Анализ финансового состояния организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Относительные показатели анализируемой организации можно сравнивать с:
общепринятыми нормами для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства;
аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны организации и его возможности;
аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденций улучшения или ухудшения ФСП.
Целью данной работы является раскрыть главные составляющие анализа и показать методы, приемы, интерпретацию результатов обработки финансовой отчетности.

Содержание работы

Введение........................................................................................................... 4
1. Теоретические основы анализа финансового состояния и эффективности деятельности организации...................................................... 7
1.1. Методика общей оценки баланса............................................... 7
1.2. Методика оценки динамики и уровня отдельных статей баланса.............................................................................................. 9
1.3. Методика анализа ликвидности баланса................................... 12
1.4. Методика расчета несостоятельности организации................. 20
1.5. Методика анализа финансовой устойчивости организации.... 26
1.5.1. Расчет абсолютных показателей.................................. 26
1.5.2. Расчет относительных показателей.............................. 29
1.5.3. Методика проведения бальной оценки финансового состояния организации.................................................. 31
1.6. Платежеспособность организации............................................. 34
1.7. Методика анализа кредитоспособности организации.............. 38
1.8. Методика анализа деловой активности..................................... 41
1.8.1. Коэффициенты рентабельности (R)............................. 47
1.9. Рейтинговая оценка организации............................................... 51
2. Анализ финансового состояния организации........................................ 55
2.1. Общая оценка баланса................................................................. 55
2.2. Оценка динамики и уровня отдельных статей баланса............ 57
2.3. Анализ ликвидности организации.............................................. 61
2.3.1. Анализ ликвидности организации на основе абсолютных показателей...................................................... 61
2.3.2. Анализ ликвидности организации на основе относительных показателей...................................................... 64
2.4. Анализ несостоятельности (банкротства) организации........... 66
2.4.1. Методика 1994 года....................................................... 66
2.4.2. Методика 1998 года....................................................... 68
2.5. Анализ финансовой устойчивости организации....................... 70
2.5.1. Анализ обеспеченности запасов источниками их формирования................................................................. 70
2.5.2. Анализ финансовой устойчивости организации на основе относительных показателей............................. 71
2.5.3. Проведение балльной оценки финансового состояния организации............................................................. 72
2.6. Анализ платежеспособности и организации по Правительственной методике........................................................................... 73
2.7. Анализ кредитоспособности организации................................. 74
2.8. Анализ деловой активности организации................................. 76
2.8.1. Анализ коэффициентов рентабельности..................... 79
2.9. Рейтинговая оценка финансового состояния организации..... 80
3. Мероприятия по улучшению финансового состояния организации.. 82
3.1. Обоснование предлагаемого мероприятия............................... 82
3.2. Расчет эффективности мероприятий и прогнозного баланса.. 83
3.3. Расчет финансовых показателей после внедрения мероприятий.................................................................................................. 87
Заключение....................................................................................................... 88

Список используемых источников................................................................. 89
Приложение А………………………………………………………………….91
Приложение Б………………………………………………………………….94

Файлы: 1 файл

Kursovik (4).docx

— 386.88 Кб (Скачать файл)

 

Более точный расчет средней  величины активов за год можно  получить по ежемесячным данным о  состоянии активов. Тогда средняя  величина активов рассчитывается по формуле средней хронологической:

 

,            (10)

 

где Оn – величина активов на коней n-го месяца.

 

Продолжительность одного оборота  в днях можно рассчитать следующие образом:

 

             

,                   (11)

 

где Т – длительность анализируемого периода в днях;

Коб – коэффициент оборачиваемости активов в оборотах.

 

Коэффициент общей оборачиваемости (ресурсоотдача d1) или коэффициент трансформации отражает скорость оборота всего капитала организации или эффективность использования всех имеющихся ресурсов независимо от их источников. Этот показатель деловой активности имеет большое аналитическое значение, так как он тесно связан с прибыльностью организации, а следовательно, влияет на результативность финансово-хозяйственной деятельности.

Оборачиваемость запасов  характеризует коэффициент d6. Чем выше этот показатель, тем меньше затоваривание, тем быстрее можно погашать долги. Известно, что в условиях нормально функционирующей рыночной экономию оптимальная величина оборачиваемости материальных запасов 4-8 раз в год. Это, правда, приемлемо лишь для производственных организаций. Оборачиваемость долгосрочных активов колеблется от 1 до 7 в зависимости от капиталоемкости производства.

Устойчивость финансового  положения анализируемого объекта и его деловую активность характеризует соотношение дебиторской и кредиторской задолженности. В стабильной экономике, если дебиторская задолженность организации превышает кредиторскую, это расценивается как свидетельство наращивания оборота и не считается тревожным сигналом. Однако в России, в условиях инфляции, такое положение может быть опасно.

Скорость оборота собственного капитала (d5) отражает активность использования денежных средств. Низкое значение этого показателя свидетельствует о бездействии части собственных средств.

При проведении анализа деловой  активности организации необходимо обратить внимание на следующее:

    1. длительность производственно-коммерческого цикла и его составляющие;
    2. основные причины изменения длительности производственно-коммерческого цикла.

Операционный цикл (ОЦ) характеризует  общее время, в течение которого финансовые ресурсы обездвижены в запасах и дебиторской задолженности.

Производственный процесс (ОЗ) состоит из нескольких этапов:

  1. один отрезок времени характеризует время хранения производственных запасов с момента их поступления до момента отпуска в производство (ОВ);
  2. отрезок, характеризующий длительность процесса производства (ОПП);
  3. период хранения готовой продукции на складе (ОхГП);

Разрыв между сроком платежа  по своим обязательствам перед поставщиками и получением денег от покупателей является финансовым циклом, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота (ФЦ):

 

,       (12)

 

где ОЗ – производственно-коммерческий процесс (оборачиваемость запасов);

ОДЗ – оборачиваемость дебиторской задолженности;

ОКЗ – оборачиваемость кредиторской задолженности.

 

Как видно из формулы, сокращение ОЦ и ФЦ в динамике — положительная тенденция. Это сокращение может быть: во-первых, за счет ускорения производственного процесса; во-вторых, за счет ускорения оборачиваемости ДЗ; в-третьих, за счет замедления оборачиваемости КЗ.

1.8.1. Коэффициенты рентабельности (R).

 

По данным «Отчета о  прибылях и убытках» (ф. № 2) можно  проанализировать динамику рентабельности продаж, чистой рентабельности отчетного периода, а также влияние факторов на изменение этих показателей.

Рентабельность продаж (RП) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:

 

,          (13)

 

где В – выручка от продаж продукции;

С – себестоимость реализованной продукции;

КР – коммерческие расходы;

УР – управленческие расходы.

Коэффициент показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах. Уменьшение рентабельности продаж свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах на производство или о росте затрат на производство при постоянных ценах, т.е. о снижении спроса на продукцию организации.

Кроме данного показателя рентабельности различают рентабельность всего капитала, собственных средств, производственных фондов, финансовых вложений, перманентных средств (таблица 1.14).

Следует отметить, что в  странах с развитыми рыночными  отношениями обычно ежегодно торговой палатой, промышленными ассоциациями или правительством публикуется информация о «нормальных» значениях показателей рентабельности.

 

Таблица 1.14 - Показатели, характеризующие прибыльность (рентабельность)


Наименование показателя

Способ расчета в кодах  строк форм отчетности

Пояснения

1. Рентабельность продаж

Показывает, сколько прибыли приходится на 1 руб. реализованной продукции

2. Бухгалтерская рентабельность  от обычной деятельности

Показывает уровень прибыли после выплаты налога

3. Чистая рентабельность

Показывает, сколько чистой прибыли приходится на 1 руб. выручки

4. Экономическая рентабельность

Показывает эффективность использования всего имущества организации

5. Рентабельность собственного  капитала

45

Показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика R5 оказывает влияние на уровень котировки акций

Частные показатели

6. Валовая рентабельность

Показывает, сколько валовой прибыли приходится на 1 руб. выручки

7. Затратоотдача

Показывает, сколько прибыли от продажи приходится на 1 руб. затрат

8. Рентабельность перманентного  капитала

Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок

9. Коэффициент устойчивости  экономического роста

Показывает, какими темпами увеличивается собственный капитал за счет финансово-хозяйственной деятельности


 

Сопоставление своих показателей  с их допустимыми величинами позволяет  сделать вывод о состоянии  финансового положения организации. В России эта практика пока отсутствует, поэтому единственной базой для сравнения является информация о величине показателей в предыдущие годы.

Валовая рентабельность (R6) отражает величину валовой прибыли в каждом рубле реализованной продукции (работ, услуг). В зарубежной практике этот показатель называется маржинальным доходом (коммерческой маржой).

Особый интерес для  внешней оценки результативности финансово-хозяйственной деятельности организации представляет анализ не таких традиционных показателей прибыльности, как затратоотдача (R7), которая показывает, сколько прибыли от продажи приходится на 1 рубль затрат. Более информативным является анализ рентабельности активов (R4) и рентабельности собственного капитала (R5).

Формула Дюпона:

 

ЭР = КМ * КТ * 100                                                   (14)

 

Где КМ - коммерческая маржа (Рв)

       КТ –  коэффициент трансформации (Коб)

 

∆Р∆В =

                      (15)

∆P∆S =

                      (16)

∆P∆КР =

                    (17)

∆P∆УР =

                   (18)

 

БП=∆Р∆В+∆P∆S+∆P∆КР+∆P∆УР                                                                           (19)

 

1.9. Рейтинговая оценка организации.

 

Для оценки рейтинга субъектов  хозяйствования и степени финансового риска довольно часто используются методы многомерного рейтингового анализа, методика которого выглядит следующим образом.

Этап 1. Обосновывается система  показателей, по которым будут оцениваться результаты хозяйственной деятельности предприятий, собираются данные по этим показателям и формируется матрица исходных данных. Исходные данные могут быть представлены как в виде моментных показателей, отражающих состояние организации на определенную дату, так и темповых показателей, характеризующих динамику деятельности организации и представленных в виде коэффициентов роста. Возможно изучение одновременно и моментных, и темповых показателей.

Этап 2. В таблице исходных данных определяется в каждой графе максимальный элемент, который принимается за единицу. Затем все элементы этой графы (аij) делятся на максимальный элемент организации-эталона (max аij). В результате создается матрица стандартизованных коэффициентов (хij):

 

                              (20)

 

Если с экономической  стороны лучшим является минимальное  значение показателя (например, затраты  на рубль товарной продукции), то надо изменить шкалу расчета так, чтобы наименьшему результату соответствовала наибольшая сумма показателя.

 

Этап 3. Все элементы матрицы координат возводятся и квадрат. Если задача решается с учетом разного веса показателей, то полученные квадраты умножаются на величину соответствующих весовых коэффициентов (К), установленных экспертным путем, после чего результаты складываются по строкам:

 

                  (21)

 

Этап 4. Полученные рейтинговые оценки (Rj) размещаются по ранжиру и определяется рейтинг каждого организации. Первое место занимает предприятие, которому соответствует наибольшая сумма, второе место — предприятие, имеющее следующий результат, и т.д.

Для определения рейтинга организации по методике А.Д. Шеремета, Р.С. Сайфулина и Е.В. Негашева предлагается использовать пять показателей, наиболее часто применяемых и наиболее полно характеризующих финансовое состояние.

Блок схема построения рейтинговой оценки приведена на рисунке 1.

Обеспеченность собственными оборотными средствами (Ко) характеризует наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для его устойчивости.

Коэффициент покрытия (Кп) характеризуется степенью общего покрытия всеми оборотными средствами организации суммы срочных обязательств.

Интенсивность оборота авансированного  капитала (Ки) характеризует объем реализованной продукции, приходящейся на 1 руб. средств, вложенных в деятельность организации.

Менеджмент (эффективность  управления предприятием) (Км) характеризуется соотношение величины прибыли от реализации и величины выручки от реализации. Нормативное значение этого коэффициента обусловлено уровнем учетной ставки Центрального банка России.

Прибыльность (рентабельность) (Кр) организации характеризует объем прибыли, приходящийся на 1 руб. собственного капитала.

Легко заметить, что при  полном соответствии значений финансовых коэффициентов их нормативным минимальным  значениям рейтинг организации будет равен 1. выбранной в качестве рейтинга условного удовлетворительного организации. Финансовое состояние предприятий с рейтинговой оценкой менее 1 характеризуется как неудовлетворительное.


Менеджмент

Прибыльность  
собственного  
капитала



Ликвидность баланса

Обеспеченность собственными средствами


Интенсивность оборота  
средства



 

Информация о работе Анализ финансового состояния организации