Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 15:36, курсовая работа
В данной курсовой работе будет рассмотрена тема: «Анализ финансовых результатов и рентабельности сельскохозяйственного предприятия». Эффективный анализ финансовых результатов включает следующие этапы:
1) изучение динамики и структуры денежной выручки от реализации сельскохозяйственной продукции;
2) факторный анализ денежной выручки от реализации продукции;
3) изучение влияния факторов на изменение среднереализационных цен на продукцию;
4) факторный анализ финансовых результатов;
5) проведение маржинального анализа прибыли;
6) определение резервов увеличения объёма реализации продукции и улучшения финансовых результатов от реализации.
Введение 3
1. Теоретические основы 5
2. Экономико-финансовая характеристика хозяйства 18
3. Анализ финансовых результатов и рентабельности 26
сельскохозяйственных предприятий
3.1 Изучение динамики денежной выручки 26
от реализации сельскохозяйственной продукции
3.2 Изучение структуры денежной выручки 30
от реализации продукции
3.3 Факторный анализ денежной выручки от реализации продукции 31
3.4 Анализ прибыли от реализации продукции 34
3.5 Изучение величины рентабельности продукции 36
3.6 Маржинальный анализ прибыли, рентабельности. 39
Расчёт точки безубыточности
3.7 Методика подсчёта резервов увеличения суммы прибыли 44
и рентабельности
Заключение 46
Список использованной литературы 48
VРПiв – возможный объём реализации продукции с учётом выявленных резервов его роста;
Сiв – возможный уровень себестоимости i-х видов продукции с учётом выявленных резервов снижения;
З1 – фактическая сумма затрат по реализованной продукции в отчётном периоде.
Резерв повышения уровня рентабельности совокупного капитала может быть подсчитан по формуле:
где БП1 – общая сумма брутто-прибыли в отчётном периоде;
Р↑БП – резерв увеличения прибыли;
КL1 – фактическая среднегодовая сумма совокупного капитала в отчётном периоде;
Р↓КL – резерв сокращения суммы капитала за счёт ускорения его оборачиваемости;
КLД – дополнительная сумма основного и оборотного капитала, необходимая для освоения резервов роста прибыли.
Чистая прибыль является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия после выплаты процентов и налогов, экономических санкций и других обязательных платежей предприятия, покрываемых за счёт прибыли. Её величина зависит от факторов изменения общей суммы брутто-прибыли и факторов, определяющих удельный вес в ней чистой прибыли, а именно уровня процентного и налогового изъятия прибыли:
Чистая прибыль используется в соответствии с уставом предприятия. За счёт неё осуществляется инвестирование производственного развития, выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются резервные и страховые фонды и т.д.
Факторы, влияющие на пропорции распределения прибыли, делятся на внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся:
1) правовые ограничения
(ставки налогов на прибыль,
процентные отчисления в
2) система налоговых льгот при реинвестировании прибыли;
3) рыночная норма прибыли
на инвестируемый капитал,
4) стоимость внешних источников
формирования инвестиционных
К внутренним факторам относятся:
1) уровень рентабельности
предприятия, при низком
2) наличие в портфеле
предприятия высокодоходных
3) необходимость ускоренного
завершения начатых
4) уровень коэффициента финансового левериджа (соотношение заёмного и собственного капитала), который является одним из индикаторов финансового риска и одним из факторов, определяющих доходность собственного капитала;
5) наличие альтернативных
внутренних источников
6) текущая платёжеспособность
предприятия, при низком
В процессе анализа необходимо изучить динамику и выполнение плана по использованию чистой прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравнивают с данными бюджета и прошлых лет.
Дальнейший анализ должен
показать, насколько и за счёт каких
факторов изменилась величина основных
направлений использования
Основными факторами, определяющими размер капитализированной и потребляемой прибыли, могут быть:
1) изменение суммы чистой прибыли (ЧП);
2) изменение доли
По результатам анализа должны быть сделаны соответствующие выводы и выработана более эффективная политика управления процессом формирования и использования прибыли.
Дивидендная политика предприятия оказывает большое влияние не только на структуру капитала, но и на инвестиционную привлекательность субъекта хозяйствования. Если дивидендные выплаты достаточно высокие, то это один из признаков того, что предприятие работает успешно и в него выгодно вкладывать капитал.
Существуют два различных подхода в теории дивидендной политики. Первый подход основывается на остаточном принципе: дивиденды выплачиваются после того, как использованы все возможности эффективного реинвестирования прибыли, что предполагает рост их в перспективе. Второй подход вытекает из принципа минимизации риска, когда акционеры предпочитают невысокие дивиденды в текущий момент высоким в перспективе.
Источником выплаты дивидендов могут быть чистая прибыль отчётного периода, нераспределённая прибыль прошлых лет и специальные резервные фонды, созданные для выплаты дивидендов по привилегированным акциям на случай, если предприятие получит недостаточную сумму прибыли или окажется в убытке.
В мировой практике разработаны различные варианты дивидендных выплат по обыкновенным акциям:
1) постоянного процентного распределения прибыли;
2) фиксированных дивидендных выплат, независимо от дохода;
3) выплаты гарантированного минимума и экстра-дивидендов;
4) выплаты дивидендов акциями.
В процессе анализа изучают динамику дивиденда, курса акций, чистой прибыли на одну акцию за ряд лет, определяют темпы их роста или снижения, а затем производят факторный анализ изменения их величины.
В заключение разрабатывают мероприятия, направленные на повышение дивидендной отдачи акционерного капитала. Это в основном мероприятия, способствующие увеличению чистой прибыли и рентабельности собственного капитала.
Анализ чувствительности является одним из самых эффективных способов прогнозирования финансовых результатов. Являясь по своей сути детерминированной техникой моделирования, он позволяет оценить чувствительность всех результативных показателей к изменению внутренних и внешних факторов, а также их реакцию на принятие любого управленческого решения.
Чтобы всесторонне оценить
эффективность (выгодность) того или
иного мероприятия, необходимо выяснить,
как изменились или изменятся
в связи с его проведением
основные показатели хозяйственной
деятельности: объём производства и
реализации продукции, её себестоимость,
прибыль, рентабельность и т.д. Проведение
того или иного мероприятия может
быть эффективным с точки зрения
увеличения производства продукции, но
при этом может повысится её себестоимость,
снизится прибыль и уровень
2. ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА
В данной курсовой работе анализируемым предприятием является ОАО «Оранчицкая птицефабрика». Находится оно в Брестской области, Пружанский район, деревня Оранчицы.
Большая часть территории района находится в пределах Прибугской равнины и имеет в основном равнинную поверхность. Пружанский район по своим природным условиям относится к территориям средней водообеспеченности и располагается в бассейне двух морей – Черного и Балтийского. В районе выделяются следующие основные почвы:
- дерново-подзолистые
-дерново-подзолистые заболачиваемые,
временного увлажнения супесчаные и песчаные;
- дерново-подзолисто-глеевые и глееватые
супесчаные и песчаные;
- торфянисто- и торфяно-глеевые низинного
типа и торфяно-болотные маломощные и
среднемощные.
Климат района – умеренно-континентальный, неустойчиво-влажный. Осадков в среднем за год выпадает 572 мм. Вегетационный период 200 дней.
ОАО «Оранчицкая
птицефабрика» — небольшое, но высокоэффективное
предприятие по выпуску куриных
яиц. Оно располагает пятью
За последние
шесть лет здесь была проведена
модернизация производства и масштабная
реконструкция — построены
За прошедшую пятилетку на фабрике нарастили производство яйца до 94 процентов. Торговая марка «Деревенское яйцо» - не только визитная карточка предприятия, но и бренд, известный в республике и за ее пределами.
Сегодня на птицефабрике
выращивают только кур породы «Ломан-Белый».
Технологический процесс
Оранчицкая птицефабрика обеспечивает куриными яйцами весь Пружанский район и большую часть Брестчины. У предприятия есть три собственных торговых павильона — на территории самой фабрики, в Пружанах и в Бресте на рынке «Солнечный». Купить куриные яйца из Оранчиц можно и в сети магазинов столицы. Рынки сбыта постоянно расширяются. В этом году открылись такие новые направления, как Пинск, Малорита и Столин. А еще «Деревенское яйцо» востребовано в Москве и Смоленске. Около 25 процентов продукции птицефабрики экспортируется в Россию.
Далее я отражу экономико-финансовую характеристику предприятия в виде таблиц.
Таблица 2.1 – Динамика состава и структуры товарной продукции
Виды продукции |
2009 |
2010 |
2011 |
Темп роста, % | |||
млн.руб. |
% |
млн.руб. |
% |
млн.руб. |
% | ||
Травяная мука |
16 |
0,2 |
48 |
0,5 |
- |
- |
- |
Другая продукция |
2 |
- |
14 |
0,1 |
15 |
0,1 |
750 |
Итого по растениеводству |
18 |
0,2 |
62 |
0,6 |
15 |
0,1 |
83 |
Птица всякая (в ж.м.) на мясо |
303 |
3,4 |
292 |
2,9 |
504 |
2,2 |
166 |
Птица взрослая и молодняк (в ж.м.) на племенные цели и прочая продажа |
112 |
1,3 |
50 |
0,5 |
330 |
1,4 |
295 |
Яйца |
8525 |
95,1 |
9623 |
96 |
22159 |
96,2 |
260 |
Другая продукция |
- |
- |
- |
- |
15 |
0,1 |
- |
Итого по животноводству |
8940 |
99,8 |
9965 |
99,4 |
23008 |
99,9 |
257 |
Всего по сельскому хозяйству |
8958 |
10027 |
23023 |
257 | |||
Коэффициент специализации |
95,1 |
96 |
96,2 |
Из таблицы 2.1 мы видим, что товарная продукция в 2011 году по сравнению с 2009 годом выросла в 2,57 раза, в том числе товарная продукция растениеводства снизилась на 17%, а животноводства увеличилась в 2,57 раза. Специализированной продукцией данного предприятия является яйцо куриное, где наблюдается увеличение в 2,6 раза.
Таблица 2.2 – Динамика состава и структуры землепользования сельскохозяйственной организации
Экспликация земель |
2009 |
2010 |
2011 |
Темп роста, % | |||
га |
% |
га |
% |
га |
% | ||
Общая земельная площадь |
515 |
515 |
523 |
102 | |||
в т.ч. сельхозземли |
461 |
90 |
461 |
90 |
456 |
87 |
99 |
из них: пашни сенокосы пастбища |
367 27 67 |
72 5 13 |
367 27 67 |
72 5 13 |
362 27 67 |
69 5 13 |
96 - - |
Качество почвы,баллов: сельхозземель пахотных |
16089 13028 |
16089 13028 |
15914 12851 |
Анализируя динамику состава и структуры землепользования сельскохозяйственной организации мы можем наблюдать в 2011 году по сравнению с 2009 увеличение общей земельной площади на 2%. При этом, как видно из таблицы 2.2, площадь сельхозземли сократилась на 1%, в том числе пашни сократились на 4%, а сенокосы и пастбища остались неизменны.
Таблица 2.3 – Динамика численности трудовых ресурсов и обеспеченности ими
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
Темп роста, % |
Среднегодовая численность работников, чел |
157 |
163 |
171 |
109 |
в т.ч. трудоспособных |
152 |
153 |
167 |
110 |
Нагрузка на 1 трудоспособного, га: сельхозземель пахотных |
3 2,4 |
3 2,4 |
2,7 2,2 |
90 92 |
Информация о работе Анализ финансовых результатов и рентабельности сельскохозяйственных предприятий