Аанлиз рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Раскрытие настоящей темы осуществляется на материалах ООО «Магнитогорский сервисный центр» (далее ООО «МСЦ»).
Актуальность данной темы для названного предприятия обусловлена следующими факторами.
Во-первых, ООО «МСЦ» ориентировано на получение прибыли, которая направляется не только на потребление, но и на непрерывное дальнейшее развитие хозяйственной деятельности данной организации. Прибыль, как один из источников собственных ресурсов организаций, является для ООО «МСЦ» наиболее перспективным и наиболее «дешевым» ресурсом дальнейшего развития.

Содержание работы

Введение
1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Организационно-правовая характеристика ООО «Магнитогорский сервисный центр»
1.2 Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «МСЦ»
2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДУКЦИИ
2.1 Прибыль: сущность, функции, виды
2.2 Методика анализа рентабельности деятельности предприятия
3 АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДУКЦИИ ООО «МАГНИТОГОРСКИЙ СЕРВИСНЫЙ ЦЕНТР»
3.1 Анализ состава и динамики общих финансовых результатов от производства ремонтных работ ООО «МСЦ» в 2008-2010 гг.
3.2 Факторный анализ рентабельности ООО «МСЦ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Анализ рентабельности (МГТУ - Марина).doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

 

 

В таблице 3.3 представлены три фактора первого порядка, оказывающих непосредственное влияние на рентабельность ООО «МСЦ» (рисунки 3.1-3.6):

- объем продаж;

- средняя цена единицы ремонтных работ;

- средняя себестоимость единицы ремонтных работ.

Рисунок 3.1 – Динамика объема выполненных работ за 2008-2010 гг., тыс. руб.

 

Как видно на рисунке 3.1, на протяжении анализируемого периода ООО «МСЦ» непрерывно снижало объемы выполненных работ. В 2009 г. снижение составило 48,25% (148715 : 287390 Ч 100 – 100 = 48,25), а в 2010 г. – еще 22,59% (115115 : 148715 Ч 100 – 100 = 22,59).

Рисунок 3.2 – Динамика отпускной цены и себестоимости условной единицы выполненных работ за 2008-2010 гг.

Вместе с тем, как видно на рисунке 3.2, средняя цена реализации условной единицы выполненных работ и средняя себестоимость условной единицы выполненных работ, наоборот, возрастали:

- в 2009 г.: цена – на 4,92% (256 – 244 Ч 100 – 100 = 4,92); себестоимость – на 10,89% (224 : 202 Ч 100 – 100 = 10,89);

- в 2010 г.: цена – на 70,70% (437 : 256 Ч 100 – 100 = 70,70) ; себестоимость – на 25,89% (282 : 224 Ч 100 – 100 = 25,89).

Все это привело к неравномерному изменению выручки от продаж выполненных и работ и их общей себестоимости (рисунок 3.3).

Рисунок 3.3 – Динамика выручки от продаж и себестоимости выполненных работ за 2008-2010 гг.

Как видно на рисунке 3.3, и для выручки от продаж, и для себестоимости выполненных работ в 2009 г. было характерно снижение общих величин (выручки от продаж на 32052 тыс. руб. или на 45,71%; себестоимости выполненных работ – на 24741 тыс. руб. или на 42,62%). Наоборот, в 2010 г., на фоне продолжающегося снижения общей величины себестоимости (на 850 тыс. руб. или на 2,55%), выручка от продаж возросла на 12234 тыс. руб. или на 32,14%.

Такие изменения произошли за счет названных выше факторов (рисунки 3.4-3.6).

Рисунок 3.4 – Изменение выручки от продажи выполненных работ за счет изменения объемов выполненных работ и изменения средней цены условной единицы ремонтных работ за 2008-2010 гг.

 

Как видно на рисунке 3.4, в 2009 г. выручка от продаж выполненных работ снизилась за счет снижения объемов выполненных работ на 33837 тыс. руб., а увеличение средней отпускной цены на выполненные работы позволило сдержать снижение выручки от продаж на 1785 тыс. руб.

В 2010 г. продолжающееся снижение объемов выполненных работ привело к снижению выручки от продаж на 8602 тыс. руб. Но, за счет существенного увеличения отпускной цены на выполненные и сданные заказчику ремонтные работы, удалось повысить выручку от продаж на 20836 тыс. руб.

Как видно на рисунке 3.5, в 2009 г. общая себестоимость всех выполненных ООО «МСЦ» ремонтных работ из-за снижения объемов выполненных работ снизилась на 28012 тыс. руб. Однако, увеличение себестоимости единицы произведенных работ не позволило еще больше снизить общую себестоимость. За счет роста средней себестоимости условной единицы выполненных работ, общая себестоимость возросла на 3272 тыс. руб.

В 2010 г. аналогичные процессы привели к:

- снижению объемов произведенных работ снизило общую себестоимость на 850 тыс. руб.;

- росту себестоимости условной единицы произведенных работ повысил общую величину себестоимости производства на 6677 тыс. руб.

Рисунок 3.5 - Изменение себестоимости выполненных работ за счет изменения объемов выполненных работ и изменения средней себестоимости условной единицы ремонтных работ за 2008-2010 гг.

 

Неравномерность в темпах изменений отпускной цены и себестоимости условной единицы ремонтных работ позволило, в целом, увеличить прибыль от выполнения и сдачи ремонтных работ в 2010 г., хотя и в 2009 г. сумма прибыли характеризовалась уменьшением, по сравнению с 2008 г. (рисунок 2.13).

Как видно на рисунке 3.6 в 2009 г. произошло:

- общее снижение прибыли на 7312 тыс. руб.;

- снижение прибыли за счет снижения объемов выполненных работ на 5824 тыс. руб.;

- незначительное сдерживание снижения прибыли на 1785 тыс. руб. за счет роста отпускных цен на выполненные и сданные работы;

- снижение прибыли на 3272 тыс. руб. за счет увеличения себестоимости условной единицы выполненных работ.

В 2010 г. произошло:

- общий рост суммы прибыли от продаж выполненных работ на 13084 тыс. руб.;

- замедление общего роста прибыли, вызванное снижением ее возможной величины на 1075 тыс. руб. – за счет снижения объемов выполненные и сданных работ;

- рост суммы прибыли на 20836 тыс. руб. – за счет увеличения отпускной цены условной единицы выполненных работ;

- снижение возможной суммы прибыли на 6677 тыс. руб. – за счет роста себестоимости производства условной единицы выполненных работ.

Рисунок 3.6 – Изменение прибыли от продажи выполненных работ за счет изменения объема выполненных работ, отпускной цены условной единицы и средней себестоимости условной единицы выполненных работ за 2008-2010 гг.

 

Представление результатов анализа на рисунке 3.6 позволяет определить факторы (из перечисленных выше), оказавшие наиболее существенное влияние на изменение суммы прибыли от продажи выполненных ремонтных работ. Такими факторами являются:

- изменения себестоимости условной единицы выполненных работ;

- изменения отпускной цены условной единицы выполненных работ.

Следовательно, руководству ООО «МСЦ» целесообразно, в первую очередь, сосредоточить свое внимание на изменениях именно этих двух факторов. Поскольку управление изменениями именно этих двух факторов позволит получить наибольший экономический эффект, в конечно итоге, нежели управление изменениями, например, объемов производимых ремонтных работ.

Дальнейший анализ рентабельности проведем с разных позиций: рентабельность продаж, производства и фондов.

 

3.2 Факторный анализ рентабельности ООО «МСЦ»

 

Источниками информации для анализа показателей рентабельности продукции, работ, услуг являются фор­ма №2 бухгалтерской отчетности, учетные регистры хо­зяйствующего субъекта.

На основе приложений можно рас­считать рентабельность реализации (оборота). За 2009 год она составила 14,78% (17 080 /115 600 х, 100%), по плану на отчетный 2010 год — 14,77% (17 080 / 107 500 х 100%), по отчету - 16,92% (14 500 / 108 160 х 100%).

Отсюда следует, что по сравнению с прошлым годом уровень рентабельности повысился на 2,14% (16,92% — 14,78%), а по сравнению с планом на 2,15 (16,92% — 14,77%). Увеличение рентабельности оборота означает повышение спроса на продукцию, работы, услуги ООО «МСЦ».

Изменения в уровне рентабельности реализации (оборота) происходят под влиянием изменений в струк­туре реализованной продукции и изменения рентабель­ности отдельных видов изделий.

Рентабельность отдельных видов изделий зависит от:

• уровня продажных цен,

• от уровня себестоимости продукции.

Анализ осуществляется в следующей последователь­ности.

Определяют уровень рентабельности реализации по плану, фактически за отчетный год, за предыдущий год. Затем определяют объект анализа: из фактического уровня рентабельности за отчетный год следует вычесть плановый уровень рентабельности за отчетный год.

На изменение уровня рентабельности реализованных видов продукции, работ, услуг оказали влияние следу­ющие факторы:

1. Изменение структуры и ассортимента продукции приводит к увеличению рентабельности реализованной продукции (работ, услуг). Для этого необходимо опре­делить:

а) рентабельность реализации за предыдущий год. Величина прибыли рассчитана исходя из объема, струк­туры, цен и себестоимости предыдущего года.

Rпродаж(оборота)2009 = 17 080 / 115 600 х 100% = 14,78%.

б) рентабельность реализации, рассчитанную при ве­личине прибыли, которая определяется исходя из объе­ма и структуры отчетного года, но себестоимости и цены предыдущего года.

Rпродаж(оборота)’ = 16 860 / 107 500 х 100% = 15,68%.

В результате изменения структуры и ассортимента продукции рентабельность увеличилась на 0,9% (15,68%-14,78%).

2. Изменение себестоимости. Для этого необходимо определить рентабельность, исходя из себестоимости отчетного и предыдущего года, т. е. объем и структура реализованной продукции отчетного года, себестои­мость отчетного года, а цены предыдущего года, т. е. необходимо исключить влияние изменения цен.

Rпродаж(оборота)с/с = (18 340 - 880) / 108 380 х 100% = 16,11%.

В результате изменения себестоимости рентабель­ность реализованной продукции повысилась на 0,43% (16,11%-15,68%).

3. Изменение уровня цен. Уровень рентабельности определяется при прибыли, исчисленной при объеме, структуре, себестоимости и ценах отчетного года.

Rпродаж(оборота)z = 18 340 / 108 380 х 100% = 16,92%.

В результате изменения (увеличения) цены рентабельность увеличилась на 0,81% (16,92% — 16,11%).

Совокупное влияние факторов составило 2,14% (+0,9%+ 0,43%+ 0,81%).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что план по уровню рентабельности перевыполнен вслед­ствие роста среднего уровня цен и удельного веса более рентабельных видов продукции в общем объеме реали­зации. Затем необходимо сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции.

Анализ рентабельности выпуска отдельных видов продукции осуществляется на основе данных плановых и отчетных калькуляций. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции (условной единицы выполненных работ).

Расчет влияния этих факторов на изменение уровня рентабельности осуществляется способом цепных под­становок по каждому виду продукции.

Для анализа используем аналитическую таблицу 3.4.

Таблица 3.4 - Анализ факторов на уровень рентабельности

Виды про­дук­ции

 

Выпуск продукции, тыс. руб.

 

Рентабель­ность в процентах к стоимости

 

В оп­товых ценах без НДС и акци­зов

Себестоимость

 

Прибыль

 

План

Факт

План

Факт

 

План

Факт

Ремонт металлургического оборудования (А)

32400

 

28700

 

28240

 

3700

 

4160

 

11,42

 

12,84

 

Строительство промышленных объектов (Б)

13800

 

12900

 

12800

 

900

 

1000

 

6,52

 

7,25

 

Ремонт и строительство гражданских объектов (В)

46600

 

35240

 

34480

 

11320

 

12 120

 

24,29

 

26,01

 

Продажа собственной продукции (Г)

15600

 

14400

 

14200

 

1200

 

1400

 

7,69

 

8,97

 

 

Рентабельность выпуска отдельных видов продукции колеблется вследствие различий материальных и трудо­вых затрат по изготовлению. По всем видам изделий рентабельность возросла. В процессе анализа необходи­мо выяснить количественное влияние факторов цен и себестоимости на низкий уровень рентабельности по видам работ Б и Г и определить пути снижения и роста рентабельности.

Для выявления количественного влияния факторов цен и себестоимости по каждому изделию необходимо исчислить условный показатель рентабельности при отчетной цене и плановой (базисной) себестоимости.

Например, по процессу Г - (14 200 - 12 900) / 14 200 х 100% = 9,15%. Увеличение продажной цены привело к увеличению уровня рентабельности на 2,63% (9,15% — 6,52%), а повышение себестоимости снизило рента­бельность на 1,9% (7,25% - 9,15%).

Для оценки динамики уровней рентабельности реализации отдельных видов работ и продукции необходи­мо по видам продукции фактические показатели отчет­ного года сопоставить с фактическими показателями за ряд предшествующих лет, что позволит определить тен­денцию рентабельности изделий, а следовательно, и фазу жизненного цикла продукции.

В заключение необходимо дать общую оценку по уровню рентабельности фон­дов и материальных оборотных средств.

На изменение уровня рентабельности производст­венных фондов (Rпф) оказывают влияние следующие факторы:

•  изменение уровня фондоотдачи (Фо),

•  изменение уровня оборачиваемости (Ко),

• изменение рентабельности (доходности) объема реализованной продукции.

Для определения количественного влияния выше­указанных факторов на изменение уровня рентабельно­сти производственных фондов используется следующая формула:

Rпф = Пб% / ((1 / Фо) + (1 / Ко)),                                      (3.1)

где Пб% — величина балансовой прибыли в процентах к выручке от реализации продукции.

Основными задачами анализа рентабельности произ­водственных фондов являются:

• оценка показателя рентабельности в динамике,

• выявление и измерение действия различных фак­торов на уровень рентабельности,

• определение мероприятий, возможных резервов дальнейшего роста рентабельности.

Анализ рентабельности производственных фондов осу­ществляется по данным формы бухгалтерской отчетнос­ти №1 и 2 и формы №11 статистической отчетности.

Анализ начинается с определения изменений в уров­не рентабельности (фактическая рентабельность — пла­новая). Даётся общая оценка изменения уровня рента­бельности. Затем определяется количественное влияние факторов на изменение уровня рентабельности (исполь­зуя метод цепных подстановок).

Информация о работе Аанлиз рентабельности