Анализ финансового состояния ООО «Заря»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить управление финансовой устойчивостью предприятия.
В связи с обозначенной целью, определим задачи:
- изучить экономическое значение финансового состояния предприятия;
- рассмотреть существующие методики оценки финансового состояния предприятия;
- привести краткую характеристику ООО «Заря»;
- провести анализ ликвидности и платежеспособности ООО «Заря»;
- провести анализ деловой активности ООО «Заря»;
- провести анализ финансовой устойчивости ООО «Заря»;
- провести анализ прибыли и рентабельности ООО «Заря»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО
СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИ-ЯТИЯ………………………………………………….…6
1.1. Экономическое значение финансового состояния предпри-ятия……….6
1.2. Существующие методики оценки финансового состояния
предпри-ятия……………………………………………………………………13
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «ЗА-РЯ»…………………...24
2.1. Краткая характеристика ООО «За-ря»…………………………………...24
2.2. Анализ ликвидности и платежеспособности ООО «Заря»…………….32
2.3. Анализ деловой активности ООО «Заря»……………………………….34
2.4. Анализ финансовой устойчивости ООО «Заря»………………………..36
2.5. Анализ прибыли и рентабельности ООО «Заря»……………………….40
2.6. Сравнительный анализ финансовых показателей ООО «Заря» и
ЗАО «Русь»…………………………………………………………………….44
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
ООО «ЗАРЯ»………………………………………………………………………..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……………………………………..

Файлы: 1 файл

А-з фин.сост..doc

— 677.50 Кб (Скачать файл)

Для решения  этой задачи предлагается комплекс мероприятий, который охватывает ряд аспектов.

Организационный аспект: 1) на базе действующей бухгалтерской программы создается отдельный встроенный блок для финансово-экономической службы предприятия; 2) создаются сводные рапорты внутренней отчетности, анализа и аудита; 3) получение этих рапортов и оперативная работа с ними осуществляются в режиме реального времени пользователями со своих рабочих мест; 4) устанавливается порядок движения документов; 5) устанавливаются конкретные сроки представления, обработки и передачи информации внутри той или иной службы, а также между службами.

Методический  аспект: 1) разрабатываются перечень, внутреннее содержание и формат типовых рапортов; 2) определяется уровень аналитики для каждого пользователя (1 — большие группы, 2 — подгруппы, 3 — учетная единица); 3) устанавливается продолжительность периода анализа (день, неделя, месяц, квартал, год).

Аналитический аспект: 1) определяется перечень анализируемых объектов (участок, объект, подразделение, бизнес-единица, материально ответственное или подотчетное лицо); 2) разрабатываются справочники в разбивке по видам объектов, товарно-материальных ценностей (ТМЦ), поставщиков и покупателей, налогов и банков, сотрудников, учредителей и т.д.; 3) устанавливаются единый доступ, порядок заполнения и обновления справочников (в целях устранения дублирования).

Правовой аспект: 1) рапорты предназначены для служебного пользования специалистами финансово-экономической службы и руководящего состава предприятия; 2) в соответствии с решением директора предприятия для каждого специалиста устанавливаются уровень детализации и права доступа к информации (полный, ограниченный, частичный); 3) устанавливается определенный перечень рапортов для конкретного пользователя.

Технический аспект: 1) соответствующими техническими службами прокладывается сеть, устанавливается необходимое оборудование, проводятся технические и другие работы; 2) решается вопрос об увеличении рабочих мест за счет расширения числа пользователей; 3) проводится подключение рабочих мест к единой базе данных.

Только решив  данный комплекс задач, можно говорить о постановке оперативного учета финансового состояния предприятия.

Разумеется, оперативное  управление предприятием в целом и финансовым состоянием в частности тесно связано с бухгалтерским, финансовым и управленческим учетом, поскольку через систему сводных рапортов наиболее наглядно проявляется взаимосвязь между бюджетированием, учетом, анализом и контролем, с одной стороны, и движением материальных, финансовых и документарных потоков — с другой. Тем самым, на основе сводных рапортов создается мощный информационный блок, который вбирает в себя всю оперативную информацию о: 1) остатках ТМЦ на складе сырья и материалов, в основном производстве, на складе готовой продукции; 2) поступлении и оплате ТМЦ; 3) отпуске ТМЦ в производство; 4) выпуске готовой продукции, ее отгрузке, реализации и оплате; 5) движении денежных средств; 6) задолженности отдельных дебиторов и кредиторов, материально ответственных и подотчетных лицах; 7) общем финансово-экономическом состоянии предприятия.

В этой связи  можно предложить следующий перечень сводных рапортов, которые предназначены, прежде всего, для директора предприятия и руководителя финансово-экономической службы, а также для других служб и подразделений. Эти рапорты внутренней отчетности, анализа и аудита составляются в монопольном режиме для достижения единства данных и в любой момент времени.

Сводный рапорт № 1 (Приложение Д) содержит сгруппированную информацию в разбивке по видам деятельности и отдельным подразделениям и включает сведения о состоянии некоторых счетов бухгалтерского учета на конкретную дату и время. Время необходимо указывать потому, что в течение одного и того же дня можно неоднократно получать этот рапорт и видеть происходящие изменения, осуществлять управленческие воздействия, принимать решения и контролировать их выполнение.

Директор предприятия, получая такую информацию, может составить в наиболее общем виде представление:

1) об остатках  текущих активов: денежных средствах (расчетный и валютный счет, касса рублевая и валютная, деньги в пути); запасах (склад сырья и материалов, незавершенное производство и склад готовой продукции); задолженности покупателей (по видам продукции); авансах выданных (по видам ТМЦ и услуг); прочих активах;

2) об остатках  текущих обязательств: кредитах  банков; задолженности поставщикам  (по видам ТМЦ и услуг); задолженности по оплате труда и социальным налогам; задолженности по расчетам с бюджетом (по видам налогов); прочих пассивах;

3) о величине  собственных денежных средств  на основе экспресс-анализа финансовой  устойчивости предприятия; 

4) о размере  рабочего капитала (как разнице между текущими активами и текущими обязательствами) в целях оценки величины собственных оборотных средств;

5) о расчетных  показателях: выполнении плана по видам бюджетов (закупок, продаж и др.); рентабельности активов, продаж и собственного капитала; оборачиваемости запасов, дебиторской и кредиторской задолженности; уровне оплаты дебиторской и кредиторской задолженности; среднем сроке и средней сумме дебиторской и кредиторской задолженности.

Из приведенного перечня показателей, составляющих сводный рапорт, видно, что вся информация сжата и представлена исключительно общими итогами. Поэтому каждая строка сводного рапорта может быть далее развернута в самостоятельный баланс — отдельный рапорт, в котором уже содержится динамика, показывается движение материальных и финансовых потоков.

Рапорт № 2 — ведомость движения денежных средств (Приложение Е). Данный рапорт предназначен для анализа и оценки денежных потоков, вследствие чего все поступления и расходования разбиваются на отдельные статьи, а сам рапорт составляется по каждому виду деятельности и в целом по предприятию.

В состав поступлений  денежных средств входят: внутренние перемещения (с расчетного счета в кассу и наоборот); выручка и авансы полученные; кредиты и займы; возвратные суммы за ТМЦ, авансов выданных, налогов и прочих начислений и платежей; внереализационные доходы и прочие поступления.

Все расходования включают: внутренние перемещения (с расчетного счета в кассу и наоборот); оплату счетов поставщиков и авансы выданные; выплату и перечисление оплаты труда и налогов; накладные расходы и суммы, выданные материально ответственным и подотчетным лицам; возврат кредитов и процентов по ним; внереализационные расходы; прочие перечисления.

Из приведенной  структуры данной ведомости наглядно видны источники поступления денежных средств и направления их использования, а также причины появления положительного или отрицательного прироста денежных средств. Следовательно, появляются возможности для управления денежными потоками, а значит, и финансовой устойчивостью предприятия. Кроме того, на основании данного платежного баланса легко устанавливается остаток собственных и заемных денежных средств, что необходимо для создания резервов и фондов под предстоящие платежи, оценки платежеспособности предприятия и профицита денежных средств.

Рапорт № 3 — ведомость поступлений и перечислений денежных средств, представляющая сведения об организациях-плательщиках и организациях-получателях денежных средств, что необходимо для оценки платежных обязательств как с покупателями, так и с поставщиками.

Рапорт № 4 — ведомость учета поступлений и оплаты ТМЦ, в которой приводятся перечень всех ТМЦ, их остатки на начало и конец (текущий день) отчетного периода, поступления и оплату. Основная задача данной формы — выявление остатка задолженности предприятия по тем или иным ТМЦ:

  • дебетового, если ТМЦ оплачены, но не оприходованы;
  • кредитового, если ТМЦ оприходованы, но не оплачены.

В целом рассматриваемая  ведомость характеризует эффективность  работы службы снабжения, поскольку оценивается выполнение бюджета закупок как по номенклатуре ТМЦ, так и по срокам, а также учитывается ценовой фактор, при этом показатели данной таблицы показываются дробью: в числителе — натуральные показатели, а в знаменателе — стоимостные показатели.

Рапорт № 5 — ведомость движения ТМЦ по складу сырья и материалов, в которой содержится необходимая информация об остатках ТМЦ на начало и конец отчетного периода, приходу и отпуску ТМЦ, а также приводится весь перечень ТМЦ в разбивке по местам расположения, вследствие чего данная форма оценивает оборачиваемость запасов сырья и материалов.

Рапорт № 6 — сводная таблица производства продукции, в которой даются перечень изготовленной в течение отчетного периода продукции, остатки на складе имеющейся продукции, а также объемы производства и отгрузки. Вот почему эта форма внутренней отчетности дает представление о выполнении плана производства и отгрузки, т.е. оценивает работу производства и оборачиваемость запасов в части готовой продукции.

Рапорт № 7 — сводная таблица отгрузки продукции, нацеленная на отражение движения дебиторской задолженности и взаимоотношений с покупателями, а рапорт № 8 — сводная таблица реализации продукции, раскрывающая состояние авансов полученных и их движение. На основе анализа этих двух взаимосвязанных рапортов можно сделать выводы об оборачиваемости дебиторской задолженности и авансов полученных.

Рапорт № 9 — ведомость учета дебиторов) и рапорт № 10 — ведомость учета кредиторов, необходимые для учета конкретных покупателей в увязке с тем или иным видом продукции (работ, услуг), а также конкретного поставщика в увязке с приобретенными ТМЦ и услугами. В соответствии с данными формами отчетности рассчитываются средний срок и средняя сумма дебиторской и кредиторской задолженности.

Рапорт № 11 — ведомость учета материально ответственных и подотчетных лиц, где приводится вся сводная информация о задолженности этих лиц и сроках погашения, что позволяет судить о размерах выданных и просроченных сумм.

Рапорт № 12 — ведомость учета накладных расходов, позволяющая видеть движение этих расходов в соответствии с утвержденным бюджетом и судить о возникших отклонениях: перерасходе или экономии, что непосредственно влияет на себестоимость продукции и финансовый результат того или иного подразделения.

Таким образом, приведенные сводные рапорты  и построенные на их основе другие производные формы внутренней отчетности дают возможность на практике — ежедневно, а в течение рабочего дня — неоднократно оценивать финансово-экономическое состояние предприятия. Анализу подвергаются материальные, финансовые и документарные потоки, взаимоотношения с покупателями и поставщиками, состояние дебиторской и кредиторской задолженности, оборачиваемость оборотных средств.

 

Заключение

 

Главной проблемой кризисного финансового состояния большинства  предприятия промышленности является отсутствие или недостаток собственных оборотных средств, основного источника формирования величины запасов и затрат. Такое положение на предприятиях повторяется все последние годы. Основными причинами такого положения являются, с одной стороны, слабое использование балансовой прибыли (в виде отчислений в резервный капитал и фонды), фондов накопления и нераспределенной части прибыли для погашения источников собственных средств, с другой стороны, непомерно большие величины запасов и затрат, снижение их мобильности.

Финансово-устойчивым является такой хозяйствующий субъект, который  за счет собственных средств покрывает  средства, вложенные в активы (основные средства, нематериальные активы, оборотные средства), не допускают неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачиваются в срок по своим обязательствам.

Финансовое состояние  предприятия можно определить как  комплексную экономическую категорию, характеризующую на определенную дату наличие у предприятия различных активов, размеры обязательств, способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться в изменяющейся внешней среде, текущую и будущую возможность удовлетворять требования кредиторов а также его инвестиционную привлекательность.

Основными факторами, определяющими  финансовое состояние, являются выполнение финансового плана и пополнение, по мере возникновения потребности собственного оборотного капитала за счет прибыли; скорость оборачиваемости оборотных средств (активов).

Проведенный анализ современной  отечественной экономической литературы отразил трактовку финансового состояния субъекта хозяйствования с различных позиций, при этом отметим отсутствие единого методологического подхода к его определению, что затрудняет построение универсальных практических методик анализа.

Набор экономических  показателей, более детально и точно  характеризующих финансовое положение и активность предприятия, должен предполагать расчет следующих групп индикаторов: анализ ликвидности (или платежеспособности), анализ финансовой устойчивости, анализ оборачиваемости (или деловой активности), анализ рентабельности и анализ эффективности труда. Только после расчета рассмотренных выше показателей и сравнения их с нормативными значениями, учитывающими особенности отраслевой и общеэкономической специфики переходного периода, можно дать такую оценку финансового состояния предприятия, которую можно считать достоверной.

Из анализа экономической ситуации ООО «Заря» можно сделать вывод об ухудшении экономического положения предприятия в 2009 г. относительно 2008 г. Однако показатели 2010 г. имеют тенденцию роста. Можно утверждать, что на данную ситуацию повлияли климатические условия, сложившиеся летом 2009 г.

Анализ финансового состояния  ООО «Заря», проведенный во второй главе, отразил положительные тенденции в развитии деятельности предприятия на протяжении исследуемого периода. Отрицательным моментом можно выделить превышение темпа роста себестоимости над темпом роста выручки, что требует немедленного принятия решения по сокращению затрат. В текущем периоде ООО «Заря» частично платежеспособно, имеет некоторые затруднительные моменты в оплате наиболее срочных обязательств. За исследуемый период произошло некоторое снижение финансовой устойчивости предприятия, но в последний год исследования ситуация стабилизируется. Показатели деловой активности достаточно высоки, соответствуют отраслевой принадлежности предприятия. Отметим высокую платежную дисциплину дебиторов. Тип финансовой устойчивости характеризуется как неустойчивый. Вследствие сокращения общей величины источников ситуация расценивается как ухудшающаяся. Показатели рентабельности имеют нестабильную динамику, т.е. в 2009 г. Происходит резкое снижение, а в 2010 г. ситуация улучшается, что свидетельствует о росте эффективности деятельности ООО «Заря».

Информация о работе Анализ финансового состояния ООО «Заря»