увеличения) цены рентабельность увеличилась на 0,81% (16,92% — 16,11%).
Совокупное влияние факторов составило 2,14% (+0,9%+ 0,43%+ 0,81%).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что план по уровню рентабельности перевыполнен вследствие роста среднего уровня цен и удельного веса более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации. Затем необходимо сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции.
Анализ рентабельности выпуска отдельных видов продукции осуществляется на основе данных плановых и отчетных калькуляций. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции (условной единицы выполненных работ).
Расчет влияния этих факторов на изменение уровня рентабельности осуществляется способом цепных подстановок по каждому виду продукции.
Для анализа используем аналитическую таблицу 3.4.
Виды продукции
| Выпуск продукции, тыс. руб.
| Рентабельность в процентах к стоимости
| |||||
В оптовых ценах без НДС и акцизов | Себестоимость
| Прибыль
| |||||
План | Факт | План | Факт
| План | Факт | ||
Ремонт металлургического оборудования (А) | 32400
| 28700
| 28240
| 3700
| 4160
| 11,42
| 12,84
|
Строительство промышленных объектов (Б) | 13800
| 12900
| 12800
| 900
| 1000
| 6,52
| 7,25
|
Ремонт и строительство гражданских объектов (В) | 46600
| 35240
| 34480
| 11320
| 12 120
| 24,29
| 26,01
|
Продажа собственной продукции (Г) | 15600
| 14400
| 14200
| 1200
| 1400
| 7,69
| 8,97
|
Рентабельность выпуска отдельных видов продукции колеблется вследствие различий материальных и трудовых затрат по изготовлению. По всем видам изделий рентабельность возросла. В процессе анализа необходимо выяснить количественное влияние факторов цен и себестоимости на низкий уровень рентабельности по видам работ Б и Г и определить пути снижения и роста рентабельности.
Для выявления количественного влияния факторов цен и себестоимости по каждому изделию необходимо исчислить условный показатель рентабельности при отчетной цене и плановой (базисной) себестоимости.
Например, по процессу Г - (14 200 - 12 900) / 14 200 х 100% = 9,15%. Увеличение продажной цены привело к увеличению уровня рентабельности на 2,63% (9,15% — 6,52%), а повышение себестоимости снизило рентабельность на 1,9% (7,25% - 9,15%).
Для оценки динамики уровней рентабельности реализации отдельных видов работ и продукции необходимо по видам продукции фактические показатели отчетного года сопоставить с фактическими показателями за ряд предшествующих лет, что позволит определить тенденцию рентабельности изделий, а следовательно, и фазу жизненного цикла продукции.
На изменение уровня рентабельности производственных фондов (Rпф) оказывают влияние следующие факторы:
• изменение уровня фондоотдачи (Фо),
• изменение уровня оборачиваемости (Ко),
• изменение рентабельности (доходности) объема реализованной продукции.
Для определения количественного влияния вышеуказанных факторов на изменение уровня рентабельности производственных фондов используется следующая формула:
Rпф = Пб% / ((1 / Фо) + (1 / Ко)),
где Пб% — величина балансовой прибыли в процентах к выручке от реализации продукции.
Основными задачами анализа рентабельности производственных фондов являются:
• оценка показателя рентабельности в динамике,
• выявление и измерение действия различных факторов на уровень рентабельности,
• определение мероприятий, возможных резервов дальнейшего роста рентабельности.
Анализ рентабельности производственных фондов осуществляется по данным формы бухгалтерской отчетности №1 и 2 и формы №11 статистической отчетности.
Анализ начинается с определения изменений в уровне рентабельности (фактическая рентабельность — плановая). Даётся общая оценка изменения уровня рентабельности. Затем определяется количественное влияние факторов на изменение уровня рентабельности (используя метод цепных подстановок).