Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 15:36, курсовая работа
В данной курсовой работе будет рассмотрена тема: «Анализ финансовых результатов и рентабельности сельскохозяйственного предприятия». Эффективный анализ финансовых результатов включает следующие этапы:
1) изучение динамики и структуры денежной выручки от реализации сельскохозяйственной продукции;
2) факторный анализ денежной выручки от реализации продукции;
3) изучение влияния факторов на изменение среднереализационных цен на продукцию;
4) факторный анализ финансовых результатов;
5) проведение маржинального анализа прибыли;
6) определение резервов увеличения объёма реализации продукции и улучшения финансовых результатов от реализации.
Введение 3
1. Теоретические основы 5
2. Экономико-финансовая характеристика хозяйства 18
3. Анализ финансовых результатов и рентабельности 26
сельскохозяйственных предприятий
3.1 Изучение динамики денежной выручки 26
от реализации сельскохозяйственной продукции
3.2 Изучение структуры денежной выручки 30
от реализации продукции
3.3 Факторный анализ денежной выручки от реализации продукции 31
3.4 Анализ прибыли от реализации продукции 34
3.5 Изучение величины рентабельности продукции 36
3.6 Маржинальный анализ прибыли, рентабельности. 39
Расчёт точки безубыточности
3.7 Методика подсчёта резервов увеличения суммы прибыли 44
и рентабельности
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Если предприятие производит и прибыльную, и убыточную продукцию, наиболее удобно применять показатель окупаемости затрат:
где ОЗ – окупаемость затрат, %;
ВР – выручка от реализации продукции, млн.руб.;
ПС – полная себестоимость от реализации продукции, млн.руб.
Окупаемость затрат в 2009 году:
Окупаемость затрат в 2010 году:
Окупаемость затрат в 2011 году:
Однако помимо изучения динамики уровня рентабельности большое значение имеет определение факторов, оказывающих влияние на изменение её уровня.
Рассмотрим алгоритм определения влияния факторов на изменение уровня рентабельности по отдельным видам продукции способом цепных подстановок:
Факторный анализ изменения уровня рентабельности произведём при помощи таблицы 3.5.2.
Таблица 3.5.2 – Факторный анализ рентабельности реализованной продукции
Вид продукции |
Цена 1 т, тыс.руб. |
Полная себестоимость 1 т, тыс.руб. |
Рентабельность, % |
Отклонение (+;-) | ||||||
2009 |
2010 |
2009 |
2010 |
2009 |
Усл. |
2010 |
Всего |
В т.ч. за счёт | ||
Ц |
С | |||||||||
Травяная мука |
941 |
980 |
706 |
633 |
33 |
39 |
55 |
22 |
6 |
16 |
Птица на мясо |
1836 |
1770 |
4521 |
3394 |
-59 |
-61 |
-48 |
11 |
-2 |
13 |
Птица взрослая и молодняк |
2947 |
5000 |
5947 |
5400 |
-50 |
-16 |
-7 |
43 |
34 |
9 |
Яйца, тыс.шт. |
192 |
214 |
164 |
182 |
17 |
30 |
18 |
1 |
13 |
-12 |
Вывод: Рентабельными являются такие продукты, как травяная мука (но она не реализовывалась в 2011 году) и яйца. Нерентабельные – это птица на мясо, птица взрослая и молодняк. Положительное влияние на рентабельность травяной муки оказывают как цена, так себестоимость. На рентабельность птицы на мясо себестоимость оказывает положительное влияние, а цена отрицательное. На рентабельность взрослой птицы и молодняка оба фактора оказывают положительное влияние. На формирование уровня рентабельности яиц цена оказала положительное влияние, а себестоимость отрицательное. Для того, чтобы рентабельность продукции увеличивалась, необходимо увеличение темпа роста цены и снижении себестоимости продукции.
3.6 Маржинальный
анализ прибыли,
Произведём факторный анализ прибыли и рентабельности с делением затрат на условно-постоянно-переменные.
Маржинальная прибыль покрытия – разность между выручкой от реализации продукции, товаров и услуг и переменными затратами, приходящимися на реализованную продукцию.
Сравнение маржинальной прибыли с суммой постоянных расходов организации отражает финансовый результат.
Для изучения факторов изменения прибыли и прогнозирования её величин используем следующую модель:
где Ц – цена единицы продукции;
в – переменные затраты на единицу продукции;
А – постоянные затраты на весь её выпуск.
Эта модель позволяет учесть прямое и косвенное влияние на объём реализации и изменение финансового результата.
Данные для факторного анализа представим в виде таблицы 3.6.1.
Таблица 3.6.1 – Факторный анализ прибыли от реализации яиц
Показатели |
Значение показателя |
Отклонения (+;-) | |
Базисный год |
Отчётный год | ||
Объём реализации яиц, тыс.шт. |
44,9 |
57,8 |
12,9 |
Цена 1 тыс.шт. яиц, тыс.руб. |
214 |
383 |
169 |
Себестоимость 1 тыс.шт. яиц, тыс.руб. |
182 |
290 |
108 |
В т.ч. переменные расходы на 1 тыс.шт., тыс.руб. |
163 |
251 |
88 |
Сумма постоянных расходов на весь объём яиц, млн.руб. |
830 |
2214 |
1384 |
Прибыль, в т.ч. за счёт объёма цены переменных расходов с постоянными расходами, млн.руб. |
1460 |
5416 |
3956 |
Расчёт влияния факторов проведём методом цепной подстановки по следующему алгоритму:
Вывод: Положительно на прибыль повлияли объём производства и цена; отрицательно – постоянные и переменные расходы.
Проведём факторный анализ рентабельности по методике маржинального анализа.
В связи с тем, что уровень рентабельности рассчитывается с использованием прибыли, то он также будет изменяться за счёт большего числа факторов.
Факторный анализ рентабельности яиц проведём по следующему алгоритму методом цепных подстановок:
Исходные данные и расчёты представим в таблице 3.6.2.
Таблица 3.6.2 – Факторный анализ рентабельности реализации яиц
Показатели |
Значение показателя |
Отклонения (+;-) | |
Базисный год |
Отчётный год | ||
Объём реализации яиц, тыс.шт. |
44,9 |
57,8 |
12,9 |
Цена 1 тыс.шт. яиц, тыс.руб. |
214 |
383 |
169 |
Себестоимость 1 тыс.шт. яиц, тыс.руб. |
182 |
290 |
108 |
Переменные расходы на 1 тыс.шт., тыс.руб. |
163 |
251 |
88 |
Сумма постоянных расходов на весь объём яиц, млн.руб. |
830 |
2214 |
1384 |
Прибыль, млн.руб. |
1460 |
5416 |
3956 |
Рентабельность, % |
17,9 |
32,4 |
14,5 |
В т.ч.: изменение объёма, % цены, % постоянных затрат, % переменных затрат, % |
2,8 95,2 -71,6 -11,9 |
Вывод: Рентабельность изменилась на 14,5%. Положительное влияние на изменение рентабельности оказали объём производства и цена, отрицательное – постоянные и переменные расходы.
На основании показателей, приведённых в таблицах 3.6.1 и 3.6.2, определим методом цепных подстановок резерв увеличения прибыли и рентабельности.
Резервы бывают явные и скрытые. Отрицательный результат, полученный в предыдущих расчётах, позволяет, используя метод цепных подстановок, определить улучшенные резервы в сравнении с базовым периодом (или возможным).
Алгоритм расчёта для прибыли:
Резерв повышения прибыли по факторам:
Расчёт резерва повышения рентабельности проводим по следующему алгоритму:
Резерв повышения по факторам:
Рассчитаем точку
Точка безубыточности по одному виду продукции в натуральном выражении рассчитывается по следующей формуле:
где ТО – точка окупаемости;
А – постоянные затраты;
Ц – цена;
в – переменные затраты.
Расчёт точки окупаемости и запаса устойчивости по реализации яиц можно представить в виде таблицы 3.6.3.
Таблица 3.6.3 – Расчёт точки окупаемости и запаса устойчивости по реализации яиц
Показатели |
2010 |
2011 |
Затраты по реализации продукции, тыс.руб.: постоянные переменные |
830 163 |
2214 251 |
Выручка от реализации, млн.руб. |
9623 |
22159 |
Объём реализации, тыс.шт. |
44925 |
57820 |
Цена, тыс.руб/тыс.шт. |
214 |
383 |
Порог рентабельности (точка окупаемости) |
16,3 |
16,8 |
Запас устойчивости, % |
99,8 |
99,9 |
Запас устойчивости определялся по формуле:
где БО – зона безопасного объёма продаж;
ВР – выручка от реализации;
ТО – точка окупаемости.
Кроме определения точки безубыточности по отдельным видам продукции данный показатель можно определить в целом по отрасли или организации. Точку безубыточности можно определить в стоимостном или натуральном выражении.
В целом по отрасли или организации она рассчитывается в стоимостном выражении:
где Дмп – доля маржинального покрытия в выручке.
Расчёты выполним в таблице 3.6.4.
Таблица 3.6.4 – Расчёт точки окупаемости (порога рентабельности) и запаса безопасного объёма продаж
Показатели |
2010 |
2011 |
Выручка от реализации продукции, млн.руб. |
9965 |
23008 |
Прибыль, млн.руб. |
1188 |
5051 |
Полная себестоимость продукции, млн.руб. |
8777 |
17957 |
Сумма переменных затрат, млн.руб. |
8067 |
15025 |
Сумма постоянных затрат, млн.руб. |
828 |
1105 |
Сумма маржинального дохода (выручка-затраты переменные) |
1898 |
7983 |
Доля маржинального дохода в выручке, % |
19 |
35 |
Точка окупаемости (порог рентабельности), млн.руб., % |
43,6 |
31,6 |
Запас устойчивости, % |
99,6 |
99,9 |
3.7 Методика подсчёта
резервов увеличения суммы
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду продукции. Основными их источниками являются увеличение объёма реализации продукции, снижение её себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация её на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рисунок 3.7.1).
Рисунок 3.7.1 – Структурно-логическая схема поиска резервов увеличения прибыли от реализации продукции
Для определения резервов
роста прибыли по первому источнику
(таблица 3.7.1) необходимо выявленный ранее
резерв роста объёма реализации умножить
на фактическую прибыль в расчёте
на единицу продукции
Таблица 3.7.1 – Резервы роста прибыли за счёт увеличения объёма реализации продукции
Вид продукции |
Резерв увеличения объёма реализации, тыс.шт. |
Фактическая сумма прибыли на 1 тыс.шт. продукции, |
Резерв увеличения суммы прибыли, тыс.руб. |
Яйца |
13 |
93670 |
1218 |
Информация о работе Анализ финансовых результатов и рентабельности сельскохозяйственных предприятий