Анализ финансовых результатов и рентабельности сельскохозяйственных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будет рассмотрена тема: «Анализ финансовых результатов и рентабельности сельскохозяйственного предприятия». Эффективный анализ финансовых результатов включает следующие этапы:
1) изучение динамики и структуры денежной выручки от реализации сельскохозяйственной продукции;
2) факторный анализ денежной выручки от реализации продукции;
3) изучение влияния факторов на изменение среднереализационных цен на продукцию;
4) факторный анализ финансовых результатов;
5) проведение маржинального анализа прибыли;
6) определение резервов увеличения объёма реализации продукции и улучшения финансовых результатов от реализации.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы 5
2. Экономико-финансовая характеристика хозяйства 18
3. Анализ финансовых результатов и рентабельности 26
сельскохозяйственных предприятий
3.1 Изучение динамики денежной выручки 26
от реализации сельскохозяйственной продукции
3.2 Изучение структуры денежной выручки 30
от реализации продукции
3.3 Факторный анализ денежной выручки от реализации продукции 31
3.4 Анализ прибыли от реализации продукции 34
3.5 Изучение величины рентабельности продукции 36
3.6 Маржинальный анализ прибыли, рентабельности. 39
Расчёт точки безубыточности
3.7 Методика подсчёта резервов увеличения суммы прибыли 44
и рентабельности
Заключение 46
Список использованной литературы 48

Файлы: 1 файл

курсовая ахд.docx

— 223.54 Кб (Скачать файл)

2. Использование метода  ускоренной амортизации по активной  части основных средств также  приводит к увеличению себестоимости  продукции и уменьшению суммы  прибыли, а следовательно, и  налогов на прибыль.

3. Применение различных  методов оценки нематериальных  активов и способов начисления  амортизации по ним.

4. Выбор метода оценки  потреблённых производственных  запасов (NIFO, FIFO, LIFO).

5. Изменение порядка списания  затрат по ремонту основных  средств на себестоимость продукции.

6. Изменение сроков погашения  расходов будущих периодов, сокращение  которых ведёт к росту себестоимости  продукции отчётного периода.

7. Изменение метода определения  прибыли от реализации продукции.

Таким образом, учётная политика, формируемая администрацией, открывает  большой простор для выбора методологических приёмов, способных радикально менять всю картину финансовых результатов  и финансового состояния предприятия.

Основную часть прибыли  предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции  и определяются факторы изменения  её суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом  по предприятию зависит от четырёх  факторов первого уровня соподчинённости: объёма реализации продукции VРП; её структуры У∂i; себестоимости Сi и уровня среднереализационных цен Цi.

Объём реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объёма продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объёма реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура реализованной  продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объёме её реализации, то сумма прибыли возрастёт, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трёх факторов первого порядка: объёма продажи продукции VРП; себестоимости Сi и среднереализационных цен Цi. Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

   (1.4)

После этого необходимо детально изучить причины изменения объёма продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.

Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается путём деления выручки от реализации соответствующего вида продукции на объём его продаж. На изменение  её уровня оказывают влияние следующие  факторы: качество реализуемой продукции, рынки её сбыта, конъюнктура рынка, сроки реализации, инфляционные процессы.

Качество  товарной продукции – один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации.

По тем видам  продукции, по которым даются надбавки и скидки к цене в зависимости  от качества продукции, соответствия стандартам, необходимо подсчитать по приёмным квитанциям заготовительных организаций сумму надбавок и скидок в связи с отклонением от установленного стандарта качества продукции и полученный результат разделить на фактический общий объём проданной продукции соответствующего вида.

По тем видам  продукции, по которым цены устанавливаются  в зависимости от сорта или  кондиции, категории, расчёт влияния качества продукции на изменение средней цены можно произвести двумя способами.

В основу первого  способа положен принцип цепной подстановки: сравнивается сумма выручки за общий объём фактически реализованной продукции i-го вида при её фактическом и базовом сортовом составе. Если полученную разность разделить на общее количество фактически реализованной продукции, узнаем, как изменилась средняя цена за счёт её качества. Алгоритм этого расчёта можно записать так:

   (1.5)

В основу второго  способа расчёта положен приём  абсолютных разниц: отклонение фактического удельного веса от базового по каждому сорту умножают на базовый уровень цены единицы продукции соответствующего сорта, результаты суммируют и делят на 100:

   (1.6)

По такой же методике рассчитывается изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта  продукции и сроков реализации.

Если на протяжении года произошло изменение закупочных или договорных цен на продукцию  в связи с инфляцией, то изменение  цены по каждому виду продукции умножается на объём её реализации после изменения  цены и делится на общее количество реализованной продукции за отчётный период.

В заключение обобщаются результаты анализа по каждому виду продукции.

Размер прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов  деятельности, не связанных с реализацией  продукции.

Процентный доход предприятия  получают от долгосрочных и краткосрочных  финансовых вложений (акций, облигаций, депозитов, совместных предприятий).

Прочие внереализационные  доходы и расходы – это прибыль  или убытки прошлых лет, выявленные в отчётном году; курсовые разницы  по операциям в иностранной валюте; полученные и выплаченные пени, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадёжной  дебиторской задолженности, по которой  истекли сроки исковой давности; убытки от стихийных бедствий и т.д.

В процессе анализа изучаются  состав, динамика, выполнение плана  и факторы изменения суммы  полученных убытков и прибыли  по каждому конкретному случаю.

Величина прибыли (убытка) от реализации основных средств  и прочих материальных активов зависит от количества проданного имущества, его балансовой стоимости и цены реализации.

Основными видами ценных бумаг  являются акции, облигации внутренних государственных и местных займов, облигации хозяйствующих субъектов (акционерных обществ, коммерческих банков), депозитные сертификаты, казначейские, банковские и коммерческие векселя и др.

Доход держателя  акций складывается из суммы дивиденда и прироста капитала, вложенного в акции, вследствие роста их цены.

Доход от других ценных бумаг зависит от количества приобретённых облигаций, сберегательных сертификатов, векселей, их стоимости и уровня процентных ставок.

В процессе анализа изучают  динамику и структуру доходов  по каждому виду ценных бумаг.

Анализ внереализационных  доходов и расходов следует проводить  по каждому виду.

 Убытки от выплаты  штрафов возникают в связи  с нарушением отдельными службами  договоров с другими предприятиями,  организациями и учреждениями. При  анализе устанавливаются причины  невыполнения обязательств, принимаются  меры для предотвращения допущенных  нарушений.

Убытки от списания безнадёжной  дебиторской задолженности возникают  обычно на тех предприятиях, где  учёт и контроль за состоянием расчётов находятся на низком уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в  текущем году, также свидетельствуют  о недостатках бухгалтерского учёта.

В заключение анализа разрабатываются  конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от внереализационных операций и увеличение прибыли от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, финансовой, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Их используют для оценки деятельности предприятия  и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно разбить на несколько групп:

1) показатели, характеризующие  рентабельность основной (операционной) и инвестиционной деятельности;

2) показатели, характеризующие  рентабельность продаж (оборота);

3) показатели, характеризующие  доходность капитала и его  частей.

Рентабельность  производственной деятельности (окупаемости  издержек) (Rз) исчисляется путём отношения прибыли от реализации продукции до выплаты процентов и налогов (Прп) к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):

    (1.7)

Она показывает, сколько  прибыли имеет предприятие с  каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным  его подразделениям и видам продукции.

Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность  реализации продукции рассчитывается делением брутто-прибыли от реализации продукции, работ и услуг на сумму полученной выручки (Врп). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции:

    (1.8)

Рентабельность (доходность) совокупного капитала исчисляется отношением общей суммы брутто-прибыли (БП) до выплаты процентов и налогов к среднегодовой стоимости совокупного капитала (KL):

    (1.9)

Уровень рентабельности производственной деятельности (коэффициент окупаемости затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трёх основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, её себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

   (1.10)

Затем следует  сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции.

Уровень рентабельности отдельных  видов продукции зависит от изменения  среднереализационных цен и себестоимости  единицы продукции:

  (1.11)

Необходимо также более  детально изучить причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности.

Примерно  таким же образом производится факторный  анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

   (1.12)

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

   (1.13)

Аналогично  осуществляется факторный анализ рентабельности совокупного капитала. Общая сумма брутто-прибыли зависит от объёма реализованной продукции (VРП), её структуры (У∂i), себестоимости (Сi), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ПФР).

Среднегодовая сумма основного  и оборотного капитала (KL) зависит от объёма продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости) (Коб), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.

Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать так:

  (1.14)

При углубленном  анализе необходимо изучить влияние  факторов второго уровня, от которых зависит изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализационных результатов, а также коэффициент оборачиваемости капитала.

Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду продукции. Основными их источниками являются увеличение объёма реализации продукции, снижение её себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация её на более выгодных рынках сбыта и т.д.

Для определения  резервов роста прибыли по первому  источнику необходимо выявленный ранее резерв роста объёма реализации умножить на фактическую прибыль в расчёте на единицу продукции соответствующего вида в отчётном периоде:

    (1.15)

Подсчёт р-*

   (1.18)

где Р↑R – резерв роста рентабельности;

Rв – рентабельность возможная в прогнозном периоде;

R1 – рентабельность фактическая в отчётном периоде;

П1 – фактическая сумма прибыли в отчётном периоде;

Р↑П – резерв роста прибыли  от реализации продукции;

Информация о работе Анализ финансовых результатов и рентабельности сельскохозяйственных предприятий